Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей. Логоритмика – речь - движение – игра.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач  перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.           Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.

Используя элементы логоритмики, отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Использование логоритмики способствует развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей.  Логоритмика –  речь - движение – игра.

Логоритмика – комплекс упражнений, где выполняемые движения сопровождаются произнесением соответствующего текста.

Упражнения по логоритмике обычно включают в себя следующие элементы:

  • ходьба с постоянным изменением направления;
  • упражнения, развивающие дыхание, артикуляцию, голос;
  • упражнения на развитие внимания и активизацию мышечного тонуса;
  • речевые упражнения;
  • упражнения на формирование чувства музыкального ритма;
  • упражнения, развивающие мелкую моторику;
  • пение.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

        «Гном»

Дождик, дождик за окном.                  Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, рук  на поясе.

Под дождем остался гном.                  Приседают.

Поскорей кончайся, дождик,              Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки.

Мы гулять идти не можем.                 Идут по кругу, взявшись за руки.

 «Поезд»

Логопед предлагает детям встать с ковра, построиться друг за другом, как вагончики Илюшиного поезда. Логопед изображает паровоз, дети — вагончики. Сначала осуществляется движение в медленном темпе, потом — в более быстром.

 «Брюки»

Эти брюки для Илюши        По два раза топают сначала правой, потом левой ногой.

Сшила бабушка из плюша.                    Показывают, как бабушка шьет брюки.

Ходит в них гулять Илья,        Идут по кругу, взявшись за руки.

Он большой, как ты и я.        Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.

 «Платье»

Это платье для Наташки —                  Четыре ритмичных поворота вправо влево, руки на поясе.

Красные горошки.         Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка,                   «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки.         Прикладывают обе ладошки к животику.

«Листья»

 Листья осенние тихо кружатся,          Кружатся на месте, расставив руки  в      стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся     Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,            Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят.              Кружатся на месте на носочках

 «Урожай»

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.

И картошки накопаем.

«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный,

очень вкусный.

Рисуют в воздухе круг три раза.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.

И вернемся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Поглаживают ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спинке, по хвостику.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Бегут по кругу, высоко поднимая колени.

«Ежик и барабан»

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Маршируют, спрятав руки за спину.

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Подносят корту воображаемое яблоко то одной, то другой рукой. Разводят руками.

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Прыгают на двух ногах, руки на поясе.

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

«Дождик».

Капля раз,

Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два,

Прыжок на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва.

4 прыжка на носочках, руки на поясе.

А потом, потом, потом

8 прыжков на носочках, руки на поясе.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли.

Сомкнуть руки над головой полукругом.

 «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник,

Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются,

Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Легли, вытянулись.

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

Делают 4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Делают 4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой. Часто потряхивают руками-«крылышками», опущенными вниз.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Делают 2 поворота головой с кивком — вправо, влево.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Разбегаются по группе, взмахивая руками как крыльями.

«Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома

Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

«Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького.

Никто не проедет, никто не пройдет,

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга.

 «Карусель»

Мы примчались к карусели.

Стоят, повернувшись лицом в круг.

— Все успели?

Наклоняют головы влево, разводят руками.

— Все успели.

Кивают головами.

— Все ли сели?

Наклоняют головы вправо, разводят руками.

— Все мы сели.

Кивают головами.

— Полетели?

Пожимают плечами.

— Полетели.

Кивают головами.

И за тридевять земель

Понесла нас карусель.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Но земля зовет обратно,

Медленно идут по кругу, держась за руки.

Хоть и мило в синеве.

После космоса приятно

Поваляться на траве.

Ложатся на ковер.

«Кошка»

Вы со мной знакомы близко.

Я приветливая киска.

Идут по кругу на носочках крадучись, держа согнутые руки перед грудью.

Кверху — кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Вновь идут по кругу крадучись.

Но дразнить меня опасно —

Я царапаюсь ужасно.

Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».

 «Домашние птицы»

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад.

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками-«крылъями» по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад.

«Заяц Егорка»

Заяц Егорка

Дети бегут по кругу,  взявшись за руки.

Свалился в озерко.

В центре на корточках сидит один ребенок.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.

«Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома

Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот,

«Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького.

Никто не проедет, никто не пройдет,

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга.

«Утки»

Ути-ути-утки,

Уточки-малютки.

