Дидактический материал по лексической теме "Одежда, головные уборы"
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Васина Юлия Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odezhda_golovnye_ubory.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Дидактические игры

                                                        

Дидактические игры

1. «ПИСАТЕЛЬ»

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

План рассказа:

  1. Что это? (Головной убор, одежда или обувь).
  2. Из каких частей состоит?
  3. Какого цвета?
  4. В какое время года носят?
  5. Кто одевает? (Мужчины, женщины или дети).

               Описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

           Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

2. «МАГАЗИН»

Цель: научить детей составлению описательного рассказа.

Ребенок описывает вещь, которую хочет купить в магазине одежды, не называя ее. «Продавец» (логопед) отгадывает, о чем идет речь, и отдает «покупателю» картинку с изображением «покупки».

3.        «КТО ВО ЧТО ОДЕТ»

Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с союзом «а».

Педагог предлагает выйти к доске кому-либо из детей. Остальные описывают одежду вышедшего ребенка. Например: «На Кате надето красное платье с желтой отделкой, желтые колготки и красные туфли».

Педагог может предложить выйти к доске двум детям. Остальные дети сравнивают какие-либо предметы одежды, имеющиеся у того и другого ребенка. Например: «На Коле надета зеленая рубашка, а на Ване — белая в черную клеточку. У Коли рубашка с карманами, а у Вани — без».

4.        «Я ИДУ ГУЛЯТЬ»

Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с однородными членами.

Педагог предлагает детям представить, что они собрались пойти на каток. Кто-то из детей вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображениями одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую ему для прогулки. Образец речи детей: «Я надену трусы, майку, колготки, рейтузы, свитер, теплые носки, ботинки с коньками».

Далее могут обсуждаться следующие ситуации: занятия спортом, поход за грибами, поход на пляж, утренник в саду и т.д. Можно предложить детям самим придумать ситуации, в которых нужна специальная одежда.

5.        «ОДЕНЬ МАШУ»

Цель: закрепление знаний о различных видах одежды, практическое усвоение формы имени существительного винительного падежа множественного числа.

Используется картонная кукла, на которую можно «одевать» различную сезонную

одежду. Педагог на столе раскладывает предметы туалета. Дети подбирают одежду так, чтобы получились комплекты одежды, используемой в разных ситуациях. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия.

Например: «Я надену на Машу кеды, спортивные брюки и майку. В этой одежде она будет заниматься спортом».

«Я надену на Машу сандалии, купальник и панамку. В этой одежде она летом будет загорать»

______________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Дидактические игры

6. «СОБЕРИ ФОТОГРАФИЮ»

Цель: закрепить знания детей о различных видах одежды.

Для игры используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище и ноги) — «фотографии».

Дети сидят по двое за каждой партой. На стол выдается 2 разрезанные «фотографии», части которых перепутались. Каждый ребенок должен собрать свою картинку так, чтобы головной убор, одежда и обувь соответствовали ситуации, в которой они используются. Это может быть сезонная, форменная одежда для людей различных профессий, мужская, женская или детская одежда.

7. «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Цель: развитие у детей целостного восприятия предмета.

Детям раздаются картинки с изображением одежды. Необходимо дорисовать недостающие детали (воротник, рукав, брючину, манжет, пуговицы и т.д.).

         8. «ШЕЙТЕ САМИ»

Цель: формирование у детей целостного восприятия предмета, формирование навыка построения простых распространенных повествовательных предложений.

Каждый ребенок берет со стола логопеда комплект с деталями одежды. На счет «раз» дети открывают конверт, на счет «два» — достают части одежды, на счет «три» — составляют платье, юбку, сарафан и т.д., используя детали одежды, отделку, украшения. В процессе работы дети рассказывают, что они пришивают, как украшают свое изделие («Я пришиваю рукав и воротник к платью» и т.д.).

9.        «ОСТАНОВКИ»

Цель: научить детей дифференцировать типы одежды по сезонам.

Педагог перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат, например, название зимней одежды. Возможны различные варианты.

10.        «ПОРТНОЙ»

Цель: расширение глагольного словаря, практическое усвоение приставочных глаголов.

На столе логопеда разложены предметы: швейная машинка, нитки в катушках, нитки-мулине, пяльцы; молния, куртка; пальто, пуговица; платье с оторванным рукавом; колготки с дыркой и т.д.

Логопед предлагает детям подумать, какие действия можно выполнить с этими предметами. Каждый ребенок должен подойти к столу, взять два предмета и придумать действие, но так, чтобы использовать приставки: вы-, при-, за-, под-. Дети выполняют действия и комментируют их. «Я зашиваю колготки»; «Я вышиваю салфетку»; «Я пришиваю пуговицу»; «Я подшиваю подол юбки».

11.        «АТЕЛЬЕ»

Цель: формирование навыков диалогической речи.

Выбирается приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы — кусочки ткани и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что приносят сшить (юбку, пальто и т.д.), из какой ткани, с какой отделкой.

