Игры по развитию речи
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Кривошеина Ольга Викторовна

Подборка огр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое  упражнение

«Подбери    противоположное  слово».

Белый – чёрный,                 Легкий -  тяжёлый,

Весёлый – грустный,          День - ночь

Широкий – узкий,               Круг – квадрат,

Высокий – низкий,              Сухо – мокро,

Добрый – злой,                    Храбрый – трусливый,

Маленький – большой,       Шум  -  тишина,

Громкий – тихий,               Бежит – идёт,

Холодный – горячий,           Летит – ползёт,

Твёрдый – мягкий,               Шумно – тихо,

Быстро – медленно,            Трус  -  смельчак,

Старый – молодой,             Начало  -  конец,

День – ночь,                          Кричать  -  молчать,

Утро – день,                         Плакать  -  смеяться,

Зима – лето,                         Помнить – забыть,

Правда – ложь,                    Трудиться  -  лениться,

Земля – небо,                        Вежливый – грубый,

Труд – лень,                         Ссориться  -  мириться,

Кислый – сладкий,              Старт – финиш,

Сытый – голодный,            Короткий  -  длинный,

Смех – плач,                        Хороший – плохой,

Шум - тишина                   Толстый  -  тонкий,                                                                            Продавать – покупать,    Глубоко – мелко.

Игровое  упражнение

«Узнай  по  описанию».

Жёлтые,  красные,  осенние  (листья).

Бурый,  косолапый,  неуклюжий  (медведь).

Зелёный,  продолговатый,  сочный (огурец)

Белое,  пушистое,  лёгкое  (облако).

Маленькая,  серая,  пугливая  (мышь).

Ветвистая,  зелёная,  колючая  (ель).

Старый,  кирпичный,  двухэтажный (дом)

Сладкое,  белое,  холодное  (мороженое)

Красное,  сладкое,  спелое  (яблоко).

Оранжевая,  продолговатая,  твёрдая…

Круглое,  яркое, лучистое  (солнце).

Рыжая,  хитрая, пушистая  (лиса).

Жёлтый,  овальный,  кислый  (лимон).

Летает,  жужжит, полосатая  (пчела).

Зелёный,  зубастый,  плавает  (крокодил).

Лёгкие,  воздушные, разноцветные  (шары).

Весёлый,  смешной,  добрый  (клоун).

Белая, маленькая,  узорчатая  (снежинка).

Прозрачная,  беззапаха,  безвкусна, жидкая

Твёрдый, скользкий, прозрачный  (лёд).

Игровое  упражнение

«Один  -  много».

Стул – стулья,                                                             Дерево -  деревья,

Глаз – глаза,                                                            Окно -  окна,                                                                                                                                   День – дни,

Ветер – ветра,

Платье – платья,

Ухо – уши,

Перо – перья,

Крыло – крылья,

Ведро – вёдра,

Книга – книги,

Стол – столы,

Слива – сливы,

Дождь – дожди,

Облако – облака,

Торт – торты.

Игровое  упражнение

«Образуй  новое слово»

Дом  из  камня  -  каменный,

Шляпа  из  соломы  -  соломенная,

Платье  из  шёлка  -  шёлковое,

Чашка  из  фарфора  -  фарфоровая,

Коробка  из  картона  -  картонная,

Шуба  из  меха  -  меховая,

Игрушка  из  резины  -  резиновая,

Стол  из  дерева  -  деревянный,

Банка  из  стекла  -  стеклянная,

Ложка  из  металла  -  металлическая.

Свитера  из  шерсти -  шерстяные,

Ваза  из  хрусталя – хрустальная,

Горка  из  снега – снежная.

Игровое  упражнение

«Назови,  одним  словом».

Бабочка,  комар,  стрекоза – насекомые,

Берёза  дуб,  сосна -   деревья,

Стол,  шкаф,  диван – мебель,

Ботинки,  сапоги,  кроссовки – обувь,

Малина,  клубника,  смородина – ягоды,

Утро,  день,  вечер – части  суток,

Вторник,  среда,  пятница – дни  недели,

Футбол,  гимнастика,  плавание – спорт,

Сентябрь,  май,  июнь – месяца,

Собака,  кошка,  корова – домашние  живот.