Вперевалку идут по кругу друг за другом.

На волнах качались,

Приседают.

Брызгались, плескались.

Встают, машут руками как крылышками.

«Мчится поезд»

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего ребенка.

Паровоз пыхтит.

Тороплюсь! — гудит.—

Тороплюсь! Тороплюсь!

Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.

«Шофер»

Качу, лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер

И сам — мотор.

Бегут по кругу и крутят воображаемый руль.

Нажимаю на педаль —

И машина мчится вдаль,

Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону

 «Мотылек»

Мотылек-витилек,

Принеси нам ветерок:

  Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

От ворот — поворот

Гнать кораблик в ручеек.

  Меняют направление движения.

Вей, вей, ветерок,

  Останавливаются, поворачиваются лицом в    круг, машут руками.

Натяни парусок,

Гони стружок

С запада на восток.

  Тянутся, подняв руки вверх.

  Бегут по кругу, взявшись за руки.

«Зима прошла»

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

      Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам.

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,

     Бегут по кругу, взявшись за руки.

И не зябнут лапки —

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки —

Чик-чирик!

      Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом против.

«На лужайке»

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я — подснежник,

ты — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Встают в круг, берутся за руки.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Делают 4 шага назад, расширяя круг.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Становитесь в круг опять,

Смыкают круг.

Будем в солнышко играть.

Опять бегут по кругу.

Мы — веселые лучи,

Останавливаются, тянутся на носочках.

Мы резвы и горячи.

Прыгают на носочках, руки на поясе.

«На окне в горшочках»

Поднялись цветочки.

Медленно встают.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

             Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

            Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

«Тузик»

Вот он крутится волчком,

Тузик, Тузик, хвост крючком,

Стоя на месте, выполняют повороты корпусом, руки на поясе.

Вот летит во весь опор

Бегут по кругу.

То на речку, то во двор.

Меняют направление движения.

То дежурит у ворот —

Словом, дел невпроворот.

Прыжки на месте, руки на поясе.

«Заяц Егорка»

Заяц Егорка

Дети бегут по кругу,  взявшись за руки.

Свалился в озерко.

В центре на корточках сидит один ребенок.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.

«Мотылек»

Мотылек-витилек,

Принеси нам ветерок:

Бегут на носочках, взмахивая руками как крыльями.

От ворот — поворот

Гнать кораблик в ручеек.

Меняют направление движения.

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, тянутся руками вверх.

Гони стружок

С запада на восток.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

«Аквариум»

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Останавливаются, делают рожки из пальников, наклоняют голову влево-вправо.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Передвигаются по кругу, опустив руки и выполняя движения ладонями вперед-назад.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

Повороты туловища влево-вправо.

«На закате тучки тают»

На закате тучки тают,

Ходит ветер круговой,

Идут по кругу, взявшись за руки.

Чайки легкие летают

Над холодною Невой.

Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

«Одуванчик»

Как воздушный шар на ножке,

   Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.

Одуванчик у дорожки.

   Делают наклоны влево-вправо.

Одуванчик — шарик белый.

   Опять встают на носочки.

Дунул я. И улетел он!

  Дуют, округлив губы, не раздувая щек.

Литература

  1. Волкова  Г. А. Логопедическая  ритмика  М.  2003г.
  2. Нищева Н.В., Л.Б. Гавришева Новые логопедические распевки, музыкальные пальчиковая гимнастика, подвижнее игры, «Детство-Пресс», 2012.
  3. Н. В. Микляева, О. А.  Полозова,  Ю. Н. Радионова.   Фонетическая  и  логопедическая  ритмика  в  ДОУ, М.  2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методик физического воспитания в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет.

Проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время  потому, что большинство используемых физических упражнений при традиционном физическом воспитании лиш...

Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.

Аннотация: В статье представлены особенности  формирования сенсорного восприятия  дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...

"Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей"

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога ДОУ....

Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников

Метод наглядного моделирования - Мнемотехника, ТРИЗ - технологии, Лэпбуки, а также дидактический Синквейн, Квест-игры можно и нужно использовать в системе работы по развитию речи дошкольников....

«Использование нетрадиционной методики Су-джок в речевом развитии детей».

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ, является работа по развитию речи детей. Развитие мелкой моторики одна из составляющих этого направления. Новизна опыта состоит в создании систем...