Конспект ООД "Путешествие к Бабушке-Загадушке. Звуковая культура речи: звуки "Ш"и "С""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Яковлева Зоя Валериевна

Конспект по развитию речи для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s_i_sh.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

Конспект ООД

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Путешествие в гости к Бабушке-Загадушке.

Звуковая культура речи:

звуки «С» и «Ш»»

для детей старшей группы 5-6 лет

Воспитатель:

Яковлева Зоя Валериевна

Канаш - 2017

Тема: «Путешествие в гости к Бабушке-Загадушке. Звуковая культура речи: звуки «С» и «Ш»»

Программное содержание: Закреплять умение правильно и отчетливо произносить звуки «С» и «Ш» в слогах и словах. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Совершенствовать грамматический строй речи, отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать фонематический слух. Воспитывать умение слушать других.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры на дифференциацию звуков «С-Ш», разучивание физкультминутки «Поезд», инсценировка сказки-шумелки «Теремок» с музыкальными инструментами.

Материал: презентация «Путешествие к Бабушке-Загадушке», письмо говорящее, логопедическое упражнение «Игра на пианино», музыкальные инструменты, музыкальная подборка.

Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, ТРИЗ, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, сюрпризный момент, рефлексия.

ХОД ООД:

  1. ВОСПИТАТЕЛЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ ВХОДЯТ В ЗАЛ

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости. Давайте с гостями поздороваемся.

ДЕТИ: Здравствуйте!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, ребята! А теперь, давайте сядем на свои места.

  1. ЗВУЧИТ СПОКОЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

СЛАЙД №1

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, шла я сегодня на работу в детский сад и радовалась: ярко светило солнышко, весело пели птицы. Мне это время года очень нравится. Вы, не подскажите какое время года у нас сейчас?

ДЕТИ: - Весна.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно мои хорошие, на смену зиме пришла весна. Весело звенят капели, бегут ручьи. Все вокруг радуются весеннему солнышку. Какой сегодня чудесный день.  Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте встанем, сделаем глубокий вдох носом. Вдохните в себя всю свежесть, доброту и красоту этого дня. А теперь выдохните через ротик все обиды и огорчения. Молодцы, ребята, садитесь.

ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ №1

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, сегодня утром по дороге в детский садик я встретила почтальона, и он мне дал конверт с письмом. Вы ходите узнать, что написано в нем?

ДЕТИ: Да!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте, я его сейчас открою и посмотрю, что же в нем.

(открывается конверт, внутри которого музыкальная открытка)

  1. ЗВУК ВОЛШЕБСТВА

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ой, ребята, а это ведь не простое письмо, а волшебное, говорящее! Давайте внимательно послушаем.

СЛАЙД №2 (ЩЕЛЧКИ ДВА РАЗА)

  1. ЗВУЧИТ ГОЛОС БАБУШКИ-ЗАГАДУШКИ

ГОЛОС: Здравствуйте, детишки! Пишет вам Бабушка – Загадушка. Я очень много слышала про ваш детский сад и вашу группу. Говорят, что вы очень умные, сообразительные, внимательные, и знаете много звуков, которые красиво произносите. Я хочу это проверить и приглашаю Вас к себе в гости. Но путь этот будет нелегкий, потому что Вас на пути будут ждать разные испытания. Но я думаю, что вы справитесь. Ну, что Вы готовы? Тогда ДО ВСТРЕЧИ!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну что примем приглашение Бабушки – Загадушки?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Да!

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Звуки чётко произносим,

Ну и песенки поем.

- Ребята, давайте, перед тем, как отправиться в путь, вспомним и споем наши песенки звуков. Наши губки готовы?

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

СЛАЙД №3

Широко откроет рот,

Песню первую споет – А-А-А

СЛАЙД №4

Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – О-О-О 

СЛАЙД №5

Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой – У-У-У

СЛАЙД №6

Как шипит змея? – Ш-Ш-Ш

СЛАЙД №7

Как льется водичка? – С-С-С

СЛАЙД №8

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, ребята! Итак, мы готовы, в путь! Ой, ребята, а на чем же мы сможем поехать, ведь путь не близкий, а далекий, пешком не дойдем?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: …

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, на чем мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку Бабушки-Загадушки?

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: …

СЛАЙД №9

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, на поезде. Итак, мы отправляемся в наше путешествие к Бабушке-Загадушке! Давайте все вместе встанем друг за другом и зацепимся нашими ручками, и у нас получится самый настоящий поезд.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Мчится наш поезд,

Ветер свистит.

Дети: С-с-с-с-с-с

Из трубы паровоза

Поднимается дым.

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш

  1. ДВИГАЕМСЯ ПОД МУЗЫКУ ПО КРУГУ И В КОНЦЕ САДИМСЯ НА СТУЛЬЯ

СЛАЙД №10

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Итак, первая остановка. Мы с вами оказались на лесной полянке. Кто же здесь нас ждет, мы узнаем, если отгадаем загадку Бабушки-Загадушки?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса

Кто это? ... (ответы детей)

ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ №10

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, лиса! Послушайте меня внимательно, и назовите звук, который я больше всего выделяю в этом слове? (Звук [С]). Ребята, а лисичка хочет с вами поиграть в игру «Поймай звук». Если я произнесу слово, в котором слышится звук «Ш» вы топаете ногами, а если слышится звук «С» – хлопаете в ладоши. Будьте внимательны!