Белка,  волк,  медведь – дикие  животные,

Синица,  воробей,  кукушка – птицы,

Брюки,  юбка,  рубашка – одежда,

Шапка,  панамка,  косынка – головные  уборы

Самолёт,  автобус,  машина – транспорт,

Строитель,  врач,  учитель – профессии,

Москва,  Тагил,  Красноуральск -  города,

Ромашка,  одуванчик,  роза – цветы,

Огурец,  лук,  капуста – овощи,

Банан,  яблоко,  груша – фрукты,

Ручка,  линейка,  тетрадь – школьные

принадлежности,

Мяч,  кукла,  матрёшка – игрушки,

Скрипка, гитара, пианино – муз.инструменты

Пылесос, телевизор, утюг – электрические

приборы,

Стул, диван, стол – мебель,

Молоток, ножовка,  отвёртка- инструменты

Чашка,  ложка,  нож – посуда,

Карась,  щука,  сом – рыбы,

Лисички,  мухомор,  опята – грибы,

Овал,  квадрат,  круг – геометрические

фигуры,

Зелёный, красный,  синий – цвета,

Два,  четыре,  десять – цифры,

А,  О,  У,  Е,  И – буквы,

Катя,  Таня,  Оля – имена,

Лето,  осень,  зима,  весна – времена  года,

Молоко,  сыр,  йогурт – молочные  продукты

Зебра,  бегемот,  крокодил – животные

жарких  стран,

Тюлень,  морж,  пингвин – животные  Севера.

Помните  простые  правила

семейной  педагогики.

*Никогда  не  давать  себе  распускаться:  ругаться,  ворчать,  бранить  друг  друга  и  ребёнка.

*Забывать  плохое  сразу,  помнить  хорошее  всегда.

*Подчёркивать  в  поведении  детей  не  плохие  стороны,  а  хорошие,  их  успехи,  активнее  подчёркивать  желание  стать  лучше.                *Вовлекать  детей  в  полезную  деятельность.

* Не  давать  возможности  ребёнку  проявлять

плохое,  почаще  говорить: «Так  взрослые  люди

себя  не  ведут»,  «Вот  этого  я  от  тебя  не  ожидал!»

*Показать  ребёнку,  какой  вред  он  наносит  себе  и  другим  своими  отрицательными  поступками.

*Разговаривать  с  ребёнком,  как  с  взрослым:

серьёзно,  уважительно.

*******

Игровое  упражнение

Угадай  сказочного  героя.

Красная -  шапочка,

Доктор -  Айболит,

Змей -  Горыныч,

Муха -  Цокотуха,

Курочка – Ряба,

Зайчик – попрыгайчик,

Лисичка – сестричка,

Мышка – норушка,

Лягушка - квакушка,

Баба - Яга,

Соловей - разбойник,

Карабас – Барабас,

Царевна - лягушка,

Лягушка – путешественница,

Царевна -  Несмеяна,

Кот  в  сапогах,

Бременские -  музыканты,

Алёша - Попович,

Добрыня - Никитович,

Крокодил- Гена,

Илья - Муромец,

Золотая -  Рыбка,

Василиса  Прекрасная,

Кощей -  Бессмертный,

Крошечка  -  Хаврошечка,

Попугай   Кеша,

Тугарин  Змей,

Иванушка -  дурачок

Серебряное  копытце,

Мальчик – спальчик,

Черепаха – Тортилла,

Оловяный  солдатик,

Золотой  петушок,

Царевна – лебедь,

Лихо – одноглазое,

Жар – птица,

Конёк – горбунок,

Винни – Пух,

Коза – Дереза,

Гуси – лебеди,

Огневушка – поскакушка,

Снежная - королева,

Старик - Хотаббыч,

Гарри -  Потер,

Кот - Базилио,

Серая -  шейка,

33 - Богатыря,

Три - медведя,

Три-  поросёнка,

Игровое  упражнение

«Назови  ласково».

