Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Алёхина Юлия Васильевна

Статья пиводит примеры и прктические советы по  развитию речи у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что в комплексной программе «Радуга» не достаточное внимание уделяется использованию средств народной культуры в разделе «Развитие речи».

Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять все жанры в комплексе. Жанры устного народного творчества и применение их в качестве языкового материала, будут рассмотрены далее.

Цель: развитие и совершенствование речи детей, обогащение их внутреннего мира посредством формирования языкового чутья на основе народного творчества.

Для достижения цели исследования решался ряд задач, таких как: Воспитательные Развивающие

Образовательные работа по теме началась с:

  • изучения литературы по народной культуре;
  • подбора наиболее подходящих форм, методов и приемов;
  • подбора научно-публицистической литературы и произведений ycTHOfo народного творчество[1];
  • подбора предметного материала для создания мини-музея;
  • подбора иллюстративного материала;
  • создания картотек: по месяцеслову; народных игр; пословиц; загадок; скороговорок; потешек.

Отбор содержания осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принцип научности проявился в подборе знаний;
  • принцип доступности, обеспечивающий адаптацию речевого материала к специфике возрастных особенностей личностного развития детей;
  • принцип систематичности и последовательности проявился в строгой логичности предлагаемых детям знаний, умений; в последовательном переходе от одних к другим;
  • принцип культуросообразности и регионализма обеспечивает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего края;
  • принцип воспитывающий и развивающий. В работу были введены такие знания, которые формируют отношение к действительности, развивают систему умений и навыков.

Содержание работы распределено на учебный год (с сентября по май), с учетом возрастных особенностей детей (средняя, старшая, подготовительная группы). Каждая тема ориентирована на решение определенных задач, которые находят свое отражение и в других видах деятельности.

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, критериев речевого развития комплексной программы «Радуга» и анализа литературы по народной культуре были составлены показатели речевого развития:

Младший дошкольный возраст;

  • знают потешки, заклички, используют их в игре;
  • проявляют живой интерес к рассказу воспитателя;
  • владеют приемами пальчиковой игры;
  • активно участвуют в хороводных играх;

Средний дошкольный возраст:

  • имеют представление о жанрах словесного творчества;
  • умеют упорядочить накопленную информацию, классифицировать ее (отличают потешку от пословицы, загадку от небылицы);
  • проявляют познавательную активность;
  • используют в речи образные выражения, пословицы, поговорки, считалки, потешки, сопереживают героям народных сказок, ориентируются на них в оценке своего поведения.

Старший дошкольный возраст

  • владеют дифференцированными представлениями о жанрах словесного творчества, проявляют устойчивый интерес к произведениям УНТ и используют в речи языковые средства образности;
  • знают содержание сказок, былин, легенд, могут пересказать, пользуясь выразительными средствами речи;
  • умеют связывать во времени события (далекое прошлое, настоящее).

Основной формой работы по развитию речи является обучение на тематических занятиях. Были разработаны перспективные планы работы по развитию речи в средней, старшей, подготовительной группах с использованием средств народной культуры. В тематике занятий определились следующие блоки:

  1. Календарно-сезонная обрядовость
  2. Праздничная обрядовость (Рождество, Масленица, Пасха)
  3. Семейно-бытовая обрядовость
  4. Декоративно-прикладное искусство.

В процессе исследования работа велась в различных видах деятельности: совместная деятельность; свободное общение; наблюдения; игры; экскурсии и прогулки; праздники и развлечения. При использовании фольклорных текстов уделялось внимание работе над грамматическим строем речи, интонационной выразительностью, расширением словарного запаса детей.

Для правильного звукопроизношения и развития артикуляционного аппарата использовала звукоподражательные слова. Активизирующее воздействие на детей оказывает наличие в потешках, пестушках повторяющихся звукосочетаний и слов, например, «чики-чики, чикал очки», или «Ладушки- ладушки».

При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, такую потешку: Заинька, войди в сад, Серенький, войди в сад. Зайка, зайка, войди в сад. Серый, серый, войди в сад.

С помощью потешек развивается фонематический слух, так как в них несколько раз в разном темпе повторяются звукосочетания - наигрыши («люли-люли», «ай»- «ой», «ляле - ляле»», «ля-ля-ля» «лалу-ладу»). Использование в народных песенках, потешках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов (-еньк, -ечк, -очк, -ок, -иньк, -ичк) дает возможность показать детям морфологические особенности слов.

Например: «Летел, летел кочеток Через тетушкин дворок, Уронил он сапожок...»

Благодаря особой эмоциональной насыщенности пословиц и поговорок, через установление внутренних связей между предметами, явлениями противоположными, разнородными, не имеющими, на первый взгляд, ничего общего между собой, формируются нравственные идеалы и эстетическое видение мира. Например: «Родимая сторона — мать, чужая - мачеха», «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Птица радуется весне, а младенец матери», «Дружно - не грузно, а один и у каши загинет».

На основе знакомых пословиц и поговорок можно использовать дидактические игры: «Доскажи пословицу», «Кто больше знает пословиц о труде, о Родине» и т.д.

Важным средством обучения и развития является народная загадка. Особенности содержания и структуры загадки позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.

Знакомство с переносным значением слов возможно показать детям на основе внешнего сходства предметов.

Например:

Спереди - шильце, сзади — вильце, сверху — черное суконце, снизу - белое полотенце. (Острый клюв ласточки - шильце, раздвоенный хвост - вильце, а черные и белые перышки на спине и брюшке сравниваются с черным суконцем и белым полотенцем).

Знакомство с таким приемом, как олицетворение: Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

Знакомство с многозначностью слова: Ходит весь век, а не человек (часы).

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает (дверь).

Знакомство с такими выразительными средствами, как эпитеты и сравнения: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

Внешний вид арбуза и его вкус передают эпитеты алый, бархатный, сахарный. Кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед.

Спелость и сочность вишни определяется сравнениями «как шар», «как кровь», «как мед».

Знакомство с рифмой:

Шапочка да нож. ка— Вот и весь Ермошка (гриб). Щука в море, хвост на заборе (ковш).