______________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Дидактические игры

12.«РАЗЛОЖИ ПО ПОЛОЧКАМ»

Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».

Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда.

Логопед рассказывает детям, что в магазине случилась беда — кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки — все валяется на полу. Логопед просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам. Образец речи детей: «Я взял шапку. Шапка — это головной убор. Я ее положу на верхнюю полку»; «Я взял кофту. Кофта — это одежда. Я ее положу на среднюю полку»; «Я взял туфли. Туфли — это обувь. Я их положу на нижнюю полку».

 

13.   «Четвертый лишний».

А) Куртка, резиновые сапоги, перчатки, панамка.

Б) (родственные слова)

Платье, платок, платьице, платяной.

Брюнет, брюки, брючный, брючки.

Нос, носки, носочки, носочный.

Перчатка, перчаточка, перченый, перчаточный.

Джин, джинсы, джинсовый, джинсики.

15.  «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф... . ;

16.    «Назови, какие» 

(образование относительных прилагательных): сапоги из резины — резиновые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная; перчатки |из кожи — кожаные... .

17.  Пересчитай предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно пальто, два пальто ... пять пальто.

 

   Ответить  на  вопрос:   «Что  можно  считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

18.   «Какая?» Подбор прилагательных к существительным: кофта — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная; сапоги—резиновые, новые, синие, красивые; шапка — меховая, вязаная, зимняя и т.д,

19. «Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам:

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли и т. д.

20. «Один—много»:

а)рубашка — рубашки и т.д.

б) Педагог :

- У меня одна кофта, а у  Лены много …кофт.

- У меня один шарф, а у Иры много шарфов и т.д.

21. «Скажи наоборот». Усвоение антонимов: большой—маленький, детский—взрослый, короткий—длинный, чистый— грязный, сухой —мокрый и т.д.

______________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Дидактические игры

Дидактические игры

22. Психоречевая гимнастика

 «Исправь ошибку». Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

«Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»: платье, кукла, шарф, шапка; шуба, пальто, санки, штаны.

23. «Скажи наоборот»

(одевать раздевать; надёвать снимать, одеватъся.раздеватъся, завязыватъ развязывать) застегивать — расстегива.ть),

24. «Назови части одежды»

Выбирается ведущий ребенок. Дети стоят по кругу, ведущий подходит к ребенку и показывае6т на любую часть одежды (воротник, карман, штанина, пуговица, манжет, петля, молния, капюшон, рукав). Если ребенок не называет, он выбывает из игры.

25. «Подбери одежду по цвету»

Дети стоят в кругу. Педагог предлагает им собраться группами по цвету одежды – подходящая с подходящей. После того, как дети образовали несколько групп, они должны объяснить - почему они объединились в группу и какой цвет выбрали.

26. «Угадай по описанию»

Педагог, а затем и ведущий - ребенок, описывает одежду кого - нибудь из детей, остальные дети должны угадать  - чью одежду описывал ведущий.

27. «Угадай  время года»

Ведущий называет предмет одежды: варежки, шорты, куртка, платье, шуба и .т.д. дети должны показать соответствующий символ к какому времени года подходит одежда (солнце, снежинка, желтый лист, сосулька).

28.  «Чего не стало?»

Педагог раскладывает на столе картинки с изображением одежды, просит детей назвать их и запомнить. Затем предлагает детям закрыть глаза и прячет 1-2 картинки. Дети открывают глаза и угадывают, какой одежды  не стало.

29. «Что изменилось».

Педагог раскладывает картинки с изображением одежды в определенной последовательности и предлагает детям запомнить. После того, как дети закрыли глаза, педагог меняет порядок расположения, просит детей открыть глаза и определить – что изменилось.

 

30 «Скажи ласково»

Педагог просит детей назвать овощ  ласковым словом:

Брюки – брючки,

Шарф – шарфик,

Сарафан – сарафанчик и т.д.

______________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Дидактические игры

Дидактические игры

  1. «Три рейки» Классификация предметов по назначению (одежда, обувь, головные уборы)
  2. «Скажи со словом осенний»

         куртка – осенняя куртка;   пальто – осеннее пальто;  плащ – осенний плащ; сапоги – осенние сапоги;  ботинки – осенние ботинки;  берет – осенний берет

  1. «Что из чего и какое? -  упражнение в словообразовании относительных прилагательных по материалу и составление предложений с полученными словосочетаниями

Это ботинки из кожи. – Мама  купила Саше кожаные ботинки

Это кофта из шерсти – Маша связала шерстяную кофту.

Пальто из драпа – Портниха сшила драповое пальто.

Шляпа из фетра. – Мама купила фетровую шляпу.

Куртка из кожи. – Вова надел кожаную куртку.

Сапоги  из дерматина.-  Сапожник чинит дерматиновые ботинки.

  1. «Что как сделали) и какое? – словообразование отглагольных прилагательных по способу изготовления,

1)Кофту вязали из шерсти – вязанная кофта.

Блузку вышивали – вышитая блузка.

