Методическик рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звукопроизношения у детей.
консультация по развитию речи на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Методические разработки по применению современных образовательных технологий в формировании звукопроизношения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению современных  образовательных технологи в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста (задание №3, для малой рабочей группы)

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Под звуковой культурой речи дошкольников понимается нормативное произношение звуков родного языка, правильное четкое произношение слов, соответствующее орфоэпическим нормам, а также богатство и уместность использования средств интонационной выразительности речи.

Работа над воспитанием

звуковой культуры речи детей

Развитие восприятия

Формирование навыков

звучащей речи

воссоздания звучащей ре-

чи

Развитие

Развитие

Воспитание

слухового

речевого слуха

четкой дик-

внимания и

и

ции,

слуховой па-

фонематиче-

правильного

мяти

ского воспри-

словопроиз-

ятия

ношения

Развитие

Развитие

Воспита-

способности

чистого

ние

различать

звуко-

интона-

высоту, силу,

произно-

ционной

тембр речи

шения

вырази-

тельности

речи

Направления работы по воспитанию

звуковой культуры речи дошкольников

Продолжительность неречевого и речевого выдохов детей

(данные А.И.Максакова)

3-й год

4-й год

5-й год

6-й год

7-й год

жизни

жизни

жизни

жизни

жизни

Неречевой

выдох

1,3 сек.

1,8

3,2

4,5

5,6

(подуй на снежинку)

Произношение

1,5

3,7

3,9

5,2

7,8

звука [а]

Произношение

1,7

4,5

5,1

6,0

10,0

звука [у]

Произношение

1,6

3,7

5,5

6,2

10,1

звука [и]

Методы и примы воспитания звуковой культуры речи детей

Направление работы

Средства, методы и приемы

Формирование слухового

звучащие игрушки (погремушки и т.п.);

сосредоточения

нахождение (определение) источника

звука

Развитие слуховой памяти

игры: «Солнышко и дождик», «Отгадай,

и различения ритма, тем-

что звучит», «Угадай, что делать?»,

па, силы звуков, их тем-

«Кто больше услышит?», «Угадай, кто

бра

позвал?»

Развитие восприятия тона

«Покажи маску»

речи

Различение звуковых обо-

«Покажи картинку» (мишка-мышка;

лочек слов

лук-люк и т.п.)

«Глухой телефон»;

«Эхо»

Подбор слова с заданным

«Подбери слово»;

звуком

«Кто больше назовет слов со звуком

[...]»

Определение места звука

«Где звук?»;

в слове

«Цепочка слов (звуковое домино)»

Развитие фонематическо-

звуковой анализ слов

го восприятия

Развитие речевого дыха-

детские духовые инструменты;

ния

сдувание ватных шариков;

—  «Пчелки летают» (игрушки на нитке);

надувание мыльных пузырей;

—  игры с плавающими игрушками и т.п.

Выработка чистого сло-

игры типа «Эхо», «Повтори за мной»;

вопроизношения и дикции

чистоговорки и скороговорки;

—  заучивание стихов и пересказы литера-

турных произведений

Воспитание интонацион-

песенки язычка (громко-тихо; толстым

ной выразительности

и тонким голосом; радостно-печально; с

разным ритмом, длинные и короткие);

—  «Спроси-ответь»;

—  произнесение фразы с различными ло-

гическими ударениями;

заучивание и пересказ;

игры-инсценировки и т.п.

Последовательность работы над звуками (А.И.Максаков)

Группа

Недели

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

II мл.

1

а

о

м,

т,

к,

й

с

з

ц

гр.

мь

ть

кь

2

у

э

п,

д,

г,

ф,

с, сь

з, зь

ц

пь

дь

гь

фь

3

и

ы

б,

н,

х,

в, вь

с, сь

з, зь

ц

бь

нь

хь

На 4-й неделе закрепляются пройденные в этом месяце звуки

Ср. гр.

1—4

с,

з,

ц

ш

ж

ч

щ

л, ль

р, рь

сь

зь

Ст. гр.

1—4

с–з

с–ц

ш–

ч–щ

с–ш

з–ж

ц–ч

сь–

л–р

сь–

ж

ш

ль–

зь

рь

Подг. гр.

1—4

с–ш

з–ж

с–з

ш–

с–

з–зь

л–

р–рь

л–р

ж

сь

ль

ль–

рь

Виды работы с детьми разного возраста по воспитанию

правильного звукопроизношения

Возраст

Виды работы с детьми

С года до

Игры и упражнения в произношении простых звукоподража-

2 лет

тельных слов: у, му, ав, ам, га-га, ко-ко, ту-ту, би-би, бай-бай

С 2 до 3

Игры и упражнения в произношении более сложных звуко-

лет

подражательных слов: иго-го-го, кис-кис, кудах-тах-тах,

хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, кря-кря, бл-бл-бл и т.п.

С 3 до 5

1. Артикуляционная гимнастика.

лет

2. Уточнение произношения изолированного звука.

3. Восприятие данного звука в словах (выделение).

4. Формирование правильного произношения звука в слогах

и словах.

5. Формирование правильного произношения звука во фра-

зовой речи.

С 5 до 7

1. Дифференциация произношения и восприятия изолирован-

лет

ных оппозиционных звуков. Уточнение их произношения.

