Развитие речи. Конструкт НОД "Игры со звуком [ш]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Воспитательные задачи: 
Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]
Воспитывать умение слушать других не перебивая. 

Развивающие задачи:

Совершенствовать умение детей точно отвечать на поставленный вопрос

Развивать фонематический слух

Развивать артикуляционной и мелкой моторики

Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников

Обучающие задачи:

Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в слогах, в словах, в предложениях

Учить определять наличие в словах, предложениях звук [ш]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

организации совместной образовательной деятельности

Группа: Старшая группа

Образовательная область: Речевое развитие

Тема: «Игры со звуком [ш]»

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная

Учебно-методический комплект:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3. Занятия по развитию речи детей 3-6 лет/Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. -192 с.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Планируемый результат:

Дети проявляют интерес к занятию и стремление правильно произносить звук [ш]

Дети демонстрируют умение слушать других не перебивая

Дети проявляют навык правильного произношения звука [ш] в слогах, словах, предложениях

Дети демонстрируют умение определять наличие звука [ш] в словах, предложениях

Дети демонстрируют развитие фонематического слуха

Дети проявляют умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи: 

Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Воспитывать умение слушать других не перебивая.

Развивающие задачи:

Совершенствовать умение детей точно отвечать на поставленный вопрос

Развивать фонематический слух

Развивать артикуляционной и мелкой моторики

Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников

Обучающие задачи:

Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в слогах, в словах, в предложениях

Учить определять наличие в словах, предложениях звук [ш]

Дмитрий: развивать умение говорить внятно, в среднем темпе

Кирилл: развивать умение использовать в речи полные, распестрённые, простые предложения

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания:

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,

- воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения:

- принцип доступности

- принцип наглядности

-принцип систематичности и последовательности  

-принцип обеспечения активной речи

Методы воспитания: беседа, поощрение,

Методы обучения:

Словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием

Наглядные: иллюстрация, демонстрация

Практические: игровая ситуации

Оборудование: иллюстрация «змеи», изображение различных предметов, начинающихся на звук [ш], иллюстрации к артикуляционной гимнастики.

Последовательность деятельности  

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Этап организационно-мотивационный

Задача: организовать детей на предстоящую деятельность. Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

-Эмоциональное стимулирование

-Беседа

-Художественное слово

 -Ребята, сегодня у нас с вами не простое занятие! 

Сегодня на занятии

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ребята, а вы хотели бы отправиться в гости в страну звуков? А чтобы узнать к какому звуку мы сегодня в гости отправимся, нужно отгадать загадку.

Его произносит змея
И ежик, сердитый немножко,

Спускающий шарик и я, -
Но только не так - понарошку!
(Ш)

Молодцы! Мы отправимся в гости к звуку [ш]. Ребята, а кто знает, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

 Мы не можем звук увидеть,

 И не можем в руки взять.

 Звук мы можем только слышать,

 А еще его сказать.

Дети приветствуют воспитателя

Дети эмоционально реагируют отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение

Дети добровольно присоединяются к деятельности

Готовность к совместной деятельности. 

Дети проявляют интерес к занятию и стремление правильно произносить звук [ш]

2. Основной этап

Задача: побуждать детей на совместную деятельность. Закреплять произношение звука [ш]

2.1 Артикуляционная гимнастика

Задача: тренировка органов речи и постановка правильного произношения звуков

2.3 Включение в игровую деятельность

Задача: Совершенствовать умение детей точно отвечать на поставленный вопрос

Автоматизация звука [ш] в слогах.

Игра «Слова-рифмы»

Задача: Развивать фонематический слух (фонематические процессы)

Физкультминутка

Задача: совершенствовать умение детей двигаться в соответствии с текстом

 

Игра «Самый внимательный»

Задача: Учить определять наличие в словах, предложениях звук [ш]

Игра «Один-много»

Задача: Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в словах. Развивать грамматически правильную диалогическую речь

Пальчиковая гимнастика

Задача: Развитие мелкой моторики дошкольника

-Беседа

-Упражнение

-Объяснение

-Показ

-Беседа

-Упражнение

-Эмоциональное стимулирование

-Показ

-Эмоциональное стимулирование

-Беседа

-Упражнение

-Объяснение

-Беседа

-Эмоциональное стимулирование -Демонстрация

-Объяснение

-Упражнение

-Беседа

Ребята, а для того чтобы нам попасть в волшебную страну звука [ш], нам необходимо размять наш язычок. А как мы можем размять наш язычок?  В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. Вы готовы?

«Маляр»

Станем все мы малярами.

Кисточка- наш язычок.

Мы покрасим в окнах рамы,

А потом весь потолок.

«Часики»

Тик – так, тик – так – 
Ходят часики – вот так! 
Влево тик, 
Вправо так. 
Ходят часики – вот так!

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает, 
Пусть немножко подремает.

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим верхние и нижние, 
ведь они у нас не лишние.

Какие вы молодцы ребята, теперь наши язычки готовы отправиться в гости к этому звуку и познакомится с ним!

