Тема "Посуда". Цикл тематических занятий в рамках НОД.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Уварова Ольга Николаевна

"ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№23 «Золотой петушок»

г.Железногорск

2018

Разработала

учитель-логопед

Уварова

Ольга  Николаевна

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

Понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Работа над грамматической формой слова и предложения находиться в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся согласовывать существительные и прилагательные, глаголы в роде, числе, падеже, понимать и правильно употреблять предложные конструкции… Это приводит к правильному употреблению грамматических форм в связном высказывании.

В соответствии с «Перспективным планом коррекционно-развивающей работы на год с детьми, имеющими ОНР» продолжалась работа по формированию лексико-грамматической стороны речи на основе лексической темы «Посуда».

Тема: « Посуда»

Цель – познакомить детей с разнообразием посуды.

Задачи:

  1. Обучающие:

- активизация и расширение словаря по теме;

- активизация словаря определений;

- активизация словаря антонимов;

- закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже;

- закрепить правильно употребление притяжательных местоимений мой, моя, моё;

- закрепить правильное употребление глаголов в единственном и множественном числе;

- образование и правильное употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- образование относительных прилагательных (по назначению, материалу);

- составление рассказа по серии сюжетных картинок.

  1. Развивающие:

- развитие  внимания;

- развитие памяти;

- развитие мыслительной деятельности;

- развитие зрительного восприятия, творческого воображения;

             - развитие слухового внимания и элементарных математическихпредставлений.

  1. Коррекционные:

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

 - развитие общей координации движений.

4. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к предметам посуды;

- воспитывать уважительное отношение к труду людей, изготовивших тот или иной предмет посуды;

- воспитывать уважение к говорящему.

Воспитанники – дети старшего дошкольного возраста имеющие общее недоразвитие речи III уровня ( первый год обучения).

Форма –  серия тематических занятий в рамках НОД.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание посуды, определение  назначения , классифицирование по назначению, материалу, выделение отдельных частей посуды.
  2. Экскурсия в магазин посудо-хозяйственного назначения.
  3. Чтение и разбор сказки К. Чуковского « Федорино горе».
  4. Художественная литература:

К. Чуковский «Муха Цокотуха»

      Бр. Гримм «Горшочек каши»

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

О.Григорьев «Разбили»

      Г.Сапгир «Считалка»

      И.Калинина «Помощники», «Мамина чашка»

  Загадки – (самовар, ложка, перечница, чайник, ковш)

                 (чайник, чайная ложка, ложка, вилка и нож, стеклянная посуда)

З.Александрова «Большая ложка»

А.Кардашова « За ужином»

Г.Горбовский «Деревянная ложка»

М Матвеева «Синяя чашка»

Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»

АЛГОРИТМ  СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОМУ  РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В РАМКАХ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

«ПОСУДА»

Занятие №1

Цели:

- активизация и расширение словаря по теме;

- закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже;

- употребление притяжательных местоимений мой, моя, моё;

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

-развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, памяти.

Оборудование: предметные тематические картинки, игрушечная посуда, игрушки: гномик,   сова, котик, кукла би-ба-бо «Незнайка», «Чудесный мешочек», аудиозапись песни «Во поле берёзка стояла».

Ход.

  1. Оргмомент.

Игра « Будь внимательным»

На столе стоят три игрушки: гномик, котик, сова. Педагог по очереди разное количество раз  дотрагивается до игрушек. Дети должны запомнить и прокомментировать действие педагога. Например: « Вы дотронулись один раз до котика, два раза до гномика, три раза до совы и т.д.»

  1. Введение в тему.

Загадки:

*Сама не ем, а людей кормлю.   (ложка)

*Из горячего колодца через нос водица льётся. (чайник)

*Рыба в море, а хвост на заборе. (ковш)

*Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. ( хлебница)

*Круглая как блин, с боку ручка. ( сковорода)

Предметные картинки с изображением отгадок выставляются на панно. Обобщение объектов-

посуда.

  1. Д/игра «Научи Незнайку».

На столе расставлены предметы посуды. Дети учат Незнайку правильно называть части посуды: у чайника – носик, дно, крышка, ручка, стенка;

               у тарелки – стенки, края, дно……

  1. Д/игра «Чего не стало?»

