Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Звуки и слова »
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Малинина Валентина Викторовна

Занятие по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_podg.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №127

Город  Дзержинск  Нижегородской области.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе:

«Звуки и слова »

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Малинина Валентина Викторовна

Дзержинск

 Цель: формирование грамматически правильного строя речи детей подготовительной группы

 Задачи:

  1. Объяснить детям, что наша речь состоит из слов.
  2. Вырабатывать внимание и  прививать интерес к звучащему  слову.
  3. Учить подбирать родственные и аналогичные слова.
  4. Учить подбирать прилагательные и глаголы к словам, обозначающим названия игрушек, согласовывать их в роде и числе.
  5. Тренировать в подборе подходящих по смыслу слов к картине при определении их названия.

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент
  2. Образцы слов
  3. Поисковые и наводящие приемы
  4. Использование магнитофонных записей
  5. Игровые элементы
  6. Подведение детей к выводам
  7. Хоровые и индивидуальные ответы
  8. Физкультминутки
  9.  Подведение итогов

Дифференцированный подход:

ВУ – подбирают родственные и аналогичные слова самостоятельно

СУ - подбирают родственные и аналогичные слова при помощи наводящих вопросов воспитателя

НУ – повторяют за сверстниками подобранные ранее родственные слова, аналоги, прилагательные и глаголы

Материал:

  1. Магнитофон, записи.
  2. Игрушки: мишка, кукла, мяч
  3. Сюжетная картинка

Ход НОД

Действия воспитателя

 

Действия детей

Приветствие «Вот и сели снова в круг»

-Вот и сели снова в круг,

Слева друг, и справа друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Звучит магнитофонная запись: на ней слышатся капельки дождя, шум ветра, пение птиц.

-Ребята, что за чудесные звуки наполнили нашу группу сегодня? Что вы услышали?

-Молодцы ребята, а теперь я предлагаю вам закрыть глазки и послушать внимательно, какие еще звуки могут жить в нашей группе (воспитатель сминает бумагу, роняет деревянный кубик, дует в свисток)

-Правильно, ребята, мы слышим различные звуки. Мир полон звуков, и мы можем назвать их словами. Вся наша речь состоит из слов. Вот к нам в гости пришел плюшевый мишка. Как мы можем его назвать?

-Вот сколько слов и все они про нашего мишку. Давайте расскажем про него, какой он?

-А что он сейчас делает?

-А в лесу что он делает?

-Как вы думаете, мишка любит играть?

-Так давайте с ним поиграем.

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает им мяч, называя при этом слово. Дети должны отбросить мяч назад воспитателю, назвав при этом однокоренное слово.

-Кот

-Зима

-Молодцы ребята, а вы слышите какие-то звуки ?

-Кто же спешит к нам в гости? (воспитатель выносит куклу)

-Вот и куколка пришла к нам гости и тоже хочет, чтобы дети рассказали о ней что-то интересное. Как мы можем ее называть?

-Какая наша Машенька?

-Что Машенька делает?

-Молодцы ребята, вы сказали много слов, и мы многое узнали о мишке и кукле. Я сейчас задам вопрос, а вы должны ответить на него одним словом.

-Кто ты Арина?

-А как Дима может назвать себя одним словом?

-Вот видите, как можно по-разному сказать про одного и того же человека.

Маша пришла к нам не с пустыми руками, что же она принесла?

Что изображено на картине?

Правильно, а можем мы назвать эту картину одним словом?

-Давайте попробуем, какое название можно дать картине?

Посмотрите, ребята на картине собирают букетики из опавших листьев, значит какое время года изображено на картине?

Верно, а мы можем назвать так картину?

-Вот видите, всего одним словом мы смогли  назвали целую картину на которой детки играют, гуляют и собирают осенние листочки.

-Давайте вспомни, кто к нам приходил в гости?

-Что принесла куколка нам ?

-А что было самым трудным?

-Да это было сложно, но вы справились, и мы назвали картину словом «Осень», а из чего же состоят слова?

-Молодцы. Давайте попрощаемся с мишкой и куклой, и пригласим их еще к нам в гости.

Дети, проговаривая слова, берутся за руки и дарят всем улыбки.

-Капает дождь, птички поют, дует ветер.

-Шуршит бумага, что-то упало, свистел свисток.

-Мишутка, мишенька, медвежонок, медведь.

-Мохнатый, плюшевый, добрый, мягкий.

-Сидит, смотрит, улыбается

-Спит в берлоге, лапу сосет, ест малину.

-Да

-Котеночек, котик

-Зимний, зимующий

-Да, это кто-то стучится

-Кукла Маша

- Машенька, куколка, кукла Маша.

-Красивая, нарядная, добрая

-Играет с нами, гуляет, спит.

-Человек. Девочка.

-Сыночек

Картину.

Дети гуляют, играют, бегают,  на улице осень.

Да.

-Прогулке

-В садике

-Осень

-Да

-Мишка и кукла Маша

-Картину

-Дать название картине одним словом

Из звуков

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., Просвещение, 1977
  2. Гербова  В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка-Синтез, 2005
  3. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Цветок добрых слов"

Программное содержание:Дать общее понятие о языке как об основном средстве общения людей, рассказать о многообразии русского языка, языка межнационального общения людей в России, воспитывать любовь к ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами квест-игры Тема: «Дифференциация «Л» - «Ль». «Неизменяемое слово».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами квест-игры предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.Цель: формирование навыка дифференциации твердых...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе «Звук К-КЬ. Цветы»

Занятия по звуковой культуре речи позволит совершенствовать фонематическое восприятие детей, и создать условия для формирования звуковой культуры речи....

Обучение грамоте в подготовительной к школе группе "Звуко-буквенный анализ слова"

Презентация по формированию умения и навыка звукового анализа слова...