Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей
статья по развитию речи на тему

Степанова Наталья Геннадьевна

Теоретическое исследование роли сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно - ролевая игра как средство развития связной речи детей

Игра во все времена притягивала ученых философов, психологов, педагогов, этнографов к изучению феномена игры, но с позиции своих наук. Так, в ходе исторического процесса развития человека и общества появляется теория игры. Она складывалась из разных концепций: «избытка сил» Г. Спенсера; «предупреждения инстинктов» К. Гросса; историко-материалистической Г.В. Плеханова, П.П. Блонского; игры как часть эстетики Ф. Шиллера, В.И. Устиненко; психологического развития ребенка в игре Л.C. Выготского, Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; педагогической Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой, К.Д.Ушинского, и др.

Развернутую теорию психологии игры создал Д.Б. Эльконин [35. С.55]. Рассматривая возникновение игры, её историческое развитие от детской игры в солдатики до трагедийного воспроизведения героев на сцене театра, Д.Б. Эльконин пришёл к выводу, что человеческая игра это такая деятельность, в которой воспроизводятся социальные отношения между людьми вне условий их непосредственно утилитарной деятельности. С точки зрения Д.Б. Эльконина, особая чувствительность к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми показывает, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни людей, но что она социальна по своему внутреннему содержанию и не может быть биологическим явлением по своей природе. Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе. В своём анализе он пришёл к выводу о необходимости различать в игре её сюжет и содержание. Показывает прямое отношение игровой деятельности к потребностно-эмоциональной сфере человека. Д.Б. Эльконин центром игровой ситуации называет роль, которую берёт на себя ребенок. Она определяет всю совокупность тех действий, которые в воображаемой ситуации производит ребенок. А роль — это взрослый человек, деятельность которого воссоздаёт ребёнок, таким образом, предметом деятельности ребенка в игре является взрослый человек - то, что он делает; то ради чего он это делает; то в какие отношения он вступает при этом с другими людьми. Отсюда можно определить и основные мотивы игры: действовать как взрослый. Не быть взрослым, а действовать как взрослые. Но для того чтобы такие мотивы появились, необходимо отделение ребенка от взрослого в той мере, чтобы взрослый человек стал для ребенка образцом, эталоном. Так в психологии появился подход к игре как особому типу деятельности ребёнка, воплощаемому в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющему своё специфическое содержание и строение - особый предмет и мотив деятельности и особую систему действий.

Рассматривая игровую деятельность ребенка, Эльконин выдвинул положения:

- игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, например, интересы, ценности;

- игра отражает положение ребенка в обществе и специфику самого общества;

- анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для решения вопросов дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры.

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом, его самостоятельной деятельности.

Сюжетно - ролевая игра является наиболее характерной игрой дошкольников и занимает значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно - ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по поводу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенок удовлетворяет через игровые действия.

В сюжетно - ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием. Дети в такой игре объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры. Берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. В такой игре ребенок познает окружающий мир, развивается связная речь, мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Такие педагоги как Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова говорят о том, что, прежде всего в игре развиваются способности к речи, воображению, образному мышлению. И это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий и пытается прокомментировать их [5. С. 71].

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействия с другими людьми. Во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых ребенок осваивает правила этого взаимодействия. Во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать с другими детьми.

Как рассматривалось выше, в современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности. Один из аспектов «деятельного» подхода состоит в том, что речь, всегда входит в какую - то другую интеллектуальную или практическую деятельность.

Таким образом, изучение и развитие речи дошкольников должно происходить, прежде всего, в контексте игры. Именно её характер определяют функции, содержание и средства общения дошкольников с окружающими.

С возникновением сюжетно-ролевой игры связана дифференциация функций и форм речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций, возникновению новых форм. В ролевой игре совершенствуется диалог, новые потребности общения и ведущая деятельность ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом.

В отечественной дошкольной педагогике большую роль игре в овладении всеми сторонами языка указывали такие ученые как И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая. Е.И. Тихеева, Е.И. Флёрина [12, 17, 26].

