Звуковой анализ
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Пополняем центр речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_na_razlichenie_zvukov_rechi.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на различение звуков речи

1.Подними руку, когда услышишь голос. Взрослый произносит гласные звуки (а, о, и, у, э, ы) в голос и шепотом (вразбивку). Ребенок должен поднять руку только тогда, когда услышит голос.

Подними руку, когда услышишь гласный звук [а]. Взрослый произносит ряд звуков (а, о, и, у, п, а, м, ш, о, а, д и т. д.) Ребенок поднимает руку только тогда, когда слышит звук [а]. Аналогично - со звуком [о].

2.Подними руку, когда услышишь громкий звук. Взрослый произносит различные звуки то тихо (но не шепотом), то громко. Ребенок поднимает руку только на громкий голос.

Подними руку, когда услышишь гласный звук [э]. Взрослый произносит ряд звуков (в, г, п, э, м, ш, о, а, э и т. д.). Ребенок поднимает руку только тогда, когда слышит звук [э]. Аналогично - со звуком [у].

3.Подними руку, когда услышишь гласный звук [а]. Взрослый произносит ряд звуков (а, ш, р, а, м, в, ы и т. д.). Ребенок поднимает руку только тогда, когда слышит звук [а]. Усложняем задание: ребенок должен распознать звук [а] в слогах (АП, ОП, УП и т. д.).

Подними руку, когда услышишь гласный звук [и]. Взрослый произносит ряд звуков (и, ы, у, и, к, л, о…). Ребенок поднимает руку только тогда, когда слышит звук [и]. Аналогично - со звуком [у].

Аналогично - со звуком [ы]

4.Подними руку, когда услышишь гласный звук [о]. Взрослый произносит ряд звуков (в, г, о, а, м, ш, о…). Ребенок поднимает руку только тогда, когда слышит звук [о]. Аналогично – со слогами ОП, ОХ, УМ…

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [з]. Взрослый произносит сначала звуки (а, м, р, з, к, о…), потом слоги (ВА, ГО, ЗО, РО, ЗА, ЛА, МУ, ЗУ…) и, наконец, слова (ЗАЙКА, МАЙКА, БАЙКА). Ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда слышит звук [з].

1.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [а]: МОХ, МУЖ, МАК, МОЙ, МАЙ.

Подними руку, когда услышишь гласный звук [о]: РАК, РОГ, РАЙ, РОЙ, БОК, БАК.

Назови1-й звук в словах: АНЯ, АСЯ, ОЛЯ, АЛЛА.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж]. Аналогично – со словами: ДУБ, ЖУК, ДАР, ЖАР.

2.Подними руку, когда услышишь гласный звук [у]. Взрослый произносит ряд гласных звуков (о, и, у, а, э, и, у…). Ребенок поднимает руку только тогда, когда слышит звук [у]. Аналогично – с согласными и гласными звуками (а, р, у, м…).

Подними руку, когда услышишь гласный звук [х]. Взрослый произносит ряд согласных звуков (ф, к, п, х, с, ш, х…). Ребенок поднимает руку только тогда, когда слышит звук [х]. Аналогично – со

словами: ХОД, КОТ, ПОТ, ХЛЕБ.

3.Подними руку, когда услышишь слово с гласным звуком [у]: СОК, СУП, СОН, СЫН, РУБЛЬ, РОЛЬ.

Назови 1-й звук в словах: УЛЯ, АЛЯ, УХО, АРКА.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ф]. Взрослый произносит сначала звуки (к, ф, а, ф, д, р, ж и т. д.), потом слоги (ФА, ФО, ХО, ХА, ТУ, ФУ) и, наконец, слова (ФАРА, ПАР, ФЕН).

4.Подними руку, когда услышишь слово с гласным звуком [а]: МАК, МАРТ, КОСТЬ. Аналогично – со звуком [о]: ЛОБ, БУК, ЛИСТ; со звуком [у]: КУСТ, КОСА, ЛУГ, ЛОМ.

Подними руку, когда услышишь гласный звук [ц]. Взрослый произносит ряд звуков (п, т, ц, к, о, ф), потом слоги (РА, ЦА, ТА, ШО, ЦО) и, наконец, слова (ЦЕНА, ТЕНЬ, ВЕНА, ЦВЕТОК).

1.Подними руку, когда услышишь согласный звук [п]. Взрослый произносит сначала звуки (р, л, о, п, м, к, в), а потом слоги (АП, АС, АР, ОП, ОХ).

