Развитие активной речи младших дошкольников средствами русского фольклора
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Ранний возраст является  наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка. В два-три года у малыша заметно возрастает потребность в активном познании окружающего мира, что вынуждает его постоянно обращаться к помощи взрослых, стимулирует  речевую активность. Оттого, насколько активно мы, взрослые, помогаем малышу усваивать речевые нормы, во многом зависит  своевременное  освоение активной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc372 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного образования

Курсовой проект

Тема

 Развитие активной речи младших дошкольников средствами русского

фольклора

Выполнила:
Шибалова Валентина Ивановна

Слушатель курсов повышения квалификации воспитателей «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии его реализации»

С 23.03-03.04.2015г.

Научный руководитель:

Варламова М.В.

Кандидат педагогических наук, доцент

Кафедры дошкольного образования

Чебоксары-2015

Содержание.

                                                                                                 

1.Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3                                                                          

   Краткое изложение проекта

   Актуальность проблемы

   Анализ внешней ситуации

   Анализ внутренней ситуации

2.Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

    Проблема

    Цель и задачи проекта

    Ожидаемые результаты

    Этапы реализации проекта

    Описание проекта

3.Мониторинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

4.Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..31

5.Приложение . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Тип проекта: групповой

Сроки  проекта: долгосрочный

Начало проекта: октябрь 2014г

Окончание проекта: май 2015г

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

1.Введение

Краткое представление проекта

Ранний возраст является  наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка. В два-три года у малыша заметно возрастает потребность в активном познании окружающего мира, что вынуждает его постоянно обращаться к помощи взрослых, стимулирует  речевую активность. Оттого, насколько активно мы, взрослые, помогаем малышу усваивать речевые нормы, во многом зависит  своевременное  освоение активной речи.

В ходе диагностики, проведенной в начале учебного года, я сделала следующие выводы:

- у детей младшей группы очень низкий уровень звуковой культуры речи;

- низкий уровень развития грамматического строя речи и развития связной речи;

- формирование словаря находится на среднем уровне.

 Сложившаяся ситуации вызвана рядом причин:

*пассивное отношение родителей  к проблемам речевого развития именно в раннем возрасте, многие из родителей не замечают  отставания своего ребенка в  речевом развитии,  связывая это с индивидуальными  особенностями малыша.

*большая часть родителей  недостаточно  осведомлена  с возрастными показателями речевого развития детей трех лет.

*очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный  детям  игровой и дидактический материал.

Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств  речевого развития именно в раннем возрасте. Для этого я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой  и доступный для восприятия  детьми   материал.  Заметны  преимущества произведений  русского фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.  Произведения малого русского фольклора  можно  использовать     как в режимных моментах, на прогулке, так и в непосредственно образовательной деятельности. Поэтому для решения проблем речевого развития  разрабатывался и реализуется проект « Развитие активной речи младших дошкольников средствами русского фольклора» .

                                          Актуальность проблемы.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.  Пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

                                         

Анализ внешней ситуации.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.

 Учеными и исследователями уже давно доказано, что то, что упущено в раннем детстве, наверстать впоследствии очень трудно.  Это относится и к  развитию речи. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие  в  этом  периоде связано с повышением интереса ребенка  к окружающему миру, активной предметной деятельности.  Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения  с  взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания.  Формирование    активного словаря  важно  и для психического развития малыша, оно  свидетельствует о   переходе  на другую возрастную ступень – от младенчества к раннему возрасту. Педагогам дошкольных учреждений и родителям   важно   оказать ребенку  своевременную действенную помощь в овладении первоначальными навыками общения. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Знакомство детей с фольклором развивает у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, к народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

                        Анализ внутренней ситуации.                                

 Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является речевое развитие воспитанников, это требует от коллектива углубленной работы по речевому развитию  воспитанников. Начинать эту  работу   необходимо именно в раннем возрасте. Ежегодный   мониторинг речевого развития   воспитанников,  поступающих в нашу группу,     показывает   явное отставание от нормативных показателей   речевого развития, так например в 2014-2015 учебном году из 11 детей поступивших в  младшую группу  только 20 % детей при общении с взрослыми пользуются  предложениями. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 10 % детей.  Длительное время  работая с детьми раннего возраста, я  заметила, что дети положительно  и эмоционально реагируют  на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают  мне легче найти  контакт с малышами в период адаптации, определить  уровень речевого развития.   Устное народное творчество обладает большими   возможностями,  поэтому я  решила  использовать фольклор для развития речи детей. 

Так как   роль семьи  в  речевом развитии малышей очень велика, я   стала      активно привлекать  родителей к решению выявленных проблем. Анкетирование  родителей по данной теме  показало следующее:

  • большинство  родителей моих воспитанников отдают приоритет   интеллектуальному развитию – 50% родителей; художественно – эстетическое - 24%; физическое – 26% , и не считает нужным  знакомить   детей с произведениями русского народного   творчества, 
  • многие  из них не   знают  содержания     произведений данного цикла, использовали  произведения народного творчества только в период раннего  детства - 56% родителей, 17% - продолжают  использовать в настоящее время,  27% родителей не знакомили и не читают в настоящее время  ребенку   произведения устного народного творчества.

Таким образом,  я  выяснила, что работа по использованию фольклорных произведений  с детьми раннего возраста    в семье  организована недостаточно. В семьях все меньше и меньше знают  произведения устного народного творчества, родители   помнят лишь несколько   наиболее распространенных   потешек   "Сорока - белобока», «Ладушки»,    не используют развивающий потенциал   народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей  в  вопросах  речевого развития детей раннего возраста     через знакомство с произведениями русского народного творчества. Еще одна проблема, о которой, тоже необходимо сказать - это    недостаточная  обеспеченность педагогов групп раннего возраста  дошкольных  образовательных учреждений  комплексными методиками развития речи детей средствами  русского  фольклора.

Таким образом, выявлены слабые и сильные стороны.

Слабые стороны

Сильные стороны

-низкий уровень развития речи детей

-из-за сложных социальных условий,

в силу занятости родителей процесс

развития речи детей пускается на самотек

-не использование родителями

произведений народного творчества

-недостаток методических пособий

по русскому фольклору для детей младшего возраста

-не полностью сформирована фольклорная составляющая предметно-развивающей среды

-нет системы работы по использованию фольклора для развития речи детей

-интерес к русскому народному фольклору

-воспитательно-образовательный процесс проводится дифференцированно с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей

-есть интерес у педагогов к данной  проблеме

                        

В первые дни посещения детьми детского сада особую роль приобретает фольклор. В период адаптации в новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Именно это обстоятельство дало толчок для создания и реализации данного проекта.                                                                                                                        

2. Основная часть.

