Звуковая культура речи во второй младшей группе
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Правильное произношении звуков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида»

                Конспект  занятия во второй

                   младшей группе на тему:

                       «Убираем урожай.  

         Звуковая культура речи. Звук[ у].»

                                                                   Воспитатель. 1КК.Сухинина О.Н

Звуковая культура речи во второй младшей группе.

Тема: Убираем урожай.  Звук[у]

    Ц е л ь .   Учить  детей  в  зависимости  от  ситуации  пользоваться  громким  или  тихим  голосом.

2. Учить  детей  правильно  воспринимать  словесную  инструкцию  независимо  от  силы  голоса,  которым     ее   произносят.  

   3.    Добиваться,      чтобы     дети    четко  произносили  звук  у  в  звукоподражаниях,  меняя  высоту  голоса  согласно  образцу  воспитателя .

4.  Учить    детей   правильно      воспринимать  и  соотносить  

силу звука со своими  действиями. .

При  произнесении  звука у :

    а)  губы  трубочкой  выдвинуты  вперед;

    б)   зубы  не  смыкаются,  они  закрыты  губами;

    в)  задняя  часть  языка  высоко  поднята  к  мягкому  нёбу;

    г)  мягкое  нёбо  поднято  и   прижато  к  задней           стенке   глотки  так,  что  проход  в  носовую  полость закрыт;  воздушная  струя  идет  через  рот;

    д)  голосовые  связки  напряжены,  сближены  и  колеблются,  в  

результате  чего  образуется  голос.

Ход занятия.

1.Развитие силы голоса .   

   . Ц е л ь .   Учить  детей  в  зависимости  от  ситуации  пользоваться  громким  или  тихим  голосом.

    П р е д ш е с т в у ю щ а я       р а б о т а .   Дети  учились  говорить  тихо  и  громко.

    П о д г о т о в и т е л ь н а я       р а б о т а .   Педагог      подготавливает  2  картинки.  На  одной  изображен  легкий  ветерок,  качающий  травку,  цветы.  На  другой — сильный  ветер,                       качающий  ветви  деревьев.

     Игра  «Дует  ветер»

     К р а т к о е     о п и с а н и е

     Дети  сидят  полукругом            на    стульях.

   Педагог        говорит:  «Пошли  мы  осенью  на огород убирать урожай .  Идем  полем,  светит  солнышко,  дует  легкий  ветерок  и  колышет  травку,  цветочки   (показывает  картинку).  Он  дует  тихо,  вот  так:   «у-у-у»  (тихо  и  длительно  произносит  звук  у ).  Пришли  на огород,  а там растет лук, капуста, огурцы. Убрали урожай. Собрались  идти  обратно.  Вдруг  подул  сильный  ветер   (показывает  картинку).  Он  громко  загудел:  «у-у-у...»   (громко  и  длительно  произносит  этот  звук).  Дети  повторяют  за  педагогом   как  дует  легкий  ветерок  и  как  гудит  сильный  ветер.

     Затем  педагог  показывает  картинки,  уже  не  произнося  звук,  

а дети  подражают соответствующему ветру.

     М е т о д и ч е с к и е      у к а з а н и я .   Педагог  следит,  чтобы  дети,  повторяя  за  ним,  соблюдали  ту  же  силу  голоса.

-В какое время года погода так резко меняется?(Правильно ,осенью)

-А сейчас мы превратимся в осенние листочки, которые ветер сорвал с деревьев.

2.Речь с движением  «Если  осень….»

Если осень ,каждый знает,(Дети бегут по кругу)

В небе листики гуляют,

Цветом листья разные:(Машут руками влево -вправо)

Желтые и красные.

Знают взрослые и дети,(Дети кружатся взмахивая обеими руками)

Ветер кружит листья эти,(Дети на носочках бегают по группе,)

Как пастух незримый вроде (выполняют танцевальные движения ,кружатся)

Ветер листья хороводит.

Те же весело кружатся

И нам под ноги ложатся.

Если бегать не спеша,

Слышно, как они шуршат (Покружившись ,дети приседают, обхватив колени руками)

Под ногами там и тут-

Детям песенку поют.(Дети бегают по группе, произнося: «Шур-шур -шур»)

   3. Работа над развитие  остроты  физического  слуха.

    Ц е л ь .   Учить  детей  правильно  воспринимать  словесную  инструкцию  независимо  от  силы  голоса,  которым     ее   произносят.  

