ООД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» На тему «Будем знакомы! Кто я? Какой я?» Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Создание условий для самоанализа собственных качеств личности, поступков, умений, черт характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_budem_znakomy_stebletsova_n.n._mbdou_no_19.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19

ООД по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

На тему «Будем знакомы! Кто я? Какой я?»

Подготовительная группа

                                                                    Разработала: воспитатель

                                                                                     Стеблецова Н.Н.

г. Армавир, 2015

Цели:  Создание условий для самоанализа собственных качеств личности, поступков, умений, черт характера.

Задачи:

Образовательные:

– учить детей осознавать свое место в социуме;

– развивать умение анализировать свои индивидуальные качества;

Развивающие:

– развивать способность к толерантным взаимоотношениям;

– формировать у детей  интерес к собственной личности;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к людям;

- воспитывать культуру поведения и общения.

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Оборудование: слайд-шоу с иллюстрациями людей разных национальностей, карточки к упражнению «Неоконченное предложение», иллюстрации к сказке «Заяц-хваста», рассказ Е. Жарова «Кто самый лучший», ребус «7я», чистый лист формата А4 по количеству детей, простой карандаш, разноцветные стикеры.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Задачи:

- создать атмосферу эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.

 Разминка: Упражнение «Необычное приветствие».

У каждого народа обязательно принято при встрече приветствовать друг друга. Тем, как люди здороваются, они показывают свое дружелюбие, расположение. Хотя здороваются люди в разных странах по-разному.

( Подготовленные дети  показывают, как здороваются люди в разных странах.)

Японцы при встрече кланяются. В стране Тунисе принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» - таков смысл этого приветствия. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и при этом высовывают язык. Жители африканской страны  Тонго при встрече останавливаются, покачивают головой, топают ногами и пощелкивают пальцами.

(Поздоровайтесь как в Японии, в Тунисе, В Тибете, в Тонго.)

  1. Подготовка к освоению программного материала.

Задачи:

– способствовать формированию положительной самооценки.

        Упражнение «Неоконченные предложения»

Детям зачитываются  карточки с фразами:

«Я злюсь, когда...»,

«Я радуюсь, когда...»,

«Я печалюсь, когда...»

«Я не люблю, когда...».

(Дети придумывают к ним окончания и по очереди озвучивают законченные высказывания.)

  1. Ознакомление с новым материалом.

Задачи:

– учить детей осознавать свое место в социуме;

– воспитывать культуру поведения и общения.

- формировать у детей  интерес к собственной личности;

Вступительное слово воспитателя:

- Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

– Когда я задаю вопрос каждому из вас " Кто ты? ", то вы, прежде всего, говорите:

– Я – человек!

Сегодня мы с вами будем говорить, размышлять о человеке. Ещё древние люди говорили, что Человек – это самое простое  и самое сложное. Что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово Я? К концу занятия мы постараемся ответить на два главных вопроса:

- Кто Я?

- Какой Я?

Человек – клубок тайн. Мы постараемся сегодня распутать этот клубок, раскрыть  тайны человека. С каждой раскрытой тайной будем узнавать себя всё больше и больше.

  1. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Задачи:

- развивать способность к толерантным взаимоотношениям;

- воспитывать доброжелательное отношение к людям;

- обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Тайна 1. «Имя человека»

У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём  в мире имён.

– Откуда у человека имя? (его дают нам наши родители)

Люди, которые подарили нам жизнь, мама и папа, дарят нам в подарок имя. Это несколько слогов, которые стали для нас родными.  

В нашей группе 30 красивых имён. Скажите, как вас называют дома? (Ответы детей:  «Я люблю, чтоб меня называли….,)

Готовясь к сегодняшнему общению, вы много нового узнали о своём имени. Поделитесь с нами!

(Дети рассказывают об истории своего имени)

Игра с именами:

-Назовите цветы, в названии которых встречаются имена людей

Тайна 2: «Мы похожи — мы отличаемся»

Упражнение: «Мы похожи — мы отличаемся»

Воспитатель  приглашает двоих детей и обращает внимание группы  на явные различия в их внешности. Затем он предлагается постараться найти у них пять сходных качеств и пять различных. После этого пара сменяется другой и т.д.

В процессе обсуждения делается вывод: «Оказывается, я в чем-то похож на каждого из группы  и даже на воспитателя».

Упражнение: «Заяц – Хваста».

Дети вспоминают сюжет сказки про Зайца – Хвасту и тетку Ворону. В сказке заяц стоял на пеньке перед другими зайцами и хвастался: «Я самый умный! Я самый смелый! Я самый хитрый!». А тетка Ворона потрепала его за ушко и запретила хвастаться. А потом собаки поймали Ворону и начал ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. Так Ворона убедилась, что Заяц – не хвастун, а вправду молодец.

Воспитатель  предлагает детям побыть немного Зайцем – Хвастой. Нужно встать на стул – «пенек» - и громко сказать: «Я самый – самый …». Ребенок должен громко проговаривать свои положительные качества, а дети повторяют их: «Я смелый! – Ты смелый!».

После того как все дети побывают в роли «Зайцев», можно поговорить о том, что многие вовсе и не хвастались, а говорили правду о себе.

