Статья "Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей"
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Колонтаева Татьяна Николаевна

Значение пальчиковых игр в речевом развитии детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Колонтаева Т.Н.

Муниципальное дошкольное

 образовательное учреждение

«Детский сад

комбинированного вида № 116»,

города Братска

«Руки учат голову, затем поумневшая голова

учит руки, а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Образная, богатая синонимами речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, так как этот период наиболее благоприятен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, а развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Ставя задачу развития речи детей дошкольного возраста, рассмотрим, с какими проблемами в этой области сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

● бедность речи; недостаточный словарный запас;

● односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; бедная диалогическая речь; неспособность детей построить монолог, описательный рассказ, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; плохая дикция.

Развитие речи и речевое общение в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и во всех режимных моментах.

Более подробно хотелось бы остановиться на пальчиковых играх, их роли в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

«Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. 

Пальчиковые игры для детей – это не новшество двадцатого века. Они существовали в разных народах, их история имеет много страниц.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. С 3 до 6 лет у детей активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда: не поддаются малышам такие звуки, как [p], [p’], [л], [л’], [ш] и другие. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики. Общеизвестен тот факт, что она влияет на речь, в том числе и чистоту произношения.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми, появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», или игры «Ладушки – ладушки», или « Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей внимание, расширяем горизонты его познания, стимулируем речевое и  интеллектуальное развитие.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

По своей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут нашим детям стать добрее.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка.

Использованная литература

1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.

2. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют», Паритет, Екатеринбург – 2005г

3. Ермакова С.О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»

 4. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М – 2008г.

5. Савина Л.П. . «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Родничок, М-2002г

6. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», Эксмо, М -2010г.

7. Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковая гимнастика», Корона Принт, М – 2008г.

8. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика», Астрель, М-2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья на тему: "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО».

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной...

Презентация «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста»

Использованием пальчиковых игр можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что соз...

Публикация на тему "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста."

В.А. Сухомлинский сказал : " Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев . От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити- ручейки,которые питают ум ребенка."...

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей. Буклет "Пальчиковые игры".

Данный материал можно использовать в родительском уголке в разделе "Советы логопеда"....