     П о д г о т о в и  т е л  ь.н а я   ;р а б о т а.   Подобрать  овощи,  с  которыми  легко  производить  различные действия.

     Игра  «Кто  внимательный?» 

     К р а т к о е    о п и с а н и е

     Дети  сидят  в  3  ряда  напротив  стола           воспитателя.       (Первый ряд  на  расстоянии  2—3  м).  На  столе  лежат  различные  игрушки и овощи.  

Педагог говорит:  «Стали дети перевозить урожай .Дети,  сейчас  я  буду  давать  задания  тем,  кто  сидит  в  первом  ряду.  Говорить  я  буду  шепотом,  поэтому  сидеть  надо  тихо,  чтобы  всем  было  слышно.  Я  вызову  каждого  по  имени  и  дам  задание, а  вы проверяйте,  правильно  ли  оно выполняется.  Будьте  внимательны.

- Вова,  возьми  тыкву  и  положи ее  в  машину.

-Лена, возьми помидор и положи в сумку

-Данила, возьми баклажан и положи его в рюкзак».

     Задания   по  очереди   выполняют  все  дети,  сидящие  в  первом  ряду.  Затем  они  меняются  местами:  второй  ряд  занимает  место   первого,  третий — второго,  первый — третьего.

     М е т о д и ч е с к и е      у к а з а н и я .    Воспитателю   надо   следить,  чтобы  дети  сидели  тихо,  не  подсказывали  друг  другу.  

Задания  нужно давать  короткие  и  простые.

Молодцы. А сейчас поиграем с пальчиками.

4.Пальчиковая игра.

Левая рука.

Вырос у нас чесночок,(указательный палец)

Перец, томат ,кабачок,(средний)

Тыква, капуста, картошка,(безымянный)

Лук и немного горошка.(мизинец)

Правая рука.

Овощи мы собирали,(мизинец)

Ими гостей угощали,( безымянный)

Квасили ,ели, солили, ,(средний)

Сдачи домой увозили, ,(указательный палец)

Далее дети разминают большие пальцы на обеих руках:

Прощай же на год(правая рука)

Наш друг- огород(левая рука)

5.   Воспитание  четкого  произношения   звука  у   в  звуко­

подражаниях,  развитие  речевого  слуха.

    Ц е л ь .   Добиваться,      чтобы     дети    четко  произносили  звук  у  в  звукоподражаниях,  меняя  высоту  голоса  согласно  образцу  воспитателя.      .

     П о д г о т о в и т е л ь н а я    р а б о т а .  Подобрать  картинки  с  изображением      кукушки,  филина,   свиньи.

  Педагог .На чем  мы перевезли наш урожай ?В сумке ,в машине, в поезде в тележке. Увидала кукушка много овощей и как закричит.: « А  знаете,   как кукушка   кричит ?»КУ-КУ-КУ

-Умницы ребята. Филин   сидит   на   суку и говорит.

-Устали ребята

Педагог .Обращается   к  детям:   «А  знаете,   как  филин   кричит?  Фу -бу,  фу- бу...»  Дети  хором  повторяют:  «фу- бу...» Затем  рассматривается  картинка  «Поросенок  лежит возле грядок».  Педагог     говорит:     «Когда     поросенок     доволен,     он   дышит     так: «уф-уф...»   Дети   повторяют:   «уф-уф...»              Педагог предлагает:  «Я  кого-нибудь  вызову  и  покажу  картинки,  а  он  вспомнит  и  скажет,  кто  как  кричит».

    М е т о д и ч е с к и е    у к а з а н и я .    Во   всех  звукосочетаниях звук  у   надо  выделять,  произнося  его  длительнее.  Одни  звукоподражания      следует     давать    более  низким   голосом       (фу- бу,  уф)другие  более  высоким  (ку- ку-ку).  Правильный  ответ  ребенка  могут  повторить  все дети,  выделяя  голосом  звук у.

   6 .   Развитие  умения  различать  на  слух  силу  звука.

    Ц е л  ь.  Учить    детей   правильно      воспринимать  и  соотносить  силу звука со своими  действиями. .

    П о д г о т о в и т е л ь н а я     р а б о т а .   Подобрать овощ игрушку,  которую  легко  спрятать  за  спину  ребенка.

    Игра  «Найди  овощ»

     К р а т к о е   о п и с а н и е

    Дети  сидят полукругом. Педагог  показывает муляж  овоща,  которую  они  будут  прятать.  Один  ребенок  уходит  из  комнаты  или отходит  в  сторону  и  отворачивается,  а  в  это  время  педагог    прячет  у  кого-нибудь  из  детей  за   спиной        муляж..     По  сигналу  «пора»  водящий  идет  к  детям,  которые  тихо  хлопают  в  ладоши.  По  мере  того  как  водящий  приближается  к  ребенку,  у  которого  спрятана  игрушка,  дети  хлопают  громче;  если  же  он  удаляется,  хлопки  стихают.  По  силе  звука  ребенок  отгадывает,  к  кому  он  должен  подойти.  После  того  как  будет  найдена  игрушка,  водящим  назначается  другой  ребенок.

    М е т о д и ч е с к и е    у к а з а н и я .   Педагог   должен  регулировать  правильность  усиления  или  ослабления  хлопков.  Если  водящий  долго  не  может  отыскать  игрушку,  ему  следует  помочь.

7.Итог занятия

-С каким звуком мы с вами познакомились?

-Что вам понравилось на занятии ?



Предварительный просмотр:

Муниципальное   казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида»

Конспект  занятия во второй

младшей группе на тему:

«Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок.».

Звуковая культура речи. Звук[ о].»

                                                         Воспитатель. 1КК.Сухинина О.Н

Тема: «  Звуковая культура речи: звук [о].Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок.»

Звук о. Описание правильной артикуляции

    При  произнесении  звука  о:

    а)  губы округлены  и  немного выдвинуты  вперед;

    б)   зубы  закрыты округленными  губами;

    в)   задняя  часть  спинки  языка  поднята  к  мягкому  нёбу;

    г)  мягкое   нёбо   поднято   и   прижато   к   задней   стенке   глотки  

так,   что  проход   в    носовую     полость   закрыт;      воздушная   струя  

идет  через  рот;

    д)   голосовые  связки  напряжены,  сближены  и  колеблются,  в  

результате  чего образуется  голос.

Ход занятия.

1.   Уточнение движений органов  артикуляционного  аппарата,  необходимых  для  четкого  произношения  звука  о.

 .   Научить  детей  выдвигать  губы  вперед,  округляя  их.

     П р е д ш е с т в у ю щ а я      р а б о т а .   Дети    учились     вытягивать  губы  вперед  трубочкой  и  раздвигать  их  в  улыбку.

     П о д г о т о в и т е л ь н а я    р а б о т а .   Подобрать      картинку,  изображающую   бублик,   продумать,   с   каким   видом   работы   на  занятии  можно сочетать это упражнение.

     Упражнение «Губы  круглые, как бублик»

     К р а т к о е   о п и с а н и е

     Воспитатель  показывает  детям  картинку,  на  которой  изображен  круглый  бублик,  и  говорит:   «Дети,  а  кто  может  губы  сделать  такими  же  круглыми,  как  бублик,  вот  такими?»   (Показывает.)  Чтобы  губы  были  круглые,  воспитатель  про  себя  произносит   о.   Педагог     по   очереди     вызывает      по   нескольку     детей    и  предлагает им сделать круглые губы.

    М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я .    Воспитатель следит,  чтобы  дети делали упражнение  без  напряжения.  Двигаются  лишь  губы, рот приоткрыт.              

    2.Уточнение  произношения  звука  о,  развитие  речевого  

дыхания.

    Ц е л ь .   Следить  за  длительным  произношением  всеми  деть­

ми  звука о  на  одном  выдохе.

    П р е д ш е с т в у ю щ а я      р а б о т а .    Дети  умеют  делать  губы  круглыми,   что   необходимо   для   четкого   произнесения   звука   о.

    П о д г о т о в и т е л ь н а я      р а б о т а .   Загадка про колобок.

Рассматривание картинки. «Колобок стынет на окошке»

        К р а т к о е   о п и с а н и е

    Дети  сидят  перед  воспитателем,  у  которого  на  руках  колобок.

Рассмотрите картину ,сюжет какой сказки нарисован на картине. Давайте вспомним как колобок решил погулять Скатился он с окошка на лавку  .Удивился колобок и сказал(О-о-о).