Подними руку, когда услышишь согласный звук [ч]. Взрослый произносит сначала звуки (ш, т, ч, с, ч, б), потом слоги (АЧ, ОН, ОЧ, УП, ЧА, ША), и, наконец, слова (ПАН, ЧАЙ, ПАС, ЧАС).

2.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [п]: СОН, СУП, РОСТ, ПОСТ, РОТ, ПОТ.

Назови 1-й звук в слове ПАПА.

Подними руку, когда услышишь гласный звук [щ]. Взрослый произносит сначала звуки (щ, ч, а, р, щ, у, ш), потом слоги (ПО, ЩА, РО, ЩО, ЛУ, ЩУ) и, наконец, слова (РОТА, РОЩА, ПИНОК, ЩЕНОК).

3.Подними руку, когда услышишь звук [т]. Взрослый произносит сначала звуки (р, с, у, т, д, а), потом слоги (АТ, ОФ, УП, ТО, ТУ, ПА).

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [с]: САД, ШАР, СОК, ШОК, ШУРУП, СУП, САНКИ, ШАПКА.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ш]: ШАПКА, ШАРФ, СТАКАН, СТОЛ, КОШКА, ОСА.

4.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [т]: ТАНК, САНКИ, ТАПКИ, ПАЛКИ, ТОК, СОК, КОТ.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [з]: ЗАМОК, КОЖА.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [з], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ж]: ЗАЯЦ, ЖУК, КОЗА, СНЕЖИНКА, ЗУБЫ, ПРУЖИНКА.

1.Подними руку, когда услышишь звук [к] в слогах: КА, РО, КУ, МИ, КО.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [р]: РАБОТА, ЛАЙКА, ЛОБ, РОТ, ЛУК, РУКИ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [р], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [л]: Рак, рама, роза, палатка, пила, ландыш, рука, лодка.

2.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [к]: КОТ, КОНЬ, ПОНИ, ТОМ, КРОТ, КОРА.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [п]: ПАР, БАР, ПАЛКА, БАЛКА, ПАРКЕТ, БАНКЕТ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [п], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [б]: ПОЧКА, БОЧКА, БАНКА, БУБЛИК, ПУШКА, ПОДУШКА.

3.Подними руку, когда услышишь звук [м]. Взрослый произносит сначала звуки (р, м, ш, а, м, п и т. д.), а потом слоги (МА, ЛА, РА, АШ, ОМ).

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [в]: ФАНТИК, ВАНЯ, ФОЛЬГА, ВАННА.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [в], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ф]: ФОНАРЬ, ВАННА, ФАРЫ, ВОЛК, ФЛАГ, СОВА.

4.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [м]: МАК, БАК, МАМА, БАБА, МАЙКА, ЗАЙКА

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [к]: КОТ, ГОД, КАССА, ГАЗЕТА, ГАЗ, КРОТ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [к], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [г]: КОМ, КРОТ, НОГА, РУКА, ГЛАЗ, КОРОВА.

1.Подними руку, когда услышишь звук [б]. Взрослый произносит сначала звуки (в, г, б. д, т, п, б, к и т. д.), а затем слоги (БА, РА, СА, КО, БО. ЛО…).

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [т]: ТАНЯ, ДЫНЯ, ТОМ, ДОМ, ТРОН, ДРОВА, ТРОПА, ДРОФА.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [т], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [д]: ТАПКИ, ДОМ, ТУФЛИ, СТОЛ, ДВЕРЬ, ТАРЕЛКА.

2.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [п]: БОЧКА, ПОЧКА, БАБА, ПАПА, БОК, БУЛКА, ПАТРОН.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [с]: САНКИ, ЗАБОР, СОБАКА, КОЗА, КАССА, ЗОНТ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [з]: САНКИ, СОБАКА, ЗАЯЦ, КОСА, КОЗА, ЛИСА, ЗАБОР, ЗОНТ, СОМ.

3.Подними руку, когда услышишь звук [д]. Взрослый произносит сначала звуки (к, п, д, р. с. в, д, п, к, т) а затем слоги (ДА, БА, ВА, ДО, РО, ДУ, ПУ, НО, МА, РА. ВЫ, ДЫ).

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [ш]: ШУМ, ЖУК, ШТУЧКА, ЖУЧКА, ЖАР, ШАР, ЖАЛЬ, ШАЛЬ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ш], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ж]: ШАПКА, ШАРФ, ЖУК, ИГРУШКА, ШКАФ, ЖЕЛУДЬ.

4.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [д]: ДОМ, СОМ, КОМ, ДУШ, МУЖ, ТУШЬ, ДЫМ, СЫН.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [рь]: ЛЕТО, ЛЕС, РИМ, РИТА, ЛИСА, РИС, РЕКА, ЛЕВ, РЯД.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [рь], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ль]: ТЮЛЬПАН, ЛИСА, ЛИСТ, ПАЛЕЦ, КРЕСТ, БЕРЕЗА.