Зима  -  зимушка

Снег  -  снежок

Снежинка  -  снежиночка

Снеговик  -  снеговичок

Ветер  -  ветерок

Ком  -  комочек

Санки  -  саночки

Горка  -  горочка

Мороз  -  Морозушко

Небо  -  небушко

Девочка  -  девчушечка

Мальчик  -  мальчишечка

Гриб  -  грибочек

Орех  -  орешек

Игровое   упражнение

«Кто  где  работает?»

Учитель – в  школе,

Воспитатель - в  детском  саду,

Парикмахер – в  парикмахерской,

Строитель – на  стройке,

Врач – в  поликлинике,

Повар – в  столовой,

Милиционер – в  милиции,

Почтальон – на  почте,

Продавец – в  магазине,

Машинист – в  депо,

Пожарный – в  пожарной  части,

Водитель – в  автоколонне,

Космонавт – на  космодроме,

Банкир – в  банке,

Военный   служит – в  армии,

Телеведущий – на  телевидении,

Артист – в  театре,

Печатник – в  типографии,

Клоун – в  цирке.

Игровое  упражнение

«Продолжи  ряд».

Зефир  мягкий,  а  леденцы  твёрдые;

Чай  горячий,  а  мороженое  холодное;

Лимон  кислый,  а  селёдка  солёная;

Стакан  стеклянный,  а  ваза  хрустальная;

Ремень  кожаный,  а  мяч  резиновый;

Свитер  шерстяной,  а  шуба  меховая;

Бармалей  злой,  а  доктор  Айболит  добрый;

Слон  большой,  а  мышка  маленькая;

Черепаха  передвигается  медленно, а тигр быстро

Кактус  колючий,  а  яблоко  гладкое;

У  дерева  листья,  а  у  ёлки  хвоя;

Днём  светло,  а  ночью  темно;

Днём  на  небе  солнце,  а  ночью  луна;

Стул  твёрдый,  а  кресло  мягкое;

Чай  горячий,  а  сок  холодный;

Конфета  сладкая,  а  лук  горький;

Подушка  лёгкая,  а  гантели  тяжёлые;

Спим  ночью,  а  просыпаемся  утром;

У  животных  тело  покрыто  шерстью,  а  у  рыбы  чешуёй.

Игровое  упражнение

«Подбери  нужное  слово».

У  мамы – дети;          У  бабушки  внуки;

В  ножнах - меч;          В  футляре – очки;

У  винограда – гроздь; У  рябины – кисть;

Пачка – чая;                 Коробка  конфет;

Початок   кукурузы;   Клубень  картофеля;

Плитка  шоколада;    Буханка  хлеба;

У  рыбы  чешуя;          У  птицы  оперение;

Табун  лошадей;          Стая  птиц;

Стадо  коров;              Зубчик  чеснока;

Долька  апельсина;     Кусочек  сыра;

Снопы  колосьев;         Букет  цветов;

Вязанка  дров;              Стопка  книг;

Ворох  бумаги;             Куча  песка;

Груда  кирпича;          Моток  верёвки;

Клубок  шерсти;         Катушка  ниток;

Пилой  пилят;            Топором  рубят;

Ножом  режут;          Клешня  у  краба;

Плавники  у  рыбы.

Игровое  упражнение

«Кто  где  живёт?»

Лиса  -  нора;

Скворец  -  скворечник;

Птица  -  гнездо;

Собака  -  конура;

Медведь  -  берлога;

Муравей  -  муравейник;

Волк  -  логово;

Паук  -  паутина;

Белка  -  дупло;

Пчела  -  улей;

Корова  -  коровник;

Человек  -  дом;

Лошадь  -  стойло;

Аист  -  болото;

Кузнечик  -  трава;

Рыба  -  вода;

Куры  -  курятник;

*****

Игровое  упражнение

«Подбери  нужное  слово».