Только содержательные игры создают условия для разнообразной речевой практики детей. В связи с этим необходимо в первую очередь обогащать детский опыт, а, следовательно, и содержание игр, специально организованное обучение, расширяет тематику детских игр, в которых отражаются действия людей, их взаимоотношения. Благоприятные условия для широкой речевой практики и развития детской игры создаются в процессе диалогического общения воспитателя с детьми, участия его в детских играх, обсуждение замысла, организации ролевых диалогов.

В целом психолого-педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, где педагог оказывает воспитывающее и обучающее воздействие через роли, выполняемые детьми и самостоятельную детскую игру, в которой воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

Свободная сюжетно - ролевая игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное внутреннее ощущение свободы подвластности ему вещей, действий отношений - всего того, что в продуктивной практической деятельности оказывает сопротивление - дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно - ролевой игры - действием в воображаемой, условной ситуации.

Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто» «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника. Они обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт, который является одним из условий успешного развития диалогической речи. Из этого следует как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе её обогащаемости запаса, конкретных представлений развивать их язык. Так, слово является частью деятельности.

Изучение научно - методической литературы показало необходимость применения приемов привлечение внимания детей к игре, к слову и подтвердила наблюдение Д.В. Менджерицкой о взаимоотношении игры и речи [17. С. 23]. Игра обеспечивает ситуации естественного речевого общения и способствует языковому развитию детей. Вместе с тем, речь влияет на формирование самостоятельной детской игры, однако воздействие игры на речь дошкольников противоречиво. С одной стороны, она закрепляет словарь, развивает умение употреблять слова в грамматически правильных формах, с другой создает условия для возврата к старым неправильным стереотипам.

Важно также осуществлять постоянный контроль за общением детей, побуждать их к правильной речи. В результате появляется стремление говорить правильно, явление возврата к ошибочному слову становится менее выражено [23. С. 37].

Таким образом, участие воспитателя в играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала.

Воспитатель должен проявить интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривать с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка.

Для того чтобы осуществить адекватные психолого-педагогические воздействия по отношению к сюжетно - ролевой игре необходимо хорошо знать и владеть принципами её организации, которые обозначены нами ниже.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому- сверстнику.

Таким образом, сформулированные выше принципы организации сюжетно-ролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволяют им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно - ролевая игра, как и любая человеческая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть» [20. С. 12]. Чем полнее в деятельности представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем разнообразнее тематическое содержание может он в неё включить, и тем больше у него свободы в самореализации, которая будет проявляться в общении; в развитии диалогической речи.

Рассмотрим структурные компоненты, которые включает в себя сюжетно - ролевая игра. Среди них можно выделить следующие: тема, сюжет, роль, игровые действия, игровой материал, ролевые отношения. Игра имеет определенную тему. Большей частью, тема игры берется с окружающей действительностью. Часто возникают игры на сказочные темы. В соответствии с темой строится сюжет игры - это те события, которые изображаются в игре. Также сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности. Игры на одну и ту же тему могут иметь разные сюжеты. Условно их делят на бытовые (семья, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин), общественные (день рождения, библиотека, школа) [11. С. 284].

В старшем дошкольном возрасте в играх, имеющих развернутый сюжет, уже не возможно «буквально» выполнять каждое игровое действие - это тормозит развитие сюжета. Поэтому значительная часть действий вообще не выполняется, а только обозначается словесно. Поскольку для детей самое важное - передать ролевые отношения, основное значение приобретают словесные обращения от лица своей роли к другим участникам игры. Игры на один и тот же сюжет могут иметь разное содержание.

Содержание игры, как отмечает Д.Б. Эльконин - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношениями между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Развитие содержания игр зависит от умения ребенком выполнять характерные особенности в деятельности и отношениях взрослых. Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль. Роль - это главное что привлекает ребенка в игре. У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, из которых две - три становятся любимыми [11. С. 307]. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли, ребенок действует не так как хочет, а так как надо. Роли выполняются при помощи игровых действий. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Это оказывает влияние на развитие диалогической речи детей, т.к. в ходе динамичного сюжета подталкивает ребенка на высказывания.