Проблема – выявление условий, способствующих более успешному развитию активной речи младших дошкольников средствами русского фольклора.

Цель проекта: создание оптимальных  условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

Задачи:

* Формировать представления о фольклоре;

*объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах   речевого развития посредством  активного использование произведений русского народного творчества через организацию совместных мероприятий в  семейных клубах;

*систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, интереса   к фольклорным произведениям;

*подобрать и составить   картотеку произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов;

*составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в  образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,   «Художественно -эстетическое развитие»

*. Использовать фольклорные произведения в повседневной жизни.

Движущие силы проекта: родители, дети, педагоги  ДОУ.

Сдерживающие силы проекта:   пассивность родителей, отсутствие музыкального руководителя. 

Варианты решения проблем:  аудиозапись русских народных мелодий, выпуск буклетов, видеофильмов для родителей.

Ожидаемые результаты:

Дети:

-проявление интереса к малым формам фольклора;

-знание и воспроизведение определенного количества малых фольклорных форм для данного возраста;

-использование элементов русского народного фольклора в разных видах деятельности;

-умение пользоваться речевыми умениями в общении со сверстниками и взрослыми;

-активизация самостоятельной речевой деятельности.

Родители:

-повышение педагогической компетентности  родителей по вопросам речевого развития  детей раннего возраста;

-активное участие в создании предметно-развивающей среды,  стимулирующую речевую и познавательную активность дошкольников;

-использование пальчиковых игр и малых фольклорных форм в общении с детьми;

-участие в подготовке материалов и атрибутов к играм.

Педагог:

-профессиональное становление и распространение педагогического опыта работы с детьми в данном направлении.

.

 Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап: октябрь 2014-ноябрь 2014гг

Изучение проблемы:

Диагностика речевого развития детей, поступивших в группу;

Анкетирование родителей по вопросам речевого развития;

Оборудование предметно-развивающей среды (подбор  иллюстраций к русским народным песенкам, потешкам, оформление библиотеки для родителей, пошив элементов русских народных костюмов)

  1. Организационный этап: ноябрь 2014г-декабрь 2014гг.

Разработка плана семейного клуба «Мамина школа»;

Определение основных направлений работы с детьми и родителями;

Корректировка рабочих программ воспитателей;

Консультации  для родителей о  важности своевременного речевого развития воспитанников.

Оформление памяток, выпуск буклетов  по теме «Особенности речевого развития детей ».

  1. Практический этап: декабрь 2014 –апрель 2015гг

Проведение совместных занятий детей и родителей в клубе «Мамина школа»;

Занятия – практикумы по овладению методами и приемами речевого развития воспитанников   с использованием элементов малого фольклора;

Просмотр видеофильмов, видеороликов из цикла  «  Учимся говорить»;

Творческий отчет для родителей в форме итогового  совместного развлекательного мероприятия

  1. Итоговый этап, отслеживание результатов.

Мониторинг (анкетирование родителей, диагностика речевого развития детей)

 

Мероприятия по реализации проекта.

  •  

Ожидаемый результат

Период реализации,                                                                ответственные

Объем финансирования

Анкетирование родителей «Как мы развиваем речь ребенка дома»

Выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребенка, как средства общения.

Определение наиболее интересных методов формирования речевой активности в домашних условиях.

Выяснить, насколько активно применяют родители малые фольклорные формы.

  • Октябрь 
  • воспитатель

Без финансирования

Подбор произведений русского фольклора для использования в совместной образовательной деятельности НОД, режимных моментах, прогулках и т.д.

Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста.

Октябрь

воспитатель

Без финансирования.

Анализ комплексно-тематического планирования

по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» с целью выявления возможности интеграции произведений малого русского фольклора в НОД.

Корректировка рабочих программ воспитателей, интеграция произведений фольклора в НОД.

  • Октябрь
  •  воспитатель

Без финансирования

Родительское собрание: « Как развивать речь ребенка в раннем возрасте»:

.

Составление памяток для родителей «Показатели развития речи ребенка »

Оформление буклетов «Речь и движение».

  • Декабрь
  • воспитатель 

Без финансирования

Диагностика речевого развития воспитанников

Подбор диагностических методик

  • Октябрь
  •  воспитатель

Без финансирования

Модернизация предметно-развивающей среды согласно ФГОС.

Подбор оборудования и материала согласно изучению лексической темы.

  • Октябрь – апрель
  • воспитатель
  • родители 

Спонсорская помощь родителей.

Занятия в семейном клубе «Мамина школа»

Знакомство родителей с произведениями русского фольклора с целью последующего использования в домашних условиях

  • Декабрь - апрель 
  • воспитатель

Без финансирования

Оформление передвижной библиотеки для родителей «Учите ребенка говорить»

Подбор книг, иллюстраций к произведениям малого фольклорного жанра

  • Январь
  •  воспитатель
  • родители
  • Спонсорская помощь родителей 
  •  

Оформление папки-раскладки для родителей «Развивая движения - развиваем речь»

Подгрупповые практические уроки по обучению родителей приемам работы

  • Февраль
  • воспитатель 

Без финансирования

Детско – родительское занятие «Пальчиковые игры». Цель: показать родителям взаимосвязь  движений и речи в развитии ребенка раннего  возраста,   познакомить с   подвижными  играми  для детей раннего возраста.

 

Разработка буклета для родителей « Рука развивает мозг». Пальчиковые игры по произведениям малого русского фольклора.

  • Март 
  • воспитатель

Без финансирования

Акция  «Подари ребенку книгу»

Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам.

  • Апрель
  • воспитатель
  • родители 

Без финансирования

Итоговое детско-родительское мероприятие  с элементами русского фольклора «В гости к бабушке Матрене»

Продемонстрировать родителям достижения и успехи детей в речевом развитии.

  • Май 
  • Воспитатель
  • родители

Без финансирования

Итоговый мониторинг:

 *диагностика  речевого развития воспитанников,

*диагностика умственного развития детей  (Стребелева)

*анкетирование родителей по проблеме 

Разработаны диагностические методики.

  • Май 
  • воспитатель

Без финансирования.