Тайна 3. «Много я»

Мы с вами уже говорили о том, что каждый человек уникален. Уникальность наша состоит ещё и в том, что нам приходится постоянно выполнять разные обязанности.

Жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей, были одновременно, меняли образ своего я.

-в садике я – воспитанник;

-в магазине я – покупатель;

-на дороге я – пешеход;

-в транспорте я – пассажир;

-в библиотеке я – читатель;

-в театре я – зритель;

-для друзей я – друг;

-в семье я – сын, дочь, внук, брат, сестра;

-в родной стране я – гражданин. Послушайте ещё стихотворение о тех ролях, которые мы играем ежедневно:

Я – ребёнок, сын и дочь,

Внуками мы быть не прочь.

Музыкант, художник, друг…

Оглянись ка ты вокруг.

Забияки, храбрецы,

И танцоры, и певцы.

Хохотушки и болтушки,

вредины и попрыгушки…

Много – много разных я –

Знаешь ты и знаю я.

Можно ли сказать, что для всех вас одна какая – то роль главная. Нет. Для каждого важно что-то одно. Мы должны сочетать эти роли, выполнять их все.

Физминутка:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

( На слово девочки – девочки поднимают руки, на слово мальчики – мальчики поднимают руки)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Руки в замке, ладошки то прижимаются, то рассоединяются)

1,2,3,4,5 начинай считать опять

(Пальцы поочередно прикасаются друг к другу)

1,2,3,4,5 мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхивают кистями)

Тайна 4. « Каждого можно назвать лучшим»

Чтение рассказа  «Кто самый лучший» (По рассказу Е. Жаровой)

Заспорили малыши – кто лучше всех? Совенок говорит:

-Я лучше всех! Бобер:

-Я!

-Нет, я! – проревел медвежонок, стараясь походить на своего папу.

-А вот и нет, косолапый! Я лучше всех! – сказал воробей. Тут в спор ввязались ежонок, зайчонок, бельчонок, вороненок, волчонок, лисенок… Лесная поляна наполнилась маленькими кричащими «якалками». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы мимо не проходил Гном Гномыч с бубенчиками на шляпе.

- Для начала давайте сядем в круг, – сказал он, – посмотрим, друг на друга и увидим, какие мы разные. У зайчонка – длинные уши и быстрые лапы. Он отличный бегун. Бобер – лучший пловец. И воде никто его не догонит. Бельчонок – самый лучший прыгун.

Каждый из вас может делать что-то, что не под силу другому, и этим помогает в лесной жизни!

Зверята посмотрели друг на друга, засмеялись. Взялись за лапки и начали прыгать, танцевать. Все были счастливы и довольны, что родились именно в этом лесу.

Объясните смысл слов «Каждого можно назвать лучшим».

Вывод. Все люди разные, с разными способностями

Тайна 5: « Тайна семьи»

Отгадайте ребус:  7я

- Как вы думаете, что такое семья?

Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребёнок. Здесь тебе дали святое имя.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное, даёт росток. На нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Наши предки издавна учили, что это семя не взойдёт без помощи старших и без воли Божией. Вот почему жених и невеста от родителей получали благословение, а от Бога – венчание.

Семья крепнет и превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки.

Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

У каждого в семье есть свои обязанности. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом – достаток и благополучие.

(Назовите друг другу свои обязанности в семье.)

Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, назовите контуры пальчиков именами родных, которые вас любят.

Расскажите, за что вас любят в семье.  А вы их?

(Высказывания детей).

Послушайте рассказ, какова главная мысль?

Было у матери семь дочерей.

Однажды ей нужно было уехать на месяц. Вернулась домой и слышит, как дочери говорят.

Первая дочь: «Я соскучилась».

Вторая дочь: «Я ждала».

Третья дочь: «Я плакала».

Четвёртая дочь: «Мне трудно без тебя».

Пятая дочь: «Ты мне снилась».

Шестая дочь: «Я встречала тебя».

Седьмая дочь ничего не сказала. Хотя ей надо было очень много. Она помогла маме снять обувь, поставила стул, налила чая.

-Как вы думаете, кто из дочерей больше доказал свою любовь к матери?

(Ответы детей).

Вывод: Очень важно своими поступками, а не только словами доказывать свою любовь.

  1. Подведение итогов.

Задачи:

 - вызвать у детей стремление к проявлению добрых чувств по отношению к окружающим людям.

-Что вы сегодня о себе узнали?

-Ребята, как вы думаете, почему в Библии есть такая фраза: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

Вывод: Если я люблю себя,  то и к другим я буду относиться также.

Рефлексия.

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали. А сейчас  прикрепите яркие  стикеры, лежащие на ваших столах, под тем изображением, которое соответствует вашему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физическому развитию. На тему: «Путешествие по тропинкам здоровья» для детей подготовительной группы.

Цель: Закреплять у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми по социально-коммуникативному развитию по теме "Детский сад - наша вторая семья" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности целью которой является совершенствовать представления детей о детском саде, как о второй семье...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект интегрированного занятия (интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи») тема: «Земля просит о помощи» для детей подготовительной группы

laquo;Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»Аннотация. Конспект НОД посвящен проблеме мусора, как одной из причин загрязнения нашей планеты, и направл...