Особенности развития речи детей дошкольного возраста(старшей группы)
консультация (старшая группа) по теме

БЕЗЗУБОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 5-7 ЛЕТ)

Шестой год жизни

На этом этапе продолжается совершенствование всех сторон речи. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Имея развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы полным ответом. Появляется более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное  отношение.

За год словарь увеличивается на 100-1200 слов к концу 6-го года ребенок дифференцирует слова пр. не только называет слово животное, но и может указать, что ЛИСА и ВОЛК – это дикие звери, многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.

У ребенка совершенствуется связная монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Он рассказывает не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, ловил рыбу, купался в пруду и т.д.).

В этом возрасте уже способе самостоятельно раскрыть содержание картинки, если предметы ему хорошо знакомы, но второстепенные детали часто опускает.

На шестом году мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако, у некоторых в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р.

В общении со сверстниками дети пользуются умеренной громкостью, по мере необходимости могут говорить громче и тише. Однако в момент эмоционального подъема (под впечатлением), часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Однако не все дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их оформление: Р – горловое, одноударное звуки Ш, Ж – боковые, С, З – межзубные. Некоторые не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки Л и Р.

Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребенок. У детей говорящих быстро, речь менее отчетлива. Они часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают  окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Причиной неправильного произношения может быть дефект в строении артикуляционного аппарата, недостаточная ее подвижность. Смена молочных зубов в 5-6 лет на постоянные нередко отражается на произносительной стороне.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять задания связанные с выделением слогов, производить подбор слов на заданные звуки. Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие:           С и Ш, Ж и З, звуки С и Ц, Щ и Ч.

Произношение шести летних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или слова насыщенные сочетанием звуков, которые он еще не четко дифференцирует. Пример: С и Ш («шла Саша по шоссе»).                 («Саша любит сушки, а Соня ватрушки», «Шесть мышат в шалаше шуршат»). Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети справляются с этими трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии....

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».

Цели:Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Изучить и проанализировать педагогическу...

План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...