ООД Речевое развитие. Развитие речи Рассказывание по серии картинок «Воришка». Старшая группа. Рапелова М. А.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рапелова Мая Айтмамедовна

ООД Речевое развитие.

Развитие речи

Рассказывание по серии картинок «Воришка».

Старшая группа.

Рапелова М. А.

 

Цель: активизация словаря. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных).

    Развитие навыков звукового анализа.

  Развитие связанной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия. Развитие моторики. Профилактика нарушений письменной речи.

  Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: серия картинок «Воришка»; предметные картинки с звуком (р) в начале, середине, конце слова; каточки-схемы к картинкам; нарисованные и наложенные друг на друга контуры самолета, рыбки, месяца и парохода; карандаши; мольберт.

Предварительная работа: пальчиковая гимнастика «Рыбка», развитие общих речевых навыков, работа с карточками-схемами к картинкам.

 

Ход:

Предложить детям занять места на стульчиках, стоящих полукругом перед мольбертом, и подготовиться к занятию.

   Отгадайте мои загадки и тогда узнаете, о ком мы будем говорить сегодня.

 

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну, конечно, это – (кот).

 

В воде мы живём,
Без воды пропадём. (Рыбки).

 

 

Летом я и мой дружок

Бегаем на бережок.

Мы чуть свет всегда встаем,

Спиннинг, удочки берем,

Червячков в консервной банке.

Это нужно для приманки.

Чем мы увлекаемся?

Как мы называемся? (Рыбалка, рыбаки)

 

 

Лакомство я для кота,
Но добыча не проста,
С рыбаками не дружу,
Стороной их обхожу,
А еще боюсь крючков,
Что купают червячков.
Я в воде скрываюсь зыбкой,
А зовут меня как? – (Рыбка).

 

Спокойный, важный и усатый,

Похож на тигра, – полосатый.

Он припеваючи живет – Большой и рыжий Васька – … (Кот)

 

 

Правильно. Сегодня мы будем говорить о рыбках, котах и рыбаке.

Игра «Подбери слова».

Кот (какой) – белый, рыжий, хитрый, проворный, ласковый...

Рыбка (какая) – большая, маленькая, золотая, аквариумная…

Рыбалка (какая) – удачная, хорошая, неудачная…

Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. Развитие диалогической речи.

 В произвольном порядке картины размещаю на столе и предлагаю детям определить их по порядку, в нужной последовательности.

  Дети выполняют задание.

-Вос-ль: кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

-Реб-к: я вижу мальчика. Он ловит в реке рыбку. Ему попалась большая рыбка.

-Реб-к: из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбку.

-Вос-ль: что вы видите на второй картинке?

-Реб-к: мальчик кладет рыбку в ведерко.

-Реб-к: а кот прячется за кустами.

-Вос-ль: что нарисовано на третьей картинке?

-Реб-к: мальчик забрасывает удочку, а кот собирается достать рыбку из ведра.

-Вос-ль: ну и чем же заканчивается история?

-Реб-к: мальчик подходит с маленькой рыбкой в руках к ведерку и с удивлением обнаруживает, что оно пустое. А кот сидит вдалеке и облизывается.

-Вос-ль: правильно. Сытый и довольный кот облизывается.

 

    Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.

 -Предлагаю детя пройти на ковер и сделать уже знакомую гимнастику.

Рыбка плавает в водице,      сложить ладони вместе и изобразить

Рыбке весело играть.           Как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,     Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.      Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула,       Снова показать, как плавает рыбка.

Крошку хлебную взяла,       Сделать хватательное движение двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,  Снова изобразить, как плавает рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

             М. Клокова.

Подготовка детей к рассказыванию.

Приглашаю детей сесть на стульчики и подготовиться к рассказыванию, придумать имя для мальчика и кличку для кота. Напоминаю, что рассказ можно начать со слова «однажды…»

Рассказ по серии картинок «Воришка». Развитие связанной речи.

Два-три ребенка по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать, это делаю я.

На рыбалке.

Однажды Саша отправился на рыбалку. Кот Василий пошел за ним. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу попалась большая рыбка. Он опустил рыбку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался к ведерку и вытащил рыбку. Пока Саша тащил рыбку по-меньше, кот с аппетитом ел большую рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда другую рыбку, и с удивлением обнаружил, что ведро пустое. Он очень удивился. А хитрый кот сидел в сторонке и облизывался.

-Вос-ль: молодцы, рассказы получились интересные.

Упражнение «Определи место звука в слове». Развитие навыков звукового анализа.

Предлагаю детям пройти к столу, где разложены предметные картинки и карточки-схемы.

 Определите место звука (р) в  названии картинки, и в зависимости от этого выберите  правильно карточку-схему к картинке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Упражнение «Что ты видишь?». Развитие моторики. Профилактика нарушений письменной речи.

Раздаю детям карточки и карандаши.

Найдите на картинке то, что было сегодня в нашем рассказе и закрасьте.

Нарисованы контуры самолета, рыбки, месяца и парохода.

Дети закрашивают рыбку, оцениваю правильность выбора и закрашивания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx_rasskazyvanie_po_kartinkam.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

ООД Речевое развитие.

Развитие речи

Рассказывание по серии картинок «Воришка».

Старшая группа.

Рапелова М. А.

Цель: активизация словаря. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных).

    Развитие навыков звукового анализа.