Помимо обогащения словаря, загадки помогают увидеть вторичные значения слов.

Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы»), льет дождь («идет дождь»).

Размышления над загадками содействуют и восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка - его морфем. Ведь понимание значения той или иной морфемы: корня, суффикса, приставки позволяет уловить значение слова.

Например, в загадке о муравьях:

В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет. Себе дом строит. С помощью суффикса -н (-ня) образованы существительные, обозначающие действие в собирательном значении, - «беготня», «суетня».

Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи. На привычных, доступных, понятных текстах дети усваивают способы передачи сопоставительных и противительных отношений, учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов.

Загадка непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.

При накоплении достаточного лексического материала, следует поощрять детей к придумыванию загадок самим.

Для упражнений в тонкости артикуляции прекрасно подойдут скороговорки:

«Коси. Коса, пока роса»

«На дворе трава, на траве - дрова».

Они хорошо активизируют память и звукопроизношение.

Чтение былин, русских народных сказок позволит активизировать умение слушать, а затем пересказывать текст. На основе знакомого материала можно построить игры-драматизации.

Во взаимодействии с музыкальным руководителем, при разучивании народных песен, попевок, закличек возможна работа над интонационными средствами выразительности.

Одним из эффективнейших средств активизации речи являются словесные речевые игры. К ним относится, например, сочинение детьми небылиц.

Побуждать к самостоятельному придумыванию ситуаций на тему «Такого не бывает» позволит чтение образцов такого жанра.

Например:

По поднебесью, братцы, медведь летит. Медведь летит, хвостом вертит. Свинья на ели гнездо свила. Гнездо свила, деток вывела, Мишиных деточек, поросяточек. По сучкам висят, полетать хотят.

Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать неточности в суждениях. Возможен вариант игры с небылицами. Игра «Исправь ошибку». Педагог намеренно делает нарушения в согласовании слов. Дети замечают ошибку и исправляют ее. Такие упражнения полезны в плане совершенствования грамматического строя речи.

Материалом для речевой игры могут быть и дразнилки, заключающие в себе выход отрицательных эмоций ребенка в слове.

Например:

«Доскажи словечко». Рева - [корова], дай молока! Сколько стоит? Три пятака!

Андрей - [воробей, ротозей], не гоняй голубей! Голуби боятся, на крышу садятся! Крыша ломается, хозяин ругается.

Цель игры: активизировать умение слышать слова и подбирать их по звучанию и смыслу. Текст докучных сказок - отличное средство для работы над диалогической речью.

Например:

  • Мы с тобой шли?
  • Шли!

-        Кожух нашли?

-        Нашли!

  • Я тебе его дал?
  • Дал!
  • Ты его взял ?
  • Взял!
  • А где же он? Что?
  • Кожух!
  • Какой?
  • Да такой! Мы с тобой шли?

И опять все сначала - до тех пор, пока не надоест. Параллельно можно обращать внимание на эмоциональную выразительность голоса. Например: «Скажи ласково (громко, тихо)»

Temушка Арина

Кашу варила,

Егор да Борис

Из-за каши подрались.

Мочала-мочала,

Начинай с начала!

Для определения уровня знаний были использованы критерии речевого развития комплексной программы «Радуга» и модифицированная методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение связной речи и развитие словаря».

Ожидаемые результаты речевого развития разделены на уровни:

Высокий уровень:

  • задает познавательные вопросы;
  • умеет рассуждать, составлять рассказ на предложенную тему, классифицировать без помощи взрослых;
  • знает и умеет различать жанры устного народного творчества;
  • активно употребляет в речи образные выражения;
  • знает народные игры, умеет организовывать их самостоятельно, играет с удовольствием.

Средний уровень:

  • задает вопросы, «провоцируемые» воспитателем;
  • классифицирует, обобщает, сравнивает, составляет рассказ на предложенную тему под руководством педагога;
  • знает жанры устного народного творчества, ориентируется в них слабо;
  • проявляет знания в выбранном содержании под руководством педагога;
  • принимает участие в играх, организуемых другими.

Низкий уровень:

  • познавательные вопросы не задает;
  • не умеет рассуждать, классифицировать, обобщать, затрудняется в составлении рассказов;
  • не имеет представления о жанрах устного народного творчества;
  • познавательное отношение неустойчиво;
  • игр знает мало, затрудняется в объяснении игровых правил. 

Для решения поставленных задач предлагаются следующие меры:

  • Реализуем комплексную программу развития ребенка-дошкольника «Радуга»; осваиваем педагогические технологии;
  • Разрабатываем и внедряем перспективные планы, конспекты занятий;
  • Работаем в интеграции со специалистами;
  • Привлекаем к сотрудничеству семьи воспитанников (совместные праздники).

Организация работы по реализации поставленных задач проводилась по следующим направлениям - тематические занятия, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

На занятиях дети получают необходимый и достаточный информационный минимум. «Чтобы привлечь детей к определенной теме, необходимо было облечь содержание в привлекающую внимание детей форму. Для этого были использованы разнообразные методы и приемы (см. приложение).

Самостоятельная деятельность позволяет определить, на сколько детей заинтересовала данная тема и на сколько они ее усвоили. Например, чтение и разучивание небылиц переросло в активное инсценирование.

Перенос детьми в свободную деятельность умений и навыков, полученных на занятиях, свидетельствует об эффективности обучения. В этом важную роль играет развивающая (подготовленная) среда, которая обеспечивает разностороннее развитие детей.

Основу среды составляет наглядный дидактический материал, который располагается в мини-музее, на полочке умных книг, в музыкально-речевом центре, уголке ряженья.

Необходимо отметить, что соответствующая развивающая речевая среда, учет возрастных особенностей в подаче материала, эмоциональное общение педагога с детьми на занятии и вне занятий - основные условия успешного формирования детского словесного творчества. Приобщение детей к народной культуре посредством фольклора не только решает речевые и лингвистические задачи, но и является средством формирования у детей патриотических чувств, нравственных качеств и эмоций, помогает полноценному развитию ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

В работу также активно включаются и родители.

