Беседа по картине « Наступила зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Грачева Людмила Ивановна
Формирование объяснительной и доказательной речи, умения описывать предметы, называть их признаки и действия. Развитие понимания смысла и содержания картины, закрепление знаний о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_beseda_po_kartine_gracheva.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по картине « Наступила зима»

Образовательная область «Коммуникативная деятельность»

Задачи: Формирование объяснительной и доказательной речи, умения описывать предметы, называть их признаки и действия. Пополнение и уточнение словарного запаса. Закрепление у детей навыка ведения индивидуальной и групповой беседы, умения различать твердые и мягкие звуки.

Образовательная область «Познавательно-исследовательская деятельность»

Задачи:  Развитие понимания смысла и содержания картины, внимания. Закрепление умения ориентироваться в пространстве, знаний о временах года. Обобщение знаний о явлениях природы и об окружающих предметах.

Образовательная область «Изобразительная деятельность»

Задачи:  Закрепление умения передавать свое настроение, впечатления в рисунке.

Материал: Буква «Л» атрибуты к игре «Зима стройся!» Маски животных. Картина, листы бумаги с изображением снеговика (на каждого ребенка)

Ход:

- Ребята, посмотрите внимательно на картину. Какое время года нарисовал художник?

- Почему ты так считаешь?

- Сколько в году зимних месяцев?

- Назовите их по порядку.

- Какого цвета больше всего на картине?

-Почему больше всего белого?

- Тебе нравится, когда зимой выпадает много снега?

- Хорошо когда зима снежная?

- Почему?

- А для кого это может быть плохо? (для зверей, птиц)

- О чем бы ты спросил птичек?

- Почему птицам зимой голодно?

- Есть птицы зимующие, а есть перелетные. Объясни, почему они так называются.

- Каких зимующих птиц ты знаешь?

- Как называется эта птица? (снегирь). Мне кажется это попугай.

- Чем отличается снегирь от воробья?

- А это что за птица? (дятел). Это не ворона?

- Похож дятел на снегиря?

- Какого цвета дятел?

- Как можно сказать о его цвете одним словом? (пёстрый)

- Почему у этих птиц разные клювы?

- Вспомни, чем эти птицы питаются?

- Ты слышал когда - нибудь стук дятла? Как он стучит?

- А как чирикает воробей?

- Как каркает ворона?

- Как воет вьюга?

- Как ты думаешь, на каком дереве сидят птицы? На лиственном или на хвойном?

- Какие деревья называются хвойными, а какие лиственными?

- А какое дерево мы украшаем на Новый год?

- Споем песенку про это дерево.

- Что еще изображено на этой картине? (снеговик)

- Какие слова – родственники слова СНЕГОВИК ты можешь назвать? (снег, снежный, снегопад, снежинка, снегирь, снегурочка и т.д)  

- Из чего сделан снеговик?

- Сколько комков снега пошло на этого снеговика? (задание на внимательность: заметить три маленьких комочка – пуговицы)

- А что еще понадобилось?

- Почему комки разной величины?

- Почему внизу самый большой комок?

- На какую игрушку похож снеговик?

- Какой снег лучше подходит для лепки снеговиков: сырой или сухой?

- Как узнать сырой снег или сухой?

- Зачем дети лепят снеговиков?

- Ты это любишь делать?

- А как можно по - другому назвать снеговика? (снежная баба)  

Загадка:

Меня не растили –

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки,

Ручки – сучки!

Холодная, большая –

Кто я такая?

(Снежная баба)

- А теперь подумайте и постарайтесь сами придумать свою загадку про снеговика.           (дети)

- Хорошо, молодцы! А теперь давайте встанем и сделаем снежную бабу: (идут по кругу наклонившись: катят перед собой воображаемый ком).

Сегодня из снежного

Мокрого кома

Мы снежную бабу

Слепили у дома.

Стоит эта баба у самых ворот – (разглаживают руками снег на бабе)

Никто не проедет! Никто не пройдет! (грозят пальцем правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе, а Жучка все лает: «Чужой во дворе? ( Идут по кругу)

- Хорошо, садитесь на свои места и давайте скажем чистоговорку.

Послушайте: ри – ри – ри – на ветках снегири.

А теперь, ребята еще раз посмотрите внимательно на картину и найдите на ней предметы, в названиях которых есть буква «Л» (дятел, ель).

- Одинаково ли звучит этот звук в этих словах?

- Почему?

Выставляю на фланелеграфе картинки с изображением предметов, в названиях которых есть буква «Л» . Предлагаю детям послушать слова, выделяю звуки «Л» и «Ль»  и сказать, какие выделены при произведении. Затем поочередно вызываю детей к доске и предлагаю выбрать предмет, назвать его с выделением звуков «Л» и «Ль». Если в названии предмета слышится звук «Л», то предмет выставляется в верхнем ряду фланелеграфа, предметы, в названии которых есть звук «Ль», помещаются в нижнем ряду.

Вариант задания: один ребенок называет предметы только со звуком «Ль».

Произношу ряд слов со звуком «Л», предлагаю повторить их, затем даю детям задания, подобрать слова со звуком «Л». Аналогично со звуком «Ль».

- А сейчас отгадайте загадку: Шубу снежную надела,

Закрутила, завертела.

Заковала речку в лед,

Встать на лыжи нас зовет.

(зима)

- Правильно, это зима. А скажите мне каких лесных зверей можно встретить в лесу зимой? (заяц, лиса и т.д)

- Давайте представим, что каждый из вас на время станет одним из лесных зверей. (дети надевают маски животных). Как бы вы рассказали о себе, подумайте и расскажите о себе так, чтобы всем было ясно, кто вы.

Н-р, ребенок говорит: (я – лисичка – сестричка. У меня рыжая шуба, пушистый хвост, я хитрая плутовка и т.д)

- Молодцы, ребята! А сейчас давайте вспомним и назовем еще раз зимние месяцы.

- Хорошо. А давайте поиграем в игру, которая называется «Зима, стройся!».

- Пройдите за столы. У каждого из вас на столе лист бумаги, на котором нарисован снеговик. У него чего - то не хватает. Чего? (рта). Если вам понравилось занятие, то нарисуйте своему снеговику рот вот так , а если не понравилось то вот так .

- Нарисовали? Хорошо. А теперь пройдите на ковер и представьте, что это снег, снег этот не холодный, поэтому на нем можно полетать, как на перышке. Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела ладошками вверх, ножки расслабьте, закройте, глазки и послушайте волшебную музыку. (дети лежат на ковре, включаю музыку)

- Наши ножки устали,

Наши  ручки устали.

Глазки закрываются,

Реснички опускаются.

Глазки засыпают,

Дети отдыхают. (дети спокойно лежат, звучит музыка).

Выключаю магнитофон:

- Глазки открываются,
Дети просыпаются. (дети встают и потягиваются).

- Хорошо ребята.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»в старшей группе...

Беседа по картине с проблемным сюжетом «Раскрасавица - Зима» в средней группе

Беседа по картине с проблемным сюжетом «Раскрасавица - Зима» в средней группе...

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе

Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима»...

Беседа с детьми"Наступила золотая осень"

Беседа с детьми "Наступила золотая осень"...

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»

Конспект беседы по картине И.И. Шишкина «Зима»  Цель: Познакомить детей с картиной художника И. И. Шишкина «Зима»Задачи:Познакомить детей с жанром живописи &nda...