С лавки на пол и ударился больно(Ой-ой-ой)

Покатился колобок с пола за порог и еще сильнее ударился.  Больно  ему (Оей- оей).  И покатился в лес .Смотрит сорока орех в гнездо несет(Удивляется и  вздыхает:  «о-о-о...»  )  Дети  повторяют:  «о-о-о».Катится колобок на камни натыкается и говорит  (Ой-ой-ой) Дети  повторяют:  «Ой-ой-ой»..Покатился колобок дальше. Видит волк у осины стоит и на облако смотрит . Удивляется и  вздыхает:  «О-о-о. Дети  повторяют:  «О-о-о»

М е т о д и ч е с к и е    у к а з а н и я .   Во  время     игры    следить чтобы дети звук о  произносили  на  выдохе,  длительно.

-Катится колобок и видит ,листья желтеют и опадают.

-Какое сейчас время года?(Сейчас время года осень.)

Педагог. Давайте мы с вами сейчас поиграем и на несколько минут превратимся в осенние листочки.

3.Речь с движением «Мы листики осенние…»

Мы листики осенние  (Бегут по кругу с листиками)

На веточках сидели,(Присели)

Дунул ветер, полетели!(Поднимаются, машут руками влево- вправо)

Летели ,летели, (Бегут по кругу с листиками)

На землю сели. (Присели)

А ветер щеки толстые(Кружатся)

Надул , надул , надул

И на деревья пестрые

 (Подул, подул ,подул!

Как обидно, как обидно-

Листиков совсем не видно… (Педагог  дует на детей. Дети разбегаются, приседают ,закрывают глаза и кладут сложенные ручки под щеку ,делая вид, что засыпают.)    .

   4.   Воспитание  четкого  произношения  звука  о  в  словах,  

развитие фонематического слуха.

Добиваться  четкого  произношения  звука  о  в  словах,  

стараться,  чтобы дети  произносили  его длительно.

    П р е д ш е с т в у ю щ а я       р а б о т а .   Дети   умеют   четко   произносить     изолированный         звук   о   и  выделять      в   словах    звуки  а, у,  и.

    П о д г о т о в и т е л ь н а я     р а б о т а .   Подобрать  игрушки,   в названии      которых   звук   о   стоит   под   ударением   (в  безударном  положении   о      будет    звучать  как  а):  волк, конь,  кошка,  колокольчик,  ослик,  слон.

    Игра «Угадай, чего  не хватает»

    К р а т к о е   о п и с а н и е

    Воспитатель   ставит   на   стол   игрушки,   в   названии   которых  

ясно  слышится  звук  о.  Затем  он  предлагает детям  посмотреть  на  игрушки,  назвать  их   и   запомнить.   Вызванный   ребенок  должен  еще  раз  посмотреть  на  игрушки  и  отвернуться.  В  это  время  воспитатель  убирает  одну  игрушку,  а  ребенку  предлагает  угадать,  какой  игрушки не хватает.

    Эту  игру  можно  проводить  и  так:  ребенок,  внимательно  по­

смотрев  на  игрушки,  отворачивается,  а  в  это  время  воспитатель  

меняет   игрушки       местами.     Ребенок   должен   сказать,   что   изменилось.

    М е т о д и ч е с к и е    у к а з а н и я .   Называя  предметы,  воспитатель должен выделять звук о голосом.

    Развитие речевого дыхания

    5. Выработка  плавного речевого выдоха.

    Ц е л ь .   Учить  детей  слитно  произносить  фразу  из  двух-трех  

слов.

    П р е д ш е с т в у ю щ а я       р а б о т а .   Дети  учились  на  одном  выдохе произносить 3—4  слога.

    П о д г о т о в и т е л ь н а я     р а б о т а .   Воспитатель  подбирает  предметные  картинки  основных  цветов  и  делает  из  картона  кубики тех же цветов без одной  грани.

    6. Игра «Подбери  по цвету»

    К р а т к о е   о п и с а н и е

    Детям  раздают  картинки,  на  которых  нарисованы  предметы  

разного  цвета.  Показывая   кубик,  воспитатель  говорит:  «У  кого  

картинки  такого  же  цвета,  как  кубик,  подойдите сюда».  Дети  выходят,  показывают  свои   картинки,  называют  их   («Красная   машина»,  «Красный  шар» , «Красная шапка» , «Красный мак и  т.  д.)  и  складывают  в  этот  кубик. ( «Голубое небо», «Голубая кофта», «Голубой цветок», «Голубое ведро»; «Розовый хвост»,  «Розовый рот», «Розовый дом», «Розовый цветок»; «Желтая сумка», «Желтые туфли», «Желтая луна», «Желтый петух»,) Игра  продолжается  до  тех  пор,  пока  все дети  не сложат свои  картинки  в кубики.