(явления  природы)

Гремит  -  гром;   Разноцветная  -  радуга;                                       Надвигается  -  буря;    Плещутся  -  волны;

Дует  -  ветер;

Жгучая  -  крапива;   Стелется  -  позёмка;

Сверкает  -  молния;

Плывут  -  облака;

Светит  -  солнце;

Метёт  -  вьюга;

Идёт  -  дождь;  Звенит  -  капель;

спорт

Хоккей  -  хоккеист;

Футбол  -  футболист;

Шахматы  -  шахматист;

Гимнастика  -  гимнаст;

Атлетика  -  атлетист;

Бокс  -  боксёр;

Баскетбол  -  баскетболист;

Теннис  -  теннисист;

Вопросы  к  картине

«Два  гномика  у  домика».

1.Сколько  гномов  на  картинке?

2.Какого  цвета  у  них  бороды?

3.Что  за  дерево  растёт  за  домиком?

4.Какое  сооружение  виднеется  вдали?

5.Куда  ходил  рыжебородый  гном?

6.А  где  был  белобородый?

7.Что  заткнуто  за  пояс  у  белобородого  гнома?

8.Что  держит  во  рту  щенок?

9.Какой  цветок  растёт  в  правом  нижнем  углу?

10.А  что  растёт  в  левом?

11.Что  торчит  на  крыше  дома?

Вопросы  к  картине

«Надо,  надо  умываться!»

1.Какое  время  суток  нарисовано?

2.Что  делают  герои  на  картине?

3.Сколько  ручек  у  солнышка?

4.Чем  орудует  в  работе  пёс  Шарик?

5.А  мальчик.  Чем  орудует?

6.На  чём  стоит  мальчик?

7.Что  на  шее  у  мальчика?

8.А  у  Шарика?

9 Что  держит  в  лапке  птичка?

10.Сколько  вёдер  на  картинке?

11.Что  виднеется  на  заднем  плане  картинки?

12.Сколько  облаков  в  небе?

Игровое  упражнение

«Кто  как  кричит?»

Кошка  -  мяукает;

Собака  -  лает;

Петух  -  кукарекает;

Курица  -  кудахчет;

Корова  -  мычит;

Свинья  -  хрюкает;

Гусь  -  гогочет;

Утка  -  крякает;

Овца  -  блеет;

Лошадь  -  ржёт;

Лягушка  -  квакает;

Медведь  -  рычит;

Мышь  -  пищит;

Жук  -  жужжит;

Воробей  -  чирикает;

Змея  -  шипит;

Кукушка  -  кукует;

Ворона  -  каркает;

Стрекоза  -  стрекочет;

Комар  -  звенит;

Игровое  упражнение

«Назови  детёнышей».

У  курицы  -  цыплята;

У  кошки  -  котята;

У  собаки  -  щенята;

У  свиньи  -  поросята;

У  коровы  -  телята;

У  козы  -  козлята;

У  овечки  -  ягнята;

У  индюка  -  индюшата;

У  утки  -  утята;

У  гуся  -  гусята;

У  лошади  -  жеребята;

У  медведя  -  медвежата;

У  лягушки  -  лягушата;

У  лисы  -  лисята;

У  волка  -  волчата;

У  белки  -  бельчата;

У  бобра  -  бобрята;

У  барсука  -  барсучата;

У  тигра  -  тигрята.

У  льва  -  львята.

Угадай  сказку.

Жили-были  семь  ребят

Белых  маленьких  (козлят).

Мама  очень  их  любила,

Молочком  детей  поила.

Тут,  зубами  щёлк  да  щёлк,

Появился  серый  (волк).

Шкуру  белую  надел,

Нежным  голосом  запел.

Как  коза,  запел  тот  зверь:

«Отоприте,  детки,  (дверь).

Ваша  матушка  пришла,

Молочка  вам  (принесла)».

Мы  ответим  без  подсказки,

Кто  сумел  спасти  ребят.

Это  знаем  мы  из  сказки

«Волк  и  семеро  козлят».

Угадай  сказку.

Маша  в  коробе  сидит,

Далеко  она  (глядит).

Кто  несёт  её,  ответь,

А  несёт  её  (медведь).

Вместе  с  пирогами.

Путь  неблизкий,  дальний  путь.

Хочет  Миша  (отдохнуть).