Пальто сшили – сшитое пальто.

Полотно пряли – пряденное полотно

           2)швея работает в швейной мастерской

           сапожник работает в сапожной мастерской

           обувь продают в обувном магазине

  1. «Кто что делает?» -закрепление представлений о профессиях людей, изготавливающих одежду, обувь, головные уборы.

1)  Ткет ткань – ткачиха, ткач

         Кроит одежду – закройщик, закройщица,

         Шьёт одежду – швея, портниха

         Шьёт дамские шляпки – модистка, портниха.

         Вышивает – вышивальщица

         Прядёт пряжу - прядильщица

          Вяжет – вязальщица,  

        Шьёт и  чинит обувь - сапожник

       2) ткачихи (что делает?) ткёт ткань

            швея - шьёт

           закройщик – кроит

          вышивальщица – вышивает

          прядильщица – прядёт

          вязальщица – вяжет

          сапожник – чинит, шьёт

  1. «Спряжение по образцу»

Одеть младшего брата на прогулку.  Надеть шерстяной жакет и вязанную кофту.

Помогать маме одевать младшего брата.  Надевать одежду по сезону.

Я одеваю младшего брата на прогулку;                                          Я  одену младшего брата на прогулку. ……….

Ты одеваешь младшего брата на прогулку.

Он (она) одевает младшего брата на прогулку.

Мы одеваем …Вы одеваете…Они одевают…

  1. «Подбери предмет к признакам»

 кожаный….(плащ),  кожаная  -  … (кепка),  кожаные …(перчатки, сапоги)

вязаный, -ая, -ое, -ые; джинсовый - …ая, -ое, -ые, шерстяной - .ая, -ое, -ые; драповый – ая, -ое, -ые;

__________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

Загадки

 Всегда шагаем мы вдвоем,                               Чтоб не мерзнуть, пять ребят

 похожие как братья.                                          в печке вязаной сидят.

Мы за обедом под столом,                                                                         (Перчатки)

а ночью — под кроватью.

                                             (Туфли)

                             

 Если дождик, мы не тужим —                         Сижу верхом, не ведаю на ком.

 бойко шлепаем по лужам.                               Знакомца встречу — соскочу, привечу.

 Будет солнышко сиять —                                                                            (Шапка)

 нам под вешалкой стоять.

                                             (Сапоги)

 

Две сестренки, две плетенки                                      Ношу на голове поля,

Из овечьей пряжи тонкой.                                               Каждый день, когда гуляю,

Как гулять — их надевать,                                              Ее надеть не забываю,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)                       Но это вовсе не земля.

                                                                                                                                       (Шляпа)

Надеваю я сама,                                                                        Черна, а не земля,

Чтоб не мерзла голова.                                                       Пушиста, а не снег,

                                   (Шапка)                                                 Греет, а не печка.

                                                                                                                              (Шуба)

По дороге я шел,                                                                      Покрывает целый лес

Две дороги нашел,                                                                И от солнца делает навес.

По обеим пошел.                                                                                                          (Кепка)

                             (Брюки}

Зимой протянулся,                                                                Пять мешочков шерстяных,

А летом свернулся.                                                    Греются братишки в них.

                                 (Шарф)                                                                           (Перчатки)

Сшили их из черной кожи,                                                   Два братца не могут расстаться:

В них теперь ходить мы можем                                            Утром — в дорогу,

И по слякотной дороге —                                                       Ночью — к порогу. (Сапоги)

Не промокнут наши ноги. (Сапоги)

    В ясный день сидим мы дома,                                                  Всегда шагаем мы вдвоем,

    Если дождь — у нас работа:                                                   Похожие, как братья,

   Топать, шлепать по болотам.                                                    Мы за обедом — под столом,

                                          (Резиновые сапоги)                      А ночью — под кроватью.

                                                                                                                                                  (Башмаки)

Я как зонт — не промокаю,                                                   Не ботинки, не сапожки,

От дождя вас защищаю.                                                  Но их тоже носят ножки.

 И от ветра вас укрою.                                                            В них мы бегаем зимой:

Ну так что же я такое? (Плащ)                                             Утром - в школу, днем домой.

                                                                                                                                  (Валенки)

__________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

Загадки

 

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.        

Брат большой не согласился        

И отдельно поселился.

(Варежки)

Пять чуланов, одна дверь.                                          Что   за друг, без которого

Чтоб не мерзнуть, пять ребят        Зимой из дому не выйдешь?
По чуланчикам сидят.                                                            
(Шапка)

(Перчатки)

Дождик, посильнее плачь,

 Я надену новый...

(Плащ)

Нас двое, мы с приятелем                                         В них упрячешь две ноги —

Как близнецы похожи.                                             И в мороз гулять беги.

Когда уйдешь ты из дому,                                                                          (Валенки)

Мы ждем тебя в прихожей.

 На улицу не ходим                                            Два брата — Ростом по колено.

Ни летом, ни зимой.                                         Везде гуляют,

Зато без нас — ни шагу,                                      Ноги защищают.