    М е т о д и ч е с к и е     у к а з а н и я .   Следить,     чтобы   дети    говорили слова  слитно,  на  одном  выдохе.

7.Итог занятия.

-С каким звуком мы с вами познакомились?

-Что понравилось на занятии?



Предварительный просмотр:

Муниципальное   казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида

                Конспект  занятия во второй

                   младшей группе на тему:

     «Плоды  фруктовых  деревьев (фрукты)

         Звуковая культура речи. Звук[ а].»

 

                   

.

                                                                   Воспитатель. 1КК.Сухинина О.Н.

Тема: Плоды  фруктовых  деревьев (фрукты) .

Звуковая культура речи. Звук[ а].

Цели: Добиваться  от  каждого  ребенка  умения  делать  дли­

тельный,  непрерывный,  направленный  выдох. Добиваться  от  каждого  ребенка  длительного  произнесения  звука  а на  выдохе со сменой силы голоса. Упражнять  детей  в  правильном  произношении  звука  

а в словах и  фразах выделении его голосом.

Материалы и оборудование: бумажные  птички ,карточки фруктов где есть буква,

 Описание правильной артикуляции .

    При  произнесении  звука  а:

    а)  губы  в  спокойном  положении;

    б)   зубы  на  расстоянии  1— 1,5  см;

    в)  широкий  распластанный  язык  лежит  спокойно  внизу.  Кон­

чик  языка  касается  нижних  зубов,  боковые  края             языка    слегка  

касаются  нижних  боковых  зубов;

    г)  мягкое  нёбо  поднято  и  прижато  к  задней           стенке    глотки  

так,  что  проход  в  носовую  полость  закрыт;  воздушная  струя  идет  

через  рот;

    д)   голосовые  связки   напряжены,  сближены  и  колеблются,  в  

результате  чего  образуется  голос.

  1. Обеспечивающие  правильное  произнесение  этого  звука.

-Вот и созрели яблоки и груши в нашем саду .А кто ребята защищает наш сад от вредителей.

Дети.(Птицы.)

Педагог .Правильно. Птицы поедают вредителей наших садов ,гусениц , насекомых вредителей.

-Ребята вы знаете как кормят птички своих птенцов..

     Игра  «Кормление  птенцов»

    К р а т к о е    о п и с а н и е

    Дети  сидят на  стульях  лицом  к  воспитателю,  а  он  оказывает  

им   картинку,  на  которой  изображена  птичка,     кормящая      птенцов,  и  говорит:  «Сейчас  мы  поиграем.  Вы    будете    птенчиками,  а  я — мама-птичка.  Птичка  принесла  зернышки,  и  птенчики  открыли  рты.  Съели  зернышки  и  закрыли  рты».  Дети  выполняют  эти  движения.

    М е т о д и ч е с к и е    у к а з а н и я .   Дети  должны сидеть  спокойно,  голову  держать  прямо,  не  кивать  ею  во  время  открывания  и  закрывания  рта.  Движения  выполняет  только  нижняя  челюсть;  язык  и  губы  спокойны.  Рот открывается  не  очень  широко,  без  напряжения.  Постепенно  следует  увеличивать       время    удержания  рта  в  открытом  положении  до  4—6  секунд.  Упражнение  надо  проводить  по  подгруппам,  чтобы  видеть,  как  его  выполняет  каждый  ребенок.

Развитие речевого дыхания

Т е м а .   Воспитание  длительного  направленного  ротового  вы­

доха.

Ц е л ь .   Добиваться  от  каждого  ребенка  умения  делать  дли­

тельный,  непрерывный,  направленный  выдох.

П р е д ш е с т в у ю щ а я   р а б о т а .   Дети  учились  делать

непрерывный  ротовой  выдох.

П о д г о т о в и т е л ь н а я   р а б о т а .   Воспитатель  вырезает

из  тонкой  бумаги  птичек  и  ярко  раскрашивает.

Игра  «Чья  птичка  дальше  улетит?»

К р а т к о е   о п и с а н и е

На  двух  столах  ставят  птичек  (у  самого  края  стола)  на  рас­

стоянии  не  менее  30  см  друг от друга.  Вызывают  четверых  детей, каждый  садится  напротив  птички.  По сигналу  «птички  полетели» дети  дуют  на  фигурки,  остальные  следят,  чья  птичка  дальше улетит.