В конце года подводятся ожидаемые итоги речевого развития каждого ребенка. С этой целью каждого ребенка диагностировали по модифицированной методике Г.А.Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. На основе полученных данных выявляются уровни речевого развития детей.

Результаты обследования (см. приложение) показали, насколько хорошо дети овладели необходимым объемом знаний и речевыми навыками. Данные диагностики в каждой группе показывают существенные изменения в сторону роста высокого и среднего уровней и снижения низкого уровня.

В дальнейшем планируется продолжать работу по данной теме с изучением нового материала и тесном взаимодействии со специалистами.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Тема занятия, цели

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Связь с другими видами деятельности

Развивающая среда

СЕНТЯБРЬ

1

Свой дом всего краше.

Задачи:

Углубить представления детей об устройстве крестьянского дома;

Способствовать расширению словарного запаса (новые слова);

Побуждать к связному изложению материала.

Словарная работа: изба, конюшня, хлеб, амбар, баня.

Рассматривание иллюстраций о крестьянском доме (в сравнении с современным жильем).

Дидактические игры: «Кто, где живет», «Деревня», «Сложи избу».

Рисование на тему «Мой дом».

Конструирование «Строительство домов».

Иллюстрации с изображением городских и деревенских домов. Наборы конструкторов.

2

Убранство русской избы.

Задачи:

Формирование представлений о внутреннем убранстве, о частях русского дома: бабий кут, красный угол;

Знакомить с фольклорным материалом.

Словарная работа: лавка, печь, сундук, люлька изба, полати.

Загадки о столе, стуле, русской печи. Пословицы о доме. Чтение русской народной сказки «Жихарка».

Рассматривание тематических альбомов «Посуда», «Мебель».

Лепка «Посуда»

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дом». Наборы открыток для рассматривания. Познавательная литература Дидактическая игра «Предметы обихода».

3

Хлеб - всему голова!

Задачи:

Познакомить с этапами выращивания хлеба; показать изменение орудий труда хлебороба от старинных до современных.

Обогатить речь новыми словами (ржаной колос, соха, пашня, борона, сноп, жатва).

Беседа «Откуда хлеб пришел?»

Знакомство со старинными орудиями труда - цепом и серпом.

Пословицы и поговорки о

хлебе.

Составление рассказа «От зерна до каравая».

Чтение произведений о хлебе, об уборке урожая.

Создание гербария зерновых культур. Альбом для рассматривания «Зерновые

культуры».

Альбом «Орудия труда хлебороба».

Гербарий «Зерновые культуры».

Книги о хлебе.

ОКТЯБРЬ

1

Глиняный горшок и деревянная

ложка.

Задачи:

Закрепить знания о предметах

Быта.

Показать разнообразие утвари,

сделанной из глины и дерева.

Развитие образной речи,

обогащение словарного запаса.

Речевая игра «Подбери

слово».

Чтение загадок.

Поговорки о посуде.

Сюжетно-ролевая игра «Гости».

Д/и «Что было – что стало».

Аппликация «Посуда».

Исследовательская

деятельность «Свойства

глины и дерева».

Беседа: «Процесс изготовления деревянных

ложек».

Энциклопедия.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кухня».

2

Гончарные мастеровые.

Задачи:

Познакомить с гончарным промыслом.

Способствовать расширению словарного запаса (гжель, дымка, умелец, узор).

Д/и «Что как называется»

Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин».

Беседа: «Приготовление глины».

Игры- экспериментирования с глиной.

Лепка из глины «Глиняный колобок».

Энциклопедия.

Книги для рассматривания, сказки.

3

Забавы детей осенью.

Задачи:

Обогащать активный словарь детей за счет слов и речевых оборотов, встречающихся в произведениях фольклора (пословицы, поговорки, потешки).

Беседа «Занятия наших предков осенью».

Заучивание потешек, пословиц об осени.

П/и «Царевич», «Выбери меня».

Фольклорный праздник «Осенины».

Наблюдение за изменениями в природе.

Книги.

Альбомы для рассматривания

НОЯБРЬ

1

Русский человек без родни не проживет.

Задачи:

Формировать представление о

родственных отношениях;

Продолжить знакомить с традициями и обычаями семейного уклада жизни наших предков, используя фольклорный материал.

Словарная работа: семья,

родители, родственники, родня,

отчество.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Составление альбома для рассматривания о семье.

Составление рассказов о семье.

Чтение пословиц о семье.

2

Старинные обычаи.

Задачи:

Развивать  интерес к жанру фольклорных произведений (пословиц), посредством рассказа об обычаях (гостеприимство, чистоплотность, взаимопомощь).

Чтение поговорок о старинных русских и современных обычаях русского народа.

Выборочное чтение фрагментов сказок с описанием обычаев.

(Д.Тихомиров «Добрый обычай»)

Сюжетно-ролевая игра «Гости».

Этика и общение.

Беседа «Как вести себя в гостях»

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Гости».

Дидактические игры. Книги и альбомы для рассматривания.

3

Старинные игрушки.

Задачи:

Расширить представления детей о материалах, из которых изготовляются игрушки.

Упражнять в составлении

описательных рассказов.

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-  прикладного искусства.

Рисование «Матрешка».

Составление альбома для рассматривания «От

матрешки до Барби».

Выставка народных игрушек.

Шаблоны игрушек  для рисования.

Аудиотека (кассеты с русскими народными песнями).

Альбомы с разными видами ДЛИ.

Д/и «Из чего сделана игрушка», «Русская  игрушка».

ДЕКАБРЬ

1

Здравствуй, зимушка, зима.

Задачи:

Уточнить знания детей о зимнем времени года.

Закреплять умение составлять небольшие сказки о зиме.

Знакомство с народными приметами, закличками, попевками о зиме.

Чтение пословиц и поговорок о зиме.

Русская народная сказка «Морозко».

Наблюдения за изменениями в природе.

Рисование на тему «Украсим платок для снегурочки».

Подбор иллюстрации и составление альбома «Зима».