 

План работы с воспитанниками  по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей»

Тема

месяц

Фольклорный материал

 

Потешки

 Загадки,

речевые игры

Подвижные игры

Театр

Сентябрь

Части тела

Разучивание потешки «Водичка, водичка»

Цель: получать радость от чтения новой  потешки

Игра «Дарики, дарики, летели комарики»

Цель: Закреплять название частей  тела человека

«Здравствуйте ручки»

 

 Цель: закрепить названия частей тела

 

Октябрь

Семья

Разучивание потешки «Это вся моя семья»

Цель: закреплять знания детей о членах семьи

 

П/и «Каравай»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр «Курочка ряба»

Овощи, фрукты

Разучивание потешки «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Цель: учить получать радость от чтения новой  потешки

Загадки об овощах и фруктах

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Огуречик»

Цель: учить убегать по сигналу.

Настольный театр «Репка»

ноябрь

Осень

Повторение   потешки «Водичка, водичка»

Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию

 

Игра «У медведя во бору»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 Кукольный театр   «Теремок»

Одежда

Разучивание потешки «Вот они сапожки»

Цель: воспитывать положительное отношение к одеванию

Игра-имитация «Одевают детишки»

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Театр на рукавичках «Все спят»

Декабрь Домашние животные

Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

Цель: закрепить умение звукоподражания.

Загадки о домашних животных.

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра «Идет коза»

Цель: учить убегать по сигналу.

Кукольный спектакль «На бабушкином дворе»

Новогодний праздник

Разучивание потешки «Пальчик - мальчик»

Новогодние загадки,

новогодние

поделки.

Хоровод-игра «В лесу родилась елочка» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Январь

 Зима

Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки,

купим сыну валенки»

Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну

Загадки о зимних

 явлениях природы

Игра «Как на тоненький ледок»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр «Спи младенец мой усни»

Зимняя одежда

Разучивание потешки «Наша Маша маленька.»

Цель:  закрепление элементов зимней одежды

 

Музыкально-ритмическая игра  «Вот как мы умеем»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 Театр родители -детям   «Заюшкина избушка»

Февраль Мебель

Разучивание потешки «Пампушки»

Цель: развивать речевое внимание.

 

Игра: «Птички в гнездышках».

Цель: Учить действовать  по сигналу

Пальчиковый театр «Маша и медведь»

Дикие животные

Разучивание колыбельной «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Цель:  мотивация  детей к  активному подговариванию   фраз и предложений.

Загадки о диких животных

Цель: учить  узнавать  и называть животных по перечисленным особенностям

Игра «Гуси-гуси»

Цель: формировать предпосылки диалогической речи

Театр перчаток «Теремок»

Март

Мамочка моя

Разучивание потешки «Свинка Ненила»

Цель: воспитывать любовь к родным и близким, побуждать называть мена членов своей семьи.

 

Игра «Лиса и зайцы»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Настольный театр « Сказка о глупом мышонке» С.Маршак

Транспорт

Разучивание потешки  «Из-за леса из-за гор», «Сидит белка на тележке»

Цель: развитие мелкой моторики  

Картинки-загадки о транспорте.

Цель: определять  и находить картинку  транспортного средства   по названным признакам

Игра «Чики-чики-чикалочки»

Цель: доставить радость от знакомой игры

Театр игрушек «Спала кошка на крыше»

Л.Толстой.

Апрель

Весна

Разучивание потешки «Рябина»

Цель: активизация и расширение словаря детей

Загадки о весенней природе.

Игра  «Через ручеек»

Цель: выполнение действий в соответствии с указанием взрослого.

Театр на магнитах «Девочка-ревушка»

А.Барто.

Обувь

Разучивание потешки «Сапожок»

Цель: закрепление    в речи названия предметов одежды

Картинки-загадки о предметах одежды

Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

Цель: развитие речевого внимания

Кукольный театр «Топотушки»

З. Александрова

Май

Посуда

Разучивание потешки: «Курочка-рябушечка»

Цель: формирование навыков диалогической речи

Загадки о посуде.

Цель: учить понимать образный язык загадок

Игра: «Вышла курочка гулять»

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Пальчиковый театр «Маша обедает»

Т.Капутекян

 

 

 

 

 

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

Раздел программы

             Виды деятельности

 

Игровая деятельность

 

1.Дидактические игры:

  • «Наши игрушки»
  • «Игры  с водичкой»
  • «Кукла Маша одевается»
  • «Угощаем куклу кашей»
  • «Кто где?»
  • «Найди маму»
  • « Домашние животные» 
  • «Большой – маленький»
  • «На бабушкином дворе»

2.Сюжетно – ролевые игры:

  • «Кисонька, где ты  была?»
  • «Мама и дочка»
  • «Готовим обед для собачки»
  • «Котик хочет кушать»
  • «Постройка забора  для лошадки»
  • «Полечим собачке лапу»
  • «Завяжем котику бантик»
  • «На паровозе покатаем зверей»
  • «Угощение для собачки»

3.Подвижные игры:

  • «Пес Барбос»
  • «Кот и мыши»
  • «Лошадки»
  • «Курочка хохлатка»
  • «Птички в гнездышках»
  • «Найди кота»
  • «Догони собачку»
  • «Зайка беленький сидит»
  • «Зайцы и лисичка»
  • Игра «Заинька походи»

 

Непосредственно – образовательная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Познавательное развитие».  

  • «Домашние животные»
  • « Кукла Маша»
  • «Кто в лесу живёт?
  • «Курица с цыплятами»
  • «Как зовут лошадку?»
  • «Зимняя сказка»
  • «Дикие звери живут в лесу»

 Образовательная область «Речевое развитие».  

  • Комплексное занятие. Чтение стихотворения А.Барто «Лошадка». Рисование пальчиком.   
  • Чтение потешки «Как по снегу, по метели, трое саночек летели».
  • Инсценировка сказки «Козлята и волк».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Рисование.

  • «Петушок, петушок, золотой гребешок»
  • «Солнышко лучистое»
  • «Кто в лесу живет?»
  •  Лепка.
  • «Шла собачка через мост»
  • «Оладушки для бабушки»
  • «Качи-качи-калачи»
  • «Приглашаем мишку, лисичку, зайку в гости»

  Конструктивно -модельная деятельность.

  • «Домик для собачки Жучки»
  • «Домик для животных»
  • «Горка»
  • «Башенка и лисичка»

 

Театрализованная деятельность

 

 

Настольный,   пальчиковый, кукольный и другие виды театров.

Инсценировка русских народных сказок:

  • «Репка»
  • «Колобок»,

Театрализованное представление сказок:

  • «Колобок»
  • «Заюшкина избушка»
  • «Курочка ряба»

Показ театрализованных кукольных представлений родителями для детей.