СЛАЙД №11

СЛОВА: СЛОН, ШАР, ШКАФ, НОС, СУП, САМОЛЕТ, МАШИНА, ШУБА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, справились, но, а нам пора дальше в путь, скажем до свидание нашему другу и отправимся дальше в наше путешествие! Ну что ж, поехали дальше! 

СЛАЙД №12

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Мчится наш поезд,

Ветер свистит.

Дети: С-с-с-с-с-с

Из трубы паровоза

Поднимается дым.

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш

5.        ДВИГАЕМСЯ ПОД МУЗЫКУ ПО КРУГУ И В КОНЦЕ САДИМСЯ НА СТУЛЬЯ

СЛАЙД №13

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Итак, следующая остановка «ЛЕСНОЕ БОЛОТО». Кто же здесь нас ждет? Давайте узнаем, отгадав загадку Бабушки-Загадушки?

Где же вы её найдёте?

Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

(ответы детей)

ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ №13

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, лягушка! Послушайте меня внимательно, и назовите звук, который я больше всего выделяю в этом слове? (Звук [Ш]).  И лягушка с нами очень хочет поиграть в игру «Смешные слова».

ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ №13 (ДВА РАЗА)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Слушай, говорит лягушка, и повторяй:

Шом, шорока, шад, шарай,

Но смеётся лягушка в ответ:

Да таких и шлов-то нет.

СЛАЙД №14 (ЩЕЛЧКИ ПО ОЧЕРЕДИ)

- Скажите, правильно ли я говорю, и исправьте мои ошибки:

санки – ШАНКИ,

посуда – ПОШУДА,

лиса – ЛИША,

автобус – АВТОБУШ,

песок - ПЕШОК.

СЛАЙД №15

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Есть еще игра другая. Лягушка-Квакушка для Вас припасла. Называется она «НЕОБЫЧНОЕ ЛОТО». На верхней части у нас есть карточка с картинками. На нижней части две картинки: на первой картинке нарисован кран с водичкой, на другой картинке – шипящая змея. Кран с водичкой будет у нас обозначать звук «С», шипящая змея звук «Ш». Нам нужно закрыть картинки на карточке. Картинки, в названии которых слышится звук «С» мы закроем картинкой крана с водичкой, а картинки, в названии которых слышится звук «Ш» – шипящей змеёй. Ребята, как Вы думаете, мы справимся с этим заданием? Конечно же да!

ЩЕЛЧКИ НА СЛАЙДЕ №15 ПО ОЧЕРЕДИ

(слова: лист, груша, часы, парашют, краски, носки)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, справились, но, а нам пора дальше в путь, скажем до свидание нашему другу и отправимся дальше в наше путешествие! Ну что ж, поехали дальше! 

СЛАЙД №16

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Мчится наш поезд,

Ветер свистит.

Дети: С-с-с-с-с-с

Из трубы паровоза

Поднимается дым.

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш

5.        ДВИГАЕМСЯ ПОД МУЗЫКУ ПО КРУГУ И В КОНЦЕ САДИМСЯ НА СТУЛЬЯ

СЛАЙД №17

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Итак, следующая остановка «ЦВЕТУЩИЙ ЛУГ». На лугу нас встречает кто? Слушайте загадку от Бабушки-Загадушки?

Серая крошка, боится кошки,

В норке живет, все туда несет.

(ответы детей)

ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ №17

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, МЫШЬ. Назовите последний звук в слове МЫШЬ. (Звук [Ш]).

СЛАЙД №18

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышка очень любить играть на пианино и петь песенки – шуршалочки. И Мышка очень хочет с нами спеть эти песенки. Споем вместе с мышкой? Давайте встанем, возьмемся за руки и сделаем круг. А теперь сядем на коленки. Наши коленки – это пианино. Мы будем играть на нем нашими пальчиками.

  1. ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ИГРАЕМ НА ПИАНИНО»

ШИ-ШИ-ШИ-ШИ

КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

ШО-ШО-ШО-ШО

МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО

ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ

ША-ША-ША-ША

БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, справились, но, а нам пора дальше в путь, скажем до свидание нашему другу и отправимся дальше в наше путешествие! Ну что ж, поехали дальше!

СЛАЙД №19

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Мчится наш поезд,

Ветер свистит.

Дети: С-с-с-с-с-с

Из трубы паровоза

Поднимается дым.

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш

5. ДВИГАЕМСЯ ПОД МУЗЫКУ ПО КРУГУ И В КОНЦЕ САДИМСЯ НА СТУЛЬЯ

СЛАЙД №20

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Итак, следующая остановка «ДОМИК БАБУШКИ-ЗАГАДУШКИ». Ой, кто же нас встречает?

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

(ответы детей)

ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ №20

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, правильно, это собака. Назовите первый звук в слове СОБАКА. (Звук [С]). Наша собачка хочет с вами поиграть в игру «А ну-ка повтори».