Изготовление новогодних игрушек для елки

2

«С Новым годом».

Задача: уточнить традиции празднования Нового года (в сравнении старинные и современные обычаи).

Беседа «Откуда пришел Новый год».

П/и «Ледяная крепость».

Рисование на тему:

«Новогодняя елка»

«Праздничные украшения»

Атрибуты к  празднику.

ЯНВАРЬ

1

Колядки.

Задачи:

продолжать знакомить с обрядом

колядования;

Развивать образную сторону речи;

Побуждать пользоваться метафорами.

Разучивание  рождественских колядок «Уж, ты, тетушка, подай!», «Коляда - маляда»; пословиц, поговорок, закличек.

Сопровождение колядок игрой на детских народных музыкальных инструментах. Аппликация «Рождественская открытка».

Атрибуты для колядования: маски, элементы народных костюмов, мешки, музыкальные инструменты.

2

Народные инструменты.

Задачи:

Познакомить с народными инструментами, их значением в жизни человека;

Способствовать развитию правильной речи.

Словарная работа: трещотки, свистулька, рожок, гудок

Беседа о народных инструментах.

Разучивание потешки «Рано,рано по утру пастушок ту-ру-ру-ру...»

• Выставка народных музыкальных инструментов.

Магнитофон Аудиотека с записями частушек.

3

«Без частушек прожить можно, а чего-то не живут».

Задачи:

Рассказать о характерных признаках частушек, их назначении;

Развивать интерес к жанрам песенного творчества.

Разучивание частушек.

Сочинение своих частушек.

Выступление для детей детского сада.

Аудиотека: кассеты с детскими частушками. Музыкальные народные инструменты.

ФЕВРАЛЬ

1

Сказки, небылицы, небывальщины.

Задачи:

Расширять запас слов, вводя в речь эпитеты, поэтические обороты.

Чтение сказок

Сочинение небылиц

Рисование иллюстраций к

понравившимся

небылицам.

Сборник русских народных сказок «Василиса премудрая». Иллюстрации для рассматривания

2

«В гостях у старушки - повитушки».

Задачи:

Закрепить названия предметов быта;

Следить за правильным произношением;

Способствовать расширению словарного запаса: чугунок, ухват, лавка, миска.

Беседа о приготовлении каши, блинов.

Народные игры «Кто с нами», «Пчелы», «Пирог».

Коллективная аппликация «Праздничный пирог».

Картотека народных игр.

Мини-музей «Изба»:

Предметы быта: печь, чугунок, лавка, стол, ложка, миска.

МАРТ

1

Домашние животные.

Задачи:

Продолжать развивать интерес к жанрам фольклорных произведений.

Учить отгадывать загадки.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Загадки о домашних животных.

Заучивание потешек о домашних животных (курица, лошадь).

Конструирование из бумаги (оригами) «Домашние животные»

Д/и «Домашние животные»

Книги с потешками («Курица - красавица», «Конь ретивый»)

2

«Коровушка».

Задачи:

Продолжать учит детей

внимательно слушать, запоминать содержание.

Способствовать расширению словарного запаса (коровник).

Драматизация сказки «Крошечка - ховрошечка».

Беседа о домашних животных, их значении в жизни наших предков.

Разучивание потешек про корову.

Д/и «Назови детеныша».

Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю.

Иллюстрации для рассматривания «Корова и бычок на лугу», «Коровник»

Альбом для рассматривания «Молочные продукты»

3

«Сороки - вторая встреча весны» (22 марта).

Задачи:

Продолжать знакомить с закличками (учить ритмично их исполнять), весенними приметами.

Закреплять умение составлять рассказ о весне.

Беседа о перелетных птицах.

Заучивание закличек о птицах «Чок, чок прилети, Куличок», «Куку, кукушечка!».

Лепка «Птицы»

Выпечка печенья «Жаворонки»

Песня «Птичка».

Трафареты птиц для раскрашивания.

Аудиокассета «Голоса птиц».

Д/и «Перелетные птицы», «Птицы нашего края».

АПРЕЛЬ

1

«Алексей - с гор потоки».

Задачи:

Познакомить с праздником.

Развивать диалогическую речь.

Беседа о народном празднике.

Русские народные игры «Родничок», «Ручеек».

Рассказывание докучных сказок, дразнилок.

Инсценировка докучных сказок.

Костюмы для праздников, инсценировка сказок.

2

«Пасха»

Задачи:

Познакомить с традициями и обычаями проведения праздника.

Обогащать словарный запас:

«пасхальное яйцо», писанка,

крашенка, кулич, «христоваться».

Беседа «Светлое воскресенье».

Разучивание заклички «Вербохлест».

Народная игра «Верба, вербочка».

Рисование «Пасхальное яйцо».

Рассматривание иллюстраций, народные музыкальные инструменты.

МАЙ

1

«Ай-ай - месяц май».

Задачи:

Активизировать речевую деятельность детей в народной игре.

Закрепить народные названия весенних месяцев (март - зимобор, капельник; апрель - снегогон; май - травень).

Беседа о весне, птицах.

Рассматривание иллюстраций о весне.

Заучивание закличек к народным играм.

Подвижные игры «Пчелы и цветы», «Бабочки и ласточка».

Наблюдения за природными изменениями в мае.

Альбом для рассматривания «Весна».

Картотека игр.

2

Первоцветы.

Задачи:

Развивать связную речь;

Способствовать расширению словарного запаса: прострел, ландыш, подснежник, мать – и - мачеха, капель, первоцветы.

Закреплять представления детей о первых весенних цветах (умение выделять и описывать их характерные праздники).

Беседа «Первоцветы».

Отгадывание загадок.

Разучивание закличек о весне, солнце.

Речевые игры «Закончи предложение», «Игра в слова».

Беседа «Как вести себя в лесу».

Рисование «Весенние цветы».

Наблюдение за групповыми растениями.

Альбом для рассматривания «Лекарственные растения».

Д/и «Зеленый мир», «Парные картинки».


[1] Далее - УНТ



Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что в комплексной программе «Радуга» не достаточное внимание уделяется использованию средств народной культуры в разделе «Развитие речи».

Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять все жанры в комплексе. Жанры устного народного творчества и применение их в качестве языкового материала, будут рассмотрены далее.

Цель: развитие и совершенствование речи детей, обогащение их внутреннего мира посредством формирования языкового чутья на основе народного творчества.

Для достижения цели исследования решался ряд задач, таких как: Воспитательные Развивающие

Образовательные работа по теме началась с:

  • изучения литературы по народной культуре;
  • подбора наиболее подходящих форм, методов и приемов;
  • подбора научно-публицистической литературы и произведений ycTHOfo народного творчество[1];
  • подбора предметного материала для создания мини-музея;
  • подбора иллюстративного материала;
  • создания картотек: по месяцеслову; народных игр; пословиц; загадок; скороговорок; потешек.

Отбор содержания осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принцип научности проявился в подборе знаний;
  • принцип доступности, обеспечивающий адаптацию речевого материала к специфике возрастных особенностей личностного развития детей;
  • принцип систематичности и последовательности проявился в строгой логичности предлагаемых детям знаний, умений; в последовательном переходе от одних к другим;
  • принцип культуросообразности и регионализма обеспечивает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего края;
  • принцип воспитывающий и развивающий. В работу были введены такие знания, которые формируют отношение к действительности, развивают систему умений и навыков.

Содержание работы распределено на учебный год (с сентября по май), с учетом возрастных особенностей детей (средняя, старшая, подготовительная группы). Каждая тема ориентирована на решение определенных задач, которые находят свое отражение и в других видах деятельности.

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, критериев речевого развития комплексной программы «Радуга» и анализа литературы по народной культуре были составлены показатели речевого развития:

Младший дошкольный возраст;

  • знают потешки, заклички, используют их в игре;
  • проявляют живой интерес к рассказу воспитателя;
  • владеют приемами пальчиковой игры;
  • активно участвуют в хороводных играх;

Средний дошкольный возраст:

  • имеют представление о жанрах словесного творчества;
  • умеют упорядочить накопленную информацию, классифицировать ее (отличают потешку от пословицы, загадку от небылицы);
  • проявляют познавательную активность;
  • используют в речи образные выражения, пословицы, поговорки, считалки, потешки, сопереживают героям народных сказок, ориентируются на них в оценке своего поведения.

Старший дошкольный возраст

  • владеют дифференцированными представлениями о жанрах словесного творчества, проявляют устойчивый интерес к произведениям УНТ и используют в речи языковые средства образности;
  • знают содержание сказок, былин, легенд, могут пересказать, пользуясь выразительными средствами речи;
  • умеют связывать во времени события (далекое прошлое, настоящее).

Основной формой работы по развитию речи является обучение на тематических занятиях. Были разработаны перспективные планы работы по развитию речи в средней, старшей, подготовительной группах с использованием средств народной культуры. В тематике занятий определились следующие блоки:

  1. Календарно-сезонная обрядовость
  2. Праздничная обрядовость (Рождество, Масленица, Пасха)
  3. Семейно-бытовая обрядовость
  4. Декоративно-прикладное искусство.

В процессе исследования работа велась в различных видах деятельности: совместная деятельность; свободное общение; наблюдения; игры; экскурсии и прогулки; праздники и развлечения. При использовании фольклорных текстов уделялось внимание работе над грамматическим строем речи, интонационной выразительностью, расширением словарного запаса детей.

Для правильного звукопроизношения и развития артикуляционного аппарата использовала звукоподражательные слова. Активизирующее воздействие на детей оказывает наличие в потешках, пестушках повторяющихся звукосочетаний и слов, например, «чики-чики, чикал очки», или «Ладушки- ладушки».

При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, такую потешку: Заинька, войди в сад, Серенький, войди в сад. Зайка, зайка, войди в сад. Серый, серый, войди в сад.

С помощью потешек развивается фонематический слух, так как в них несколько раз в разном темпе повторяются звукосочетания - наигрыши («люли-люли», «ай»- «ой», «ляле - ляле»», «ля-ля-ля» «лалу-ладу»). Использование в народных песенках, потешках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов (-еньк, -ечк, -очк, -ок, -иньк, -ичк) дает возможность показать детям морфологические особенности слов.

Например: «Летел, летел кочеток Через тетушкин дворок, Уронил он сапожок...»

Благодаря особой эмоциональной насыщенности пословиц и поговорок, через установление внутренних связей между предметами, явлениями противоположными, разнородными, не имеющими, на первый взгляд, ничего общего между собой, формируются нравственные идеалы и эстетическое видение мира. Например: «Родимая сторона — мать, чужая - мачеха», «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Птица радуется весне, а младенец матери», «Дружно - не грузно, а один и у каши загинет».

На основе знакомых пословиц и поговорок можно использовать дидактические игры: «Доскажи пословицу», «Кто больше знает пословиц о труде, о Родине» и т.д.

Важным средством обучения и развития является народная загадка. Особенности содержания и структуры загадки позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.

Знакомство с переносным значением слов возможно показать детям на основе внешнего сходства предметов.

Например:

Спереди - шильце, сзади — вильце, сверху — черное суконце, снизу - белое полотенце. (Острый клюв ласточки - шильце, раздвоенный хвост - вильце, а черные и белые перышки на спине и брюшке сравниваются с черным суконцем и белым полотенцем).

Знакомство с таким приемом, как олицетворение: Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

Знакомство с многозначностью слова: Ходит весь век, а не человек (часы).

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает (дверь).

Знакомство с такими выразительными средствами, как эпитеты и сравнения: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

Внешний вид арбуза и его вкус передают эпитеты алый, бархатный, сахарный. Кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед.

Спелость и сочность вишни определяется сравнениями «как шар», «как кровь», «как мед».

Знакомство с рифмой:

Шапочка да нож. ка— Вот и весь Ермошка (гриб). Щука в море, хвост на заборе (ковш).

Помимо обогащения словаря, загадки помогают увидеть вторичные значения слов.

Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы»), льет дождь («идет дождь»).