Когда придешь домой                                                                                  (Сапоги)

                                (Тапки)

Если дождик — мы не тужим,—

Бойко шлепаем по лужам.

(Галоши)

Упражнения для развития слухового внимания и элементарных математических представлений

«СЛУШАЙ И СЧИТАЙ»

Алеша на руку надел рукавицу,

И пальцы-умельцы попали в темницу.

Спокойно б сидели они взаперти,

 Да брата большого не могут найти.

Живет он отдельно в своем терему,

И братья не знают дороги к нему.

(Сколько братьев у большого пальца?)

В. Волина

***

Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы. —

Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

 Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте.

В. Волина

__________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

Песенки, потешки, считалки, пословицы

Барашкины кудряшки

(Швецкая)                                                                                                                           (Русская)

Маленький барашек                                                                              Спи-засыпай,

Нам мешок кудряшек                                                                           Поскорей подрастай

Подарил к зиме.                                                                                    Да к работе поспевай.

Подарил к зиме.                                                                                      Тебе шапочку закажем,

Вышла брату шубка,                                                                               Тебе курточку сошьем.

Вышла маме юбка

И носочки мне,

И носочки мне.

Потешки

         *   *   *                                                                                                                       *   *   *

Чок-чок, каблучок                                                                                             Дедушка ежок,

Наскочил на сучок,                                                                                             Не ходи на бережок:

Оторвался, поломался.                                                                                    Там растаял снежок,

Чок-чок, каблучок!                                                                                                Заливает лужок.

У забора старичок,                                                                                           Ты промочишь ножки,

Дам ему я башмачок.                                                                                      Красные сапожки!

«Старичок, старичок,

Почини мне каблучок».

 Считалки

Коля, Коля, Николай,                                                             На базаре ежик накупил сапожек.

За собою убирай!                                                                      Сапожки по ножке — себе,

У тебя ленивы руки:                                                                Поменьше немножко — жене,

Под столом ремень и брюки,                                                С пряжками — сыну,

На полу рубаха.                                                                          С застежками — дочке.

Николай — неряха.                                                                 И все уложил в мешочки.

                                                                                    Сколько в семействе у ежика ножек?

                                                                                                     И сколько купил на них ежик сапожек?

Пословицы и поговорки

  • Семь раз отмерь — один раз отрежь.
  • Наскоро делать — переделывать.
  • Спец Данила что ни сошьет — все гнило,
  • Что делано наспех, То и сделано на смех,
  • Каков мастер — такова и работа.
  • Не тот хорош, кто лицом пригож,

              А тот хорош, кто на дело гож.

__________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

Художественная литература

Стихи

Заяц-портной                                                                                               Шляпа

Серый заяц под сосной                                                                          Я надел большую шляпу,

Объявил, что он портной,                                                                    Сел у елочки под лапу,

И портному через час                                                                            Не найдет меня щенок,

Медвежонок сдал заказ. —                                                                   Потому что я — грибок.

Будет ваш заказ готов                                                                                           А. Седугин

До январских холодов!

Заяц режет, заяц шьет,                                                                                           Сапожник

 А медведь в берлоге ждет.                                                                               Мастер, мастер,

Срок прошел.                                                                                            Помоги —

 Пришел медведь,                                                                                              Прохудились

А штаны нельзя надеть.                                                                                    Сапоги,

                         С. Михалков                                                                                Забивай покрепче

                                                                                                                                                                     Гвозди —

                                                                                                                                         Мы пойдем сегодня

                                                                                                                                                                               В гости!

Костюм сидит и… не идет                                                                                                                     Б. Заходер

Платье новое —

Вполне

Хорошо СИДИТ

На мне.

Это платье мне ИДЕТ.

А костюм — наоборот,

Потому что плохо сшит.

Он на вешалке ВИСИТ.

                                        А. Шибаев

 Фартук                                                                                                                    Портной

У Розы на фартуке                                                                            Если вам нужна обнова,

Вышиты козы,                                                                                     Позовите вы портного:

У Тани — киты,                                                                                Он заказ сошьет для вас.

У Иры — тигры,                                                                               По размеру в самый раз

У Тони — пони,                                                                                    Все исполнит по науке —

У Лены — олени,                                                                                   И ходите руки в брюки.

У Дины — дельфины,                                                                                                                  В. Степанов

А у Алисы — рыжие лисы.

И в каждом кармашке

Лежат у детей

Конфеты

Для этих

Послушных

Зверей. 

                           В. Степанов

Калоша                                                                                           Какая одежда?

Для резиновой калоши                                                          Летом, в жаркие часы —

Настоящая беда,                                                                       Только майка да трусы.

Если день сухой, хороший,                                                   А зимою нам нужны

Если высохла вода.                                                                   Свитер, теплые штаны,

Ей всего на свете хуже                                                           Шарф, пальто, сандалии,

В чистой комнате стоять:                                                    Шапка и так далее.

То ли дело шлепать в луже,                                               Шапка... свитер... Впрочем, я.

