Статья "Взаимосвязь моторики рук и развитие речи детей"
статья по развитию речи на тему

Киреенкова Ольга Сергеевна

Статья о том, как моторика рук связана с речью детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_motorike_ruk.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Взаимосвязь моторики рук и речи детей»

Речь является ведущим средством общения, в процессе которого происходит самопознание человеком собственного "Я" и появляется возможность самовыражения и самореализации. От уровня развития речи зависит не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоционально-личностной сферы. Освоение родного языка является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не владеет навыком его использования. Таким образом, речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, под влиянием социального окружения. Ее возникновение и развитие обусловлено потребностью в общении. 
Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Поэтому для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. 
Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук (М.М.Кольцова). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого). Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно». Таким образом, для чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать у него мелкую моторику рук. Совершенствование мелкой моторики приводит к совершенствованию речи. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание в развитии речи. 
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше вы начнете работу с пальчиками, тем быстрее услышите от ребенка первые слова. 
Грудному младенцу уже можно не просто загибать и разгибать пальчики, а слегка массировать их (массаж кисти рук и каждой фаланги пальчика), сжимать кулачки, поглаживать ладошки («варить» кашу на ладошке), давать захватывать и удерживать погремушку (ежедневно в течение 2-3 минут). Таким образом, происходит воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга. Лучше эти занятия превратить в занимательную игру. 
К году – полутора годам важно, чтобы в игру вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Поэтому с детьми проводят активные упражнения для пальцев рук, с хорошей амплитудой ("Пальчики здороваются", махание рукой – «Пока, пока»). В процессе развития мелкой моторики рук, полезно использовать народные игры-потешки («Коза-рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки»). Поскольку соединение «слово — палец» способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. А фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка. Произнося в процессе пальчиковых игр тот или иной стишок (потешку) вслух, мы тем самым добиваемся эмоционального отклика у малыша, а значит, развиваем у него заинтересованность в данном занятии. 
Детям этого возраста можно предложить катать в руках деревянные шарики различного диаметра (грецкий орех, шишку, карандаш), собирать пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши или пуговицы, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровку.
К 3-х летнему возрасту у детей уже складываются представления о предметах и их признаках. Поэтому в работе с ними можно использовать традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами), рисование, нанизывание бус, собирание пирамидки и мозаики, скатывание шариков из фольги, собирание конструктора, лепку из пластилина, шнуровку. Также детям можно предложить следующие задания: узнать предмет на ощупь, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, обводить предмет по контуру (трафарет), завязать бант. Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, и рассказывая о них, то это обогащает его словарь, развивает связную речь.
С детьми старшего дошкольного возраста помимо традиционных форм работы для развития мелкой моторики рук, используют:
1. игры с мозаикой и пазлами,
2. игры с мелкими предметами (перебирание пуговиц, нанизывание бус),
3. собирание конструктора (пирамидок, матрешек, кубика Рубика), 
4. работа с бумагой (вырезание фигурок из бумаги, аппликации), 
5. рисование (обводка, штриховка, раскрашивание, графический диктант),
6. выкладывание рисунков из счетных палочек, 
7. завинчивание болтов и гаек,
8. игры с крупами (рисование на манной крупе, поиск игрушки в крупе, сортировка круп).
Выполняя различные упражнения пальчиками, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (способствует обогащению его активного словаря и развитию связной речи), но и готовит ребенка к школе (к письму).

Для того чтобы достичь наилучшего результата, необходимо соблюдать определенные требования к проведению пальчиковых игр:

1) систематичность и последовательность в проведении упражнений (переход от простого к сложному). Задания должны усложняться постепенно, это очень важно для поддержания у ребенка интереса к занятиям;
2) упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей; 
3) при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, выполнять задания как правой, так и левой рукой;
4) занятия должны проводиться по желанию ребенка. Недопустимо переутомление ребенка в игре, это может привести к негативизму;
5) каждое упражнение обыгрывается (сопровождается эмоциональными высказываниями, приглашающими ребенка поиграть с различными предметами), чтобы привлечь внимание ребенка. Дети с удовольствием выполняют задания, вызывающие у них эмоциональный отклик;
6) детям важно, чтобы их работа была оценена. Поэтому после выполнения задания полюбуйтесь поделкой ребенка, похвалите его;
7) никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо выполнить задание. Не отступайте, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи;
8) соблюдайте технику безопасности при работе с мелкими, колющими и режущими предметами.
Таким образом, занимаясь с ребенком гимнастикой для пальчиков в игровой форме, мы влияем не только на развитие мелкой моторики рук, но и способствуем развитию его речи.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И РЕЧИ

1. «Разноцветные снежинки» 
Возраст – от 4 лет. 
Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. 
Материалы: белая бумага, ножницы, краски, кисти, цветные карандаши.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-краски и подарили снежинкам разноцветные платья. Детям необходимо раскрасить снежинки.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить пофантазировать, куда отправятся снежинки в обновленном виде, что они будут делать. 

2. «Повтори движение»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук и внимательности.
Ход игры: Взрослый, показывает детям какую-либо «фигуру», составленную из пальцев руки (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Дети должны повторить эту «фигуру». 
Дети старшего дошкольного возраста могут соревноваться, кто лучше повторит «фигуру». Победитель показывает остальным уже свою собственную фигуру, а остальные за ним повторяют.

3. «Мы рисуем» 
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: крупа, поднос, карточки с простыми картинками.
Ход игры: Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу (пшено, манку). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы или цифры.
Для детей старшего дошкольного возраста можно подготовить карточки с простыми рисунками (мяч, звезда, флаг, солнце, квадрат). Предложите ребенку выбрать наугад одну из карточек, а затем, с помощью крупы нарисовать то, что на ней изображено.

4. «Волшебные пуговицы»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: различные пуговицы, толстая нитка.
Ход игры: Подберите пуговицы разного цвета и размера. 
Вариант № 1: Взрослый выкладывает какой-либо рисунок, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить солнышко, неваляшку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Вариант № 2: Предложите ребенку сделать ожерелье из бус. Для этого необходимо взять толстую нитку и нанизывать на нее различные пуговицы.

5. «Золушка»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: крупа, сухофрукты и бобовые культуры, емкости под них.
Ход игры: Смешиваем крупы, сухофрукты и бобовые культуры. Предлагаем малышу разобрать каждый вид в разные бутылочки или емкости.

6. «Найди приз»
Возраст – от 3 лет.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Материалы: крупа, сухофрукты и бобовые культуры, емкости под них.
Ход игры: емкость с песком или крупой, несколько игрушек из киндер-сюрпризов, другие мелкие игрушки, фантики из под конфет. 
Вариант № 1: Предложите ребенку засунуть руку в емкость с песком (крупой) и найти в ней игрушку. Попросите его наощупь определить, что это за игрушка.
Вариант № 2: Для игры необходимы яркие фантики от конфет. Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача малыша развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики...

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"

Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. Дополнительные занятия дома для родителейРазвитие м...

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией,таким образом кисть руки является органом речи, так  же, как и артикуляционный аппарат....

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...