Размышления над загадками содействуют и восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка - его морфем. Ведь понимание значения той или иной морфемы: корня, суффикса, приставки позволяет уловить значение слова.

Например, в загадке о муравьях:

В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет. Себе дом строит. С помощью суффикса -н (-ня) образованы существительные, обозначающие действие в собирательном значении, - «беготня», «суетня».

Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи. На привычных, доступных, понятных текстах дети усваивают способы передачи сопоставительных и противительных отношений, учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов.

Загадка непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.

При накоплении достаточного лексического материала, следует поощрять детей к придумыванию загадок самим.

Для упражнений в тонкости артикуляции прекрасно подойдут скороговорки:

«Коси. Коса, пока роса»

«На дворе трава, на траве - дрова».

Они хорошо активизируют память и звукопроизношение.

Чтение былин, русских народных сказок позволит активизировать умение слушать, а затем пересказывать текст. На основе знакомого материала можно построить игры-драматизации.

Во взаимодействии с музыкальным руководителем, при разучивании народных песен, попевок, закличек возможна работа над интонационными средствами выразительности.

Одним из эффективнейших средств активизации речи являются словесные речевые игры. К ним относится, например, сочинение детьми небылиц.

Побуждать к самостоятельному придумыванию ситуаций на тему «Такого не бывает» позволит чтение образцов такого жанра.

Например:

По поднебесью, братцы, медведь летит. Медведь летит, хвостом вертит. Свинья на ели гнездо свила. Гнездо свила, деток вывела, Мишиных деточек, поросяточек. По сучкам висят, полетать хотят.

Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать неточности в суждениях. Возможен вариант игры с небылицами. Игра «Исправь ошибку». Педагог намеренно делает нарушения в согласовании слов. Дети замечают ошибку и исправляют ее. Такие упражнения полезны в плане совершенствования грамматического строя речи.

Материалом для речевой игры могут быть и дразнилки, заключающие в себе выход отрицательных эмоций ребенка в слове.

Например:

«Доскажи словечко». Рева - [корова], дай молока! Сколько стоит? Три пятака!

Андрей - [воробей, ротозей], не гоняй голубей! Голуби боятся, на крышу садятся! Крыша ломается, хозяин ругается.

Цель игры: активизировать умение слышать слова и подбирать их по звучанию и смыслу. Текст докучных сказок - отличное средство для работы над диалогической речью.

Например:

  • Мы с тобой шли?
  • Шли!

-        Кожух нашли?

-        Нашли!

  • Я тебе его дал?
  • Дал!
  • Ты его взял ?
  • Взял!
  • А где же он? Что?
  • Кожух!
  • Какой?
  • Да такой! Мы с тобой шли?

И опять все сначала - до тех пор, пока не надоест. Параллельно можно обращать внимание на эмоциональную выразительность голоса. Например: «Скажи ласково (громко, тихо)»

Temушка Арина

Кашу варила,

Егор да Борис

Из-за каши подрались.

Мочала-мочала,

Начинай с начала!

Для определения уровня знаний были использованы критерии речевого развития комплексной программы «Радуга» и модифицированная методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение связной речи и развитие словаря».

Ожидаемые результаты речевого развития разделены на уровни:

Высокий уровень:

  • задает познавательные вопросы;
  • умеет рассуждать, составлять рассказ на предложенную тему, классифицировать без помощи взрослых;
  • знает и умеет различать жанры устного народного творчества;
  • активно употребляет в речи образные выражения;
  • знает народные игры, умеет организовывать их самостоятельно, играет с удовольствием.

Средний уровень:

  • задает вопросы, «провоцируемые» воспитателем;
  • классифицирует, обобщает, сравнивает, составляет рассказ на предложенную тему под руководством педагога;
  • знает жанры устного народного творчества, ориентируется в них слабо;
  • проявляет знания в выбранном содержании под руководством педагога;
  • принимает участие в играх, организуемых другими.

Низкий уровень:

  • познавательные вопросы не задает;
  • не умеет рассуждать, классифицировать, обобщать, затрудняется в составлении рассказов;
  • не имеет представления о жанрах устного народного творчества;
  • познавательное отношение неустойчиво;
  • игр знает мало, затрудняется в объяснении игровых правил. 

Для решения поставленных задач предлагаются следующие меры:

  • Реализуем комплексную программу развития ребенка-дошкольника «Радуга»; осваиваем педагогические технологии;
  • Разрабатываем и внедряем перспективные планы, конспекты занятий;
  • Работаем в интеграции со специалистами;
  • Привлекаем к сотрудничеству семьи воспитанников (совместные праздники).

Организация работы по реализации поставленных задач проводилась по следующим направлениям - тематические занятия, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

На занятиях дети получают необходимый и достаточный информационный минимум. «Чтобы привлечь детей к определенной теме, необходимо было облечь содержание в привлекающую внимание детей форму. Для этого были использованы разнообразные методы и приемы (см. приложение).

Самостоятельная деятельность позволяет определить, на сколько детей заинтересовала данная тема и на сколько они ее усвоили. Например, чтение и разучивание небылиц переросло в активное инсценирование.

Перенос детьми в свободную деятельность умений и навыков, полученных на занятиях, свидетельствует об эффективности обучения. В этом важную роль играет развивающая (подготовленная) среда, которая обеспечивает разностороннее развитие детей.

Основу среды составляет наглядный дидактический материал, который располагается в мини-музее, на полочке умных книг, в музыкально-речевом центре, уголке ряженья.

Необходимо отметить, что соответствующая развивающая речевая среда, учет возрастных особенностей в подаче материала, эмоциональное общение педагога с детьми на занятии и вне занятий - основные условия успешного формирования детского словесного творчества. Приобщение детей к народной культуре посредством фольклора не только решает речевые и лингвистические задачи, но и является средством формирования у детей патриотических чувств, нравственных качеств и эмоций, помогает полноценному развитию ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

В работу также активно включаются и родители.

В конце года подводятся ожидаемые итоги речевого развития каждого ребенка. С этой целью каждого ребенка диагностировали по модифицированной методике Г.А.Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. На основе полученных данных выявляются уровни речевого развития детей.