Через улицы шагать!                                                          Я запутался, друзья!

О. Мандельштам                                                                     (Сандалии — летняя обувь!)

                                                     

                                                                                                                              А. Шибаев

 

__________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

ТАНЯ-НЕУМЕЛОЧКА

Есть такая девочка —

Таня-неумелочка.

 И чулочки, и сапожки

Надевают ей на ножки.

 Все могла бы делать Таня,

 Только нет у ней старанья.

 Вот какая девочка —

Таня-неумелочка.

М. Смирнова

ФЕДЯ ОДЕВАЕТСЯ

Кто визжит, как поросенок, Рано утром в выходной? Удивляются -спросонок

Все соседи за стеной.

Пусть никто не удивляется.

Это Федя одевается.

Он, запутавшись в штанах,

На полу сидит в слезах. Смотрит бабушка в тревоге, Протерев свои очки: Или Федя спутал ноги, Или спутал башмаки.

В. Орлов

«Валенки для Валеньки»

В магазине Валеньке.

Покупают валенки.

Маленькие валенки

До  чего милы!

Но надела валенки

Маленькая Валенька –

Оказались валенки

На нее малы.

ДВЕ ТУФЕЛЬКИ ТИП-ТОП

Пошли две туфельки тип-топ

По лугу как-то раз.

И у тропинки — тип да топ! —

Они пустились в пляс!

А вслед за ними — луг, и лес,

И дальнее село,

И солнце спрыгнуло с небес,

Пошло, пошло, пошло...

И только на исходе дня

Оно сказало: «Стоп!

Переплясали вы меня,

Две туфельки тип-топ!»

Оно уснуло прямо тут,

У луговой тропы,

А туфельки домой идут:

Топы, топы, топы...

Г.Демыкина

__________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

***

У маленькой Мариночки

Скрипучие ботиночки:

                                          Скрип-скрип,

Скрип-скрип.

                               Ботиночки скрипучие —

                              Самые лучшие.

Скрип-скрип,

Скрип-скрип.

Соседи все встревожены,

Терпеть не расположены.

                                          Скрип-скрип,

Скрип-скрип.

 Однако делать нечего,

И слушают до вечера:

                                          Скрип-скрип,

                                           Скрип-скрип.

Пора уж спать Мариночке,

 Сняла она ботиночки —

 И прекратился скрип.

А. Бродский

___________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

Рассказы

Неряха

После прогулки Коля раскидал свои вещи по всей квартире. А утром он никак не мог найти ни куртку, ни варежки, ни шарфик. Куртку мама нашла в кухне на табуретке, бабушка варежки – у вешалки. Шапку папа достал со шкафа. А шарфик почему-то оказался в маминой сумке. Кое-как собрали Колю в детский сад.

Плащ  и щенок

С вешалки упал плащ. Никогда еще щенок не видел таких чудных вещей. Он ощетинился, укусил плащ, пощипал его, а потом утащил в угол свою косточку, подальше от незнакомой вещи. Никому не отдаст щенок свою чудесную косточку.

Пуговица

У Вити оторвалась от рубашки пуговица. Он попросил сестру Валю пришить пуговицу.

- Вот выучу уроки, тогда пришью – ответила она.

Витя попросил маму.

- Подожди, сынок. Вот сварю обед, тогда пришью,- сказала мама.

Витя попросил бабушку.

- Подожди, внучек, - сказала бабушка, - вот довяжу варежку, тогда пришью.

Все заняты. Один Витя свободен. Он взял и сам пришил пуговицу.

________________________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Беседа

Беседа

  • Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью.
  • Объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы.
  • Объяснить ребенку понятия «демисезонная одежда» (предназначена для носки осенью и весной)
  • Спросить у детей: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом — панаму, босоножки, шорты?»;
  • Закрепить названия деталей одежды (воротник, рукава, манжеты,  карманы, молния, планка, пуговицы, петли); деталей обуви (голенище, подошва, шнурки, молния, язычок); детали головных уборов: отворот, ушки, поля….
  • Поговорить о  профессиях людей изготавливающих одежду (дидактическая игра № 5) их действиях (Дидактическая игра № 5). О том, какие предметы им нужны для изготовления одежды. ( смотреть словарь)
  • Поговорить о материале,  из которого  изготавливают  одежду,  головные уборы, обувь. (Закрепить названия материала.  Желательно рассмотреть образцы.)
  • Рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носят дети осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

________________________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Беседа

Беседа 2.

Показать детям цветные картинки разной одежды,  картинки с разными головными уборами, с разной обувью.

ОДЕЖДА

Одежда — совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело*.

                             *    *     *

Для чего человеку одежда нужда?

Укрывает от дождика, ветра она,

Утепляет в морозы, защищает в жару,

От прохлады избавит она поутру.                                  

Пальто и плащи человеку нужны,

 Куртка, брюки и свитер тоже важны.

 Пригодятся рубашки и платья,

Майки, шорты, трусы тоже кстати.