Только  Маша  не  даёт

На  пенёк  присесть

И  румяный  пирожок  по  дороге  (съесть).

Провела  его  малышка,

Будет  он  умнее  впредь.

Вот  у  нас  какая  книжка

Это  -  «Маша  и  медведь».

Угадай  сказку.

Из  муки  он  был  печён,

На  сметане  был  мешён.

На  окошке  он  студился,

По  дорожке  он  (катился).

Был  он  весел,  был  он  смел,

И  в  пути  он  песню  (пел).

Съесть  его  хотел  Зайчишка,

Серый  Волк  и  бурый  (Мишка).

А  когда  малыш  в  лесу

Встретил  рыжую  (Лису).

От  неё  уйти  не  смог.

Что  за  сказка?

«Колобок».

Угадай  сказку.

Чашки  три  и  три  постели.

Стульев  тоже  три,  смотри,

И  жильцов  здесь  в  самом  деле

Проживают  ровно  (три).

Как  увидишь,  сразу  ясно:

В  гости  к  ним  ходить  (опасно).

Убегай  скорей,  сестричка,

Из  окна  лети,  как  (птичка).

Убежала!  Молодец!

Значит,  сказке  всей  (конец).

По  слогам  читает  Федя:

Это  сказка:

«Три  Медведя).

Угадай  сказку.

Она  легко,  как  по  канату,

Пройдёт  по  тоненькой  верёвочке,

Она  жила  в  цветке  когда – то,

Ну,  как  зовут  её?             (Дюймовочка).

Сейчас  потолкуем  о  книжке  другой,

Тут  синее  море,  тут  берег  морской.

Старик  вышел  к  морю,

Он  невод  забросит,

Кого – то  поймает  и  что – то

попросит.

О  жадной  старухе  рассказ  тот

пойдёт,

А  жадность  ребята  к  добру

не   ведёт.

И  кончится  дело  всё  тем  же

корытом,

Но  только  не  новым,  а  старым,

разбитым.

(Золотая  рыбка).

Угадай  сказку.

Он  ходит  с  длинной  бородой,

Он  очень  жадный,  хитрый,  злой.

Но  всё  ж  не  испугает  нас,

Разбойник  этот     (Карабас).

Человечек  деревянный,

На  воде  и  под  водой,

Ищет  ключик  золотой.

Всюду  нос  суёт  свой  длинный,

Кто  же  это?            (Буратино).

С  букварём  шагает  в  школу

Деревянный  мальчуган,

Попадает  вместо  школы

В  полотняный  балаган.

Как  зовётся  эта  книжка?

Как  зовётся  сам  мальчишка?

(Приключения  Буратино).

Угадай  сказку.

Кто – то,  за  кого – то,

Ухватился  крепко.

Ох,  никак  не  вытянуть

Ох,  засела  крепко!

(Репка).

На  сметане  он  мешён,

На  окошке  стужён,

Круглый  бок,  румяный  бок

Покатился

(Колобок).

Угадай  сказку.

Бабушка  девочку  очень  любила,

Шапочку  красную  ей  подарила.

Девочка  имя  забыла  своё,

Ну,  отгадайте,  как  звали  её?

(Красная  шапочка).

Угадай  сказку.

Всех  на  свете  он  добрей,

Лечит  он  больных  зверей.

И  однажды  бегемота,

Вытащил  он  из  болота.

Он  известен,  знаменит,

Это….

(Доктор  Айболит).

Угадай  сказку.

Толстяк  живёт  на  крыше,

Летает  он  всех  выше.

Любит  он  варенье,

Сладкое  печенье.

(Карлсон)

Угадай  сказку.

Летела  стрела  и  попала  в

болото.

А  в  этом  болоте  поднял

её  кто – то.

Кто,  распростившись  с

зелёною  кожей,

Сделался  мигом  красивой,

пригожей?

(Царевна – лягушка).

Угадай  сказку.

В  небесах  и  на  земле

Скачет  баба  на  метле,

Страшная  и  злая,

Кто  она  такая?

(Баба  Яга).

Игровое  упражнение  «Подарки».