Результаты обследования (см. приложение) показали, насколько хорошо дети овладели необходимым объемом знаний и речевыми навыками. Данные диагностики в каждой группе показывают существенные изменения в сторону роста высокого и среднего уровней и снижения низкого уровня.

В дальнейшем планируется продолжать работу по данной теме с изучением нового материала и тесном взаимодействии со специалистами.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Тема занятия, цели

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Связь с другими видами деятельности

Развивающая среда

СЕНТЯБРЬ

1

Свой дом всего краше.

Задачи:

Углубить представления детей об устройстве крестьянского дома;

Способствовать расширению словарного запаса (новые слова);

Побуждать к связному изложению материала.

Словарная работа: изба, конюшня, хлеб, амбар, баня.

Рассматривание иллюстраций о крестьянском доме (в сравнении с современным жильем).

Дидактические игры: «Кто, где живет», «Деревня», «Сложи избу».

Рисование на тему «Мой дом».

Конструирование «Строительство домов».

Иллюстрации с изображением городских и деревенских домов. Наборы конструкторов.

2

Убранство русской избы.

Задачи:

Формирование представлений о внутреннем убранстве, о частях русского дома: бабий кут, красный угол;

Знакомить с фольклорным материалом.

Словарная работа: лавка, печь, сундук, люлька изба, полати.

Загадки о столе, стуле, русской печи. Пословицы о доме. Чтение русской народной сказки «Жихарка».

Рассматривание тематических альбомов «Посуда», «Мебель».

Лепка «Посуда»

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дом». Наборы открыток для рассматривания. Познавательная литература Дидактическая игра «Предметы обихода».

3

Хлеб - всему голова!

Задачи:

Познакомить с этапами выращивания хлеба; показать изменение орудий труда хлебороба от старинных до современных.

Обогатить речь новыми словами (ржаной колос, соха, пашня, борона, сноп, жатва).

Беседа «Откуда хлеб пришел?»

Знакомство со старинными орудиями труда - цепом и серпом.

Пословицы и поговорки о

хлебе.

Составление рассказа «От зерна до каравая».

Чтение произведений о хлебе, об уборке урожая.

Создание гербария зерновых культур. Альбом для рассматривания «Зерновые

культуры».

Альбом «Орудия труда хлебороба».

Гербарий «Зерновые культуры».

Книги о хлебе.

ОКТЯБРЬ

1

Глиняный горшок и деревянная

ложка.

Задачи:

Закрепить знания о предметах

Быта.

Показать разнообразие утвари,

сделанной из глины и дерева.

Развитие образной речи,

обогащение словарного запаса.

Речевая игра «Подбери

слово».

Чтение загадок.

Поговорки о посуде.

Сюжетно-ролевая игра «Гости».

Д/и «Что было – что стало».

Аппликация «Посуда».

Исследовательская

деятельность «Свойства

глины и дерева».

Беседа: «Процесс изготовления деревянных

ложек».

Энциклопедия.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кухня».

2

Гончарные мастеровые.

Задачи:

Познакомить с гончарным промыслом.

Способствовать расширению словарного запаса (гжель, дымка, умелец, узор).

Д/и «Что как называется»

Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин».

Беседа: «Приготовление глины».

Игры- экспериментирования с глиной.

Лепка из глины «Глиняный колобок».

Энциклопедия.

Книги для рассматривания, сказки.

3

Забавы детей осенью.

Задачи:

Обогащать активный словарь детей за счет слов и речевых оборотов, встречающихся в произведениях фольклора (пословицы, поговорки, потешки).

Беседа «Занятия наших предков осенью».

Заучивание потешек, пословиц об осени.

П/и «Царевич», «Выбери меня».

Фольклорный праздник «Осенины».

Наблюдение за изменениями в природе.

Книги.

Альбомы для рассматривания

НОЯБРЬ

1

Русский человек без родни не проживет.

Задачи:

Формировать представление о

родственных отношениях;

Продолжить знакомить с традициями и обычаями семейного уклада жизни наших предков, используя фольклорный материал.

Словарная работа: семья,

родители, родственники, родня,

отчество.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Составление альбома для рассматривания о семье.

Составление рассказов о семье.

Чтение пословиц о семье.

2

Старинные обычаи.

Задачи:

Развивать  интерес к жанру фольклорных произведений (пословиц), посредством рассказа об обычаях (гостеприимство, чистоплотность, взаимопомощь).

Чтение поговорок о старинных русских и современных обычаях русского народа.

Выборочное чтение фрагментов сказок с описанием обычаев.

(Д.Тихомиров «Добрый обычай»)

Сюжетно-ролевая игра «Гости».

Этика и общение.

Беседа «Как вести себя в гостях»

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Гости».

Дидактические игры. Книги и альбомы для рассматривания.

3

Старинные игрушки.

Задачи:

Расширить представления детей о материалах, из которых изготовляются игрушки.

Упражнять в составлении

описательных рассказов.

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-  прикладного искусства.

Рисование «Матрешка».

Составление альбома для рассматривания «От

матрешки до Барби».

Выставка народных игрушек.

Шаблоны игрушек  для рисования.

Аудиотека (кассеты с русскими народными песнями).

Альбомы с разными видами ДЛИ.

Д/и «Из чего сделана игрушка», «Русская  игрушка».

ДЕКАБРЬ

1

Здравствуй, зимушка, зима.

Задачи:

Уточнить знания детей о зимнем времени года.

Закреплять умение составлять небольшие сказки о зиме.

Знакомство с народными приметами, закличками, попевками о зиме.

Чтение пословиц и поговорок о зиме.

Русская народная сказка «Морозко».

Наблюдения за изменениями в природе.

Рисование на тему «Украсим платок для снегурочки».

Подбор иллюстрации и составление альбома «Зима».

Изготовление новогодних игрушек для елки

2

«С Новым годом».

Задача: уточнить традиции празднования Нового года (в сравнении старинные и современные обычаи).

Беседа «Откуда пришел Новый год».

