Пальчиковые игры — это развитие!
консультация по развитию речи на тему

Тендентник Марина Николаевна

Консультация для воспитателей и родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_-_eto_razvitie.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

 

МАУДО г.Ялуторовска «Детский сад №9»

                                                                                                             Тендентник М.Н., воспитатель

г.Ялуторовск,

2017г.

Консультация для воспитателей и родителей «Пальчиковые игры — это развитие!»

«Рука – это вышедший 
наружу мозг человека» 
И.Кант

«Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев». 
В.А. Сухомлинский


Часто можно услышать от родителей упрёк в адрес педагогов: «Чем они занимаются? Как ни посмотришь – всё играют. Дети уже в старшей группе, а взрослые их всё пальчиками да ручками развлекают. Когда же будут учить писать и читать?»

Как же многие родители ошибаются! Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества – умного, доброго, а главное, здорового человека. И именно развитие мелкой моторики готовит детей к овладению письменными знаками.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Об этом было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока» и т.д.

Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализуют её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит, чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому игры по тренировке пальчиков начинают с детьми раннего возраста, с так называемой пальчиковой гимнастики, проводим ее по возможности на каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения-игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно.
Итак, в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы ставим следующие задачи:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;
- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;                                                                                                          
- установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
- повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

При выполнении пальчиковых игр имеет значение многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно показ заменяется только на словесные указания. Если ребенок действует неправильно, надо снова показать верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может сам выполнить упражнение, надо взять его руку в свою, и действовать вместе с ним.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно для этого использовать игрушки с пищалками.

В нашей работе мы широко использовали игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма, способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА:

Правило № 1. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.
Правило № 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
Правило № 3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
Правило № 4. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!
Правило № 5. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.


Как еще активизировать пальчики:  
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.                                                                                                
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Привожу примеры пальчиковой гимнастики, которые я использую в своей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Это только малая часть тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

                               «Апельсин»                                                   

Мы делили апельсин
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!

Левая рука в кулачке, правая её,  правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке;
встряхиваем обе кисти.

                               «Шарик»


Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -


Стал он тонкий и худой!
Летела сова,
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
И опять полетела.

Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить

Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут,

Соприкасаем ладошки друг с другом полностью
Смыкаем вместе пальчики

Машем руками

Кладём руки на голову

Снова машем руками

                                 «Гости»

К Кате гости прибежали, 
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, 
Здравствуй Жанна,
Рад Серёжа,
Рад Снежана.
Не хотите ль пирожок?

Может коржик

Иль рожок

Вот драже вам на дорожку
Вы берите понемножку
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

«Бежим» пальчиками по столу или по полу
Соединяем большой и указательные пальчики;      большой и средний
большой и безымянный
большой и мизинец

ладошки складываем вместе


показываем 2 открытые ладошки
2 кулачка ставим друг на дружку
пальчиком тычем в открытую ладошку
несколько раз сгибаем ладошки в кулачки
Стряхиваем пальчики.

Хлопаем.

                               «Мышка»                                                      

Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.


В дырочку она глядит,


На заборе кот сидит!

Делаем двумя ручками крадущиеся движения

Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками
Делаем пальчиками колечко
Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками

                                 «Два козленка»

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
А навстречу шёл другой, 
Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца 
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух! 
И с моста в водичку - плюх! 

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

                                 «Замок»

На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли

Пальцы сомкнуты в замок,

«Проворачиваем» ключик,

Крутим кулачками,

Стучим правым кулачком о левую ладошку

                                 «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я

Вот и вся моя семья!

Пальцы сомкнуты в кулак;

Поочередно разжимаем кулаки, начиная с большого.

Левую руку зажимаем кулак, правую накладываем на левую.

               

                          «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнём, мнём,


В баночку кладём и пробуем.

Ладошками рубим;

Кулачки трут друг друга;
Солим щепоткой;

Пальчики сжимаем и разжимаем;
Хлопаем по коленям.

                                 «Котенок»

Шёл один я по дорожке,
Шли со мной мои две ножки,
Вдруг на встречу три мышонка,
Ой, мы видели котенка!

У него четыре лапки,


На лапках - острые царапки,

Один, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро убегать! 

Показываем один пальчик,
Показывает два пальчика,
Показываем три пальчика,
Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову,
показываем четыре пальчика
царапаем ноготками поверхность того, что под рукой,
На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков,
Двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности.

Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук. А результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Тендентник М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»

Пальчиковые игры способствуют развитию доброжелательности, как между детьми, так и между ребенком и взрослым. Различные персонажи игр – пчелки, котята, поросята, зайчики привлекают детское внимание и ...

пальчиковые игры для развития мелкой моторики

игры для детей по развитию мелкой моторики руки ребенка со стихами, можно заниматься в любое время и везде, не требует специальной подготовки,стихи легко запоминаются....

Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп

Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»

Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...