 Все, что мы надеваем, одеждой зовется.

 И название это запомнить придется.

ВОПРОСЫ

1. Что такое одежда?

2. О какой одежде говорится в стихотворении?

3. Какую одежду вы знаете еще?

4. Являются ли одеждой головные уборы? Обувь?

5. Для чего нужна одежда?

6. Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Весной и осенью?

7. Как хранят одежду?

8. Как ухаживают за одеждой?

9. Почему животные не носят одежду, а люди носят?

10. Чем одежда девочек отличается от одежды мальчиков?

11. В какой одежде вам удобно ходить? Почему?

12. Какие элементы одежды вы знаете?

13. Чем украшают одежду? Какую? Как?

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Головной убор — общее название вещей, служащих одеждой   для головы*.

В любое время года                                                                             В папахе щеголяет.

С очень давних пор                                                                            Но самые красивые

Защищает голову головной убор.                                              Это — шляпки женские.

Плохо все, что через край, —                                                 Любят городские их

Холод ли, жара.                                                                            Модницы и сельские.

Ты погоду проверяй                                                               Их делают из фетра, меха, кожи,

С самого утра.                                                                                        Шелка и соломки.

Если солнце ярко светит,                                                        Чтобы не были друг с другом схожи,

Без панамки не гуляй.                                                             Отделывают тонко:

Если снег закружит ветер,                                                        Вышивкой, помпоном, бантом

Ты ушанку надевай.                                                                      Бисером, цветами, кантом.

Если день осенний хмурится,                                                 Головной убор к одежде

 Но дождя и ветра нет,                                                            Подбирайте не спеша.

Можно, выходя на улицу,                                                     Чтоб не просто грел, но прежде

Захватить с собой берет.                                                         Был к лицу и украшал.

Головных уборов много,

Но к военной форме строгой

 Головной убор особый.

Есть пилотка у солдата,

 В бескозырках — моряки,

Ты не знаешь, а когда-то

Были и «буденовки».

Офицер под китель свой,

Фуражку надевает.

А генерал всегда зимой,

________________________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Беседа

ВОПРОСЫ

1. Что такое головной убор?

2. Какие головные уборы вы знаете?

3. Как правильно подобрать головной убор по погоде? Сезону?

4. Назовите летние головные уборы.

5. Назовите зимние головные уборы.

6. Назовите головные уборы, которые носят весной и осенью.

7. Относятся ли головные уборы к одежде? Почему?                            

ЗАДАНИЯ

ОБУВЬ

Обувь — изделие из кожи или других материалов, обычно с твердой подошвой, носимое на ногах*.

Обувь носим на ногах.

В ботинках ходим, в сапогах,

Когда снежно и бело,

Иль дождем все залило.

А в жару — сандалии,

Чтоб бегать не устали мы.

Туфли в праздник примеряем

И на утренник шагаем.

В чешках мы на танцы ходим,

Хороводы дружно водим.

 А в кроссовках ловко скачем

И гоняем круглый мячик.

Обувь разная нужна.

 Обувь всякая важна.

ВОПРОСЫ

1. Что такое обувь?

2. Что общего у всей обуви?

3. О какой обуви говорится в стихотворении?

4. Какую обувь вы знаете еще?

5. В какой обуви вам удобно ходить? Почему?

6. Из чего сделана обувь?

7. Как надо выбирать обувь по погоде? Сезону?

8. Как надо ухаживать за обувью?

9. Почему по лужам можно ходить только в резиновой обуви?

10. Для чего в зимние сапоги вшит мех?

11. Почему летние сандалии не меховые?

__________________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Физкультминутки

 

«Сапожки».

Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

 Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвете.

Физкультминутка.

Две руки хлопают,

 Две ноги топают,

Два локотка вращаются,

                                  Два глаза закрываются.

Упражнение

«помощники»

Дружно помогаем маме,        (Встают,  наклонившись; руками дви-

Мы белье полощем сами.        гают влево, вправо.)

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,        (Тянутся,   как   бы   вытирают   правой

рукой пот со лба.)

Наклонились.        (Снова «полощут».)

Хорошо мы потрудились.        (Вытирают руку о руку.)

                                                        В. Волина

______________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Пальчиковая гимнастика

Упражнения для общей и мелкой моторики

Кукле фартук дружно шили,                движения руки, имитирующие иголку и нитку

Куклу очень мы любили                        прижать руки к сердцу.

Долго нитку продевали                        имитация движения вдевания нитки в иголку

Узелок потом вязали                        имитация движения завязывания нитки

«БОТИНКИ»

Всюду, всюду мы вдвоем        (Средний   и   указательный   пальчики

Неразлучные идем.        «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,        (Дети загибают по одному пальчику,

По зеленым берегам,        начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.        (Укладывают ладони на стол.)

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

        Обувает валенки.

 А сыночек Вовка —

 Новые кроссовки.

Вот так, Вот так,

Новые кроссовки.

(Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.)