(придумывание  слов  на  заданный  звук)

На  Новый  год  дети   получили  в подарок:

Рома  -  ручку,

Катя  -  куклу,  котёнка,  кактус,конфету,

Варя  -  велосипед, варежки,  виноград,

Петя  -  пирамидку, попугая,  пылесос,

Толя  -  телефон, трамвай,  тапочки,

Аня  -  ананас, аквариум,  арбуз,  апельсин,

Миша  -  машинку, малину,  мотоцикл,

Саша  -  самолёт, слона, самокат, саблю,

Рита  -  ранец, ручку,  ракету, рюкзак,

Коля  -  кубики, книгу, карусель,  карамель,

Зина  -  зонт, зефир,

Максим  -  медведя,  меч,  мелки,

Маша  -  матрёшку,  мандарин,

Шурик  -  шарик, шашки, шапку,  шубу,

Зоя  -  зайца,  зебру, землянику,

Кирилл  -  компьютер, конструктор,

Лена  -  лейку,  лягушку,  лису,  ластик,

Боря  -  барабан,  бинокль,

Игровое  упражнение

«Скажи  по-другому»

Длинный  язык  -  болтливый,

Острые  глаза  -  зоркий,

Железные  нервы  -  спокойный,

Золотые  руки  -  умелый,

Светлая  голова  -  умный,

Бить  баклуши  -  бездельничать,

Водить  за  нос  -  обманывать,

Игровое  упражнение

«Складываем  слова»

Сам  +  летит  =  Самолёт,

Сам  +  варит   =   Самовар,

На  пару + ходит =  Пароход,

К  звёздам + летит =  Звездолёт,

Лёд  +  колет  =  Ледокол,

Тепло  +  ходит  =  Теплоход,

Пар  +  возит  =  Паровоз,

Кору  +  ест  =  Короед,

Гранаты  +  метает  =  Гранатомёт,

Везде  +  ходит  =  Вездеход,

Землю  +  копает  =  Землекоп,

Сам  +  катит  =  Самокат,

Мусор  +  возит  =  Мусоровоз,

Бетон  +  мешает  =  Бетономешалка,

Сам  +  сваливает  =  Самосвал,

Пули  +  метает  =  Пулемёт,

Рыбу  +  ловит  =  Рыболов,

Мышей  +  ловит  =  Мышеловка.

Игровое  упражнение

«Найди  лишнее  слово»

1)Старый,  дряхлый, маленький,  ветхий.

2)Храбрый,  злой,  смелый,  отважный.

3)Яблоко,  слива,  огурец,  груша.

4)Молоко,  творог,  сметана,  хлеб.

5)Час,  минута,  лето,  секунда.

6)Ложка,  тарелка,  кастрюля,  сумка.

7)Платье,  свитер,  шапка,  рубашка.

8)Мыло,  метла,  зубная  паста,  шампунь.

9)Берёза,  дуб,  сосна,  земляника.

10)Книга,  телевизор,  радио,  магнитофон.

11)Валенки,  сапоги,  туфли, носки.

12)Кисть,  карандаш,  фломастер, бумага.

13)Ель,  сосна,  пихта,  тополь.

14)Курица,  петух,  сова,  индюк.

15)Песня,  пианино,  дудочка,  металлофон.

16)Дрессировщик,  клоун,  повар,  гимнаст.

17)Ручка,  линейка,  ранец,  машина.

18)Самосвал,  самолёт,  вертолёт, ракета.

19)Ложка,  тарелка,  вилка,  нож.

Игровое  упражнение   «Назови  слова».

Назови  слова,  обозначающие:

1)деревья

2)зверей

3)наземный  транспорт

4)овощи,  фрукты

5)детали  одежды

6)школьные  принадлежности

7)игрушки

8)профессии

9)кухонную  посуду

10)головные  уборы

11)электрические  приборы

12) строительные  инструменты

13)явления  природы

14)обувь

15)города

16)имена

17)клички

18)улицы

19)страны.

