"Кто как зимует?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Аксененко Светлана Викторовна

Формирование навыков составления рассказов по картине.Нод по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_kak_zimuet.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная  образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе.

 

Тема: Составление рассказа по картине «Кто как зимует».

 Цель:  формирование навыков  составления  рассказа по картине.

Задачи:

-  Развитие связной речи;

- Уточнение словаря по темам «Дикие животные» и «Зима»;

- Обогащение словаря лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки;

- Развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения;

 - Расширение естественнонаучных представлений;

Предварительная работа. Заучивание загадок о диких животных; чтение рассказов Е. Чарушина «Рысь», «Белка», «Лиса», «Заяц», «Волк»; И. Соко-лова-Микитова «Белка»; К. Ушинского «Лиса Патрикеевна».

Воспитатель: Вы уже наверное заметили, что у нас в группе появилась новая картина? (Ответы детей). Как бы вы её назвали?

 Сегодня мы с вами рассмотрим эту  картину «Кто как зимует» и составим рассказ по ней. Посмотрите на картину и вспомните загадки о животных, которые изображены на ней.

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой.

 На увертки мастерица, А зовут ее ... (лисица).

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

 Уши серые торчком. (Волк)

По снегу бежит — петляет.

 К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц)

Лесники ее котят взять домой не захотят,

Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»

 Потому что это ... (рысь).

Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.

Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

 Рога раскинув широко. (Лось)

 Картина называется «Кто как зимует». На ней изображены животные в зимнем лесу. Расскажите мне про зимний лес, какой это лес, где лежит
снег, как выглядят деревья и кусты, что вы видите на снегу?  Вспомните рассказы, которые мы уже составляли  про  зимний лес.  Используйте  слова:
утопает, дремучий, заснеженный, пушистый.

Мы видим дремучий заснеженный лес. Он весь утопает в снегу. Пушистый снег лежит на земле, на голых ветках деревьев, на елочках. На снегу видны следы зверей.

Каких  животных   вы  видите  на  переднем плане? Расскажите о них, используя алгоритм.

На толстом суку сосны мы видим рысь. Это большая лесная кошка. Она пушистая, серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и короткий хвост. Рысь высматривает добычу. Слева от рыси, на той же сосне, сидит белочка. Это маленький зверек в серой шубке. У белки короткие передние лапки и длинные задние. Хвост у белочки пушистый, на ушах кисточки. Белочка держит в лапках желудь.

Теперь расскажите о животных, которых вы видите справа под деревом.

Справа под деревом мы видим двух волков. Волки стоят в глубоком снегу. Они большие, серые. Один волк что-то высматривает, а второй наклонился и нюхает снег. Волк нюхает заячьи следы:  здесь  недавно пробежал заяц.

Воспитатель: Расскажите о зайчике, которого вы видите на картине.

Слева под елочкой прячется маленький белый зайчик. У него пушистая шубка, длинные ушки, короткие передние и длинные задние лапы. Зайчик убегал от волков, устал и теперь отдыхает.

Воспитатель: Каких ещё животных вы видите на заднем плане картины? Расскажите о них.

В глубине леса слева мы видим лося. Он огромный,  стройный,  темно-коричневый.  У него большая голова с ветвистыми мощными рогами. Ноги у лося белые, как будто в чулках. Лось грызет кору молодой осины. Справа в глубине леса мы видим лису. Она не большая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее. А еще какие животные изображены на картине?

 Дети: Здесь нарисованы птички.

Воспитатель: Да, это зимующие птицы. Какую птицу вы видите на переднем плане? Что она делает?

Дети: Это синичка. Она сидит на заснеженном кустике.

Воспитатель: А что за птица изображена в верхнем левом углу картины?

Дети: Это клест. Он сидит на ветке сосны.

Воспитатель: Правильно. Клест лущит сосновую шишку и достает из нее семена.

Вы очень хорошо рассказали про зимний лес и составили рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.

Пальчиковая гимнастика.

ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ

У лисы в лесу глухом                                 Дети   загибают   пальцы   на

Есть нора —                                                 обеих   руках   —   по   одному

надежный дом.                                           пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней,

Коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

до весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                                       Поочередно хлопают в ладоши                       всем   тепло, уютно в нем.                    и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.        

Давайте обсудим, как вы будете составлять рассказ по картине. С чего вы начнете его?

Дети: Мы начнем рассказ с описания зимнего леса.

Воспитатель: О чем будете рассказывать дальше?

Дети: Мы составим рассказы обо всех животных: расскажем, как они выглядят, что делают.

Воспитатель: Используйте алгоритм. Он поможет вам ни чего не забыть при описании животных. Чем вы закончите рассказ? Рассказ  можно  закончить  описанием  того, что особенно понравилось на картине.

КТО КАК ЗИМУЕТ

Мы видим дремучий заснеженный лес. Он весь утопает в снегу. Пушистый снег лежит на земле, на голых ветках деревьев, на елочках. На снегу видны следы зверей.

На толстом суку сосны притаилась рысь. Это большая лесная кошка. Она пушистая, серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и короткий хвост. Рысь высматривает добычу.

Слева от рыси на ветке сосны сидит белочка. Это маленький зверек в серой шубке. У белки короткие передние лапки и длинные задние. Хвост у белочки пушистый, на ушках кисточки. Белочка держит в лапках желудь.

Слева под елочкой прячется маленький белый зайчик. У него пушистая шубка и длинные ушки. Зайчик убегал от волков, устал и теперь отдыхает.

В глубине леса мы видим лося. Он огромный, стройный, темно-коричневый. У него большая голова с ветвистыми мощными рогами. Ноги у лося белые, как будто в чулках. Лось грызет кору молодой осины.

Справа, на заднем плане, за волками, — лиса. Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.

В зимнем лесу есть и птицы. Это зимующие птицы. Синичка сидит на заснеженном кустике, а клест на сосне лущит сосновую шишку, достает семечки.

Мне очень понравилось, как художник нарисовал зимний лес.

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня описываете зимний лес.  С помощью алгоритма можно составлять любой рассказ обо всём что захотите.