Конспект ООД по развитию речи. Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кузнецова Наталия Валентиновна

 Материал может быть полезен воспитателям, родителям для развития детей 4-7лет. В конспекте используются речевые игры, физминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek._po_razvitiyu_rechi_osen.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект  ООД по развитию речи

в старшей группе «Осень»

Интеграция образовательных областей: « «Познавательное »; «Социально-коммукативное»; «Речевое»; «Физическое»

Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью».

 Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.

Задачи:

  • Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.
  • Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш» в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.
  • Обогащение словаря, активизировать их в речи детей, словообразование новых слов.
  • Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.
  • Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование:  листья разных деревьев;  картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада;   репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей;   фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра;

Предварительная работа: рассматривание листьев на прогулке, названия деревьев; рассматривание картин и иллюстраций по теме осень; чтение художественной литературы об осени.

Организация ООД

Дети находятся в групповой комнате.

 Организационный момент

Воспитатель входит с букетом листьев и напевает:

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся...

- Как вы думаете, о каком времени года я пела? (Об осени)

- Какие признаки осени вы знаете? (Дети перечисляют признаки)

- Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Введение в тему. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

- Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

Игра «Какой лист?»    

- лист клёна (какой лист?) - кленовый;

 -рябины - рябиновый;

 -ольхи - ольховый;

   -осины - осиновый;

-берёзы - берёзовый;

-дуба - дубовый;

 -липы - липовый.

- Жёлтый цвет - это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

- Значит, осень, можно назвать какой? (Золотой)

Детям показывается слайд «Золотая осень». Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

- А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.) 

Звучит фонограмма детской песенки об осени.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

- Какие листья по цвету, у меня в букете? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)

- Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

- Почему? Кто им помог? (Ветер) 

- Как называется это явление в природе? (Листопад)

- Выставляется картинка с изображением листопада.

- Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём?  (Лист, падать)

Игра «Почини слово»

- В этом вам помогут мои картинки-подсказки.

Вода + падать = водопад

(Выставляются картинки с водопадом,    снегопадом и т. д.)

Звезда + падать = звездопад     

Снег + падать = снегопад

Камень + падать  = камнепад

Дети придумайте свои слова, которые состоят из двух слов.

Варианты детей.

Игра «Подбери действие»

- Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает (двери)).

- Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети стоят и машут руками. (Ритм бубна умеренный)

Трясут кистями рук. (Ритм бубна учащается)

Дети семенят на месте и делают  движения руками. (Ритм замедляется)

Приседают.

- Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

- Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».

 

Артикуляционная гимнастика

«Грибок»

« Вкусное варенье»

Игра «Ты начни, а я закончу»

Ша-ша-ша - шла я, листьями шурша.

Ши-ши-ши  -  не спеши.

Шу-шу-шу – я спешу.

Шо-шо-шо – хорошо.

Я буду называть слово, а вы меняйте в нем первый звук на звук «ш»

Мышка – шишка

Мыло – шило

Чашка – шашка

Споры – шпоры

Жаль – шаль

Топот - шопот

Загадка:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это... (солнце).

- А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

- Правда, красивое слово?

- От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко?

-Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое...)

- А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

- Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. 

 Говорю на ушко,  трём детям, по одному слову:   «солнышко», «ласкает», «нас»

- Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)

- Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

- А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

- Какое предложение получилось у нас?

 (Дети «читают» предложение)

- Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

- И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра «Солнышко и тучки» 

Мы будем играть, и танцевать  пока звучит музыка. Когда музыка перестанет играть, все бежим под зонтик.

- Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Рефлексия.

 О чём говорили?

 Чем занимались?  

Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...