 

Художественная литература

 

Чтение  потешек:

  • «Тили – бом»
  • «Пошел котик на торжок»
  • «Киска»

     В.Берестова «Котенок»

          «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

  • «Лошадка»
  • «Кто как кричит?»
  • «Бычок»
  • «Мишка»
  • «Зайка»

Чтение р.н.сказки: 

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»,
  • «Репка»
  • «Волк и козлята»

 

Описание проекта

В результате  реализации проекта « Роль русского фольклора в развитии активной речи детей младших дошкольников» были  откорректированы рабочие программы воспитателей в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно –эстетическое развитие».  Составление каталога  произведений русского народного  фольклора для использования в повседневной жизни поможет родителям и педагогам дошкольного учреждения активно применять его в процессе ежедневного общения с ребенком. Занятия в семейном клубе «Мамина школа» в 2014-2015 учебном году будут направлены на решение проблем речевого развития детей, через знакомство с малыми фольклорными формами.   Занятия-практикумы для родителей, совместные  мероприятия детей и родителей расширят практические  умения семьи по овладению методами и приемами   развития всех компонентов устной речи, активизации словаря на основе расширения ориентировки детей в окружающем мире.

Консультации   позволят  родителям  своевременно выявлять и корректировать проблемы.

  В период раннего детства фольклор приобретает особую значимость, помогает   найти контакт с малышами. Свою работу я строю на   принципах
тщательного    отбора  художественных текстов  для детей и интеграции фольклорных произведений  в  различные   виды  детской деятельности.

Работу по реализации задач образовательной области «Речевое развитие»  я ежегодно  начинаю с диагностики развития речи своих воспитанников.  Диагностика составлена на основе критериев речевого развития по программе Е.И.Вераксы «От рождения до школы». Первичную диагностику    провожу  в октябре-ноябре, в зависимости от того, когда заканчивается адаптационный период у малыша,   в конце учебного  года провожу  итоговую  диагностику.   Для  создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала  в группе  «Книжный дом»   в русском стиле, с музыкальным звоном колокольчиков, при каждом открывании дверцы дома, малыш слышит  звук колокольчиков.   В  книжном  доме  разместила  самые разнообразные книжки :   книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки.  Здесь же расставила  фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Своеобразие оформления, яркость и необычность   сразу  же  привлекли внимание детей. Они с радостью и желанием идут в «Книжный дом», рассматривают книги, вспоминают  слова и фразы из произведений устного народного творчества.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как  общение с малышами. Занятия строю на активном  соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваюсь, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

В самом начале учебного года   большинство  из детей  слабо владеет навыками речевой деятельности. На первых порах даже  простые слова  подтверждение или отрицания   являются    достижениями  малыша  и   свидетельствуют об  интересе детей  к играм с песенками и потешками.    Для развития внимания звукам  речи стала учить детей совместно   договаривать и подговаривать слова, выделять голосом некоторые слова в тексте.  

 Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Специфика  раннего возраста  требует особой подготовки к  проведению непосредственной образовательной деятельности, поэтому  потешки,  песенки  я всегда  сопровождаю   рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, широко использую прием присутствия игрового персонажа,    проигрываю  перед детьми разнообразные   действия: животные разговаривают, поют, пляшут, играют и т. д..

     В раннем возрасте очень важно   активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса малышей. Опыт   работы свидетельствует о том, что   произведения устного народного творчества    содействуют  увеличению  запаса слов ребенка, так как  привлекают  его  внимание    к предметам, животным, людям.   Отметив,  что наибольший интерес у ребят вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, описываются их повадки,   к ним очень легко подобрать движения,   стала  активно применять это  в работе.  Речь дети сопровождают движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

Особенно увлекательны для малышей  потешки, песенки, пальчиковые игры, в которые можно было без труда вставить  имя ребенка, не изменяя его содержания. («Кто у нас хороший?»,  «Наша деточка в дому» и другие). Заучивание стихотворных текстов   с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок легче и быстрее запоминает, у него  развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.  Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение:

Киска, киска, киска брысь'

На дорожку не садись.
Наша девочка пойдет,

Через киску упадет .

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей,   учу     их на материале детского фольклора  разнообразным выразительным движениям.  Например, дети показывают, какой  неуклюжий    медведь,  какая хитрая лисичка,  как топает бычок, скачет лошадка, осторожно ходит котик  и т.д. Довольно часто  в организованной образовательной деятельности,  при инсценировке   произведений фольклора,   раздаю  детям  разные  предметы: палочки, камешки, ложки,   платочки, музыкальные игрушки и т.д. Если текст позволяет,   делим детей на две   подгруппы,   когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот. Часто как музыкальный  инструмент  предлагаю  деревянные ложки. Например, одни дети показывают, как скачут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. Для этого надо одну ложку положить на ладонь, и щечкой о щечку ударять. Получается глухой звук, который может быть то громче, если лошадка близко, то тише, если лошадка ускакала далеко. Еще учу детей, проговаривая потешку, ритмично и в такт стучать ложками:  

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад.

Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ли 

 Всем нам нравятся они.

(Детям нравятся игры с ложками, а для нас  это еще одна возможность  развития у малышей чувство ритма.)   Произведения народного фольклора  могут оказать значительную помощь воспитателям раннего возраста и  в  развитии артикуляционного и голосового аппарата. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики  я отобрала   народные игры:  «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка»,   «Этот пальчик в лес ходил» и др. Эти произведения  способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Активно применяю  еще один вид фольклора – заклички. Именно заклички стимулируют ребенка  использовать голосовой аппарат с разной силой:  «Скажи, громко, чтобы солнце тебя услышало!». 