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)



_________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

ЗАПЛАТКА 

Н.Носов

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного   цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

-        Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился на гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

  • Ты будешь по заборам лазить, штаны, рвать, а я зашивать должна?

- Я больше не буду! Зашей, мама!

- Сам зашей.

— Так я же ведь не умею!

- Сумел порвать, сумей и зашить.

—Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

—        Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?

 А Бобка оправдывается:

  • Я просил маму зашить, а она не хочет.
  • Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.  

Бобке стало стыдно.

Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и: лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

—Чего ты колешься? Ах ты противная! —говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик так, чтобы не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче.

—Ну куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все заново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, приложил к штанам, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все было сделано, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

- Вот молодец! - говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

—        Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась!
             Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

_________________________Тема Одежда, обувь головные уборы. Художественная литература

Мини-конкурс «Модница»

Цель. Мини-конкурс дает детям понятие о том, как правильно и хорошо одеваться.

Дидактический материал – кукла, одетая в соответствии с содержанием стихотворения.

Ход игры.

 Педагог показывает детям куклу, которая одета» как модница Наташа, и предлагает послушать о ней стихотворение.

Модница

У нас Наташа модница,

Ей нелегко приходится!

У Наташи каблуки,

Как у взрослых, высоки,

Вот такой вышины,

Вот такой ужины!

                    Бедняжка! Вот страдалица —

                    Идет, чуть-чуть не валится.

Малыш с открытым ротиком

 Не разберет никак:

Ты клоун или тетенька?

 На голове — колпак!

                    Ей кажется — прохожие

                    С нее не сводят глаз,

                    А те вздыхают: Боже мой,

                     Откуда ты взялась?

 Колпак, пиджак коротенький

И мамино пальто.

Не девочка,  не тетенька,                                       

А непонятно кто!                                                   

                    Нет, в молодые годы

                    Не отставай от моды,                               

                  Но, следуя за модой»                                  

                      Себя не изуродуй.                                         

 Педагог вместе с детьми рассматривает и обсуждает внешний

вид куклы Наташи, задавая наводящие вопросы:                         

—  Что надела Наташа?                                                             

—  Какая обувь у нее на ногах?

—  Что у Наташи на голове?

—  Почему ей неудобно идти?

—  Почему ей не подходит эта одежда?

—  Как можно охарактеризовать внешний вид Наташи?

—  Нравится он вам? И прочее.

После короткого обсуждения педагог предлагает провести для девочек конкурс «Модница». В этом конкурсе каждой участнице — маленькой «моднице» — необходимо пройти перед группой и показать всем детям достоинства своего платьица, куртки, пальто и прочего. Походка девочек должна быть красивой, гордой. Остальные дети поддерживают участниц аплодисментами.

__________________________________Тема. Одежда, обувь , головные уборы осеннего сезона___________

Знакомство со значением «слов-действий» шить, вышивать, вязать.

Ход.

1. Организационный момент.

Педагог знакомит детей с Бабушкой-Забавушкой. Она приносит лукошко с  разными предметами: иголка в игольнице, игрушечная швейная машинка, спицы  (крючок), пяльцы, катушка ниток, моточки ниток «Мулине», клубок пряжи.  

Бабушка загадывает загадки:

Одноглазая старушка            или                Всех на свете обшивает

 Узоры вышивает. (Иголка)                        Что сошьёт - не надевает (иголка)

                                         Одна подружка    

                                         Пролезает другой в ушко (Иголка с ниткой)

2. Знакомство со значением слова «шить»

Педагог  показывает иголку с ниткой. Беседует с детьми о том, что такое иголка,  нитки, зачем нужны  иголка и нитки:

Иголка – заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити.

Нитка – тонко скрученная пряжа.

- С помощью иголки и ниток  можно что–нибудь сшить.

- Что значит  слово «шить». Шить – скреплять соединять  нитью края  выкроенной ткани.

Педагог демонстрирует действие – сшивает два кусочка ткани швом назад иглой.

Проговаривание действий:

  • Беру катушку с нитками. Отрываю нитку.
  • Вдеваю нитку в иголку.
  • Соединяю два кусочка ткани.
  • Прокалываю оба кусочка иголкой. Нитка тянется за иголкой. Снова прокалываю…
  • Рука не выпускает иголку.
  • Закрепляю нитку.

- Скрепила Я детали? (Да скрепила, соединила  – сшила).

- Что можно сшить? Педагог предлагает  посмотреть вокруг глазками и сказать, есть ли в группе,  в спальне  предметы, которые  сшили. ( одежду (на детях), одежда на куклах,  шторы,  пододеяльники, наволочки, простыни, полотенца, фартук (помощника), сумки, мягкие игрушки )

- Чтобы легче и быстрее  шить люди изобрели швейную машинку. В машинке обязательно есть иголка с ушком для вдевания нити. (Показ игрушечной машинки)

3. Динамическая пауза.  «Иголка с ниткой»  Педагог предлагает показать, как нитка тянется за иголкой. Дети встают друг за другом, берутся  руками за спину. Один ребёнок иголка, а остальные дети – нитка. Куда иголка туда и нитка.

