Технологии речевого развития. (Мастер класс)
методическая разработка по развитию речи на тему

Сайдуганова Марина Павловна

Конечно, мы всегда занимаемся развитием навыков общения, обогащением словаря, исправляем звукопроизношение, знакомим с детской литературой и готовим к освоению грамоты. Но традиционные формы не позволяют ребенку раскрыть свой творческий потенциал, чаще всего  скучны и неинтересны. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников.

Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Абатского района  детский сад «Сибирячок»

Технологии речевого развития

(РМО. Мастер - класс)

                                                                               

                                                                               

                                                                      Учитель - логопед МА ДОУ                              

                                                                      АР детский сад «Сибирячок», к №1              

                                                                      Сайдуганова Марина Павловна

с.Абатское

26. 01. 2017 год

Технологии речевого развития

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

                                                                                                                               Е. Щукина

Слайд 1.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДОУ): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Конечно, мы всегда занимаемся развитием навыков общения, обогащением словаря, исправляем звукопроизношение, знакомим с детской литературой и готовим к освоению грамоты. Но традиционные формы не позволяют ребенку раскрыть свой творческий потенциал, чаще всего  скучны и неинтересны. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников.

Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. 

Слайд 2. 

-память сохраняет:

- 10% из того, что мы слышим,

- 50% из того, что мы видим,

- 90 % из того, что мы делаем.

Китайская пословица гласит:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Слайд 3

Игровые технологии

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.

При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки.

Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.

Загадки-описания  помогают развивать понимание речи, активную подражательность  речевой деятельности, внимание, память, например:

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко?

Лапкой землю загребает

И кудахчет … (ко-ко-ко).

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? 

                                             (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. 

                                    (Мышь)

Слайд 4

Доскажи словечко  (для чёткого произношения звуков), например:

От избушки в лес ведёт

Вырытый подземный … (ход).

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…          автомобиль
 

Слайд 5

Загадки-ребусы:

«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ   (КЛОУН);

«Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ), ответ ЛИСА. http://cs543104.vk.me/v543104547/e08c/dX1Po0T8I7s.jpghttps://thetomatos.com/wp-content/uploads/2016/05/weeping-willow-tree-original.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ac68eeb4f6d37f8c7a5511e95e34587b&n=33&h=215&w=216http://4.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/S3fiMC9-kHI/AAAAAAAAA94/e-dQYaX193A/s1600/%D0%90%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%B7.JPGhttp://www.playcast.ru/uploads/2015/10/16/15476011.png

Фокусник
Ива
Лоб
Иволга  

Носки
http://smotret-mir.ru/wp-content/uploads/2011/08/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD.jpg

Слайд 6

   

Загадки-шарады, например:

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

        (КАР+ТИНА).

 

С буквой «У» — на мне сидят,

С буквой «О» — за мной едят.

                                                    стул — стол

С буквой «Б» — я одноногий, и стою я у дороги.

А без «Б» — ног аж четыре, и стою в твоей квартире.

                                                                          столб — стол

Слайд 7

 Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…

  • Я цвет одинаковый часто имею: 
    и с 
    г зеленею, и с к зеленею.
    Но с 
    я: вам со мною рискованно быть:
    могу и до слёз довести, и убить.

                                   Лук – луг                

 С т - его прочтём,

 с д - мы в нём живём.
                       
 Том - дом

Слайд 8

Анаграммы  -  от перестановки звуков образуется новое слово …

КОТ  -  ТОК

СОСНА  -  НАСОС

ЛИПА  -  ПИЛА

АКТ -      ТАК

АТЛАС  –    САЛАТ

АДРЕС  – СРЕДА

АВТОР  -  ТОВАР

Слайд 9

Логорифмы , загадки со словами, которые решаются путём удаления,  замены или

  • Легко дыша в моей тени,
    Меня ты летом часто хвалишь,
    Но буквы переставь мои -
    И целый лес ты мною свалишь.

