Обобщение опыта работы
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Использование опорного ряда изображений в обучении детей репродуктивному  виду рассказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение собственного инновационного педагогического опыта Полетаевой Любови Викторовны

«А ну-ка, расскажи!»

(использование опорных изображений в развитии речемыслительных способностей)

Обоснование актуальности и перспективности идеи опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.

Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка – приобщения его к человеческому обществу, полноценной жизни в нем.

Умение понимать связную речь окружающих, тексты книг позволяют ребенку приобщиться к огромной области культурного наследия народа, сохраненного в языке.

Понимание речи позволяет сделать ее важнейшим средством познания окружающего мира: ребенок получает многие знания из рассказов взрослых, книг, общения со сверстниками.

Владение понятной для окружающих речью обеспечивает полноценное общение с окружающими: дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания.

Умение рассказывать, развивает уверенность в своих силах, способность становлению черт характера.

Речевая деятельность – это уникальное содержание и средство для самореализации ребенка в его жизнедеятельности, проявления его индивидуальных творческих способностей, субъективных качеств: интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и умения делать правильный выбор.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, явление, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.).

Использование опорного ряда изображений существенно облегчают работу по развитию монологической речи. Способствует:

  • развитию связной речи;
  • расширению словарного запаса, развитию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя;
  • развитию основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного мышления;
  • перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Обучение способам схематизации вербального материала (предложений, текстов ит. д.), формирование умения самостоятельно создавать значки-схемы наглядного и вербального материала, обучение умению анализировать предметный материал способствует развитию элементов логического мышления.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В самом термине «связная речь» заложена идея логической связности мысли, выражаемой говорящим. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Связная речь – выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя. Связная речь развивается в следующих формах:

-диалогическая речь – это форма социального взаимодействия.

-полилогическая речь – это речь при участии в коллективном разговоре;

-монологическая речь – это вид внешней речи, в которой осуществляется последовательное, логическое развертывание мысли одним говорящим в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста.

Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Поэтому в систему занятий должны быть включены игры на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи. Они по-разному комбинируются, повторяются, но с другим содержанием.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Монолог характеризуется такими признаками, как целостность (единство темы), структурное оформление (разное в зависимости от типа монолога), логика (связность), объем высказывания, плавность (отсутствие длительных неоправданных пауз).

Учитывая психофизические и характерологические особенности детей логопедической группы работу необходимо начинать с репродуктивного (воссоздающего, использующего опору) вида рассказывания.

Что такое опора? Это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования – соотнося слова текста с опорой, как можно более полно воспроизвести заданный текст. Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, т. е. уверенности в своих силах.

Репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания.

Воспроизведении поэтических и прозаических текстов.

Есть различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Но во всех этих приемах развития памяти главное одно – использование опоры. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст в следующем:

-заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность;

-привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка к запоминанию;

-выбор нужного вида опоры помогает найти личностно-ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

Опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении или прозаическом тексте. Есть так называемый прием «расскажи стихи руками». Этот же прием используется при запоминании прозаического текста. Опорой также могут служить действия, упомянутые в нем. Возьмем текст и выделим в нем все смыслонесущие действия. По мере рассказывания воспитатель их имитирует.

Опорой также может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения или рассказа. Воспитатель, читая стихотворение или чистоговорку, отмечает на картинке все смысловые элементы текста. В этом случае к слуховой памяти присоединяется зрительная.

Опорой могут служить предметные картинки, символы, пиктограммы, позволяющие воссоздать текст. Картинки могут быть не только предметными, но и изображающими действия, признаки. Выбирать и обозначать символами нужно также самые смыслонесущие или важные слова.

Опорой может служить и мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. Таким образом, к слуховой памяти присоединяется зрительная и ассоциативная. Таблица может четко организовать воспроизведение текста.

Описательный рассказ по схеме. Работа по развитию речи очень трудоемкая, требующая большого количества времени. Остановимся на одном из начальных «пусковых» этапах: составлении описательного рассказа. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. Но даже в этом случае для составления описательного рассказа ребенок должен:

-самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

-установить последовательность изложения выявленных признаков;

-удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Существенно упрощает эту работу введение ориентировочной схемы составления рассказа-описания. (см. приложение).

Описательный рассказ по мнемотаблице.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотаблицу можно заполнять вместе с детьми; можно предложить готовую таблицу для составления рассказа (см. приложение).

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы более последовательными и содержательными.

Нужно отметить и важность работы над словом, как единицей языка. В науке логики есть термин «остенсивное» определение, которое противопоставляют вербальному, словесному определению (латинское слово ostehsio – «показывание» в качестве примера).

Научить оперировать символами, дать начальное представление о частях речи, сформировать умение составлять предложения и загадки, поможет использование «картинок-помощниц»: «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».

Научив оперировать этими символами, мы даем ребенку начальные представления о частях речи, формируем языковое чутье и готовим к обучению в школе.

Развитие связной речи детей в эксперементально-поисковой деятельности (использование в описательных рассказах символов, обозначающих характеристики предметов).

Навык составления описательного рассказа формируется легче и гораздо быстрее, дети легче описывают предмет, если ими самостоятельно (или с помощью взрослых) проводилась экспериментальная или исследовательская деятельность по изучению предмета с ведением исследовательского дневника. Дети знакомятся с символами, обозначающими характеристики предметов. Активное включение ребенка в исследовательский и творческий виды деятельности, вопросы, направленные на решение проблемных ситуаций, учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать со взрослыми. Эта работа проводилась по каждой лексической теме как составная часть этого проекта. (Таблица с символами, обозначающими характеристики предметов в приложении.)

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Развивая у детей положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающему миру, преследуются следующие цели.

Цель: развитие речемыслительных способностей.

Задачи:

-расширять представление об окружающем мире;

-развивать монологическую форму речи, стимулировать речевое творчество детей;

-обогащать, активизировать и актуализировать словарь, осуществляя планирование по лексическим темам;

-формировать грамматический строй речи;

-автоматизировать поставленные звуки;

-развивать психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление.

-формировать уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность и активность.

-развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

Объект исследования: развитие речемыслительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности его использования в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения. Использование обобщенных наглядных средств развивает не только связную речь, но и наглядно-образное мышление, речемыслительные способности в целом.

Новизна: диапазон использования опорного ряда изображений огромен. Его можно использовать в составлении детьми рассказов по картине; описательных рассказов и загадок, при описании предметов и явлений, творческих рассказов; при воспроизведении поэтических и прозаических текстов. Он универсален. Его можно взять за основу в работе над любой лексической темой, а также как составную часть занятия в любой образовательной области.

Теоретическая база опыта.

Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут иметь и большие радости - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Речевая деятельность – это уникальное содержание и средство для самореализации ребенка в его жизнедеятельности, проявления его индивидуальных творческих способностей, субъективных качеств: интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и умения делать правильный выбор.

Работа по развитию речи сложна и многогранна. Репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания - часть этой работы. Но даже эта часть работы требует тщательного изучения перед тем как ее использовать.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности

От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.

Умение рассказывать, развивает уверенность в своих силах, способность становлению черт характера.

Работа по развитию речи очень трудоемкая, требующая большого количества времени. Остановимся на одном из начальных «пусковых» этапах: составлении описательного рассказа. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал.

Есть различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Но во всех этих приемах развития памяти главное одно – использование опоры. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст.

Работа по данному направлению проводилась поэтапно.

1.Этап - проектировочный. Изучение литературы, интернет источников. Создание проекта.

2.Этап - продуктивный. Изготовление демонстрационного материала (карточек с опорным рядом изображений). Приобретение наглядного материала по всем лексическим темам. Подбор словесных игр и упражнений. Обустройство уголка для опытов и экспериментов. Подборка содержания экспериментальной и исследовательской деятельности по каждой лексической теме (создание таблицы символов, отражающих качества и свойства предметов, с целью использования ее в описательных рассказах). Проведение предварительного мониторинга.

Работа с родителями.

3.Этап - презентативный. Накопление содержания. Цель этапа – обогащение представлений детей по теме. Необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования, наблюдения) в процессе организованной образовательной деятельности. Подведение итогов, обсуждение результатов работы.

В работе применялись информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный и исследовательский методы.

Методы работы над содержанием детской речи, наглядные методы: показ, демонстрация; словесные методы: чтение, рассказывание; практические методы: организация исследовательской деятельности; упражнение в умениях.

Формы взаимодействия. Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности. Образовательные ситуации в режимных моментах. Индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности.

Оценка результатов реализации проекта. На отслеживание качества дошкольного образования направлен мониторинг. Мониторинг предполагает:

-постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнения функции слежения;

-изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

-компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Система оценок мониторинга трехуровневая: «качество сформировано», «качество на «стадии формирования», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности, «качество не сформировано».

Диагностика. Основные методы – наблюдение в процессе деятельности.

Работа с родителями. В развитие речи детей ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Были подготовлены и проведены консультации на тему «Играем – речь развиваем». «Как играть в словесные игры». «Пример родителей как фактор развития грамматически правильной речи». «Что читать детям».

Опорный ряд изображений использовался на занятиях по природному миру, ознакомлению с окружающим, рисованию, лепке, аппликации, ознакомлению с художественной литературой.

Работа велась в следующих направлениях.

Описательные рассказы по схеме. Можно использовать готовые схемы Т. А. Ткаченко, можно составить свои схемы (см. приложение).

Составление рассказа по опорным символическим изображениям для динамического текста.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Описательный рассказ по сенсорным символам. Подобран материал к исследовательской и экспериментальной деятельности по каждой лексической теме. Таблица сенсорных символов, обозначающих характеристики предметов приводится в приложении.

Описательный рассказ по мнемотаблице. Например, по теме «Домашние животные» можно предложить таблицу-загадку. Дети должны отгадать загадку и доказать свое мнение по каждой ячейке таблицы.

Схематическое моделирование - для создания понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «растения»). Схематическими моделями можно обозначить функции живых организмов. Растения и животных нельзя разделить на части. Это можно сделать с помощью модели, отражающей признаки строения объекта.

Обучение дополнялось разнообразными формами работы в повседневной жизни.

Виды работы:

-Продуктивная деятельность: изготовление книжек-малышек.

-Развитие связной речи в экспериментально-поисковой деятельность. Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований.

-Развитие связной речи в игровой деятельности.

-Наблюдения. Описание времен года. Составлению рассказов по этой теме предшествует подготовительная работа. Это систематическое наблюдение за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. п., - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Анализ результативности.

В процессе использования опорного ряда изображений в работе с детьми происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, совершенствуются операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. У детей наблюдаются положительные эмоции, формируются знания об окружающем мире, развивается и обогащается речь детей. Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, которые ребенок приобретает и которые так необходимы ему для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе.

Обучение способам схематизации вербального материала (предложений, текстов ит. д.), формирование умения самостоятельно создавать значки-схемы наглядного и вербального материала, обучение умению анализировать предметный материал способствует развитию элементов логического мышления.

Трудности и проблемы при использовании данного

Главная трудность работы с детьми первого года пребывания в логопедической группе – общее недоразвитие речи. И тем более подобная работа необходима с такими детьми, она является хорошим подспорьем в развитии монологической речи у детей с ОНР.

Наглядное приложение: конспект открытого занятия «Жители леса – кто они?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...