Проект
проект по развитию речи (старшая группа) на тему


Практический опыт работы в проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речемыслительных способностей у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

«А ну-ка, расскажи!»

Учреждение, предоставившее проект:

МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»

Тип проекта: информационно-исследовательский, детско-взрослый, где ребенок исполнитель проекта, внутри одной возрастной группы (5-6 лет); коллективный, долгосрочный.

Объект исследования: развитие речемыслительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема: что ты можешь рассказать (о предмете, объекте, явлении). Учитывая психофизические и характерологические особенности детей логопедической группы работу необходимо начинать с репродуктивного (воссоздающего, использующего опору) вида рассказывания.

Новизна: диапазон использования опорного ряда изображений огромен. Данный проект можно использовать в составлении рассказов по картине; описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях, творческих рассказов; при воспроизведении поэтических и прозаических текстов. Он универсален. Его можно взять за основу в работе над любой лексической темой. Как составную часть можно использовать на занятиях в любой образовательной области.

Практическая значимость: может быть использован в работе воспитателей с разным стажем работы как в логопедической, так и в массовой группе.


Актуальность

Содержание и организация образовательного процесса направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.

Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка – приобщения его к человеческому обществу, полноценной жизни в нем.

Умение понимать связную речь окружающих, тексты книг позволяют ребенку приобщиться к огромной области культурного наследия народа, сохраненного в языке.

Понимание речи позволяет сделать ее важнейшим средством познания окружающего мира: ребенок получает многие знания из рассказов взрослых, книг, общения со сверстниками.

Владение понятной для окружающих речью обеспечивает полноценное общение с окружающими: дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания.

Овладение речью – важнейшее условие для успешного обучения в школе, где необходимо уметь слушать и понимать речь учителя, тексты учебника, уметь выразить свою мысль полно и точно.

Речевая деятельность – это уникальное содержание и средство для самореализации ребенка в его жизнедеятельности, проявления его индивидуальных творческих способностей, субъективных качеств: интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и умения делать правильный выбор.


Цель проекта

Развивая связную речь, внимание, восприятие, память, мышление, мы ставим перед собой следующую цель.

Цель: развитие речемыслительных способностей.

Задачи:

-расширять представление об окружающем мире;

-развивать монологическую форму речи, стимулировать речевое творчество детей;

-обогащать, активизировать и актуализировать словарь, осуществляя планирование по лексическим темам;

-формировать грамматический строй речи;

-автоматизировать поставленные звуки;

-развивать психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление.

-формировать уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность и активность.

-развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;


Логика конструирования и реализации педагогической технологии.

1.Этап - проектировочный. Изучение литературы, интернет источников. Создание проекта.

2.Этап - продуктивный.

Приобретение наглядного материала по всем лексическим темам. Изготовление демонстрационного материала (карточек с опорным рядом изображений). Подбор словесных игр и упражнений. Обустройство уголка для опытов и экспериментов. Подборка содержания экспериментальной и исследовательской деятельности по каждой лексической теме (создание таблицы символов, отражающих качества и свойства предметов, с целью использования ее в описательных рассказах). Проведение предварительного мониторинга.

3.Этап - презентативный. Накопление содержания. Цель этапа – обогащение представлений детей по теме. Необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования, наблюдения) в процессе организованной образовательной деятельности.

Оценка результатов реализации проекта.

Работа с использованием опорных схем проводилась ежедневно. Формы взаимодействия. Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности. Образовательные ситуации в режимных моментах. Индивидуальные ситуации общения и совместной деятельности.

Работа велась в следующих направлениях.

Описательные рассказы по схеме. Можно использовать готовые схемы Т. А. Ткаченко, можно составить свои схемы (см. приложение).

Составление рассказа по опорным символическим изображениям для динамического текста.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Описательный рассказ по сенсорным символам. Подобран материал к исследовательской и экспериментальной деятельности по каждой лексической теме. Таблица сенсорных символов, обозначающих характеристики предметов приводится в приложении.

Описательный рассказ по мнемотаблице. Например, по теме «Домашние животные» можно предложить таблицу-загадку. Дети должны отгадать загадку и доказать свое мнение по каждой ячейке таблицы.

Схематическое моделирование - для создания понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «растения»). Схематическими моделями можно обозначить функции живых организмов. Растения и животных нельзя разделить на части. Это можно сделать с помощью модели, отражающей признаки строения объекта.

Обучение дополнялось разнообразными формами работы в повседневной жизни. Виды работы:

-Продуктивная деятельность: изготовление книжек-малышек.

-Развитие связной речи в экспериментально-поисковой деятельность. Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований.

-Развитие связной речи в игровой деятельности.

-Наблюдения. Описание времен года. Составлению рассказов по этой теме предшествует подготовительная работа. Это систематическое наблюдение за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. п., - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Реализуемые мероприятия

Тематические занятия (интеграция пяти образовательных областей).

Игры

Д/игра «Магазин» («Овощи», «Фрукты», «Игрушки»).

Д/игра «Загадай, мы отгадаем»

Работа с родителями.

В развитие речи детей ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Для родителей проводятся:

-Дни открытых дверей.

-Консультации на тему «Играем – речь развиваем». «Как играть в словесные игры». «Пример родителей как фактор развития грамматически правильной речи». «Что читать детям».

-Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (упражнение в умениях: составь рассказ о домашнем любимце, о своей любимой игрушке и т. п.).

Итоговое мероприятие

ООД «Жители леса-кто они?»

Предполагаемый результат

  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
  • Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.
  • Проявляет словотворчество, интерес к языку.
  • Замечает речевые ошибки сверстников, самостоятельно исправляет их.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.

Анализ результативности

Использование в обучении репродуктивному (воссоздающему,) виду рассказывания опоры (это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем), позволяет соотнося слова текста с опорой, как можно более полно воспроизвести заданный текст. Достигается и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, т. е. уверенности в своих силах.

Проанализировав и обобщив проделанную работу, можно сделать вывод, что задачи поставленные в начале работы, успешно решены, цель достигнута. Созданы условия для:

-расширения представлений об окружающем мире;

-развития монологической формы речи, стимулирования речевого творчества детей;

-обогащения, активизации и актуализации словаря, осуществляя планирование по лексическим темам;

-формирования грамматического строя речи;

-автоматизации поставленных звуков;

-развития психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления;

-формирования уверенности в собственных силах, самостоятельности, инициативности и активности;

-развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

-развития мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении схемы.

Библиографический список:

Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (и др.). - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

Иванов А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванов. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР / У.М. Сидорова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт. сост. Л.М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2012.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб. Акцидент, 1998.

Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников / Т.А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2005.

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам / Т.А. Ткаченко. – М.,2005.

Ткаченко Т.А. схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2001.

Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: Аркти, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...