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я .   Следить,  чтобы  дети  не

надували  щеки,  когда  будут  дуть  на  бумажных  птичек.  Продвигать фигурку  можно лишь  на  одном  выдохе.  Сначала  это показывает  воспитатель,  предупредив,  что дуть  на  птичку  несколько раз.

-Пришли дети в сад.  А в саду все деревья увешаны сладкими плодами. Захотел маленький Алеша абрикос и стал плакать.

2.   Уточнение      произношения       звука  а,    развитие    силы  

голоса.

    Ц е л ь .   Добиваться  от  каждого  ребенка  длительного  произнесения  звука  а на  выдохе со сменой силы голоса.    

 

    П о д г о т о в и т е л ь н а я    р а б о т а .  Давайте утешим Алешу и споем песню только без слов.  

Фронтальная  работа  с  индивидуальной.

    Игра  «Успокой  куклу»

    К р а т к о е   о п и с а н и е

    Дети  сидят  на  стульях  полукругом.  На  руках  у     них   куклы.  

Воспитатель  говорит:   «Куклы  плачут,  надо  их     успокоить.     Посмотрите,  как  я  покачаю  свою  куклу.  (Укачивает  куклу,  напевая  ,  звуке  а  мотив  знакомой  детям  колыбельной  песни.)  А  теперь  вы  покачайте».  Дети  по  очереди,  а  затем  вместе  укачивают  кукол,  произнося  звук а.

    М е т о д и ч е с к и е    у к а з а н и я .   Во  время   игры    следить,  чтобы  дети  произносили  звук  а  без  напряжения  и  крика.                          

    3.  Воспитание  четкого  произношения  звука  а  в  словах  

и  развитие  фонематического  слуха.

Упражнять  детей  в  правильном  произношении  звука  

а в словах и выделении его голосом.      

     П о д г о т о в и т е л ь н а я        р а б о т а .    Необходимо   подо­

брать  предметы  или  картинки,  в  названии  которых  звук  а  находится  под  ударением  (под  ударением  гласные  звучат  ясно  и  точно,  безударные  гласные  произносятся  в  той  или  иной  степени  изменено ):  ананас,  абрикос, айва,хурма ,  виноград,  банан, ,     банка, бабочка,  алча, виноград,  ,  ваза  , малина, слива , стакан,   и  т. д.

     Игра «Чудесный  мешочек»

     К р а т к о е    о п и с а н и е

     Воспитатель  показывает  детям  красивый  мешочек  с  предметами  или  картинками,  в  названии  которых  есть  звук  а. Слива, апельсин, мандарин, ананас, абрикос ,алча, груша, ,    малина, слива ,клубника, смородина, ваза. Первый  предмет  достает  сам  и,  показывая  его  детям,  называет  четко  и  громко,  выделяя  звук  а.  Потом  по  очереди  достают  дети  и,  показывая  всем,  громко  называют,  произнося  звук  а  длительнее  других  звуков.  

    М е т о д и ч е с к и е      у к а з а н и я .   Называя  предмет,  воспитатель  голосом  выделяет  звук  а,  фиксируя  на  нем  внимание  детей.  Надо  следить,  чтобы  дети  называли  предметы  отчетливо  и  тоже  немного  выделяли  звук  а,  т.  е.  произносили  его  несколько  длительнее других  звуков:  лошаадка,  мааак  и  т.д.

Пальчиковая игра.

Фруктов много у меня

Перечислю их, друзья:

Апельсины, мандарины,

Абрикосы ,нектарины,

Ананас ,алча, айва,

Есть бананы и хурма,

И отличные грей фрукты,

Налетай скорей на фрукты.

Ребята, а что можно приготовить из фруктов?(Варенье ,компот ,сок)

-Давайте потрогаем мандарин и определим какой он?

По цвету оранжевый .(Круглый ,хорошо пахнет ,мягкий ,)

Затем воспитатель делит на дольки мандарин на кусочки и раздает детям, предлагает сначала понюхать мандариновый аромат ,а затем съесть дольку .Пока дети едят, воспитатель перечисляет признаки: сочный ,волокнистый ,кисло- сладкий ,очень вкусный.

