Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.
статья по развитию речи на тему

Панова Антонина Николаевна

 «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность…»

                    К.С.Станиславский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стр.1

Развитие связной речи дошкольников посредством  театрализованной  деятельности.

 «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность…»

                    К.С.Станиславский

При рождении у ребенка заложены задатки речи. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально - благоприятных условий речь ребенка формируется и

Стр.2

совершенствуется, возникает желание активно общаться с окружающими.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач  детского  сада.  Связная  речь  представляет  собой  развёрнутое, законченное,  композиционно  и  грамматически  оформленное,  смысловое  и эмоциональное  высказывание,  состоящее  из  ряда  логически  связанных предложений.

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной  деятельности  –  определяет  уровень  речевого  и  умственного развития  ребёнка.  Развитие  речи  детей  в  значительной  мере  определяется созданием  потребности  в  использовании  языком.    Развитие  связной  речи требует  применения  вспомогательных  средств,  облегчающих  и направляющих  процесс  становления  у детей  развёрнутого  смыслового высказывания.  Одним  из  таких  средств  являются    театрализованные  игры.

Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, в игре активно развивается речь ребенка. Игра - это полноценная и содержательная для детей деятельность, это творческий процесс, в котором раскрываются все качества, заложенные природой в ребенка. И только через игру можно найти подход к детям

Стр.3

застенчивым и замкнутым, так как именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь.

Нам известно, что театр близок и понятен детям. Он, как и игра, дает ребенку представление о мире, в котором он живет, формирует опыт социальных навыков поведения, дает возможность показать себя в воображаемой ситуации.

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Творческий характер театральных игр открывает для дошкольника каждый раз что-то новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможность стать сильным, смелым, прикладывая необходимые усилия на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,

Стр.4

формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

 Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоения выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, утверждают понятия «добро» и «зло», осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения - события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

 Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Участвуя в театрализованных играх,

Стр.5

ребенок вживается в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, театрализованная игра является самым любимым и наглядным видом творчества. Дети сами сочиняют сценарии, импровизируют роли, инсценируют понравившийся готовый литературный материал. Это словесное творчество детей планомерно развивает постановку логического ударения, просодику, ритм и темп речи. Дети словесно могут передавать свои впечатления, переживания, то есть монологическая речь становится четкой и выразительной. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты:

Стр.6

включается в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

 Проведение  театрализованных  игр  позволяет  решать  не  только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.

Воспитательные и образовательные задачи:

-Развивать  творческие  способности  детей,  их  желание  фантазировать  и реализовывать желаемое в действительности.

-Способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей детей.

-Воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия  с партнёрами.

Коррекционно-педагогические задачи:

-Развивать культуру речи: артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое  дыхание, правильное звукопроизношение.

-Развивать связную речь.

-Учить детей умело использовать речевые приёмы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса.

Стр.7

-Развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).

-Развивать точность и координацию движений.

-Развивать восприятие цвета.

-Развивать эмоционально-волевую деятельность, вырабатывать адаптацию к новым видам деятельности.

Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с уровнем развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.

Работа над театрализованной деятельностью начинается с младших групп, воспитатель побуждает детей к общению. У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь в этот период развития является не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Появляются первые

Стр.8

придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...).

Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного). Для данного возраста театрализованные игры - это пальчиковые игры, где пальчик может стать зайчиком, мишкой и любым персонажем знакомой сказки. Кукла это игрушка, с которой малыш умеет отделять игру от реальности, чтобы создать свой собственный мир. По воле ребенка кукла ведет себя так, как это нужно ее хозяину. Часто, в построении предложений дошкольники младшего возраста допускают аграмматизмы, у них затруднено согласование существительных с определениями. Если ребенок не может правильно повторить предложение или слово, то кукла, надетая им на пальчик, будет повторять вместе с взрослым. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. При помощи куклы - перчатка,  можно и попеть, и рассказать интересные истории, и поиграть в разные игры. Перчаточная кукла помогает вызывать положительные эмоции и ослаблять нервное напряжение у ребенка. Кукла, выступающая в роли собеседника, концентрирует все внимание на себе и

Стр.9

помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. Диалогическая речь дошкольников этого возраста спонтанна, основана на простых предложениях даже тогда, когда от них ждут полного развернутого высказывания, структура речи еще несовершенна. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по сюжетным картинкам, по игрушке. В этот период работы по развитию речи хорошо включать инсценировку сказок. Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов, что дается детям легко и весело. Они овладевают разнообразием языковых средств эмоциональной и развернутой связной речью.

В средних группах продолжается работа по интонационной выразительности речи, закрепляются умения в сочетании движения и речи: игры на пальцах, игровые упражнения, ролевой театр. Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение, мини-сценка, инсценировка стихотворения). Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу. С помощью театрализованных игр развиваем мелкую моторику в сочетании с речью: мини-сценка.

Стр.10

 В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности: инсценировка, мини – сценка, театрализованные игры. Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля, инсценировка, спектакль по сказке, кукольный театр. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

-единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

-насыщении этой деятельности интересным и эмоционально

-значимым для детей содержанием;

-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

Стр.11

-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

-совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. У дошкольников старших и подготовительных групп на более высоком уровне проявляется умение формулировать вопросы, давать конкретные ответы, грамотно обосновывая их, поддерживать диалог с собеседником. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. На этом уровне речевого развития с детьми, возможно, разыгрывать сценки, которые передают различные эмоции. Так, можно выразить настроение словами, интонацией, мимикой, взглядом. Можно использовать перчаточные куклы «Азбука настроений». Основная цель использования этих кукол не только научить детей распознавать эмоции, но и развить способность говорить об эмоциях, что способствует

Стр.12

межличностному взаимодействию. Дети с удовольствием становятся артистами кукольного театра в постановках сказок и пьесок с несколькими действующими лицами.

Именно в этом возрасте активно развивается монологическая речь детей. Дети могут дать грамотный ответ, формулируя в голове правильную постановку высказывания, используя в изложении распространенные и сложные предложения. Главным в речевом развитии ребенка является постоянно совершенствующая, и изменяющаяся с возрастом способность использовать речь как средство общения. Постепенно отдельные высказывания, просьбы, вопросы или ответы сводятся к диалогической речи. Также со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять, пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь.

 Знакомство с художественной литературой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры (словесные, сюжетно - дидактические, ролевые, театрализованные), творческие задания - все это дает положительную динамику в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Формирование связной речи начинается очень рано. Постепенно происходит формирование способностей ребенка переходить от простых форм связной речи к

Стр.13

более сложным ее формам. Монологическая связная речь формируется сначала в диалоговой речи, как основной форме речевого общения, а впоследствии становится также основой связной речи. Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью.

Театрализованная    деятельность  оказывает  большое  влияние  на  речевое развитие  ребёнка.  Играя с ребенком, мы должны помнить, что главное - это развитие общих особенностей воображения.

Литература.

1.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981., 17

2.Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика: Издательский центр «Академия», стр.301

3. Развитие речи у детей до трёх лет. – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.

Стр.14

4. Павлова Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. – М., 2000. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...


 

Комментарии

Никитина Любовь Евгеньевна

очень полезная информация не только для педагогов, но для широкого круга родителей!