!!! Можно  провести по подгруппам.

4. Знакомство с понятием «вязать»

«Бабушка –Забавушка» говорит,  что в её  лукошке есть  другие иголки. Без ушка.

Педагог демонстрирует спицу.

- Это спицы. Тонкий длинный, заострённый с двух сторон  стержень, игла для вязания.

- Что обозначает слово «Вязать» (Вязать – плести спицами, крючком  из вязальных ниток. )

- Для вязания нужны две спицы.

- Вязальные нитки более толстые, пушистые, мягкие. (Показ) Они смотаны в клубок. На что похож клубок? (на шарик)

Педагог демонстрирует действие – вяжет начатый заранее образец.

Комментирует действия:

  •  Подхватила ниточку, вытянула, сделала петлю,
  • Снова подхватила ниточку, вытянула, сделала петлю.
  • Петельку за петелькой – вот как я плету.

- Что можно вязать спицами? (кофту, свитер, шарф, варежки носочки, шапку, платье, майку, салфетки, сумку, панамку,  игрушки.)

5. Дидактическая игра «В магазине»

Задача: Помочь продавцам разложить  вещи: на одну полку вещи, которые связали, а на другую – которые сшили.  

Это кофта. Её связали спицами.

Это платье. Его сшили на машинке.

Это носки. Их связали спицами. И т.д.

  1. Знакомство со значением слова «Вышивать»

Педагог  обращает внимание на предметы, оставшиеся в лукошке.

- Это пяльцы, а это моточки ниток «Мулине»

- Эти предметы нужны, чтобы вышивать. Что обозначает  слово «вышивать?»

 Вышивать – изображать шитьём, украшать узорами с помощью цветных ниток.

Можно провести сравнение: Если  на  ткани нарисовать узор с помощью красок то при намокании краски смоются, растекутся, а узор, вышитый нитками – ни куда не денется, останется таким же.

Для вышивания нужны  пяльцы. Пяльцы рама круглой формы, для натягивания ткани.

А также нужны специальные нитки – не очень тонкие, но и не  толстые, не пушистые. Нитки для вышивания называются «Мулине»

Педагог демонстрирует действие и комментирует его:

  • Беру пяльцы. 
  • Натягиваю ткань.
  •  Вышиваю узор: вколола  иголку сверху вниз, вытянула под  тканью.
  •  Вколола иголку снизу вверх, вытянула над тканью.

Педагог предлагает рассмотреть изделия с вышивкой.

Какие изделия можно украсить с помощью вышивки? (блузки, кофты, пальто, юбки, брюки, перчатки, салфетки, скатерти, наволочки, носовые платки, полотенце, можно вышить картину и повесить её на стену. Она будет украшать дом. )

7. Динамическая игра на дифференциацию действий «Шить, вязать, вышивать»

     1. Вариант «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем»

     2 Вариант. Условия игры:

           1 – хлопок –  дети показывают, будто шьют на  ручной машинке

           2 хлопка – дети имитируют  вязание спицами.

3 хлопка – дети имитируют вышивание. Рука все время «отпускает» иголку и захватывает её то снизу, то сверху.

 8. Итог. – Что можно делать иголкой? (шить, вышивать)

           - Что можно делать спицами? (вязать)


        Словарь С.И. Ожегова:

Иголка – заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити.

Спица тонкий длинный, заострённый с двух сторон  стержень, игла для вязания.

Нитка – тонко скрученная пряжа: швейные, вязальные, вышивальные.

Катушка (ниток) – деревянный или картонный цилиндр, на который наматывается нитка

Клубок – смотанные шариком нитки,

Моток – ровно смотанные, намотанные на что-нибудь нитки

Пяльцы рама круглой формы, для натягивания ткани.

Шить – скреплять соединять  нитью края  выкроенной ткани.

Вязать – плести спицами, крючком  из вязальных ниток

Вышивать – изображать шитьём, украшать узорами с помощью цветных ниток.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по лексической теме "Головные уборы.Обувь"

Календарно-тематическое планирование по лексической теме "Головные уборы.Обувь" для старшей возрастной группы детского сада....

Календарно-тематическое планирование по лексической теме "Головные уборы.Обувь"

Календарно-тематическое планирование по лексической теме "Головные уборы.Обувь" для старшей возрастной группы детского сада....

Конспект интегрированного занятия по РЭМП и ознакомлению с окружающим и развитию речи по лексической теме «Головные уборы»

Конспект интегрированного занятия по РЭМП и ознакомлению с окружающим и развитию речи...

Конспект занятия по лексической теме"Головные уборы"

В любое время года,С очень давних пор,Защищает головуГоловной убор.Если солнце ярко светит, Без панамки не гуляй,  Если снег закружит, ветер,Ты ушанку надевай.  А к военной фо...

Викторина по лексической теме "Головные уборы"

В викторине закрепление пройденного материала по лексической теме "Головные уборы"....