Игра воспитателя с детьми стимулирует гибкое ролевое поведение и смену ролей, даёт существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Все это способствует тому, что дети свободнее начинают вступать во взаимоотношения, подключаться к уже играющим детям, беря подходящие по смыслу роли, т.е. расширять диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. В результате этого в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливаются игровые взаимодействия.

Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей, а могут быть словесными. В игровых действиях используется игровой материал. Это игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль. Когда играют вместе двое или больше детей, они вступают между собой в ролевые отношения, которые определяют выбор и распределение ролей, проявляющихся в определенных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры, а так же выражаются в игровых действиях обращенных друг к другу.

Кроме ролевых отношений, в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. Они договариваются о том, во что будут играть, распределяют между собой роли, игровой материал, обсуждают те или иные стороны сюжета, нередко делают замечания друг другу.

Таким образом, структура сюжетно - ролевых игр предоставляет старшим дошкольникам возможность для реализации речевой деятельности. Но развитие связной речи, как показал анализ, структурой игры не задается, для неё необходимы внешние стимулирующие развитие средства, и, прежде всего - определенная позиция взрослого как гаранта свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.Л. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учебных заведений. - 2е издание исправленное / М.Л. Алексеева, В.И. Яшин. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 400 с.
  2. Арушанова, А.Г.Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателя детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 1999. – 272 с.
  3. Арушанова А.Г. Методика обследования речевого развития / А.Г. Арушанова, Т. Юртайкина //Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. – с. 51-52.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  5. Венгер, Л.А. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. Просвещение, 1998. – 336 с.
  6. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  7. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Собрание сочинений: в 6 томах / Л.С. Выгодский. - М.: Просвещение 1982 - ТомЗ
  8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981.
  9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. Под ред. Т.И.Бабаевой. - Издание 2е, переработанное. - СПБ.: Акцидент, 1999. – 224 с.
  10. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 1996. - 254 с.
  11. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека / А. Жичкина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №4. – С. 21.
  12. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 1975. – 174 с.
  13. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. / Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993. – 271 с.
  14. Клименкова, О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. – С. 7 – 14.
  15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних пед. Учебных заведений. - 2-е изд., переработанное и дополненное / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
  16. Комарова, Н.Ф. Как руководить творческими играми детей. Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. - Нижний Новгород, 1992. – 39 с.
  17. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре Пособие для воспитателей детского сада // Под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  18. Миллер, С. Психология игры / С. Миллер. – СПб.: Университет книга, 1999. – 320 с.
  19. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя - 2-е изд., исправленное / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Издательство «ГНОМиД», 2000. – 96 с.
  20. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества Учебник для студентов психолого - педагогических факультетов ВУЗов / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
  21. Поддъяков, Н.Н. Исследование развития объяснительной речи у дошкольников / Н.Н. Поддъяков, Н.И.Кузина. - М.: Просвещение, 1972.
  22. Поздняков, Н.А. Исследовать игры детей дошкольного возраста / Н.А. Поздняков,  Д.В. Менджерицкая //Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. – С. 9 – 12.
  23. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. – 224 с.
  24. Руководство играми детей в дошкольном учреждении (из опыта работы) / Составитель Е.Н. Тверина, Л.С. Барсукова / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
  25. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 1986. – 225 с.
  26. Тихеева, Е.И.Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е издание - М.: Просвещение 1981. – 59 с.
  27. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10.
  28. Усанова, О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекса практических материалов «Лилия» / О.Н. Усанова. - М.: НИЦ «Коррекция», 1993. – 73 с.
  29. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
  30. Ушакова, О. Развитие предпосылок связной речи / О. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1997. - №2. С. 58 – 63.
  31. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1972. - №9.
  32. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984. – 280 с.
  33. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / составитель М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
  34. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. - М.: Просвещение, 1988. - 64с.
  35. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2-е изд / Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития связной речи детей

Этапы развития связной речи дошкольников в процессе игры...

Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

Презентация на тему: Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни

Презентация к проекту "Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни"....

Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".

В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр....

ВКР "Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В экспериментальной работе рассмотрен возраст 4-5 лет, проведен эксперимент на средней группе....

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....