Развитие слухового внимания

Игра «Не разбуди  »

К р а т к о е   о п и с а н и е

Воспитатель ставит к себе  на  стол  кроватку со спящей  куклой

и  говорит:  «Алеша  много   по трудился в саду и устал.  Пообедал  и  уснул. А  нам  надо  убрать фрукты,  но  только  тихо,  чтобы  не  разбудить Алешу.

  Идите  ко  мне,  Оля  и  Петя.  Оля,  скажи  тихо  Пете,  какой фрукт  надо  убрать  в  коробку».  Так  педагог  вызывает  всех  де­

тей  по двое,  и  они  убирают  фрукты, расставленные  на  столе.

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я .   Следить,  чтобы  дети  го­

ворили  тихо,  но  не  шепотом..

     Речь с движениями.

Вот мраморная арка

Ведет в аллею парка,

Идет аллея до ворот,

Ау ворот автобус ждет.

Да вот  фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас

Вот абрикос ,а вот айва…

Какие вкусные слова-

И все на букву а…                          

.

Итог занятия.

-С каким звуком познакомились?



Предварительный просмотр:

 Муниципальное   казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида

Конспект  занятия во второй

младшей группе на тему:

«Лесной хозяин.

Звуковая культура речи. Звук[ м][мь].»

 

                   

.

                                                                   Воспитатель. 1КК.Сухинина О.Н.

Тема:«Лесной хозяин». Звуковая культура речи: звуки[м],[мь].

Цели: Учить отгадывать загадки про медведя. Уточнить, что делает медведь зимой. Рассмотреть картину «Медведица и медвежата»Учить отвечать на вопросы по окончании беседы.

Уточнение  движений  органов  артикуляционного  аппарата,   необходимых   для   правильного   произношения   звука  м. Добиваться  четкого  произношения  звука м.

Материалы и оборудование. картина «Медведица и медвежата»карточки малины, моркови, меда ,и т.д.

Звук  м.  Описание правильной артикуляции

    При  произнесении  звука м :

    а)  губы сомкнуты  без напряжения;

    б)  расстояние  между  резцами  и  положение  языка  зависят  от  

следующего за м гласного;

    в)  мягкое  нёбо  опущено,  вследствие  чего  выдыхаемая  струя  

воздуха  проходит  через  нос  и  получается  носовой  резонанс;

    г)  голосовые  связки   напряжены,  сближены  и   колеблются,  в  

результате чего образуется  голос.

Ход образовательной деятельности.

-Ребята отгадайте кто сегодня придет к нам в гости.

Сладкоежкою слывет

Очень сильно любит мед,

Еще любит пореветь,

А зовут его медведь.

-Где зимой мы можем найти медведя?

-Дети.(В берлоге.)

Педагог .Мишка- лесной зверь. Он большой- выше мамы и выше папы. Зверь ходит на четырех лапах. У него большая голова, маленькие глазки круглые уши .А еще у  него длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям .

Шерсть у медведя густая, Ему в такой шубе тепло Ты знаешь, какого цвета шерстка у медведя? Коричневая ,но чаще говорят- бурая .Потому его так и называют- бурый медведь. Угадай, где живет мишка? Правильно он живет в лесу .Его домик называется берлогой. Она находиться в земле, мишка сам роет ее для себя и своих деток. Еще берлога может быть в большой яме или пещере.

Зимой медведь спит в берлоге .И его нельзя будить :иначе он может сильно разозлиться.

Т е м а .   Уточнение  движений  органов  артикуляционного  ап­

парата,  необходимых  для  правильного  произношения  звука  м.

Ц е л ь .   Научить  детей  спокойно  смыкать  губы  и  удерживать

их  в таком  положении.

П о д г о т о в и т е л ь н а я   р а б о т а .   Приготовить  медведя

Игра «Посидим  в тишине»

К р а т к о е   о п и с а н и е

Дети  сидят  на  стульях  лицом  к  воспитателю.  Он  говорит:

«медведь спит.  (Ставит  на  доску медведя в берлоге.)  Пока

Миша  спит,  будем  сидеть  тихо-тихо.  Сомкните  губы,  а  я  посмотрю,  как  вы  умеете  хорошо  закрывать  рот  и  сидеть  тихо».

Потом  можно  предложить  детям  разбудить  медведя..

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я .   Дети  сидят  спокойно,  го­

лову  держат  прямо.  Воспитатель  следит,  чтобы  губы  были  сомкнуты,  но  без  напряжения.  Нельзя  выдвигать  их  вперед  и  поджимать.

