Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми старшей логопедической группы "Птицы весну принесли"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Липкина Надежда Андреевна

Расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.

Развивать интерес и любовь к устному. народному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_vesnu_prinesli.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №83 комбинированного вида Приморского района

Санкт-Петербурга

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию

с детьми старшей логопедической группы

Тема: "Птицы весну принесли"

Использование СОТ:

игровая технология (сюрпризный момент, игровые ситуации)

технология: моделирование

Автор: Воспитатель Липкина Надежда Андреевна

2015

Цель: Расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.

Развивать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

"Речевое развитие"

1.Закреплять умение произносить слова со сложной слоговой структурой, грамматически правильно строить предложение.

2. Совершенствовать интонационную выразительность при рассказывании стихов, закличек, пословиц.

3.Развивать у детей связную речь и навыки общения, речевой слух, общие речевые навыки, память, мышление.

"Познавательное развитие"

4. Формировать знания детей о народных приметах, воспитывать интерес  и эмоциональное отношение к природе.

5. Развивать познавательные способности детей.

"Социально - коммуникативное развитие"

6. Воспитывать у детей активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • Разучивание закличек, пословиц, поговорок о весне, хороводных игр;
  • Чтение художественной литературы по теме;
  • Наблюдение за птицами на прогулке;
  • Изобразительная деятельность по теме:

- рисование птиц

- оригами "Грач"

- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов гнезд

- рассматривание картин из альбома Веретенниковой.

Материал: Коврограф, мнемотаблицы на стихотворения: "Снегирь", "Синица", "Не робей воробей", "Сельская песенка", набор картинок зимующих и перелетных птиц, разрезные картинки с изображением птиц.

Игровая технология (сюрпризный момент, игровые ситуации);

технология: моделирование (мнемотаблицы)

Содержание ООД:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вот мы и дождались весны. Много песен, стихов, поговорок сложено в народе об этом времени года, много веснянок. Вы знаете, что такое веснянка?

Дети: Это заклички, приговорки, маленькие песенки. Ими зазывают весну, чтобы снег растаял, чтобы птицы скорей прилетели. Дима, расскажи веснянку, позови весну.

- Приди, весна, весна красная,

С радостью, с великой милостью!

Сюрпризный момент: (Входит Весна)

- Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я. Вы меня позвали, вот я и пришла, услышала веснянку. Ребята, а кто из вас еще знает веснянки?

Дети:

- Ой, веснянки хороши.

Они по лесу пошли,

Они по лесу пошли.

Весну красную нашли.

- Пришла Весна - красна

Отворяй ворота.

Весна красная пришла

И веселье принесла.

- Иди, Весна, иди красна!

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

Весна: Молодцы, ребята, много веснянок знаете, вижу, что ждали весну, а знаете вы весенние месяцы?

Дети:

- март - протальник;

- апрель - снегогон, водолей;

- май - травень.

Весна: Да, март - первый месяц весны, весны света, еще лежит снег, но солнышко пригревает ласково. Недаром в народе говорят: "Весна, зажги снега!" Встанем в хоровод да поиграем в народную игру "Идет матушка - Весна"

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

Весна: Апрель - второй месяц весны, весны воды. Издавна в народе говорят: "Апрель - водолей". В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа, прольются первые весенние дождики. Давайте вспомним упражнение "Дождик" (на координацию движений)

- Дождик, дождик на дорожке

(стучат кулачками друг о друга).

Он намочит наши ножки

(наклоняются, хлопают ладонями по коленям).

Нужно ножки поднимать

(стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).

Через лужицы скакать

(указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).

Вот так, вот так

Через лужицы скакать

(прыжки из стороны в сторону).

Поспешим мы, поспешим,

От дождя мы убежим

(семенящий бег на месте).

Поспешим мы, поспешим,

От дождя мы убежим

(присесть — «спрятаться в домик»).

Весна: Ребята, напомните, как называется третий месяц весны? А как его называют в народе?

Дети: Май - травень.

Весна: (Игра с мячом "Скажи пословицу о весне") - Пословицу о весне скажет тот, кому мяч в руки попадет.

Дети:

- Весна - зажги снега, заиграй овражки.

- Весна отмыкает ключи и воды.

- Весна днем красна.

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

- Матушка весна всем красна.

- Весна днём красна.

- Весна-красна пришла — на все пошла.

- Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Воспитатель: Но какая же весна без птиц! А вы хотите, чтобы птицы быстрее прилетели? Тогда давайте их хорошо позовем, чтобы птицы услышали и увидели, как мы их ждем, и тогда они прилетят. Мы с вами знаем, что у нашего народа есть много разных примет и некоторые из них связаны с птицами. Какие приметы вы знаете?

Дети:

- Грач на горе - весна во дворе;

- Журавль прилетел и тепло принес;

- Ласточка прилетела - скоро гром загремит;

- Увидел скворца - весна у крыльца;

- Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне. 

- Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним игры с пальчиками:

1. "Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо,

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно..."

2. "Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет"

Воспитатель: А еще мы с вами знаем стихи про птиц, но пока только про зимующих. Кто помнит стихи и расскажет? А помогут вам мнемотаблицы:

Дети рассказывают стихотворения:

1. "Снегирь" (мнемотаблица)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это...(снегири)

2. "Синица" (мнемотаблица)

- Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.

3. "Не робей воробей" (мнемотаблица)

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

Весна: Молодцы, ребята! А я не просто к вам пришла в гости, я принесла вам задания. И вот вам первое задание - здесь картинки зимующих и перелетных птиц, я случайно их все перемешала, разберите их, пожалуйста, и назовите изображенных здесь зимующих и перелетных птиц. Дидактическая игра "Зимующие - перелетные" (Диалог детей с воспитателем).

Весна: А вот здесь в конвертах тоже спрятались птицы, но чтобы узнать, что это за птицы, вам нужно сложить части картинок и правильно их назвать.

Дидактическая игра "Разрезные картинки"

Воспитатель: Молодцы! И это вам оказалось по силам. А сейчас мы с вами выучим стихотворение про ласточку, которое называется "Сельская песенка". Поможет нам в этом мнемотаблица. Выучим?

Сельская песенка.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Весна: Ребята, молодцы! Но пришла пора прощаться. Вы меня порадовали, так много знаете о весне: заклички, пословицы, народные приметы. Много рассказали мне о птицах и птицы обязательно прилетят в ваши края. Прежде чем уйти я хочу подарить вам вот такие пряники, они называются "жаворонки" и являются символом весны.

Воспитатель: Ребята, ну а мы давайте подарим весне на память о нашей встрече птиц, которых вы сделали сами. А теперь скажем весне до свидания и попрощаемся с ней до следующего года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Путешествие по городу Арзамасу». (старшая группа 5-6 лет)

Возрастная группа: старшая группа.Тип ООД: игра - путешествие.Форма организации: групповая.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое раз...

Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация» с использованием логоритмики в старшей логопедической группе ФФНР. «Зимушка хрустальная»

Логоритмическое занятие составлено совместно с  учителем – логопедом, музыкальным руководителем и воспитателями логопедической группы. На занятии ведется работа над выработкой четких, ...

НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА»

Цель: Развивать познавательный интерес дошкольников через создание ситуации затруднения. Задачи:Развивать связную речь дошкольников.Закреплять знания  о календаре и его назначении.Развивать ...

Организованная образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию в средней по лексической теме "Грибы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21250014","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», о среде их обитания, наз...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМА»

Цель: –формирование связной речи у детей, старшего возраста; создание доброго, позитивного настроения в процессе игры....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...