                                                                            (Липа - пила.)
 

 

  • Я - дерево в родной стране,
    Найдешь в лесах меня ты всюду,
    Но слоги переставь во мне -
    И воду подавать я буду.

  •                                                                        
    (Сосна - насос.)
     
  • По дороге, по пути
    Весело скачу,
    А с конца меня прочти -Нож я наточу.
                                                                         

                                                                              (Колесо - оселок)
 Слайд 10

Загадки-путаницы,  помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…

Был Алёша очень рад

Слишком вкусный был … халат  (САЛАТ).

Белым снегом всё одето -
                    Значит, наступает ...
 ЛЕТО

                                                                    ЗИМА

Ночью каждое оконце
Слабо освещает ...
СОЛНЦЕ

                                                   ЛУНА

Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...
 ПОРОСЕНОК

                                                           ПЕТУХ

Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой  стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.

Слайд 11.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи.

Слайд 12.

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, су - Джок терапия, биоэнергопластика, кинезиология. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Слайд 13.

Рассмотрим подробнее некоторые из них

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно заменить грецким орехом. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Слайд 14.

                               Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
                              По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(
катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
                              Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
                               Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

 (движения по пальцам)
                                Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Слайд 15

Массаж эластичным кольцом.

Кольцо нужно надеть на палец ребенка и прокатывать, до покраснения и появления ощущения тепла.

  • игра «Мальчик-пальчик»
    - Мальчик-пальчик,
    Где ты был?
    (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
    - С этим братцем в лес ходил,
    (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
    -С этим братцем щи варил,
    (
    надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
    -С этим братцем кашу ел,
    (
    надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
    -С этим братцем песни пел
    (
    надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Слайд 16.

Что же такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики.

«Бегемотик»

Широко открыли ротик

- Получился «бегемотик».

 А затем закрыли рот

- Отдыхает «бегемот»

«Лягушка»

Превратили нас в лягушек

 - Дотянулись  мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

 А затем домой вернулись.

«часики»

Словно стрелочки часов,

двигаем мы язычком.

Наши частики спешат,

язычку помочь хотят.

Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.

                                      «Дятел»

                                          - Тук-тук-тук,
                                          Тук-тук-тук,
                                     Раздаётся чей-то стук.

 (На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»)

                                         - Это дятел на сосне

(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»)

                                      - Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?

Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Слайд 17.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

 Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.

Слайд 18.

Основная цель:   Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи развития межполушарной спецализации: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. 

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Кинезиологические упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников

 I. Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

II. Дыхательные упражнения

 3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Слайд 19.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам.

Слайд 20.

В современном мире очень модно быть креативным. Вот и мы готовим детей к адаптации в социуме. Ребенок должен находить выход из любой ситуации, и в этом ему поможет методика ТРИЗ. Для развития речи детей очень важно развивать мышление. Целью таких занятий является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Слайд 21

Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации.

Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным

использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность

фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию

словаря и связной речи.

Слайд 22

Правила составления интеллектуальных карт:

1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)

2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления,

используя ручки разного цвета

3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для

добавления деталей

4. Добавляются символы и иллюстрации

5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом

7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной

 8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Слайд 23.

Свое выступление я хочу, закончить методикой Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Технологии речевого развития

http://justclickit.ru/flash/butterfly/butterfly%20(371).gif


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Мастер класс для педагогов "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Эффективные технологии речевого развития дошкольника»Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна, так как форм...

Мастер-класс "Квест - игра как эффективная технология речевого развития дошкольников".

Повысить мотивацию педагогов к использованию квест-технологии в работе с детьми по речевому развитию...

Мастер-класс на Фестивале ценностно-ориентированных воспитательных практик ДОО "Приобщение детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития" в рамках 18 -х областных Кирилло-Мефодиевских педагогических чтений

Цель: систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи: 1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобре...

Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"

Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"...

Мастер-класс для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»

Повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий....