Конспект занятия познавательно - речевой деятельностью с использованием ИК - технологий и социоигровой педагогики: «Такая разная посуда»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Карамышева Ксения Игоревна

Цель: Расширить и закрепить представление детей о посуде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия познавательно - речевой деятельностью с  использованием ИК - технологий и социоигровой педагогики:

«Такая разная посуда»

Цель: Расширить и закрепить представление детей о посуде.

Задачи:

Образовательные:  

  • Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;
  • Закреплять  понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
  • Формировать  умение определять материалы, из которых изготовлена посуда;
  • Продолжить формировать представление о том, что пользоваться предметами посуды в соответствии с их особенностями и назначением;

Развивающие:  

  • Развивать мышление: учить классифицировать предметы посуды по существенным признакам;
  • Развивать  зрительное  внимание и восприятие, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Педагогические технологии:

Икт - технологии: мультимедийная презентация, интерактивные игры «Что лишнее», «Расставь в шкафу посуду», интерактивная викторина «Угадай посуду»;

Социоигровые технологии: «Волшебная палочка»,  работа в компаниях,  «Мяч в кругу»

Материалы к занятию: Мультимедиа установка,  картинки с изображением предметов, предметы посуды, карточки с заданиями, цветные стикеры.

                                                           

 Ход занятия:

  1. Создание мотивации к занятию.

Воспитатель читает рассказ об истории возникновении посуды в сопровождении мультимедийной презентации.

Давным - давно  древние люди всю еду готовили  на открытом огне или на углях. Потом людям пришла в голову идея обмазать рыбину или кусок мяса глиной. Нагреваясь, глина затвердевала, и пища готовилась как бы в запечатанной ёмкости. Отсюда уже рукой подать до идеи горшка – не обмазывать глиной рыбину, а просто сделать из глины полый сосуд, обжечь его для твёрдости на огне, а потом уже класть в него что угодно и ставить на огонь. Хорошо обожжённая керамика держит воду – в ней можно не только запекать, но и варить. Прошли века и люди научились добывать медь,  кроме оружия и доспехов, пустили её, прежде всего, на изготовление посуды. Лили и ковали из неё блюда, чаши, нож. Но, главное, из меди начали делать котлы. Медь прекрасно проводит тепло – поэтому вода в ней закипает очень быстро. Медными котлами пользовались тысячи лет. Ещё позже египтяне создали стекло. Особенность стекла как материала является прозрачность, способность отражать свет, переливы цвета. В отличие от других материалов посудное стекло является хрупким материалом, оно требует бережного отношения. В наше время люди научились делать посуду даже из пластмассы, она имеет предназначение вспомогательной: тарелочки, вазы, стаканчики. Она пригодна только для холодной пищи. На Руси долгое время изготавливали посуду из дерева. Сейчас из него делают сувенирные изделия: расписные настенные тарелочки, вазы стаканчики, бочонки, мисочки и др.

  1. Постановка проблемной ситуации.

Социоигровой прием «Волшебная палочка»

На экране появляются вопросы. Воспитатель озвучивает их. Дети отвечают, передавая друг другу палочку. По звуковому сигналу  на экране появляется следующий вопрос, дети, не останавливаясь отвечают на него, передавая палочку дальше. И так пока не ответят на все вопросы.

- Зачем нам нужна посуда?  (Посуда нужна, чтобы приготавливать пищу, есть из неё и пить).

- Из какой посуды едят? (Едят из тарелок, блюдец).

- А чем едят? (Вилкой, ложкой, чайной ложкой).

- Из какой посуды пьют? (Из стаканов, бокалов, кружек, чашек). В чём варят? В какой посуде жарят? В чём кипятят воду? С помощью какой посуды наливают суп?

По мере ответов детей воспитатель на экране появляются  картинки с изображением  посуды. В результате весь экран заполняется разными видами посуды

3. Развивающие игры и задания.

Раздается звуковой сигнал

- Это компьютер просит нас о помощи. Необходимо навести порядок, расставить посуду на полках:

 На верхней - посуда для обеда.  Какая посуда из этой нужна для обеда? (Для обеда нужна столовая посуда).

На средней - посуда для чаепития.  Какая посуда нужна для чаепития? (Для чаепития нужна чайная посуда).

На нижней - кухонная посуда. Для чего она нужна?  (Для того, чтобы готовить в ней пищу)

Прежде чем вы начнете выполнять задание, компьютер предлагает вам проверить, хорошо ли разбираетесь в разных видах посуды

Игровое задание «Что лишнее?».

Посмотрите на картинку, изображенную на экране,  и назовите предметы, которые изображены.

Например: чашка, блюдце, заварочный чайник, кастрюля.

- Что здесь лишнее? (Кастрюля лишняя, потому что это кухонная посуда, а остальное – чайная посуда.)

Примечание. Даётся несколько подобных заданий.  

……

Далее воспитатель предлагает детям объединиться в 3 компании, рассчитавшись по названию посуды: чайная, столовая, кухонная. Каждая из компаний выбирает из общей массы картинки с изображением соответствующего вида посуды. После того как компании справились с заданием, на экране появляется шкаф с правильно расставленной посудой.

4. Физминутка

ПОСУДА

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.        

.                             Н. Нищева

5. Открытие нового.

Воспитатель. Мы уже выяснили, какая бывает посуда. Но есть ещё особенная посуда. Она выполняет специальные задания. Без этой посуды хозяйке не справиться на кухне Компьютер подготовил вам загадки. На экране будет представлены варианты ответов . Если ошибетесь звук разбитой  посуды. Если ответите правильно - услышите звон колокольчика, лишние предметы исчезнут с экрана, и останется только правильный ответ.

- В этой посуде хранят масло;

- В этой посуде  хранят хлеб;

-  С помощью этой посуды наши мамы просеивают муку;

- Без них мы бы не смогли посолить или  поперчить нашу пищу;

- С помощью этой посуды мы нашу пищу трём.

- Эта  посуда нужна для того, чтобы вынимать пельмени, вареники из воды, снимать пену с  супа.

 

6. Закрепление знаний

Воспитатель. Замечательно справились с заданием.  Но у меня к вам есть еще один вопрос:  из чего может быть сделана посуда? (Из глины, стекла, металла, дерева, пластмассы). В нашей группе сегодня находятся разные виды посуды .  Я предлагаю вам найти их и отметить соответствующими стикерами. 

Дети делятся  на компании при помощи разрезных картинок с изображением разных видов посуды: деревянная, стеклянная, керамическая (фарфоровая), металлическая.   Свободно  перемещаясь по группе, дети стикерами отмечаю соответствующий вид посуды.

Затем возвращаются в круг и перечисляют отмеченную ими посуду.  

Воспитатель. Теперь вы хорошо знаете из чего сделана посуда. Я предлагаю вам немного поиграть.

Игра с мячом: Дети бросают друг другу  мяч и задают вопрос.  Тот, кто поймал мяч - отвечает на вопрос и  кидает мяч следующему и задает ему свой вопрос.

Например, какая бывает ложка? Ложка может быть металлическая, деревянная. Какая бывает  тарелка?   Тарелка может быть металлическая, деревянная, керамическая, стеклянная. Какой бывает стакан?  Стакан может быть хрустальный, стеклянный.  Какую посуду можно разбить? (Из стекла, керамики, хрусталя).

Воспиттель:  А ещё есть пластмассовая одноразовая посуда. (Показ предметов посуды.) Её используют единожды, а затем выбрасывают.

- Где удобно использовать такую посуду? (На отдыхе, пикнике, в поезде, на детском празднике.)

.

5. Рефлексия.

- Что узнали на занятии? Что запомнилось больше всего?

Чтобы повторить, что мы узнали  посуде, давайте расскажем стихотворение, которое мы выучили заранее.

1 - ый ребенок

На кухне раскричались ложки,
Кастрюли, вилки, поварешки.
И ножи не отстают,
Будто в бой они идут.
2 - ой ребенок

Чайник вдруг как засвистит.-
Стоп! -  Посуде говорит.
нужно нам всем вместе, братцы,
Во всем спокойно разобраться!

3 - ий ребенок
Без кастрюли суп не сваришь –
Это ясно всем вокруг.
Поварешкой наливать.
Что тут можно вам сказать?

4 - ый ребенок
Только если нет тарелки,
Из чего все будут есть?
Главных нет на кухне, точно.
Это можно рассмотреть.
5 - ый ребенок

Суп давно налит в тарелку,
Чем же можно его есть?
Может вилкой? Что вы - ложкой!
Это ясно вам теперь?

6 - ой ребенок
Хлеба ложкой не нарезать.
Здесь нужны одни ножи.

Если дали кушать кашу -

На тарелку положи.

7 - ой ребенок
Ну, а если на тарелку
Положили винегрет, -
Ты бери скорее вилку - .
Это, в общем, не секрет.
8 - ой ребенок
Ну, а сок пить из бутылки?
Это право же смешно!

Пить напитки из бутылки
Некрасиво и грешно.

Нужен будет вам стакан –
И не кружка, и не таз.
Просветил немного вас?

9 - ый ребенок
Так что вы не суетитесь,
Не ругайтесь, не деритесь.
Вы на кухне все нужны
И для каждого важны
.

7. Выход в совместную деятельность

Воспитатель предлагает детям технологические карты для лепки разных видов посуды:

- Эти карты будут находиться в центре искусства, и вы в свободное время  можете  изготовит понравившуюся вам посуду.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция познавательно-речевой деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий.

Предлагаю подгрупповое занятие с использованием ИКТ для закрепления произношения звука Л детьми, посещающими логопункт....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Интеграция познавательно-речевой деятельности дошкольников посредством технологии проблемного обучения

Я представляю мастер-класс на тему "Интеграция познавательно-речевого развития дошкольников посредством технологии проблемного обучения ".Цель: расширение представлений о профессиях, обеспечивающ...

Использование здоровьесберегающих технологий в познавательно-речевой деятельности детей

Одна из основных задач дошкольного образования - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. К со...

Конспект занятия "Познавательно-речевая деятельность детей через игровые технологии в ясельной группе" «Поможем зайчонку»

Цель: Закрепление полученных знаний в познавательно- речевом развитии детей в ясельной группе. ...