Конспект поисково-исследовательской НОД "Моя малая родина - Таганрог"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Литвиненко Виктория Витальевна

Цель конспекта: уточнение и расширение представлений старших дошкольников о родном городе;  закрепление понятия "малая родина; совершенствование навыков ведения диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Моя малая родина - Таганрог"42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

поисково-исследовательской НОД

в группе компенсирующей направленности

Провела: воспитатель В.В.Литвиненко

        МБДОУ д/с №63

         

Возраст детей: 5-6 лет

Подгруппа: 6 человек

Участники: родители

Тема: «Моя малая родина – Таганрог»

Проблема: Что такое малая родина?

Цель: уточнение и расширение представлений старших дошкольников о родном городе.

Образовательные задачи:

  • уточнять и расширять знания воспитанников о достопримечательностях Таганрога;
  • закреплять понятие «малая родина»;
  • активизировать словарный запас по лексической теме;
  • совершенствовать навык ведения диалога.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность, любознательность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у дошкольников уважение к культурно-историческому       наследию, любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Предварительная работа: экскурсии, прогулки по городу с родителями, в городской парк, по чеховским местам, в художественный музей и т.д. Создание предметно-развивающей среды:  оформление в групповой комнате уголка «Россия», «Наш любимый Таганрог», центра поисково-исследовательской деятельности, подбор пословиц о Родине; слушание гимна Таганрога, рассматривание карты России, карт-путеводителей других городов; беседы о Москве, Ростове-на-Дону, рассматривание буклетов.

Оборудование: большая контурная карта России;  карта Таганрога с главными улицами; набор изображений исторических памятников Таганрога (парк им.М.Горького, театр им. А.П.Чехова, домик Чехова, памятник А.П.Чехову, памятник ПетруI, Каменная лестница, ТРЦ "Мармелад", Художественный музей; Ростова-на-Дону (театр им. Горького, памятник Тачанке); Москвы (Большой театр, Кремль, собор Василия Блаженного, Манежная площадь); два изображения герба Таганрога (один разрезан на три части); цветные карандаши, краски, восковые мелки. Большой Энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова. Советская энциклопедия, 1993; ноутбук, экран, видеопроектор

Ход НОД.

Мотивация.

Педагог прикрепляет на учебную доску большую контурную карты России, на ней нарисована маленькая точка. 

Педагог - Что это?

Предположения детей:

- это туча,

- это карта России,

- это секретная карта,

- это карта России, а точка - обозначение Таганрога.

Педагог: как по-другому можно назвать Россию (Отечество, Родина).

- Что означают слова  «малая родина»?

Гипотезы детей:

- наш город Таганрог,

- место, где я родился,

- где живет моя семья,

- дом, в котором мы живем,

- моя улица,

- наш двор,

- природа вокруг нас

Сбор, обработка и хранение  информации.

Педагог: где можно узнать точное значение слов "малая  родина" ?

Дети: прочитать в  энциклопедическом словаре, в интернете

Часть детей читают с воспитателем  значение  Родина в словаре:

 Один ребенок читает с учителем-логопедом в википедии

- Родина - место, страна, где человек родился.

В.: Где можно найти информацию о городе?

(в книгах, интернете, в библиотеке, в справочнике, в путеводителе)

-Как еще можно узнать о городе?

(ходить на экскурсии, в музеи и просто погулять по улицам)

Просмотр презентации «Мой любимый Таганрог»

В.- Малая родина - это улица на которой мы живем, наш детский сад, двор, любимый уголок города

- Чем мы могли бы помочь гостям города?

(написать рассказы, сделать карту-помощницу, сделать путеводитель)

- Мы сможем сделать такую карту?

- Какие достопримечательства Таганрога  разместим на карте?

(дети называют:

Елисей — Я знаю, что царь Петр I проплывал на корабле, увидел высокий берег и приказал построить крепость, потом здесь построили город Таганрог. Поэтому на нашей карте я поместил бы памятник Петру I.

Даня М.- Мы с мамой и братом ездили в дом, где родился и жил А.П.Чехов. Он написал много рассказов и пьес. А еще мы были в лавке Чеховых, видели гимназию, в которой учился Антоша Чехов, видели скульптуры к рассказам «Толстый и Тонкий», «Каштанка».

Я бы на карту поместил памятник А.П.Чехову

Савва- мы с мамой прочитали в интернете, что таганрогский театр похож на итальянский. Он такой же красивый. В театре смотрели спектакли, слушали оперы.

Я бы поместил на карте театр им. А.П.Чехова

Вероника- мы с мамой и папой ходили гулять в городской парк им. Горького. Парк большой, в нем много цветов и деревьев. Мы нашли природные памятники — Дуб, которому 150 лет, дерево Гинкго-белоба, оно одно в Таганроге. Эти деревья берегут их огородили специальными ограждениями.

Я бы эти деревья тоже поместила на нашей карте.

Паша- мы с мамой ездили на Каменную лестницу, она такая длинная, много ступенек. Еще мы там видели солнечные часы.

Я думаю, что на карте надо отметить Каменную лестницу.

Артем- мне нравится с мамой ходить в «Мармелад». Мы там видели красивые кованые скамейки. Мама сказала, что их сделали родители девочки, которая ходила в наш детский сад.

Я бы на нашей карте отметил «Мармелад.

- Сколько интересного вы рассказали о Таганроге

 Можем приступить к составлению карты.

Составление карты достопримечательностей г. Таганрога.

- У каждого города есть герб

Паша, Даня и Даня, вам нужно раскрасить части герба и собрать его. Договоритесь, чем вы будете раскрашивать.

- Вероника вырезает и прикрепляет природные памятники дуб-долгожитель, дерево  Гинкго Билоба.

Елисей, Савва выбирают из предложенного набора только достопримечательства Таганрога

 Артем крепит на карту названия  главных улиц Петровская, Чехова, Дзержинского, Греческая

Педагоги размещают свои любимые места.

Подведение итогов.

В.- какая интересная получилась у нас карта

- Так что такое "малая родина"

(это город, в котором мы родились, улица, двор, дом, в котором мы живем)

- Какие места можно еще отметить на карте?

(заводы, магазины, кинотеатры, музеи)

- Мы продолжим составлять карту?

Рефлексия

- Что было сегодня самым интересным?

- Кому расскажите об этом?

Оценка педагогом деятельности каждого ребенка.