Выставляются 5-6 предметных картинок с изображением посуды. Педагог просит закрыть детей глаза, убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны определить какого предмета посуды не хватает в картинном ряду: не стало кастрюли ( чайника, чашки, сковородки…….)

  1. Пальчиковая гимнастика.

      «Машина каша»

Маша каши наварила,                   (Указательным пальцем правой руки дети мешают в

Маша кашей всех кормила.левой ладошке)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,                          (Загибают по одному пальчику на левой руке)

Жучке -  в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                       (Разжимают кулачок)

Всё до крошки раздала.                (Сдувают «крошку» с ладошки)

6. Д/игра «Чья? Чьё? Чей?»

Из мешочка дети достают различные предметы посуды, отвечая на вопрос: «Это чей…?(чья?, чьё?) – Это моя чашка! Это моё блюдце! Это мой чайник! …….. (игру можно повторить 2-3 раза)

7.Д/ игра « Назови ласково»

Педагог предлагает накрыть  стол к чаю для Незнайки. У детей в руках по одному предмету кукольной посуды. Звучит музыка ( песня «Во поле берёзка стояла»). На первую музыкальную фразу идёт ребёнок с салфеткой, с концом музыкальной фразы кладёт её на стол, на вторую фразу идёт другой ребёнок с тарелкой для пирожных и тоже ставит её на стол и т.д. Так до полной сервировки стола для чая. Проверяют правильность сервировки.

Посуда кукольная, она маленькая.

«Давайте назовём её всю ласково – блюдечко, тарелочка, ложечка, чашечка…….»

  1. Итог.

Занятие № 2.

Цели:

- активизация и расширение словаря по теме;

- образование относительных прилагательных по назначению;

- развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Оборудование:предметные тематические картинки, посуда, сюжетные картинки «Девочка пьёт чай», «Повар  на кухне», «Семья обедает», отрывок мультфильма «Федорино горе»

  1. Оргмомент.

Игра «Цепочка».

Дети по цепочки называют части посуды, следя за тем, чтобы «цепочка не порвалась».

  1. Упражнение «Что для чего?...»

Педагог напоминает детям произведение К.И.Чуковского «Федорино горе» ( просмотр отрывка мультфильма или чтение отрывка сказки).

Предложение педагога - «Прибежала посуда и к нам, но вся перепуталась. Давайте все вместе разберём её»:

1.Кастрюля, сковородка, большой чайник, дуршлаг, половник, нож, тарелка….

- Для чего эта посуда нам нужна? Эта посуда нужна для приготовления пищи.

- Где готовят пищу? – На кухне. Это кухонная посуда.

2.Тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, нож, хлебница…

- Для чего нужна эта посуда? Она нужна для готовой пищи, в неё кладут готовую еду, а потом обедают. Это обеденная посуда или столовая.

Словарная работа – комната с большим обеденным столом для приёма пищи называется «столовая» ( от слова – стол).

3.Чайное блюдце, чашка, чайная ложечка, заварной чайник, сухарница, конфетница….

- Для чего нужна эта посуда? Эту посуду используют во время чаепития.

- Подумайте, как она называется?

- Чайная!

  1. Динамическая пауза.          

«Посуда»

Под музыку дети ходят по кругу. В момент прерывания музыкального сопровождения, дети изображают предметы посуды:

Самовар – руки на поясе

Кастрюля – руки к плечам

Чайник – одна рука на поясе, другая поднята под углом

Ложка – руки соединены над головой…

  1. Закрепление материала.

На доске три сюжетные картинки: «Девочка пьёт чай», «Повар на кухне», «Семья обедает».

У детей наборы предметных картинок с изображением предметов посуды.

Задача детей распределить предметные картинки относительно сюжетных :

- чашка-чайная посуда – «Девочка пьёт чай»,

- кастрюля-кухонная посуда – «Повар на кухне»,

-глубокая тарелка-столовая посуда – «Семья обедает»…..

  1. Д/игра « Четвёртый лишний»

Из предложенного педагогом ряда предметов посуды необходимо определить лишний предмет (кухонная, чайная, столовая).

Например: чашка, блюдце, дуршлаг, ложечка.

Пояснения детей (почему лишний?).

  1. Итог.

Занятие № 3.

Цели:

- активизация и расширение словаря по теме;

- активизация словаря определений;

- активизация словаря антонимов;

- образование относительных прилагательных по материалу;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений.

