мнемотаблицы для развития речи детей с онр
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Смакотина Любовь Ивановна

использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, перессказа произведений художественной литературы, заучивание песен, составления описательных рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект мнемотаблицы590 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Использование мемотаблиц в развитии связной речи  детей с ОВЗ »

Выполнил:

Смакотина Любовь Ивановна

Воспитатель,

МБУ СОШ № 26 СП Детский сад «Тополек»

Формулирование проблемы

ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –

  1. НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

          На сегодняшний день- образная, богатая синонимами, дополнениями, образными высказываниями речь у детей явление очень редкое. По тому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития. А в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

Речь  детей  :

  1. Односложная, состоящая из  простых предложений. Дети неспособны грамматически правильно построить распространённое предложение.
  2. Бедная, недостаточный словарный запас. (На бытовом уровне).
  3. Бедная диалогическая речь: не умеют правильно грамотно сформулировать вопрос и построить верный развернутый ответ.
  4. Неспособность построить монолог: сюжетный, описательный рассказ или пересказ своими словами.
  5. Отсутствие логического обоснования своих высказываний, утверждений, выводов.

  • Почему это стало проблемой?

  Педагогу необходимо сделать процесс обучения интересным, привлекательным, занимательным и в то же время развивающим.

Развитее детей с ОВЗ идет неравномерно: западают высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера и речевое развитие.

Почему ее следует решать?

От степени сформированности связной речи зависит дальнейшее

 развитие ребенка  и приобретение им учебных знаний

 в системе школьного обучения.  

          Формирование связной речи  - наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Особенно актуальна это проблема по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых наблюдается  общее недоразвитие речи. Становление связной речи у  детей с речевыми нарушениями осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными особенностями этих детей. У детей с общим недоразвитием речи отмечается системное недоразвитие речи, в сочетании с отставанием ВПФ, а особенно памяти. Наряду с общепринятыми приемами обоснованно использование оригинальных, творческих методик и приемов, эффективность которых очевидна. Одним из таких методов являются мнемотаблицы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Разработать содержание  работы по формированию монологической формы речи у детей посредством использования мнемотаблиц .

ЗАДАЧА: Совершенствовать монологическую форму речи (пересказ, рассказ).

 

 Проект организуется для детей с ОВЗ.

2. Развив Совершенствуем монологическую форму речи у детей дошкольного возраста.

 Совершенствуем монологическую форму речи посредством мнемотаблиц.

Миссия проекта

Миссия проекта – Преодоление проблем в речевом развитии у детей с ОВЗ.

Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:

  1. Для кого мы это делаем?
  2. Что мы делаем?
  3. Как мы делаем это?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника

В своей работе многие педагоги  (Т.А. Ткаченко, В.К. Воробъева, Л.Н.Ефименкова)

 широко используют мнемотаблицы.

 Язык мозга - это образы, прежде всего зрительные.

 Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

 И в дальнейшем при припоминании по одному из образов

 этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные ассоциации.

Мнемотаблица - это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти рисунки-схемы, ребенок легко запоминает информацию.

Как писал в свое время К.Д.Ушинский: «Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему пять словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и но их усвоит на лету». Рассматривание картинок помогает детям называть предметы, их характерные признаки, воспроизводимые с ними действия.

Мнемотаблица – это план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С. Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1  -  Рассматривание таблицы и разбор того,
что на ней изображено.
Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е.

 преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)

с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка

метода запоминания
Этап №4  - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5  - Каждая таблица может быть воспроизведена

ребенком при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.                                                                                                                                                                       Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы.

Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Где и как могут использоваться мнемотаблицы:

  • Как дидактический материал
  • Для составления рассказов                                                                                                                                                        
  • Для пересказа произведений художественной литературы
  • Для заучивания стихов (правил)
  • Для отгадывания и составления загадок
  • Для обогащения словарного запаса

Многофункциональность мнемотехники

На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета раскрывать существенное в объекте замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Мнемотаблицы, это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Не стоит ограничиватся только мнемотаблицами. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Составление описательного  рассказа.     

Это наиболее трудный вид в монологической речи.  Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что для ребенка очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. При пересказе можно использовать не только готовую мнемотаблицу, но и нарисовать ее самостоятельно, вместе с детьми, что облегчит процесс припоминания литературного произведения.

Этапы работы по пересказу рассказа:

  1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
  4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
  5. Коллективный пересказ.
  6. Самостоятельный пересказ текста.
  7. Анализ самостоятельных пересказов детей.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка- зима».                                                                                                             

Чтение рассказа:

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

                                                              4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Для пересказа сказок были подобраны произведения и составлены мнемотаблицы к ним:

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\таблицы Сказки\Курочка ряба.jpg          C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\таблицы Сказки\Кот, лиса и петух.jpg       C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\таблицы Сказки\Крошечка- хаврошечка.jpg     

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\таблицы Сказки\Лисичка со скалочкой.jpg     C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\таблицы Сказки\Лисичка-сестричка и серый волк.jpg      C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\таблицы Сказки\Машенька и медведь.jpg

В процессе работы уменьшается количество мнемотаблиц и в итоге дети свободно пересказывают рассказы и сказки с использованием мнемотаблиц и без них.

  Н.Нищева «Ёлочка»                                                                                                «Дед Мороз»

                                                                                      

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений,

 песен на музыкальных занятиях.

 Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание

придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение

зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя

 графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

 На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения

 ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Информационные источники:

Ю. В. Усенко « Использование мнемотаблиц в познавательно- речевом развитии дошкольника». Дошкольная педагогика» №7 2013 г.

Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.

Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.

В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...

буклет «Родителям о мнемотаблицах для развития речи детей с ОНР»

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Работа с мнемотаблицами решает задачи, направленные на: развитие основных психических...

Самообразование ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Проект«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»...

Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста

Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или теа...