конспект по речевому развитию "Прощание с осенью"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мирная Марина Николаевна

Конспект по речевому развитию составлен для подготовительной группы. На занятии дети учатся  подбирать эпитеты ,составлять сложные предложения, описательный рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razv_rechiproshchanie._s_osenyu_-_.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                         КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  

по речевому развитию в подготовительной к школе группе

                               «Прощание с осенью».      

                                                          подготовила  и провела

                                                          Мирная Марина Николаевна

                                   

Цель. Продолжать обогащать речь детей прилагательными; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений; учить составлять  сложные  причинно-следственные предложения по   картинкам; обогащать речь сложными словами ;развивать память, воображение, связную речь.

Области: "Коммуникация", "Познание", " Музыкальное".

Оборудование:   картинки с изображением осенних явлений ; шаблон платья для "Осени",картинки  овощей и фруктов, листья деревьев вырезаны из бумаги.

Приветствуем гостей.

Сегодня на занятии мы будем    подбирать   к   словам –предметам   подходящие  по смыслу слова-  признаки  предметов. Продолжать учиться составлять  сложные предложения по картинкам и составлять рассказ.

 Орг. момент.  Вбегает "поздняя Осень".

Ой,  ой, ой, как мне жить теперь? Никто меня не любит, и платье мое некрасивое.

- Кто ты? Как тебя зовут?

Несу я урожаи, поля я убираю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Узнали?

Кто я?  (Осень).  Какая осень? (Поздняя).

Да, я Осень. Вот только не знаю что  со мной случилось?

Почему у меня платье стало некрасивым?  Помогите разобраться пожалуйста.


-Поможем Осени понять  почему у нее платье стало таким?

 Упражнение по звуковой культуре речи.( речевую зарядку).

Ва  - ва - ва -осыпается листва;

Щи-щи –щи созревают овощи;

Ты-ты-ты поспевают фрукты;

Ок-ок –ок будем пить мы вкусный сок.

Осенью овощеводы и  садоводы  собирают богатый урожай.

_Кто такие овощеводы , садоводы?

Ваши мамы и бабушки делают  овощные и фруктовые запасы   на зиму.

 Как готовят огурцы и помидоры на зиму? ( Солят, маринуют, консервируют, делают сок…).

   Сок из огурцов – огуречный

Сок из помидоров - томатный

 Сок из моркови - морковный

 

 

                                       Игра « Кто  что  приготовит».  

                            Из фруктов делают сок , варят варенье .

                                      Сок   ( ОН)          варенье  (оно)                     джем   (он)                                                                                                                                                                                                                              

Вишня                   вишневый                          вишневое                         вишневый                    абрикос              абрикосовый                     абрикосовое                      абрикосовый    

 клубника           клубничный                        клубничное                        клубничный

 Апельсин             апельсиновый              апельсиновое              апельсиновый    

       

 ( Люди    готовят  еще теплую одежду) .

 Как называется одежда, которую мы  носим осенью?( Осенняя)

Сапоги ( какие?)  - осенние

Пальто ( какое?)   - осеннее

Шапка( какая?)    – осенняя

К зиме готовятся все: не только люди, но и   звери ,   птицы,   деревья.

-Как готовятся к зиме животные? ( Ответы детей).

  

Летом звери ходят в легких шубах, но они не спасут их от зимних холодов.Вот почему осенью зверьки линяют.Линька –это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая-густая, пушистая.

Птицы улетают в теплые страны. Почему?. (Насекомоядным  и водоплавающим  зимой нет  пищи).

                                  Физкультурная  минутка

   Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

  Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Ветер веет над полями , и качается трава.(Дети поднимают руки вверх, делают ими движения влево- вправо и произносят  сссссссс).

Облако плывет над нами, словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит. (Руки вверх-вниз попеременно)

Наклоняются колосья- влево- вправо, назад- вперед,

А потом наоборот -вправо -влево, вперед- назад.

Мы взбираемся на холм (ходьба на месте)

Там немного отдохнем  (приседания).

И работать вновь начнем.

 Сейчас мы отправимся  в лес.

 Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

Кленовые листья осенью какие ?(ответы детей)

Покажите кленовый лист.

 Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки) .

Березки   (какие?)…

Покажите березовый лист.

Как называется лес в котором растут только березы?( Березовая роща).

 

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб) (какой?)

 (вековой)

Покажите лист дуба.

- Как называется лес в котором растут дубы? ( Дубрава).

Составление  предложений по картинкам. « Я начну , а ты продолжи».

Осеннее солнце светит реже, поэтому все больше и больше становится (каких дней ?  ) (пасмурных, хмурых, холодных, унылых)…дней.

Солнце светит мало, поэтому дни стали .... , а ночи .....

 На  осеннем   небе появляются    тяжелые, серые тучи  , поэтому часто идут (какие дожди?) (холодные, моросящие, затяжные, осенние ). Люди надевают теплую одежду, потому что  ....

   Составьте сами предложения про осень.( про людей и животных, как они готовятся к зиме).

                                  Составление рассказа.

Жила- была  красавица Осень .  Украшала  она  деревья

 в  (какие ?) наряды .(Красивые, золотые, красные, желтые,  

пестрые, разноцветные, багряные, праздничные).

Любила  осень  слушать свои осенние песенки:

(дети встают , шагают на месте и произносят шу-шу-шу). Как шуршат под ногами опавшие листья? ( Шу- шу- шу).

Назовите одним словом явление, когда падают листья (Листопад). Закройте глаза и представьте листопад.( Звучит музыка Шопена  "Листопад").

Во время листопада листья падают на землю (как?)  (плавно, тихо, бесшумно, легко, медленно, кружатся, словно танцуют).

Любила Осень слушать как стучат по стеклу капельки дождя. (Тук-тук-тук). Очень нравилось Осени, когда к ней в гости приходили в лес за грибами, в сад за фруктами, в огород за овощами.

 Но все печальнее становилась Осень, когда слышала прощальные песни  перелетных птиц?

Какие прощальные звуки издают журавли?( кур-  курлы).  

 

Кто хочет ответить  на вопрос осени. Почему платье стало некрасивым?

(Ответы детей).

Природа подготовилась к зиме.

-Что было бы, если после лета началась зима? (Ответы детей).

Давайте порадуем Осень и украсим ее платье разноцветными  бумажными листьями.

- почитаем стихи  про осень.

 

Воспитатель. Собран богатый урожай, осыпалась с деревьев  разноцветная листва, перелетные птицы улетели в теплые края. Скоро придет зима, покроет все пушистым снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом. Жаль нам прощаться с  осенью , но зима нам тоже очень нравится, поэтому мы с радостью встретим ее.

Итог занятия

Давайте вспомним чем мы занимались на занятии.( Подбирали к словам -предметам, слова -признаки предмета, учились составлять сложные предложения, составляли рассказ про осень).