Оборудование: предметные тематические картинки, посуда из разного материала, мяч, индивидуальные тетради, простые карандаши, шаблоны – «кастрюля».

1.Оргмомент.                      Пальчиковая гимнастика.

                                                            «Помощники»

Раз, два, три, четыре,                   (Удар кулачками друг друга, хлопок в ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:                 (Одна рука скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, ковшик, ложку   (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,                  (Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,          (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши;

                                                         повторить)

2. Д/игра «Магазин»

«Посмотрите, это хозяйственный магазин. Отдел посуды»

Перечисляют предметы посуды  стоящие на полках.

«Когда в магазине никого нет, посуда разговаривает, вот так…….»

Педагог постукивает по посуде из стекла , фарфор, хрусталя, керамики, металла, пластмассы, дерева…

«Как вы думаете, почему такой разный звук?.... – Потому что сделана из разного материала.

Вот  чашка из фарфора. Значит, она какая? Фарфоровая.

Стакан из стекла – стеклянный.

Салатница из хрусталя – хрустальная….

«Теперь всю эту посуду можно купить, но только в том случае, если вы правильно о ней скажите. Пример: - Я покупаю фарфоровую чашку.

                                  Я покупаю пластмассовую салатницу……

3. Д/игра «Подбери признак» (кто больше) – с опорой на наглядность.

Чайник какой? – фарфоровый, красивый, «пузатый», маленький, новый, чистый….

Кувшин какой? – стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый…

Хлебница какая? – деревянная, круглая, чистая, старая, красивая….. и т.д.

4.Динамическая пауза.     Игровое упражнение.

«Посуда»

(Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)

Вот большой стеклянный чайник,        (Надули животик: одна рука на поясе, другая

Очень важный, как начальник.изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                         (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                       (Кружатся, рисуя руками круг)

только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,                          (Потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.                  (Легли на ковёр, вытянулись)

Он посуду нам принёс.

5.Д/игра «Наоборот» (игра с мячом).

Дети встают в круг. Поймав мяч, ребёнок должен предложить противоположный вариант сказанному:     новая кастрюля – старая кастрюля

                          полная сахарница – пустая сахарница

                          чистая ложка - грязная …

                          горячая сковорода – холодная…

                          прочная салатница – хрупкая…

                          мелкая тарелка – глубокая…

                          высокая ваза – низкая…

                          светлый чайник – тёмный…

                          мокрая чашка – сухая…

  1. Упражнение «Штриховка»

Работа в индивидуальных тетрадях. Детям предлагается картонный шаблон в виде силуэта кастрюли. Необходимо перенести силуэт кастрюли с помощью шаблона в тетрадь и заштриховать егов предложенном направлении.

  1. Итог.

Занятие № 4.

Цели:

- закрепить навык правильного употребления относительных прилагательных ( по материалу);

- правильное употребление глаголов в единственном и множественном числе;

- составление небольшого тематического рассказа по серии сюжетных картинок;

- развитие слухового внимания, зрительного восприятия, творческого воображения.

Оборудование:мяч, серия сюжетных картинок, парные картинки (чашка-чашки…), набор геометрических фигур, индивидуальные тетради, карандаши.

1.Оргмомент.  Игровое упражнение.

              «У нашего Вовки…»

(Упражнение  на развитие слухового внимания и элементарных математических

представлений)

                                                У нашего Вовки

                                                На блюде морковка.

                                                У нашей Акульки

                                                Картошка в кастрюльке.

                                                У нашей Наташки

                                                Смородина в чашке.

                                                Ну а у Валерки

                                                Грибочки в тарелке.

                                                А теперь ты не зевай

                                                И посуду называй.

2.  Д/игра «Подбери признак» (игра с мячом)

- Ложка из дерева. Какая ложка? – деревянная ложка

- Тарелка из стекла. Какая тарелка? - …

- Чашка из фарфора. Какая  чашка? - ….

3.Д/игра «Про что я сказала?» (с опорой на наглядность)

На демонстрационном панно пары картинок: чашка-чашки, ложка-ложки, чайник-чайники….

«Стоят – чашки стоят. Стоит – чашка стоит.

Лежит – ложка лежит. Лежат – ложки лежат.

Закипает – чайник закипает. Закипают – чайники закипают.

Упал – стакан упал. Упали – стаканы упали.

Разбилось – блюдце разбилось. Разбились – блюдца разбились.

Открыта – хлебница открыта. Открыты – хлебницы открыты……

4.Динамическая пауза.         Игровое упражнение (закрепление).

«Посуда»

(Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)

Вот большой стеклянный чайник,        (Надули животик: одна рука на поясе, другая

Очень важный, как начальник.изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                         (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                       (Кружатся, рисуя руками круг)

только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,                          (Потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.                  (Легли на ковёр, вытянулись)

Он посуду нам принёс.

5.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Детям предлагается серия сюжетных картинок – «Чайник разбился».

Необходимо определить последовательность предложенных событий. Дети раскладывают картинки по порядку: «Что делал мальчик?», «Что стояло на столе?», «Что случилось далее?», «Что скажет мама, когда придёт домой?». Параллельно с ответами детей на панно

выставляются фишки – 4 фишки ( таким образом, ребёнок помнит, что он должен ответить на 4 основных сюжетных вопроса).

Примерный рассказ:

«Мальчик играл с мячом на кухне. На столе стоял чайник. Мальчик подкинул мяч и не успел его поймать. Мяч попал в чайник. Чайник упал и разбился. Придёт мама домой и очень огорчиться, ведь она просила на кухне с мячом не играть.»

Слушаем 2-3 рассказа.

6. Упражнение на развитие зрительного восприятия, воображения «Дорисуй» (работа в индивидуальных тетрадях)

Необходимо «превратить» предложенную геометрическую фигуру в предмет посуды…

7.Итог.

КРАКИЙ АНАЛИЗ.

Данная серия занятий проводилась с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР III уровня (первый год обучения).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности.

У детей данной группы недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает грамматический строй и связная речь. Психические процессы (внимание, память, мыслительная деятельность) развиты недостаточно. Темп овладения новыми знаниями и умениями снижен. Процесс закрепления изученного материала требует больших временных затрат.

Учитывая вышеизложенные особенности детей именно серийный подход к планированию и проведению занятийной деятельности, приносит наибольшую результативность: материал изучается последовательно, занятия выстроены с учётом особенностей речевых нарушений данной группы детей, темпзанятий предусматривает особенности развития психических процессов.

Эта форма позволяет проводить интегрированные занятия с использованием разнообразных видов деятельности  по ФГОС:

-игровой ( д/игры, игровые упражнения);

-познавательный (знакомство с разнообразием предметов посуды, её назначением, многообразием материалов, из которых может быть изготовлена посуда);

- двигательный ( использование динамических пауз);

- продуктивный (работа в тетрадях);

- коммуникативный (в процессе занятийной деятельности используется речевая ситуация).

Это  дало возможность проявить свою индивидуальность каждому ребёнку, показать свои знания, умения, навыки, активизировать мыслительную и речевую деятельность.

Удалось выполнить все задачи в полной мере.

Процесс формирования умения составлять небольшие тематические рассказы с опорой на серию сюжетных картинок продолжилась на индивидуальных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл тематических занятий,Старший дошкольный возраст Д.Д.Шостакович «Танцы кукол»

Занятие 1.Дети, мы послушаем два танца из сборника «Танцы кукол» - «Гавот» и «Польку».(Исполняются «Гавот», «Полька»)Гавот – старинный Французский танец, появился 400 лет назад. Отличается умеренным т...

Цикл тематических занятий педагога-психолога для детей подготовительной группы.

Основная цель занатий, формирование учебной мотивации старших дошкольников, помощь в становлении самосознания, формирование внутренней позиции школьника....

Тема: «Волшебные снежки» тематическая площадка в рамках педагогической технология «Час свободного творчества» как реализация интереса ребенка в выборе деятельности

Цель: создание условия для самостоятельной творческой деятельности по изготовлению игрового пособия. Задачи:·        обучающая: формировать умения детей ...

Проведение тематического занятия в рамках Всероссийского детского оздоровительного проекта "Малыши против простуды и гриппа"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24985037","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Задачи:совершенствование координации движений, ловкости, умения действовать по сигналу, раб...

Тема: «День отца» Тематическое занятие в старшей группе в рамках праздника

Тема: «День отца»Тематическое занятие в старшей группе в рамках праздника...