Ребята, вот мы и оказались в волшебной стране звука [ш]. Посмотрите, кто нас встретил в этой волшебной стране? Правильно, это змея, сегодня змея нас будет знакомить с этим звуком. Ребята, но у змеи случилась беда, она забыла, как нужно правильно шипеть. А вы знаете как нужно шипеть? Давайте вместе покажем змее! Но шипеть мы будем с вами по-разному. Слушайте внимательно и повторяйте шипелки за мной.

Ш-ш-ш-ш-ш

Ша-ша-ша

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Шо-шо-шо

Аш-аш-аш

Ош-ош-ош

Уш-уш-уш

Иш-иш-иш

Воспитатель просит повторить шипелки несколько раз

Какие вы молодцы, помогли змее, а теперь давайте произнесем долгий звук [ш], как будто ветер шумит. Давайте закроем глазки и произнесем этот звук еще раз. Ребята, посмотри ветер перенес нам листок со стихотворением, послушайте его. Все ли в нем верно?  В этом стихотворении, слова в которых есть звук [ш] поменялись местами. Вы поможете правильно составить предложения? Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

С другом мы играли в чашки … (в шашки).

 Пили чай из белой шашки … (чашки).

 Вылезла из норки шишка … (мышка).

 На нее упала мышка … (шишка).

 Под кустом сидели шишки … (мышки).

 На сосне висели мышки … (шишки).

 В воздухе летала кошка … (мошка).

 Молоко лакала мошка … (кошка).

Все слова вернули на свои места, молодцы ребята. А теперь пришло время нам немного отдохнуть. Вставайте со стульчиков.

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку, наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так (надуть щёки и кулачками нажать на них).

Ребята, а какие вы слова знаете начинающиеся на звук [ш]? А можете нам со змей их сказать, а то мы их немного подзабыли. Только слова называйте поочереди.

Как много слов змея узнала благодаря вам.

Змея предлагает вам поиграть в ее любимую игру. Вы хотите поиграть со змеёй. Игра называется «Один-много». Я буду называть вам один предмет, а вы много.

 Шар - шаров, кошка – кошек, мишка - мишек, мышка – мышек, шляпа- шляп, шкаф-шкафов, шорты-шорт.

 Ребята, нам пора возвращаться в группу и прощаться с нашей новой знакомой. Давайте закроем глаза и снова произнесем долгий звук [ш], чтоб ветер унес нас домой.

Ребята, а хотели бы вы выучить потешку , где в словах живет звук [ш]

«Оладушки»

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки -загибаем поочередно пальцы на обеих руках

Один Машеньке, один Мишенке,

один Пашенке, один Дашеньке, один Наташеньке.

Дети вступают в диалог с воспитателем, высказывают свое мнение, выдвигают предположения.

Выполняют артикуляционную гимнастику в соответствии с текстом

Вступают в диалог с воспитателем, знакомятся с жителем «страны звука [ш]». Правильно произносят шипелки.

Дети подбирают слова в

соответствии с текстом стихотворения

Дети выполняют движение в соответствии с текстом стихотворения

Дети придумывают и называют слова в которых присутствует звук [ш]

Дети называют слова в множественном числе

Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.

 Повторяют стихотворения, для пальчиковой гимнастики, за воспитателем. Дети совместно с воспитателем разучивают потешку.

Дети демонстрируют готовность к совместной деятельности.

Дети проявляют навык правильного произношения звука [ш].

Дети демонстрируют умение точно отвечать на поставленные вопросы

Демонстрируют умение произносить звук [ш] в слогах

У детей развит фонематический слух

Дети эмоционально зарядились

Дети демонстрируют умение определять наличие в словах звука [ш]

Дети демонстрируют умение правильно произносить звук [ш] в словах

Дети демонстрируют развитие мелкой моторики рук

7.Подведение итога

Задача: учить детей анализировать свою деятельность

Беседа

Эмоциональное стимулирование

Ребята, в какой стране мы сегодня с вами побывали? Какой звук мы тренировались произносить? Кто нас встретил в этой стране? В какие игры мы сегодня играли вместе со змеёй, а какие задания выполняли?

Какая игра вам больше понравилась?

Какое у вас настроение после занятия?

Дети высказывают свое мнение.

Дети проявляют активность и инициативность в беседе

8.Открыторсть

 -Беседа

-Поощерение

 Ребята, вы сегодня все больше молодцы. Наша новая знакомая, перед уходом, попросила подарить вам небольшие подарки

Ребята, что это?

Правильно, это раскраски со змеёй.

Когда у вас будет свободное время, вы можете сесть и раскрасить и.  

Дети отвечают на вопросы высказывая свое мнение

Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Сказки о живых звуках .

Сказку можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенности их развития, объёме  знаний и умений,этапа работы над изучением звуков, целей конкретного...

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе звук [ы]

Уточнять произношение звука [ы] в изолированном виде, словах, фразах; развивать фонематическое восприятие; учить выделять звук [ы] в словах; упражнять в образовании существительных множественного числ...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звук ш, буква ш

Конспект занятия по развитию речи на закрепление представлений о звуке ш, букве ша...

Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...

Конспект НОД по развитию речи Тема: «Что такое звук? Дифферинциация звуков з-ж»

Цель: Закрепить правильное произношение звуков з-ж...