П/и «Ледяная крепость».

Рисование на тему:

«Новогодняя елка»

«Праздничные украшения»

Атрибуты к  празднику.

ЯНВАРЬ

1

Колядки.

Задачи:

продолжать знакомить с обрядом

колядования;

Развивать образную сторону речи;

Побуждать пользоваться метафорами.

Разучивание  рождественских колядок «Уж, ты, тетушка, подай!», «Коляда - маляда»; пословиц, поговорок, закличек.

Сопровождение колядок игрой на детских народных музыкальных инструментах. Аппликация «Рождественская открытка».

Атрибуты для колядования: маски, элементы народных костюмов, мешки, музыкальные инструменты.

2

Народные инструменты.

Задачи:

Познакомить с народными инструментами, их значением в жизни человека;

Способствовать развитию правильной речи.

Словарная работа: трещотки, свистулька, рожок, гудок

Беседа о народных инструментах.

Разучивание потешки «Рано,рано по утру пастушок ту-ру-ру-ру...»

• Выставка народных музыкальных инструментов.

Магнитофон Аудиотека с записями частушек.

3

«Без частушек прожить можно, а чего-то не живут».

Задачи:

Рассказать о характерных признаках частушек, их назначении;

Развивать интерес к жанрам песенного творчества.

Разучивание частушек.

Сочинение своих частушек.

Выступление для детей детского сада.

Аудиотека: кассеты с детскими частушками. Музыкальные народные инструменты.

ФЕВРАЛЬ

1

Сказки, небылицы, небывальщины.

Задачи:

Расширять запас слов, вводя в речь эпитеты, поэтические обороты.

Чтение сказок

Сочинение небылиц

Рисование иллюстраций к

понравившимся

небылицам.

Сборник русских народных сказок «Василиса премудрая». Иллюстрации для рассматривания

2

«В гостях у старушки - повитушки».

Задачи:

Закрепить названия предметов быта;

Следить за правильным произношением;

Способствовать расширению словарного запаса: чугунок, ухват, лавка, миска.

Беседа о приготовлении каши, блинов.

Народные игры «Кто с нами», «Пчелы», «Пирог».

Коллективная аппликация «Праздничный пирог».

Картотека народных игр.

Мини-музей «Изба»:

Предметы быта: печь, чугунок, лавка, стол, ложка, миска.

МАРТ

1

Домашние животные.

Задачи:

Продолжать развивать интерес к жанрам фольклорных произведений.

Учить отгадывать загадки.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Загадки о домашних животных.

Заучивание потешек о домашних животных (курица, лошадь).

Конструирование из бумаги (оригами) «Домашние животные»

Д/и «Домашние животные»

Книги с потешками («Курица - красавица», «Конь ретивый»)

2

«Коровушка».

Задачи:

Продолжать учит детей

внимательно слушать, запоминать содержание.

Способствовать расширению словарного запаса (коровник).

Драматизация сказки «Крошечка - ховрошечка».

Беседа о домашних животных, их значении в жизни наших предков.

Разучивание потешек про корову.

Д/и «Назови детеныша».

Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю.

Иллюстрации для рассматривания «Корова и бычок на лугу», «Коровник»

Альбом для рассматривания «Молочные продукты»

3

«Сороки - вторая встреча весны» (22 марта).

Задачи:

Продолжать знакомить с закличками (учить ритмично их исполнять), весенними приметами.

Закреплять умение составлять рассказ о весне.

Беседа о перелетных птицах.

Заучивание закличек о птицах «Чок, чок прилети, Куличок», «Куку, кукушечка!».

Лепка «Птицы»

Выпечка печенья «Жаворонки»

Песня «Птичка».

Трафареты птиц для раскрашивания.

Аудиокассета «Голоса птиц».

Д/и «Перелетные птицы», «Птицы нашего края».

АПРЕЛЬ

1

«Алексей - с гор потоки».

Задачи:

Познакомить с праздником.

Развивать диалогическую речь.

Беседа о народном празднике.

Русские народные игры «Родничок», «Ручеек».

Рассказывание докучных сказок, дразнилок.

Инсценировка докучных сказок.

Костюмы для праздников, инсценировка сказок.

2

«Пасха»

Задачи:

Познакомить с традициями и обычаями проведения праздника.

Обогащать словарный запас:

«пасхальное яйцо», писанка,

крашенка, кулич, «христоваться».

Беседа «Светлое воскресенье».

Разучивание заклички «Вербохлест».

Народная игра «Верба, вербочка».

Рисование «Пасхальное яйцо».

Рассматривание иллюстраций, народные музыкальные инструменты.

МАЙ

1

«Ай-ай - месяц май».

Задачи:

Активизировать речевую деятельность детей в народной игре.

Закрепить народные названия весенних месяцев (март - зимобор, капельник; апрель - снегогон; май - травень).

Беседа о весне, птицах.

Рассматривание иллюстраций о весне.

Заучивание закличек к народным играм.

Подвижные игры «Пчелы и цветы», «Бабочки и ласточка».

Наблюдения за природными изменениями в мае.

Альбом для рассматривания «Весна».

Картотека игр.

2

Первоцветы.

Задачи:

Развивать связную речь;

Способствовать расширению словарного запаса: прострел, ландыш, подснежник, мать – и - мачеха, капель, первоцветы.

Закреплять представления детей о первых весенних цветах (умение выделять и описывать их характерные праздники).

Беседа «Первоцветы».

Отгадывание загадок.

Разучивание закличек о весне, солнце.

Речевые игры «Закончи предложение», «Игра в слова».

Беседа «Как вести себя в лесу».

Рисование «Весенние цветы».

Наблюдение за групповыми растениями.

Альбом для рассматривания «Лекарственные растения».

Д/и «Зеленый мир», «Парные картинки».


[1] Далее - УНТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"

В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Родительское собрание .Тема « Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».

Дата : 26.05.03Цель: 1.Привлечь внимание и заинтересовать родителей к проблеме речевого развития детей средствами дидактических игр в современных условиях.2.Итоги анкетирования.3.Дидактические игры.4....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...