  Развитие связанной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия. Развитие моторики. Профилактика нарушений письменной речи.

  Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: серия картинок «Воришка»; предметные картинки с звуком (р) в начале, середине, конце слова; каточки-схемы к картинкам; нарисованные и наложенные друг на друга контуры самолета, рыбки, месяца и парохода; карандаши; мольберт.

Предварительная работа: пальчиковая гимнастика «Рыбка», развитие общих речевых навыков, работа с карточками-схемами к картинкам. 

Ход:

Предложить детям занять места на стульчиках, стоящих полукругом перед мольбертом, и подготовиться к занятию.

   Отгадайте мои загадки и тогда узнаете, о ком мы будем говорить сегодня.

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну, конечно, это – (кот).

В воде мы живём,
Без воды пропадём. (Рыбки).

Летом я и мой дружок

Бегаем на бережок.

Мы чуть свет всегда встаем,

Спиннинг, удочки берем,

Червячков в консервной банке.

Это нужно для приманки.

Чем мы увлекаемся?

Как мы называемся? (Рыбалка, рыбаки)

Лакомство я для кота,
Но добыча не проста,
С рыбаками не дружу,
Стороной их обхожу,
А еще боюсь крючков,
Что купают червячков.
Я в воде скрываюсь зыбкой,
А зовут меня как? – (Рыбка).

Спокойный, важный и усатый,

Похож на тигра, – полосатый.

Он припеваючи живет – Большой и рыжий Васька – … (Кот)

Правильно. Сегодня мы будем говорить о рыбках, котах и рыбаке.

Игра «Подбери слова».

Кот (какой) – белый, рыжий, хитрый, проворный, ласковый...

Рыбка (какая) – большая, маленькая, золотая, аквариумная…

Рыбалка (какая) – удачная, хорошая, неудачная…

Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. Развитие диалогической речи.

 В произвольном порядке картины размещаю на столе и предлагаю детям определить их по порядку, в нужной последовательности.

  Дети выполняют задание.

-Вос-ль: кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

-Реб-к: я вижу мальчика. Он ловит в реке рыбку. Ему попалась большая рыбка.

-Реб-к: из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбку.

-Вос-ль: что вы видите на второй картинке?

-Реб-к: мальчик кладет рыбку в ведерко.

-Реб-к: а кот прячется за кустами.

-Вос-ль: что нарисовано на третьей картинке?

-Реб-к: мальчик забрасывает удочку, а кот собирается достать рыбку из ведра.

-Вос-ль: ну и чем же заканчивается история?

-Реб-к: мальчик подходит с маленькой рыбкой в руках к ведерку и с удивлением обнаруживает, что оно пустое. А кот сидит вдалеке и облизывается.

-Вос-ль: правильно. Сытый и довольный кот облизывается.

    Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.

 -Предлагаю детя пройти на ковер и сделать уже знакомую гимнастику.

Рыбка плавает в водице,      сложить ладони вместе и изобразить

Рыбке весело играть.           Как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,     Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.      Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула,       Снова показать, как плавает рыбка.

Крошку хлебную взяла,       Сделать хватательное движение двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,  Снова изобразить, как плавает рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

             М. Клокова.

Подготовка детей к рассказыванию.

Приглашаю детей сесть на стульчики и подготовиться к рассказыванию, придумать имя для мальчика и кличку для кота. Напоминаю, что рассказ можно начать со слова «однажды…»

Рассказ по серии картинок «Воришка». Развитие связанной речи.

Два-три ребенка по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать, это делаю я.

На рыбалке.

Однажды Саша отправился на рыбалку. Кот Василий пошел за ним. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу попалась большая рыбка. Он опустил рыбку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался к ведерку и вытащил рыбку. Пока Саша тащил рыбку по-меньше, кот с аппетитом ел большую рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда другую рыбку, и с удивлением обнаружил, что ведро пустое. Он очень удивился. А хитрый кот сидел в сторонке и облизывался.

-Вос-ль: молодцы, рассказы получились интересные.

Упражнение «Определи место звука в слове». Развитие навыков звукового анализа.

Предлагаю детям пройти к столу, где разложены предметные картинки и карточки-схемы.

 Определите место звука (р) в  названии картинки, и в зависимости от этого выберите  правильно карточку-схему к картинке.

 

   

Упражнение «Что ты видишь?». Развитие моторики. Профилактика нарушений письменной речи.

Раздаю детям карточки и карандаши.

Найдите на картинке то, что было сегодня в нашем рассказе и закрасьте.

Нарисованы контуры самолета, рыбки, месяца и парохода.

Дети закрашивают рыбку, оцениваю правильность выбора и закрашивания.

http://dob.1september.ru/2003/15/f28.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Рассказы по картинкам

ОО Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Рассказы по картинкамФормы организации детской деятельности. Речевая ситуация.Виды детской деятельности: речевая, коммуникативная.Цель. Продолжать соверш...

ОО Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Рассказы по картинкам

ОО Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Рассказы по картинкам...

Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)

Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать  простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...

Конспект ООД. О.О. Речевое развитие. Тема: Обучение рассказыванию по серии картинок «Удачная рыбалка».

О.О Речевое развитиеТема: Обучение рассказыванию по серии картинок «Удачная рыбалка».Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности детейЗадачи: Связная речь: ...

Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»

Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии  сюжетных картин;- формир...