Конспект нод для детей старшей группы по образовательной области "Речевое развитие". Тема "Весна".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Пономарева Любовь Валентиновна

Цель нод: расширить представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; активизировать словарь в соответствии с лексической темой "Весна"; совершенствовать умение самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки; совершенствовать фонематическоем восприятие, умение определять место звуков в словах; закреплять умение графически изображать звуки с помощью счетных палочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepreryvnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 137»

Непрерывная образовательная деятельность

в старшей группе по образовательной области

«Речевое развитие»

 тема «Весна»

Разработала и провела: Пономарева Л.В.

Примерная основная общеобразовательная программа

«От рождения до школы» Н.Е. Веракса.

Возрастная группа: старшая

Тема (в соответствии с комплексно – тематическим планированием): «Весна»

Тема НОД: «Весна»

Направление образования и развития (образовательная область): Речевое развитие.

Цель: 

- расширять представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе;

- активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Весна»;

- совершенствовать умение самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки;

- развивать умение подбирать существительные мужского, женского и среднего рода к прилагательным, ориентируясь на окончание;

-совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять место звука в словах;

- закреплять умение графически изображать звуки (буквы) с помощью счетных палочек.

Задачи:

-развивать способности детей по развитию речи и обучению грамоте;

-развивать общую и мелкую мускулатуру руки;

- способствовать развитию внимания, памяти, воображения, мышления и связной речи.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма организации детских видов деятельности: речевая ситуация, сюрпризный момент, моделирование, дидактические игры, прослушивание звуков весны, пальчиковая гимнастика.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка; кукла – Снегурочка; геометрические фигуры – модели; корзинка с цветами; аудиозапись с голосами птиц; предметные картинки (птицы); прищепки.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», наблюдения на прогулке, беседы о весне, дидактические игры: «Придумай сказку», «Составь предложение», «Гласный-согласный».

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Воспитатель: 

- Дети, скажите какое сейчас время года? (Весна).

В это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение?

Я очень рада, что у всех хорошее настроение, вот с таким настроением мы начинаем нашу деятельность.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: «Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец!» (Дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса).

Игра «Подбери слово».

Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Воспитатель бросает мяч, тот, кто поймает, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний (снег), весенняя (капель), весеннее солнце).

Слышится плач.

Воспитатель: 

- Ребята, слышите. Кто-то плачет. Пойду, посмотрю (приносит - куклу Снегурочку).

Воспитатель:

- Что случилось, Снегурочка, почему ты плачешь?

Снегурочка:

- Я заблудилась.

Воспитатель:

- Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе поможем. Смотри, какая красивая корзина (показывает корзину, украшенную цветами). Эта корзина не простая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.

Игра «Назови слово».

Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит к теме «Весна». Например: подснежник, капель, скворец…

Воспитатель: полную корзину с весенними цветами подарим Снегурочке.   (Дети садятся за столы).

Воспитатель:

- А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из этой сказки?

Пересказ сказки. Дети с помощью моделей на фланелеграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой.

Воспитатель:

- В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного. Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь, и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка?

Снегурочка:

Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!

Физминутка.

Звучит фогограмма звуков леса, пенья птиц.

Распускаются листочки (сложенные вместе ладони раскрыть в правую и левую стороны).

Появляются цветочки (присесть и медленно встать).

Головой кивают (кивок головой),

Солнышко встречают (поднять руки кверху, показать солнышко).

Воспитатель:

- Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько птиц, как они звонко поют и радуются приходу весны. Назовите птиц, которые оставались у нас зимовать, как они называются? (зимующие). Как называются птицы, которые улетели в теплые края? (перелетные). Ребята, помогите Снегурочке найти птиц, в названии которых есть звук «с».

Дети выбирают картинки с изображением птиц, в названии которых есть звук «с» и определяют его место в слове (скворец, ласточка, синица, снегирь, сорока…).

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Построим гнездо».

Дети берут бельевые прищепки, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их птицам.

Снегурочка предлагает поиграть в игру «Закончи предложение».

Зима холодная, а весна (теплая).

Зимой идет снег, а весной (дождь).

Зимой солнце низко, а весной (высоко).

Зимой земля покрыта снегом, а весной (зеленой, молодой травой).

Зимой дни короткие, а весной (длинные).

Зимой природа замирает, а весной (оживает).

Зимой деревья стоят без листьев, а весной (на деревьях появляются листочки).

Зимой реки и озера замерзают, а весной (оттаивают).

Зимой птиц мало, а весной (много).

Зимой заяц белый, а весной (серый).

Воспитатель:

- Ребята, мы знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (из слогов). Давайте покажем Снегурочке, как мы умеем делить слова на слоги.

Дети садятся за столы. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. У каждого ребенка на столе предметная картинка и счетные палочки. Ребенок должен самостоятельно разделить слово на слоги и положить столько палочек, сколько в этом слове слогов.

Снегурочка:

- Ребята, какие вы умные, как много знаете и умеете. Мне с вами было очень интересно, но пришла пора прощаться и возвращаться в сказку. (Снегурочка прощается и уходит).

Воспитатель (подводит итог нод).

Вы ребята, молодцы! Вы помогли Снегурочке не только найти ее сказку, но и научили ее делить слова на слоги. Дети, что вам больше всего запомнилось на занятии? Что показалось трудным? Кому вы расскажите о сегодняшнем занятии?

Список использованных источников

http://www.Doshcolniki.ru сайт «Дошкольник»

Вакуленко, Л. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников / Л. Вакуленко, Н. Верещагина. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 192 с.

Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи / О.С. Ушакова. М.: ТЦ Сфера, 2011. 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОНР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

КОНСПЕКТ НОДДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОНРОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Конспект нод для детей старшей группы интеграция образовательных областей. По теме: К нам пришла весна

Конспект занятия по рисованию с использованием заучивания стихотворения с использования мнемотехники в старшей группе...

Конспект НОД для детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию на тему "Конструирование "Наш космодром"

Конспект НОД для детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию  на тему "Конструирование "Наш космодром"...

Конспект НОД для детей старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием ИКТ «Такие разные зонтики».

Данный конспект предназначен для ознакомления с происхождением и устройством зонта. Его разновидностями и назначением, а также закрепить навык рисования в технике "пуантилизм"....

Конспект занятия для детей старшей группы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Образ «Я»

Программное содержание:1. Формировать стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.2. Формировать целостный позитивный  образ своего «Я»....

Конспект НОД для детей старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» «Перелетные птицы»

Конспект  для детей старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» «Перелетные птицы»...