Т е м а .    Уточнение  произношения  звука  м.

    Ц е л ь .    Добиваться  четкого  произношения  звука м.

    Игра «Накорми мишку»

    К р а т к о е   о п и с а н и е

    Воспитатель  изображает  медведицу,  дети — медвежат.  Они  гуляют  по лесу.  Пришли  к дереву  и  протяжно  просят:  «мммама мало меда.  Они  просят  есть.  Воспитатель  дает  детям   по  малине,   морковке, .

    М е т о д и ч е с к и е    у к а з а н и я .   Звукоподражание  ма  сле­

дует  произносить  длительно  и  слитно,  немного  выделяя  звук  м.

Поел Миша и опять лег спать.

Педагог. Давайте разбудим мишку.

-Миша, Мишенька вставай,

С нами вместе поиграй.

А медведь идет ,а медведь ревет.

Дети. Перестань-ка- ты реветь

Мы к тебе пришли

Меда ,да малины, морошки принесли.

Физкультминутка.

Вышел мишка из берлоги

Лапами захлопал, по снегу затопал.

Вправо- влево, поворот,

Прыжок назад, потом вперед,

Мишка головой мотает,

К себе в гости приглашает,

Он в вразвалочку, идет.

Танцевать с собой зовет.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки шли по дорожке

Топ ,топ, топ.

Миша медленно идет и волшебный сундучок несет.

Давайте посмотрим что нам принес Миша.

Упражнять  детей  в  четком  произношении  звука  м   в  

словах  и  выделении  его  более  длительным  произнесением.

П о д г о т о в и т е л ь н а я    р а б о т а .   По   количеству      детей  подобрать  предметные  картинки   (в  двух  экземплярах),  в  названии  которых  имеется  звук м,  желательно  в  ударном  слоге  (чтобы  его  можно  было  произнести  более  длительно).  Примерный  перечень   картинок:   мак,    муха,   миска,   мальчик,         сумка,    дом,   дым,  лампа, лимон, сом  мышка и т. д.

    Игра «Найди  пару»

    К р а т к о е   о п и с а н и е

    Дети  сидят  за  столами.  Воспитатель  раздает  им  картинки,  в  

названии  которых  есть звук м.  На столе  (рисунком вверх)  разложены  картинки,  парные  тем,  которые  розданы  детям.  По  вызову  ребенок   подходит   к   столу,   показывает   всем   свою   картинку   н  громко,  четко  называет  ее.  Потом  находит  ей  парную  и  обе  картинки  отдает  воспитателю,  еще  раз  называя  их,  при  этом  он  произносит звук м более длительно.

    М е т о д и ч е с к и е     у к а з а н и я .   Первую     пару     картинок  воспитатель  называет  сам,  слегка  выделяя  звук м.  При  назывании  картинок  дети  также  выделяют  звук  м,   произнося

 его   несколько длительнее других звуков.

-Рядом с берлогой медведя живут веселые мышата.

Игровое упражнение

 Мы веселые мышата —

Мик, Мак, Мок!

Никого мы не боимся,

Мик, Мак, Мок!

Даже кошки не боимся,

Мик, Мак, Мок!

(Появляется кошка.) «Мяу»

Ой, спасите, помогите!

Мик, Мак, Мок!      

 Воспитатель повторяет песенку, а дети помогают ему, называя имена мышат. Песенка исполняется 2–3 раза.

Как весело играют зимой наши мышата.  

Игровое упражнение.«Что зима нам принесла?»

-Что зима нам принесла?

Много снега,

Много льда,

Много маленьких снежинок,

Много  тонких, звонких льдинок,

Много санок и коньков.

И на елке огоньков,

Много масок и хлопушек

И под елкою игрушек.

Итог занятия.

-Что вам понравилось?

-Что узнали нового?

-С каким звуком познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блоки занятий по звуковой культуре речи во второй младшей группе

Конспект занятия по звуковой культуре речи для индивидуальной работы с детьми трех лет. Закрепление произношения и артикуляционной нормы гласных звуков: А, О, У, И....

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе

Тема: Звуковая культура речи: звуки п, пь.Цель:– упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [пь];– побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [пь];– ра...

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»

Цель: Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. задачи: Образовательные:-Упражнять детей отчетливо и правильно произносить...

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]»

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]»...

Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи во второй младшей группе.

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов....