Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (в рамках тематической недели «В мире животных»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сунчугашева Елена Константиновна

Тема: «Дикие животные зимой» (развитие речи)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_dik_zhiv_zimoy.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

        (в рамках тематической недели «В мире животных»)        

Тема: «Дикие животные зимой» (развитие речи)

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о диких животных зимой.

Задачи:

создать условия для уточнения грамматического понятия слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросу «кто?»;

создать условия для развития словарного запаса;

создать условия для воспитания бережного отношения к природе;

создать условия для закрепления навыка самоконтроля за речью.

Организация детских видов деятельностей:

  • общение ребенка с взрослым;
  • общение ребенка со сверстниками;
  • исследовательская деятельность (исследовательская практика);

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Письмо.

Выставляются картинки диких животных.

Белые шапки 
На белых берёзах,
Белый зайчишка 
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза,
По белому лесу
На лыжах бегу.

- О каком времени года этот отрывок из стихотворения?

- Сегодня «Красавица зима» отправила письмо.

«Ребята, я приготовила для вас задания. Нужно стараться говорить четко и правильно отвечать на вопросы. Пользоваться правилом: «Подумай, а потом ответь». За ваши ответы приготовила вам сюрпризы».

Повторение.

- Подберите к предмету характерные признаки, подставляя вопрос.

- Зима (какая?)…(холодная белая, снежная).
- Снег (какой?)….(рыхлый, липкий, белый).
- Мороз (какой?)…(жгучий, сильный, трескучий).
- Ветер (какой?)…(пронизывающий, резкий, сильный).
- Деревья (какие?)…(голые, сонные).
- Дни (какие?)…(короткие, холодные, ясные).

- Ребята, отгадайте загадки.

1.Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой. 
Ну, и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой.
(Белка).

2.Угадайте что за шапка.
Меха целая охапка, 
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.

(Заяц).

3.Весь в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(Ёж).

4.Серовато, зубовато, 
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.

(Волк).

5.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её –
(лиса).

6.Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь).

Дети высказывают свои предположения.

Дети подбирают к предмету характерные признаки, подставляя вопрос.

Дети отгадывают загадки.

Условия для поддержки познавательного интереса.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления мотивации на предстоящую деятельность.

Условия для развития словарного запаса.

Условия для поддержки познавательного интереса;

условия для выражения детьми своих мыслей.

Основная часть

Поисковый этап

Белка, заяц, ёж, волк, медведь, лиса.

Картинки диких животных: белка, заяц, волк, лиса, барсук, лось.

Знания о жизни диких животных зимой.

Игра «Кто пропал?»

- Назовите всех животных по порядку, чётко проговаривая слова.

КТО ЭТО? Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сама убирает картинку.

- Кто убежал? (Волк).

- Опишите волка. Волк (какой?)…

- Кто спрятался? (Лиса).

- Опишите лису. Лиса (какая?)…

- Кто пропал? (Медведь).

- Опишите медведя. Медведь (какой?)…

Работа с предложениями:

а) Игра «Закончи предложения».

- Ребята, а сейчас подумайте, про кого можно так сказать? (Индивидуальная карточка).

- Неуклюжий, как …
- Быстроногий, как …
- Хитрый, как …
- Голодный, как …
- Колючий, как …

б) Таблица «Кто, где живёт?» (Вместо вопроса поставить картинку или слово).

(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.

- Немного отдохнём.

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Вопросы и задания.

а) Белка и заяц.

- Что общего в подготовке к зиме у этих животных?

(Меняют окраску меха).

- В чём разница?

(Белка делает запасы, а заяц нет.) ( У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.)

б) Волк и лиса.

- Готовятся ли эти животные к зиме? Почему?

- Чем они питаются зимой?

в) Медведь и ёж.

- Как готовятся к зиме эти животные?

(Усиленно питаются, устраивают место для проведения зимы.)

- Как они проводят зиму?

- Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят?

(Показать картинку барсука).

- А какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы сумеете ответить на поставленный вопрос.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
 (Лось).

- Почему трудно лосю зимой?

- Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник)

- Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.

- Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.

- В книге законов нашей страны есть статья, в которой говорится об охране животных.

- Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую сибирскую зиму.

Дети называют животных по порядку, четко проговаривая слова.

Дети участвуют в игре.

 

Участие детей в физкультминутке.

Дети отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

Условия для уточнения грамматического понятия слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросу «кто?».

Условия для развития речи.

Условия для снятия напряжения.

Условия для закрепления навыка самоконтроля за речью.

Условия для поддержки познавательного интереса.

Условия для воспитания бережного отношения к природе.

Рефлексивно-оценочный

Коробочка с животными.

- О ком мы говорили, вы сумеете рассказать, если правильно на ощупь определите предмет.

(За правильный ответ предоставляется право открыть изображение снежинки с определённой буквой. Должно открыться слово: «ура»). 

- Что нового вы узнали на занятии? 

Дети закрытыми глазами достают из коробочки «Зимушки - красавицы» фигурки диких животных.

Дети высказывают свои мнения.

Условия для поддержки познавательного интереса.

Условия для выражения детьми своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (в рамках тематической недели «Школа юного пешехода»)

Тема: «Школа юных пешеходов «Светофорчик» (развитие речи)Цель: создание условий для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения.Задачи:создать условия для закрепления знаний детей о правила...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (в рамках тематической недели «Милая мама, мама моя»)

Тема: «Цветы для мамы» (рисование).Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Цветы для мамы»....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (в рамках тематической недели «На страже стоит воин и народ спокоен»)

Тема: «Танк» (лепка)Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности «Танк»....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели «Наши верные друзья» (Домашние животные и птицы))

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (в рамках тематической недели "Наши верные друзья"Тема: "Коровка Буренка"Цель: создание социальной си...