Влияние движения пальцев рук на развитие речи
статья по развитию речи на тему

Барковская Любовь Евгеньевна

Взаимосвязь развития моторики и речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_dvizheniya_paltsev_ruk_na_razvitie_rechi.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние движений пальцев на развитие речи.

                                                           «Источники способностей и дарований детей –      

                                                                        на кончиках их пальцев»

                                                                                                             В.А Сухомлинский.

Учёные установили закономерность: уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Эта роль пальцев была известна (бессознательно понята) очень давно. Талантливые люди из народа создавали такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и другие, в которых мать заставляет работать пальцы ребёнка. Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребёнка как  речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. Дело в том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок, почти треть всей площади, «заведует» движениями кистей рук, и находится он рядом с участком, «заведующим» движениями органов речи. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует и речедвижения.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.

- запускать пальцами мелкие волчки;

- разминать пальцами пластилин и глину;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- махать в воздухе только пальцами;

- кистями рук делать «фонарики»;

- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

- собирать все пальцы в щепотку;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на пальчик;

- завязывать узлы на толстой верёвке, на шнурке;

- застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

- закручивать шурупы, гайки;

- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

- складывание матрёшек;

- игры с вкладышами;

- рисование в воздухе;

- игры с песком и водой;

- мять руками поролоновые шарики, губку.

- рисовать, раскрашивать, штриховать;

- резать ножницами;

- рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых  игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Детям предлагаются разнообразные графические упражнения, такие как:

- рисование разнообразных дорожек (прямых, извилистых, широких, узких). Дорожки могут быть горизонтальными и вертикальными;

- штриховка. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д.

- обводка рисунка точно по линии, не отрывая карандаша от бумаги;

- соединение точек одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

- «клубочки»  - обвести клубочки по точкам, не отрывая карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края по часовой стрелке и против;

- рисование фигур – внутри большой постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры;

- продолжи узор по клеточкам;

- нарисовать рядом такую же картинку, как на образце;

- дорисуй картинку – дорисовывание второй половинки так, чтобы она была похожа на первую;

- графический диктант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние сформированности тонких движений пальцев рук на развитие речи". Автор Балюк Вера Петровна.

В данной статье рассматривается зависимость речевого развития ребёнка от уровня развития мелкой моторики и даются рекомендации по стимулированию речевого развития детей путём тренировки движений пальц...

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является ст...

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ  НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА...

консультация для родителей "Влияние движений пальцев рук на развитие речи дошкольников"

В статье раскрывается комплекс мер, способствующих развитию движений рук и речи дошкольников....

« Влияние движения пальцев рук на развитие речи»

Для того, чтобы совершенствовать тонкую моторику нужно включать в повседневную деятельность различные игры и упражнения....

В чем заключается влияние движений пальцев на речевое развитие.

Пальчиковые упражнения и игры - уникальное средство для развития речи и мелкой мотоики рук в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх  содержание стихотворения изобра...

Влияние сформированности тонких движений пальцев рук на развитие речи

в данной статье отражено влияние сформированности движений пальцев рук на развитие речи детей дошкольного возраста...