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

Основы своевременного развития  связной речи,  закладываются  в раннем детстве, фундаментом ее  является диалог.   Заучивание и обыгрывание    фольклорного текста помогает нашим  детям освоить вопросительную интонацию. Например: Кисонька – Мурысонка, где была? Эти упражнения с тексом    развивают интонацию, выразительность детской речи.    Произведения русского фольклора  систематически использую   и в продуктивных видах детской деятельности:  занятии лепка - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», на рисовании «Дорожка» - обыгрываем потешкой «По дорожке Ваня шел» и т. Д Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Основополагающим  фактором  полноценного речевого развития малышей является  использование  дидактических пособий. Я подобрала и подготовила для работы как плоскостные, так и обычные пособия: картонные ширмы с плоскостным изображением; ширмы с элементами панорамы; тисненные картонные картинки.) ,плоскостные фигурки людей и животных (со статистическими и подвижными частями); разные виды театров. Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, хорошо знают,  что проведение некоторых режимных моментов вызывает отрицательные эмоции у детей, избежать этого мне тоже   помогают   малые фольклорные произведения.  Я составила  картотеку  произведений русского фольклора к режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание, дневной сон.  Многие  из этих  произведений хорошо знакомы педагогам дошкольных учреждений.  Например,   малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются.  Для того чтобы они  овладели    необходимыми  навыками     одевания,    читаю   потешку «Вот они - сапожки». Процесс умывания детей сопровождаю   потешкой «Чистая водичка моет Саше личико». Фольклорные произведения сопровождают  наших  малышей в течение всего дня.  Детей, у которых плохой аппетит    настраиваю  на прием пищи не уговорами  и строгостью, а приговаривая: «Умница, Машенька, ешь кашку сладеньку, вкусную душистую»  

В первые месяцы  посещения   детского сада дети  часто отказываются ложиться спать, сон у них недлительный и беспокойный,  этим детям  я     напеваю  русские колыбельные, они снимают напряжение малыша, улучшают эмоциональное состояние.   

.   Свою  работу с семьей  я провожу   в  клубе «Мамина школа»,  основная цель, которую я   определила  для себя это: повышение педагогических знаний  родителей  по вопросам  развития  и воспитания детей раннего возраста.

         . Включение родителей в совместную деятельность  расширяет их  знания 

             о  воспитании  и развитии  ребенка.   Об эффективности проводимых

             мероприятий  я могу судить  по степени участия  родителей в  жизни

             группы и дошкольного  учреждения.

Мониторинг.

Анкета для родителей. Октябрь 2014г.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?

Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют   произведения русского фольклора  в жизни ребенка?

7.  Что для вас важнее интеллектуальное, художественное или физическое развитие малыш

В результате анкетирования выяснилось: 

  • большинство современных родителей ориентированы на интеллектуальное развитие – 50% родителей, художественно – эстетическое - 24%, физическое – 26% , и не считает нужным  знакомить   детей с произведениями русского народного   творчества, 
  • многие  из них не   знают  содержания     произведений данного цикла, использовали  произведения народного творчества только в период раннего  детства - 56% родителей, 17% - продолжают  использовать в настоящее время,  27% родителей не знакомили и не читают в настоящее время  ребенку   произведения устного народного творчества

.

   Диагностика развития речи детей первой младшей группы 

Образовательная область «Речевое развитие»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Уровень сформированности словаря:

А) Дидактическая игра «Назови предметы и обобщающее слово»

Материал: по 4-5 картинок для каждой группы – одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, игрушки, животные.

Задание:

- Воспитатель заранее раскладывает картинки по группам.

- Назови, какие предметы здесь лежат (отдельно на каждую группу) и назови, что это одним словом.

Б) Дидактическая игра «Назови детеныша» - выявление умения звукоподражания и названий детенышей домашних животных.

Задание:

- я буду называть домашнего животного маму, а ты ее малыша-детеныша.

- Я – корова, а ты мой… (теленок). Один теленок, а если их много… (телята). Как они мычат? (му-му-му). Обращать внимание на интонацию.

- Я – кошка, а ты мой… (котенок). А если много - … (котята). Как пою ткотята?

- Я – утка, а ты мой… (утенок). А если много -… (утята). Как поют утята?     А мама-утка? и др.

В) Дидактическая игра «Кто больше увидит и назовёт»

Материал: кукла в нарядном платье с ярко выраженными деталями.

Задание:

- У нас в гостях кукла Оля. Она любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки (детали платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы; цвет одежды) Воспитатель может показывать отдельные детали: «А что это на платье?», но не называть.

Г) Дидактическая игра «Найди похожее».

Материал: предметные картинки сходных по назначению предметов (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто).

Задание:

На столе картинки разложены в двух местах.

Воспитатель предлагает ребенку взять рассмотреть одну картинку и с другой стороны взять похожую, спросить, что с ними можно делать (на стуле-табурете сидеть, шубу-пальто надевать, с тарелки-блюдца кушать).

Д) Дидактическое упражнение «Определи на ощупь».

Материал: гладкая бумага-картон, кусочек меха, шероховатая поверхность ткани или бумаги.

Задание:

Потрогай на ощупь и скажи, какая бумага (мех, ткань)? (гладкая, пушистая, шероховатая).

Критерии оценки:

4 балла – у ребенка имеется достаточно активный словарный запас о ближайшем окружении, знает название отдельных предметов и обобщающих понятий, умеет различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, местоположение предметов; ребенок умеет достаточно хорошо находить сходные по назначению предметы. Речь спокойная, уверенная.

3 балла – у ребенка имеется достаточно активный словарный запас  о ближайшем окружении, знает название отдельных предметов и обобщающих понятий, умеет различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, местоположение предметов с небольшой помощью взрослого; затруднение вызывает нахождение сходных по назначению предметов предметы. Речь спокойная, но не очень уверенная.

2 балла – ребенок отвечает на большинство вопросов взрослого, некоторые  вызывают затруднения, обязательно дополнительное разъяснение воспитателя.

1 балл – ребенок выполняет предложенные действия, но почти совсем не может ответить на вопросы или говорит наугад.

2. Уровень сформированности звуковой культуры речи:

А) Дидактическое упражнение «Назови как можно больше предметов»

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать, как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы ребенок правильно и чётко произносил звуки в словах, не повторялся. Когда ребенок не сможет больше ничего назвать сам, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д. Необходимо назвать до 10 слов.

Б) Дидактическое упражнение «Эхо»

Задание:

- Воспитатель громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Например, воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. (звуки – у, и, о, э, в сочетании с согласными – па, би, от, ду, ко, га, фи, ав, то, си, за, цэ).

В) Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит»

Материал: бумага, вода и пустой стакан, колокольчик, ширма.

Задание:

Воспитатель за ширмой  издает звуки (мнет, шелестит бумагой, рвет ее; наливает воду в стакан; звенит колокольчиком), Ребенок должен угадать издаваемый предмет.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок достаточно внятно произносит гласные и согласные звуки; темп речи правильный, умеет видеть и четко произносить название знакомых окружающих его предметов; достаточно хорошо развито слуховое восприятие.

3 балла – ребенок достаточно внятно произносит гласные и согласные звуки; темп речи правильный, умеет видеть и четко произносить название знакомых окружающих его предметов с небольшой помощью воспитателя; достаточно хорошо развито слуховое восприятие.