Игровое  упражнение  «Наоборот»

Много   -  один                Жизнь  -  смерть

Тихо  -  громко                Награда  -  наказание

Темно  -  светло             Правда  -  лож,  обман

Далеко  -  близко            Почёт  -  позор

Вредно  -  полезно          Труд  -  лень

Горячо  -  холодно         Узкий  -  широкий

Медленно  -  быстро     Старый  -  молодой

Внутри  -  снаружи      Чистый  -  грязный

Высоко  -  низко             Твёрдый  -  мягкий

Вместе  -  отдельно     Больной  -  здоровый

Глубоко  -  мелко           Длинный  -  короткий

Ласково  -  грубо            Худой  -  толстый

Смех  -  плач                  Трусливый - храбрый

Начало  -  конец            Кислый  -  сладкий

Шум  -  тишина           Сытый  -  голодный

Горе  -  радость            Умный  -  глупый

Богатство - бедность  Осень  -  зима

Мир  -  ссора                  Вежливый  -  грубый

Друг  -  враг                    Злой  -  добрый

Жар  -  холод                 Хороший - плохой

Жизнь  -  смерть          Гладкий - шероховатый

Дорогой  -  дешёвый            Лёгкий  -  тяжёлый

Острый  -  тупой                Полный  -  пустой

Сухой  -  мокрый                 Толстый  -  тонкий

Толстый  -  худой               Яркий  -  бледный

Завязать  -  развязать       Давать  -  брать

Намочить  -  высушить   Найти – потерять

Написать  -  стереть       Медлить - спешить

Увеличивать-уменьшать  Солнце  -  луна

Выигрывать – проигрывать

Говорить  -  молчать        Зажигать - тушить

Забывать  -  помнить       Кричать – шептать

Закрывать – открывать  Найти - потерять

Здороваться – прощаться

Мириться  -  ссориться    Спасать - губить

Нагревать  -  охлаждать

Опускать – поднимать     Хвалить - ругать

Покупать  -  продавать

Приезжать  -  уезжать    Ночь  -  день

Соединять  -  разъединять

Сладкий  -  кислый             Круг  -  квадрат

Белый  -  чёрный                 Старт – финиш

Плакать  -  смеяться

Игровое  упражнение

«Загадки  и  отгадки».

*Среди  кудрей  гуляла  и  зубчик  потеряла.

(Расчёска)

*Каждый  день  купается

Много-много  раз,

Щиплется,  кусается,

Не  откроешь  глаз.                          (Мыло)

*Ускользает  как  живое,

Но  не  выпущу  его  я,

Белой  пеной  пенится,

Руки  мыть  не  ленится!                 (Мыло)

*Хожу-брожу  не  по  лесам,

А  по  усам,  по  волосам,

И  зубы  у  меня  длинней,

Чем  у  волков  и  медведей.             (Гребешок)

*Сама  не  ем,  а  людей  кормлю.    (Ложка)

*Мойдодыру  я  родня,

Отверни-ка  ты  меня,

И  холодною  водою

Живо  я  тебя  умою.                             (Кран)

*Костяная  спинка,  жёсткая  щетинка,

С  мятной  пастой  дружит,

Нам  усердно  служит.          (Зубная  щётка)

*Вафельное  и  полосатое,

Гладкое  и  лохматое,

Всегда  под  рукою – что  это  такое?

(Полотенце)

*Посмотрите,  посмотрите,

Моет  в  ванне  и  в  корыте.

Почему  ж  оно  всегда

Только  там,  где  есть  вода?            (Мыло)

*Возьмите  меня,  умывайтесь,  купайтесь,

А  что  я  такое – скорей  догадайтесь. (Мыло)

*Два  живота,  четыре  ушка

Твоя  пуховая ….     (подушка)

*Богатство  наше  и  добро.

Не  золото  и  серебро,

А  то,  что  каждый  день  ты  ешь,

Когда  он  пышен,  кругл  и  свеж       (Хлеб)

*Режут  меня  ножами.

За  что  меня  так  губят?

За  то,  что  любят.                           (Хлеб)

*Чёрненько,  горяченько,  а  все  любят.   (Чай)

*Четыре  уха,  два  брюха.                

 (Подушка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....