1.Подними руку, когда услышишь звук [в]. Взрослый произносит сначала звуки (а, о, в, у, к. л, в, ш, в, м…), а потом слоги (ВА, БА, ТА, МО, БО, ВО, КО. БУ, ВУ…).

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [ч]: ЧЕРНЫЙ, ТЕМНЫЙ, ЧЕЛКА, ТЕЛКА, ТЕНЬ, СВЕЧА.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ть]: ТЕЛЕФОН, ЧЕСНОК, СВЕЧА, ЧАШКА, КОТЕНОК, ПТИЦА, КОСТ, ЧАСЫ, ТЮЛЕНЬ.

2.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [в]: ВОДА, СОДА, ВАТА, ДАТА, ВАНЯ, БАНЯ.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [щ]: ЩЕПКА, СЕНО, СЕТИ, КОЩЕЙ, ЩЕТКА, СЕЛО, ЩИ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [щ], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [сь]: ЩЕТКА, ГУСЬ, ЛОСЬ, РЫСЬ, ЯЩИК, ЩЕНОК, ЩИТ.

3.Подними руку, когда услышишь звук [г]. Взрослый произносит сначала звуки (с, к, п, г, д, м, п, г, о), а затем слоги (КО, РО, ГО, ГУ, МЫ, ГА).

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [ль]: ЛЕС, МАЙКА, ЛМСТ, ЙОД, ЙОГ, ЛЕТО.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ль], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [й]: МАЙКА, ЛИСТ, ЛЕНТА, ГАЙКА, ЛИМОН.

4.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [г]: ГРОМ, КРОТ, ДРОЗД, РОГА, НОГА, РУЖЬЕ.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [ц]: ЦВЕТОК, СВЕТ, ЦАПЛЯ, СТАКАН, ЦЕНТР, СТУЛ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ц], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [с]: ЦВЕТОК, ОСА, СЛОН, ОГУРЕЦ, ПАЛЕЦ, СТУЛ.

5.Подними руку, когда услышишь звук [н]. Взрослый произносит сначала звуки (р, в, п, г, н, о, м), а затем слоги (НА, ПА, ПО, НУ, ОН, УН).

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [бь]: БЫТЬ, БИТЬ, БИЗОН, БАТОН, БЕЛЫЙ, БЫЛО.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [б], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [бь]: БЕРЕЗА, БАТОН, БЕЛКА, БАНКА.

6.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [в]: НАТА, ВАТА, НОС, ВОЗ, НЫТЬ, МЫТЬ.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [вь]: ВЕРА, ВАНЯ, ВИЗГ, ВОЗ, ВЕТКА, ВАТКА.

7.Подними руку, когда услышишь звук [с]. Взрослый произносит сначала сочетания звуков: ОУСАМ, ПКСТ, ФСШ, ЗСЖ, а затем слоги: СА, ША, ОС, УФ.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [гь]: ГЕНА, ГРОМ, ГЛАДКИЙ, ГИРЯ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [г], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [гь]: ГИТАРА, ГУСЬ, НОГА, ГОЛОВА, САПОГИ, ГИРЯ.

8.Подними руку, когда услышишь слово со звуком [с]: санки, зайка, шайба, шутка, сутки, зубки.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [дь]: ДЯДЯ, ДАЧА, ДЕРЕВО, ДЕЛО, ДОРОГА.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [д], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [дь]: ДОМ, ДЕРЕВО, ДЕВОЧКА, ДУШ.

1.Подними руку, когда услышишь звук [л]. Взрослый произносит сначала сочетания звуков: СКЛПФ, НРЛМ, ОАЛЫЭ, РПЛЭИ, АНОЛД, а затем слоги: АЛ, ОП, УМ, УЛ, АМ, НУ, ЛА, ДА.

Подними руку, когда услышишь слово со звуком [ль]: ЛЕС, ЛЕНЬ, ЛОПАТКА, ЛИНИЯ, КОЛЕНО, НОЛЬ, ЛЮК, ЛАК, КОЛЕСО, ЛАГЕРЬ, ЛЫЖИ, ЛЕБЕДА, ЛЕБЕДЬ, КОРОЛЬ.

Покажи сначала картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л], а потом картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ль]: ЛОЖКА, ЛИСТ, ЛОПАТА, ГЛАЗ, ЛИМОН, ЛОШАДЬ, ЛЕСТНИЦА, КЛЕЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа

В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...