2 балла – ребенок не все звуки произносит внятно и четко; находит и называет в окружающей обстановке лишь 2-3 предмета, пассивен, малоактивен, ошибается в определении звукового эффекта (1 раз).

1 балл – у ребенка невнятная речь, не пытается повторять за воспитателем звуки, нет желания найти и назвать окружающие предметы и услышать звуки.

3. Уровень сформированности грамматического строя речи:

А) Дидактическое упражнение «Один – много»

Задание:

- Я буду называть один предмет, а ты – много. Например, один стол – много… (столов).

- Одна ленточка – много… (ленточек). Одна матрешка – много … (матрешек). Одна книга – много… (книг). Одна груша – много… (груш). Одна слива – много…(слив).

Б) Дидактическая игра «Прятки»

Материал: мелкие игрушки, расставленные заранее (цыпленок в коробке, мячик на полу, машина под столом, за дверью мишка, около воспитателя пирамидка).

Задание:

- Воспитатель говорит ребенку, что игрушки в нашей группе решили поиграть в прятки и спрятались. Ты их поможешь найти?

- Кто-то спрятался в коробке. Найди. Где спрятался цыпленок?

- Что-то лежит на полу. Что это? Где мячик лежал?

- Ой, под столом кто-то гудит. Посмотри, что это? Где стояла машина?

- За дверью в спальную кто-то спрятался. Давай посмотрим. Где спрятался мишка?

- Посмотри, здесь есть еще игрушка – это пирамидка. Где она спряталась? Молодец, все игрушки нашел, давай мы их уберем, а потом с ними поиграем.

В) Дидактическая игра на словообразование «Добавь слово»

Задание:

- Я буду называть большой предмет. А ты маленький, например: стол – столик.

- Дом - … (домик). Шар - … (шарик). Комар - … (комарик). Мяч - … (мячик).

Г) Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Задание:

Воспитатель говорит ребенку предложение и просит продолжить его.

- Мы пойдем в зоопарк и … что там сделаем? (увидим слона, тигра…)

- У медвежонка сегодня день рождения и …что ему подарят?

-  В детском саду ты любишь играть и… еще что делать?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок достаточно грамотно согласовывает слова в своей речи в роде, числе и падеже; умеет употреблять существительные с предлогами и в форме единственного и множественного числа, обозначающих домашних животных и их детенышей, в форме множественного числа существительных в родительном падеже. Проявляет элементы словотворчества и дополняет простые предложения однородными членами и дополнениями.

3 балла – ребенок достаточно грамотно согласовывает слова в своей речи   в роде, числе и падеже; умеет употреблять существительные с предлогами и в форме единственного и множественного числа, обозначающих домашних животных и их детенышей, в форме множественного числа существительных в родительном падеже. Проявляет элементы словотворчества и дополняет простые предложения однородными членами и дополнениями, но                                  с дополнительной помощью взрослого.

2 балла – ребенок достаточно активен во время выполнения заданий, но речь не во всех случаях является ведущим средством общения, часто использует вместо слов мимику и пантомимику, не всегда может правильно подобрать слова.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий, речь пассивна и бедна.

4. Уровень сформированности связной речи:

Дидактическое задание «Описание игрушки».

Задание:

- воспитатель предлагает ребенку игрушку на выбор и предлагает рассказать с его помощью (воспитатель задает вопросы, а ребенок отвечает) о том, какая игрушка по цвету, форме, величине, назвать ее детали, из чего сделана и как                 с нею можно играть, то есть составить совместный небольшой описательный рассказ.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок хорошо вступает в диалог, поддерживает его, ярко проявляет потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослым, отвечает на вопросы, используя ранее полученные знания, имеет представление о том, что все увиденное и интересное можно рассказать другому.

3 балла – ребенок поддерживает диалог, но инициативу проявляет редко, испытывает потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми, отвечает на некоторые вопросы, поддерживает непродолжительную беседу со взрослым.

2 балла – диалогическое общение вызывает затруднения, не инициативен в диалогическом общении.

1 балл – не всегда откликается на инициированное взрослым диалогическое общение, не выявляет желания вступать в него или очень редко.

 Таблица. Уровень развития речи детей. Октябрь 2014г.

имя

Уровень сформированности словаря

Уровень сформированности

ЗКР

Уровень сформированности

грамматического

строя речи

Уровень сформированности

связной речи

1

Соня

2

2

2

2

2

Катя

3

2

2

2

3

Никита

2

2

2

2

4

Анжела

1

1

1

1

5

Аня

3

2

3

3

6

Вика

3

2

3

3

7

Женя

2

1

2

1

8

Слава

3

1

1

1

9

Ярик

3

1

2

1

10

Ксюша

2

1

2

2

11

Рабиа

3

2

3

3

итого

27

17

23

21

- у детей младшей группы очень низкий уровень звуковой культуры речи;

- низкий уровень развития грамматического строя речи и развития связной речи;

- формирование словаря находится на среднем уровне.

Литература

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 2014. 

2.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.          Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – ВЛАДОС, 2002. 

3.Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. 

4.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1991

5.Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль,1996 

6.Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».

7.Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993,

8.Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.

Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-

Синтез 2000г

9. И. Бодраченко «Игровые досуги для детей 2- 5 лет»

10.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез , 2007-2010.

11.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок М.: Мозаика-Синтез , 2005.

12. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-4 лет. (Составитель Гербова В.В. и др.) М. 2005.

13.Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи. М.: Шк.Пресса,2005.

14.Колесникова Е.В. Развитие ЗКР у детей 3-4 лет. М.: Гном-Пресс,1999.

15.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье.

16. Комарова Т.С. Занятия по изодеятельности в детском саду. М.: Мозаика-Синтез , 2009.

 17.Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в детском саду. М.: Мозаика-Синтез , 2007

18.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. М.: Мозаика-Синтез , 2007

19.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.2009

20.Ковалева Е.Игры на свежем воздухе.М.,2007

21.Журнал.Музыкальная палитра.2010-2014.


Приложение 1

Памятка родителям

Что можно посоветовать взрослым в обучении ребёнка активной речи ?