2. Дифференцированное восприятие и произношение оппо-

зиционных звуков в слогах и словах.

3. Дифференцированное восприятие и произношение оппо-

зиционных звуков во фразовой речи.

Схема последовательности и содержания работы

над звукопроизношением детей

Цель этапа

Виды и методы работы

Подготовительный этап

Развитие слухового внима-

1.

Распознавание неречевых звуков.

ния, слуховой памяти, фоне-

2.

Различение высоты, силы и тембра

матического слуха

речи.

3.

Различение слов, близких по звуча-

нию.

4.

Различение слогов.

5.

Дифференциация фонем.

6.

Звуковой анализ слов

Развитие артикуляционного

1.

Артикуляционная гимнастика.

аппарата

2.

Развитие мелкой моторики рук

Формирование произносительных умений и навыков

Постановка звука

1.

Объяснение и показ артикуляции.

2.

Упражнение детей в правильном про-

изношении звука

Автоматизация произноше-

1.

Повторение слогов (прямых, обрат-

ния звука в слогах

ных, открытых, закрытых, со стечени-

ем согласных).

2.

Повторение и придумывание чистого-

ворок

Автоматизация произноше-

1.

Повторение слов за воспитателем.

ния звука в словах

2.

Называние слов (название предметов,

картинок, отгадок и т.п.).

3.

Упражнение детей в словообразовании

Автоматизация произноше-

1.

Повторение предложений за воспита-

ния звука в предложениях

телем.

2.

Составление предложений о предме-

тах, по картинкам и т.п.

3.

Заучивание стихов, скороговорок, по-

словиц, коротких рассказов

Дифференциация близких по

1.

Упражнение детей в дифференциро-

звучанию или артикуляции

ванном восприятии и произношении

звуков

оппозиционных звуков.

2.

Упражнение детей в дифференциро-

ванном произношении оппозицион-

ных звуков в слогах, словах и предло-

жениях

Алгоритм построения звукового занятия с детьми 4—5 лет

Цель работы

Возможные методические приемы

п/п

1.

Подготовить речевой

соответствующие артикуляционные

аппарат к произноше-

упражнения

нию определенного зву-

ка

2.

Познакомить с артику-

рассказ «о веселом язычке», его

ляцией звука;

«песенке», показ и объяснение пра-

вильной артикуляции;

показ наглядного «образа» звука;

Закрепить правильное

упражнения в произношении изоли-

произношение изолиро-

рованного звука (громко, тихо, в

ванного звука

разном ритме и темпе, с различной

интонацией);

игра «заводные игрушки»;

хоровые, подгрупповые и индиви-

дуальные повторения звука

3.

Закрепить правильное

отраженное повторение слогов (от-

произношение звука в

крытых, закрытых, со стечением со-

слогах

гласных);

—  повторение слогов с различной си-

лой голоса, со сменой ритма и тем-

па;

—  повторение и сочинение чистогово-

рок

4.

Закрепить правильное

игра «Волшебный кубик»;

произношение звука в

упражнение «Назови картинку»;

словах

игра «Эхо»;

загадки;

—  упражнения на развитие фонемати-

ческого восприятия звука

5.

Закрепить правильное

повторение или заучивание загадок,

произношение звука во

коротких стихотворений, скорого-

фразовой речи

ворок

Подбор упражнений для подготовки

артикуляционного аппарата к произношению звуков

(Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук1)

Название

с

з

ц

ш

ж

щ

ч

р

л

к-г

упражнения

упражнения

1

Улыбочка

+

+

+

+

+

+

+

2

Трубочка

+

+

+

+

+

+

+

3

Хоботок

+

+

+

4

Лопатка

+

+

+

+

+

5

Иголочка

+

Статические

6

Кошечка сердится

+

+

7

Желобок

+

+

+

+

+

8

Парус

9

Чашечка

+

+

+

+

10

Заборчик

+

+

11

Утиный клювик

+

+

12

Шторки

+

+

+

13

Лошадка

+

+

+

+

+

упражнения

14

Грибок

+

+

+

15

Маляр

+

+

+

+

+

16

Дятел

+

+

+

+

+

17

Утюжок

+

+

+

18

Прогони комара

+

Динамические

19

Покусывание кончика язычка

+

+

20

Качели

+

+

+

+

+

21

Катание шарика

+

+

+

22

Часики

+

23

Мясорубка

+

+

+

+

+

+

24

Прятки

+

+

+

+

25

Вкусное варенье

+

+

+

+

26

Зайка

+

+

+

+

27

Настроение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4—5 лет. М., 1999. С. 180.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы  по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Доклад на педагогическом совете в ДОУ: «Логоритмика, как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»

Способствовать  повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на  использование новых технологий в  своей практике....

Применение современных образовательных технологий при формировании у детей элементарных математических представлений

Основная цель этой статьи – изучить математическое описание и уточнение смысла всего того, что практикуется в работе с дошкольниками, разъяснение тех понятий, о которых у детей формируют соответ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению современных образовательных технологий в ДОУ

Данные методические рекомендации посвящены применению современных образовательных технологий в ДОУ и подготовлены в помощь воспитателям...

Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего  дошкольного возраста

Районная педагогическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ПРОСТРАНСТВО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ» СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...