СЛАЙД №21 – ЩЕЛЧКИ ПО ОЧЕРЕДИ

Купили Маше сушки - ГРОМКО

Купили Маше сушки – ТИХО

Купили Маше сушки – УДИВЛЕННО

Купили Маше сушки – ГРУСТНО

Купили Маше сушки – МЕДЛЕННО

Купили Маше сушки – БЫСТРО

СЛАЙД №22

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, ребята. Ой, а кто это у нас там прячется за домиком?

Любит рыбку и сметану,

И поёт так сладко "мяу",

И мурлычет у окошка,

Кто же это дети?

(ответы детей)

ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ №22

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, правильно, это кошка. Назовите звук в середине слова КОШКА. (Звук [Ш]). Кошка тоже очень любит играть. Особенно в игру «Превращения». А вы любите превращения? Ну тогда делайте то, что скажет вам ХИТРАЯ КОШКА.

ПСИХОГИМНАСТИКА и ТРИЗ

СЛАЙД №23

ПРЕВРАТИТЕСЬ В ПРЕКРАСНУЮ ЛЕТЯЩУЮ ПТИЦУ;

СЛАЙД №24

ПРЕВРАТИТЕСЬ В ИСПУГАННОГО ЗАЙЦА, КОТОРЫЙ УВИДЕЛ ВОЛКА;

СЛАЙД №25

ПРЕВРАТИТЕСЬ В УСТАВШЕГО МУРАВЬЯ, КОТОРЫЙ ПРИТАЩИЛ БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ;

СЛАЙД №26

ПРЕВРАТИТЕСЬ В ЛАСКОВОЕ СОЛНЫШКО, СОГРЕВАЮЩЕЕ ВСЕХ НА ЗЕМЛЕ И УЛЫБНИТЕСЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, ребята! Вам понравилось? (ответы детей).

СЛАЙД №27

  1. ИЗ-ЗА ДОМИКА ПОЯВЛЯЕТСЯ БАБУШКА-ЗАГАДУШКА С КОРЗИНКОЙ СУШЕК

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ой, ребятки, а вот и Бабушка-Загадушка нас встречает!

БАБУШКА-ЗАГАДУШКА: – Здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы отлично справились со всеми моими загадками, я очень довольна. А вам понравились мои задания? А за вашу сообразительность и внимательность я угощаю вас сушками.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, давайте скажем спасибо. Бабушка-Загадушка, и мы тебе хотим сделать подарок за такое увлекательное путешествие. У нас есть волшебные музыкальные инструменты, и мы хотим тебе показать сказку-шумелку «Теремок».

СЛАЙД №28

  1. РАЗДАЧА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ТЕРЕМОК» 

(дети на месте, в руках музыкальные инструменты)

Тук-тук-тук, молоток – (МОЛОТОК)

Мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей,

Чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. (ШУРШУНЧИК)

Медведь в теремке с самоваром сидит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)

Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)

Мышку в дом впускает, (БАРАБАН)

Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Печеньем угощает. (ХРУСТ)

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками он застучал. (ТРЕЩОТКА)

Мышку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)

Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)

Зайца в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)

Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Печеньем угощает. (ХРУСТ)

Вот и Лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка погремушки несёт. (ПОГРЕМУШКИ)

Зайку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)

Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)

Лисичку в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)

Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Печеньем угощает. (ХРУСТ)

Серый Волчок к теремку подоспел,

В бубен весёлый Волк зазвенел. (БУБЕН)

Лису Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)

Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)

Волка в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)

Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Печеньем угощает. (ХРУСТ)

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый.

  1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР

БАБУШКА-ЗАГАДУШКА: Ой, спасибо, ребятушки!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте скажем до свиданье нашей Бабушке-Загадушке. Ну что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу. Чтоб обратно возвратиться, нам нужно произнести волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать.

Нам пора уж в детский сад,

Там игрушки ждут ребят.

Мы немножко покружимся,

И домой мы возвратимся.

СЛАЙД №29

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот мы и в садике. Ребята, у кого в гостях мы сегодня были?

СЛАЙД №30

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Какие звуки мы учили правильно и красиво произносить? Давайте вспомним: как шипит змея, как льется водичка?

Звуки Ш и С - друзья,

Ш - шипит, а С - свистит.

Не забудем никогда!

1. ВОСПИТАТЕЛЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ УХОДЯТ ИЗ ЗАЛА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи с детьми 4 - 5лет

Непосредственная образовательная деятельность с детьми 4 - 5 лет. Звуковая культура речи "Звук "Ж"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи с детьми 4 - 5лет

Непосредственная образовательная деятельность с детьми 4 - 5 лет. Звуковая культура речи "Звук "Ж"...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи....

Конспект Н.О.Д. по звуковой культуре речи.

Конспект Н.О.Д.  для раннего возраста, по звуковой культуре речи.Тема: "Зайку бросила хозяйка" ...

Конспект открытого занятия по формированию звуковой культуры речи

Конспект открытого занятия по формированию звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Веселая прогулка"...