  1. Не молчите. Не следует заменять слово жестом, возгласом, действием. Ребенок будет много понимать, но не включать слово в свою активную речевую деятельность. Слово становится для ребёнка невротизирующим, лишним фактором.
  2. Не останавливайтесь долго на чисто эмоциональном общении. Просто улыбка- это ещё не любовь. Ребёнок должен слышать ласковое слово, а не только видеть ласковый взгляд. Он (взгляд) сам по себе ничего не даст в развитии речи.
  3. Не ограничивайте интерес к людям. Если ребёнка больше интересует игрушка, а не общение по поводу той же игрушки, стоит задуматься: а всё ли правильно делаем? В этом случае как раз не хватает эмоциональной составляющей. Внимание заменяется большим количеством игр, игрушек.
  4. Не опускайтесь до детской речи. Ребенок для усвоения грамоты в дальнейшем должен слышать правильно оформленную речь.
  5. Не говорите много и быстро в присутствии ребёнка. Ребёнок не сможет выделять из речи словесные конструкции, усваивать их.
  6. Не нагружайте лишней информацией. Слово - такой же раздражитель для нервной системы, как и все остальные (звук, свет, боль).

 

Приложение 2

  Непосредственно образовательная деятельность

по устному народному творчеству

образовательная область «Речевое развитие»  

«В гости к бабушке Матрене»

в младшей группе

Задачи:1.Приобщать детей к народной культуре, русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

2.Знакомить с элементами русского народного быта.

3.Обогащать словарный запас детей (познакомить со словами изба, горница, горшок, ухват).

4.Побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включать в импровизацию.

5. Воспитывать в  детях чувство  красоты, любознательность, от окружающих предметов,  впервые пробуждающие душу ребенка должны, быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

Оборудование. В групповой комнате  создан мини- музей русской избы, где размещены старинные бытовые предметы: горшки,  кувшин, ложки, прялка,

утюг, макет  русской печки и т.д., костюм бабушки Матрены. Игрушка - кот

 Настольный  театр  картинок  по русской народной потешки  «У Алёнки в гостях»

(2 цыпленка, петушок, курочка, селезень, утка, корова).

Предварительная работа.         Беседы, чтение сказок пословиц, поговорок, песнями и хороводами  в «избе».  Проводились занятия по декоратив ной народной дымковской росписи.

Хороводная игра «Кот на печку пошел», аудио прослушивание  животных и птиц.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, кто из вас бывал в деревенском доме? - дать детям возможность высказаться.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке  Матрене в ее деревенскую избу  показ картинки с изображением избы. Заглянем к ней в горницу - так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. Готовы? Тогда в путь!

Динамическая пауза

Еду, еду

К бабе, к деду        Дети   имитируют скачку на лошади.

На лошадке

В красной шапке

По ровной дорожке.

На одной ножке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,        Подпрыгивают, будто едут по кочкам        

Все прямо и прямо,

А потом вдруг...в яму.        Все  приседают.

Бух!

Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрены и проводит их в горницу- комнату, украшенную в русском народном стиле.

Матрена. Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Будем  с вами в игры играть. Сказки рассказывать, покажу свои игрушки (самопрялка, коврик, утюг, самовар ,скамейку, рушник, изделия из глины -горшочек, крынка -кувшин,   и т.д.),  накормлю оладушками, напою чаем.

Есть у меня печка- матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если вы голодны, щами угостит или кашей с маслом. Показывает горшок с кашей. Берет ухватом горшок и ставит в печь. В печке моей очень вкусные оладушки пекутся. Пока оладушки пекутся, мы с вами поиграем. Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши.

Матрена. Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня - пальчики-помощники.

Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.

Пальчиковая гимнастика- игра «Пальчики- помощники»

Матрена (обращаясь к своему пальчику).

Пальчик- мальчик, где ты был? (Поочередно «кланяется» другими пальцами).

- С этим братцем - в лес ходил,

С этим братцем - щи варил,

 С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем - песни пел!

Дети (сжимают и разжимают пальцы).

Пальчик- мальчик, где бывал?  (Подражают называемым движениям.)

-У пенечка поскакал,

Топал по пригорку,

Покатился с горки.

Меня дождик испугал, под крышу  убежал.

Стук в дверь Матрена кто-то в гости к нам пришёл, вносит куклу Аленку и сообщает, что с ней вместе пришли гости.

Чтение  русской  народной  потешки «У Аленки в гостях»

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

        Утка в сарафане.

Ладушки - ладушки,

Пекла бабушка  оладушки,

Маслом поливала, Детушкам давала.

Даше два, Паше два, Ване два, Тане два, Хороши оладушки у нашей бабушки!

Матрена. Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней - будет жарко.

Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться. (Показ игрушечного кота).

 Давайте его разбудим позовём « кис-кис-кис» и поиграем  (подготовленный ребёнок- маске кота).

Игра» Кот на печку пошел» Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок).

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

Горшок каши  горяч,

Не дается, хоть плачь.

 Кот «варит»- выполняет

круговые движения рукой

(Дети останавливаются.)

                                             Кот Уж  я  кашу люблю,

С медом, маслом варю,

Каша сладкая, пшеничная.

И на вкус она отличная.

Дети (идут в центр круга и обратно, притопывая).

На печи калачи,        

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

Кот перекладывает из руки в руку «горячие пряники» приговаривает.

Уж я пряники люблю,

Уж я пряники стужу,

     Остужу- угощу,

     Вас отведать приглашу. (Присаживается на корточки - «спит».)

Дети  крадутся, «берут» прянички - хлопают в ладоши, будят кота - убегают,

кот  ловит.

Мыши раз про то узнали,

Мигом пряники забрали.

          Кот проснулся - в самом деле.

Мыши пряники все съели!

Режиссерская игра. Настольный театр картинок   «У  Алёнки в гостях»

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В тёплом полушубке.

Maтрёна. А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.

У Матрёны стол накрыт,

Медный самовар стоит

Чай по чашкам разолью.

Всех гостей я напою

Чаем ароматным, сладким, вкусным, мятным.

С медом и калиной,

С ягодой малиной.

Пейте, не спешите.

Чаше в гости приходите!

Дети пьют чай в гостях у Матрены.

Итог занятия

 Приложение 3.

 Потешки для режимных моментов

 Одевание на прогулку

 Наша Маша маленька,

 На ней шубка аленька,

 Опушка бобровая,

 Маша чернобровая.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Собираемся гулять.

 Если хочешь прогуляться,

 Нужно быстро одеваться,

 Дверцу шкафа открывай,

 И одежду доставай.

 Собери носок в гармошку,

 И надень его на ножку.

 Ты другой носок возьми

 Точно так же натяни.

 А теперь скорей вставай

 И штанишки надевай.

 Посмотри, на улице

 Стало холодать.

 Пришло время кофточку

 Деткам надевать.

 Тушки-тутушки

 Где твои ушки?

 Ушки в шапке,

 Не достанут лапки

 Чтобы ушки не болели

 Быстро шапочку надели.

 А потом и куртку

 Для длительной прогулки.

 

Раз,два,три,четыре,пять

 Собираемся гулять.

 Завязала Настеньке

 Шарфик полосатенький.

 Наденем на ножки

 Валенки-сапожки.

 И пойдем скорей гулять,

 Прыгать, бегать и скакать.

 Наденем на ножки

 Валенки-сапожки.

 Хороши сапожки

 Не замерзнут ножки.

 Чтоб не мерзнуть

 Пять ребят

 В печке вязаной сидят.

Воспитатель:

Для чего нужна зарядка? –

Дети:Чтобы силу развивать

И весь день не уставать.

.

Обед


На того кто ест опрятно.

И смотреть всегда приятно.

Мы едим всегда красиво.

После скажем всем спасибо.
Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат. 
За обедом не сори, 
Насорил — так убери.

А у нас есть ложки 
Волшебные немножко. 
Вот — тарелка, вот — еда. 
Не осталось и следа.

На моей тарелочке 
Рыженькая белочка, 
Чтоб она была видна, 
Все съедаю я до дна.

Глубоко и мелко, 
Корабли в тарелке, 
Вот кораблик плывет, 
Заплывает прямо в рот.

Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди! 
Не видно на ложке 
Капустки, картошки. 
И нет на тарелке — гляди!

Час обеда подошел, 
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.


Сначала он в поле большом 
колосится, 
Потом в амбаре крестьянском 
хранится. 
Затем он в пекарне печется 
И мягким, душистым на стол 
подается.

Если Вас не посетит 
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке
А теперь нельзя зевать!
Постарайся поспевать!
За волшебной ложкой.
Рот пошире открывай,
И смелее управляй!
Ложкой неотложкой 

Дружно ложки мы берем
С аппетитом мы жуем 

Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед,
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам и вам и вам!
Спасибо тетям поварам!
Спасибо тем, кто варит нам 
Ну давай, Алешка!
Поработай ложкой!
Скушай все до крошки
И еще немножко 

Куклу? Кормили!
Зайку? Кормили!
Мишку? Кормили!
А Машу? Забыли! 

Ест собачка: ам-ам-ам
Я собачке каши дам
Ест собачка с плошки,
А дочурка с ложки 

Глубоко, не мелко
Корабли в тарелках
Луку головка
Красная морковка
Вот кораблик-лук плывет
Заплывает прямо в рот 

Длинн
охвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой
Ждет лошадка у ворот -
Открывай скорее рот (ложка)

Варись, варись кашка
В голубенькой чашке.
Варись поскорее, булькай веселее,
Варись кашка сладка из густого молока, да из манной крупки.
У того, кто кашку съест, вырастут все зубки. 

Вот девочка Маша.
А вот каша.
Вкусная каша, ешь, Маша.
Ложку - за брата Антошку!
Ложку - за Лушку-подружку!
Ложку - за рыжую кошку,
ложку - за мышку-крошку,
ложку - за пса Тимошку,
ложку - за уточку-хромоножку!
За Машу - последнюю ложку!
Вот и вся каша. Молодец, Маша! 

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели по немножку.

Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму, 
А вторую за кого?
- Да за папу твоего, 
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку, 
Сьешь за бабу, 
Съешь за деду, 
За мальчишку - за соседа, 
За подружек и друзей, 
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий, 
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Тили-час, тили-час
вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
воробей стучит в окошко,
дайте ложечку и мне...
вот и кончился обед.

Вот это – 
хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это – 
её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша, 
нет, не каша,
и не угадали!
Села Маша,
съела кашу
всю, сколько дали!

Умывание
Нужно мыться непременно 
Утром, вечером и днем, 
Перед каждою едою, 
После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!


Руки мой перед едой, 
Грязные - грозят бедой.

Теплою водою 
Руки чисто мою. 
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться ,
Грязь куда-то денется 


Теплая водичка 
Умоет Тане личико, 
Пальчики — Антошке, 
Сашеньке — ладошки.

Что такое чистым быть? 
Руки чаще с мылом мыть, 
Грязь убрать из-под ногтей, 
Да постричь их поскорей. 
Умываться по утрам 
И еще по вечерам. 
Чисто вымою я уши — 
Будут уши лучше слушать. 
Отчего блестят глаза? 
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка, 
Чтобы зубы чистить ловко. 

Водичка, водичка, 
Умой мое личико, 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки алели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок.

Я сегодня утром рано 
Умывался из-под крана. 
Я и сам теперь умею 
Вымыть личико и шею.

 Знаем, знаем да, да, да

 Где тут прячется вода!

 Выходи, водица,

 Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно,


Кран, откройся! 
Нос,  умойся! 
Мойтесь сразу, 
Оба глаза! 
Мойтесь, уши, 
Мойся, шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, мойся, 
Обливайся! 
Грязь, смывайся! 
Грязь, смывайся!!!

Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

Эх, водичка хороша, 
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!

Расчёсывание 

Дружат волосы с расческой, 
Хороша моя прическа.

Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки, 
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой? 
Тане делаем прическу. 

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся. 

Перед сном

Баю-баю ,баиньки
В огороде заиньки,
Зайки травушку едят
Детке спать велят

Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки .
Сели гули на кровать ,
Стали гули ворковать ,
Стали гули ворковать .
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай ,
Спи тихонько отдыхай 

Ходит сон по лавочке
В красненькой рубашечке, 
А Сониха - по другой-
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут.


Тишина у пруда, 
Не качается вода. 
Не шумят камыши, 
Засыпают малыши.

Спят медведи и слоны, 
Заяц спит и ежик. 
Все давно уж спать должны, 
Наши дети тоже

Горшок

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили, 
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
А-а-а и пись-пись-пись.
Только ты не торопись!

Для самых маленьких
Птичка зернышки клюет,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жует,
Ест улитка сыроежки,
Молоко котенок пьет,
У мышат - головка сыра,
Косточку щенок грызет,
У пчелы – кусок зефира.
Сено ест смешной теленок,
Кролик скушал лист капустный,
Что же любит наш ребенок?
Кашку? Ах, как это вкусно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песенок-потешек в развитии активного словаря младших дошкольников

Данный материал поможет в интересной форме развивать словарь детей...

Использование игровых упражнений по мелкой моторике рук как средство развития активного словаря младших дошкольников

В статье предствлены различные упражнений по моторике рук младших дошкольников, которые спосбствуют развитию речи детей....

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

"Развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники"

Развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники...