Словесные игры по ПДД.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

«Самый главный» (самодельная) Материал: предметные картинки с изображением разного транспорта, опорная схема для составления описательных рассказов. Ход игры: Ребенок выбирает предметную картинку с изображением какого-нибудь транспорта, составляет рассказ по опорной схеме от первого лица, заканчивает его словами: «Я самый главный!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры.

«Самый главный»

(самодельная)

Материал: предметные картинки с изображением разного транспорта, опорная схема для составления описательных рассказов.

Ход игры: Ребенок выбирает предметную картинку с изображением какого-нибудь транспорта, составляет рассказ по опорной схеме от первого лица, заканчивает его словами: «Я самый главный!»

«Что сначала, что потом»

(самодельная)

Материал: сюжетные картинки с изображением дорожных ситуаций.

Ход игры: Воспитатель предлагает правильно расположить картинки, т. е. догадаться, что было сначала и что произошло потом, придумать рассказ по картинкам.

«Мы - шоферы»

(самодельная)

Материал: дорожные знаки, рули.

Ход игры: Ребенок - шофер. Он едет по дороге и встречает на пути дорожные знаки. Он должен назвать их и объяснить их значение.

«Найди игрушку»

Материал: игрушки - транспорт, опорные схемы для составления описательного рассказа. Ход игры: В групповой комнате расставлено несколько игрушек, изображающих разный транспорт (до 10), так, чтобы они не бросались в глаза. Взрослый (а затем и ребенок) описывает игрушку по опорной схеме, не называя ее. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто нашел игрушку, сам становится ведущим.

«А если бы...»

Материал: мяч, кубик или какой-нибудь другой предмет.

Ход игры: Воспитатель передает кому-нибудь из детей мяч и предлагает придумать рассказ о том, куда и на чем он хотел бы отправиться в путешествие. Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, повторяться нельзя. Кто ошибется, тот в конце игры должен будет выполнить разные действия по заданию играющих. Предмет переходит из рук в руки, дети придумывают свои рассказы.

«Кому что нужно для работы»

 Материал: без предметов.

Ход игры: Воспитатель называет человека по профессии, а дети должны назвать предметы, необходимые ему для работы. Например, водитель - водительские права, машина, аптечка, трос, набор инструментов. Предлагаемые профессии: шофер, летчик, машинист, капитан, кондуктор, космонавт.

«Продолжи ряд слов»

Материал: без предметов.

Ход игры: Взрослый говорит любое слово из лексического запаса по теме «Транспорт», «Улица города», «Дорожные знаки». Ребенок повторяет это слово и называет свое. Следующий ребенок называет два предыдущих слова и придумывает свое слово и т. д.

«Кто знает, пусть продолжает»

Материал: без предметов.

Ход игры: 1-й вариант:

Воспитатель называет родовое понятие слова, с обобщающим значением («транспорт», «дорожные знаки»), дети - слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением. Например, транспорт -велосипед, автомобиль, грузовая машина, поезд и др.

2-й вариант:

Воспитатель называет видовые понятия, а дети - обобщающие слова. Например, лодка, катер, пароход, теплоход - водный транспорт.

«Третий лишний»

 Материал: без предметов.

Ход игры: Воспитатель называет ряд слов. Дети должны определить, какое слово «лишнее», назвать его и объяснить, почему оно является «лишним». Выигрывает тот, у кого меньше всего ошибочных ответов. Например, самолет, вертолет, лодка; велосипед, трамвай, троллейбус и т. п.

«Все профессии нужны»

Материал: без предметов.

Ход игры: Дети по очереди называют профессии, связанные с транспортом. Выигрывает тот, кто назвал больше профессий. Например, машинист, летчик, пилот, капитан, водитель, шофер, кондуктор, стюардесса, космонавт, контролер.

«Запрещается - разрешается»

 Материал: без предметов.

Ход игры: Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово: «разрешается» или «запрещается».

Идти по тротуару...(разрешается)!

Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом...(запрещается)!

Переходить улицу на красный сигнал светофора... (запрещается)!

Помогать пожилым людям переходить улицу...(разрешается)!

Обходить стоящий автобус спереди...(запрещается)!

Выбегать на проезжую часть.. .(запрещается)!

Уважать правила движения.. .(разрешается)!

«Я знаю...»

Материал: мяч.

 Ход игры: Ребенок отбивает одной рукой мяч об землю и произносит слова:

Я знаю 5 названий водного транспорта:

Лодка - раз,

Корабль - два,

Катер - три,

Теплоход - четыре,

Плот - пять.

Можно называть дорожные знаки, профессии людей, связанных с транспортом и т. д.

«Доскажи словечко»

Материал: без предметов.

Ход игры: Воспитатель читает любое стихотворение, не договаривая последних слов. Дети должны подобрать подходящее по смыслу и рифмующееся слово. Например:

У любого перекрестка

Вас встречает...(светофор)

И заводит очень просто

С пешеход ом... (разговор):

Свет зеленый - (проходи),

Желтый - лучше.. .(подожди).

Если свет зажегся красный, -

Значит двигаться.. .(опасно).

Стой. Пускай пройдет трамвай,

Наберись.. .(терпения).

Изучай и уважай

Правила... (движения).

              Конспект занятия по ПДД в средней группе

                      «Зеленый, Желтый, Красный»

Программные задачи:

  • закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;
  • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
  • развивать наблюдательность, зрительную память;
  • развивать умение отвечать полным ответом.

Материал:

  • макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге;
  • макет светофора;
  • костюм светофора.

Предварительная работа:

Проблемно-поисковая беседа: «Наши друзья на дороге», рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.

(на доске висит макет с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами)

Воспитатель: Как сейчас мы называемся?

Дети: Пешеходы

Воспитатель:Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?

Дети: Тротуар

Воспитатель:Посмотрите, сколько много машин ездят по дороге, а кто знает, как называется эта дорога?

Дети: Проезжая часть

Воспитатель:Ребята, мы живем в большом красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. А запомнить их побыстрее нам поможет наш сегодняшний друг, который пришел к нам в гости. А вот и он (стучится). Пойду встречу его, а вы сидите тихонечко. Он очень любит, когда ребята ведут себя хорошо (воспитатель выходит, входит уже в костюме светофора)

Светофор: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Светофор:                    

   Я вежливый и строгий,

    Я известен на весь мир,

    Я на улице широкой

    Самый главный командир!

     Кто я?

Дети: Светофор

Светофор: А зачем я нужен, ребята?

Дети: Чтобы регулировать движение

Светофор: Посмотрите, у меня есть три сигнала огонька: зеленый, желтый и красный. А кто мне может сказать, в каком порядке они расположены?

Дети: Наверху находится красный свет, посередине расположен желтый, а в самом низу находится зеленый свет

Светофор: А сейчас каждый из них сам про себя расскажет

(выходят трое детей-огонечков)

Красный:

                           Самый строгий – красный свет

                           Стой! Дроги дальше нет,

                           Путь для всех закрыт!

Светофор: А для чего нужен красный свет, ребята?

Дети: Красный свет напоминает об опасности (пожарные машины), на красный свет мы стоим и дрогу не переходим

Желтый:

                 Чтоб спокойно перешел ты,

                   Слушай наш совет:

                   Жди! Увидишь скоро желтый

                   В середине свет!

Светофор: А зачем нужен желтый свет?

Дети: Желтый свет значит приготовиться. Водитель издалека видит желтый свет и сбавляет скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый свет светофора. Желтый – те, кто работает на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.

Зеленый:

                   А за ним зеленый свет

                   Вспыхнет впереди.

                   Скажет он - препятствий нет,

                   Смело в путь иди!

Светофор: А что обозначает зеленый свет светофора?

Дети: А вот зеленый спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам

Светофор: Молодцы, ребята! Садитесь!

(огонечки садятся)

Светофор: Ребята, а хотите поиграть в игру?

Дети: Да

(на доске два черных прямоугольника)

Светофор: Она называется «Кто быстрее соберет светофор». Мне нужно двое помощников. Кто хочет мне помочь?

(выходят двое детей)

Светофор: Ребята, ваша задача – как можно быстрее расставить по порядку все цвета светофора

(каждому из детей раздается по три кружка: зеленый, желтый и красный)

Светофор: Итак, начинаем!

(дети расставляют кружки в определенном порядке)

Светофор: Посмотрите, ребята, правильно они сделали?

Дети: Да

Светофор: Молодцы, садитесь! А еще я приготовил для всех загадки. У меня есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?

Дети: Да

Светофор: Сейчас я проверю, насколько хорошо вы их знаете. Итак, первая загадка, слушайте внимательно!

1. По полоскам черно-белым

    Пешеход шагает смело

    Кто из вас, ребята, знает

    Знак о чем предупреждает?

     Дай машине тихий ход –

Дети: Пешеходный переход

(выставляется знак «Пешеходный переход»)

Светофор: Ребята, а кто может мне сказать, зачем нужен этот знак?

Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу

2. Под дорогою нора

Кто быстрее всех смекнет

Почему под ней с утра

Ходят люди взад-вперед?

Дети: Подземный переход

(выставляется знак «Подземный переход»)

Светофор: А о чем говорит нам этот знак?

Дети: Когда нам встречается знак «Подземный переход» значит в этом месте можно переходить дорогу только по подземному переходу, потому что по другому переходить улицу в этом месте очень опасно

  3. Ездят здесь одни машины

Грозно их мелькают шины

У тебя велосипед?

Значит стоп! Дроги нет!

Дети: Движение на велосипедах запрещено

(выставляется знак «Движение на велосипедах запрещено»)

Светофор: А о чем говорит нам этот знак?

Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно

  4. В белом треугольнике

С окоемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно

Этот знак дорожный

Знают все на свете

Будьте осторожны,

На дороге –

Дети: Дети

(выставляется знак «Осторожно, дети»)

Светофор: А о чем говорит нам этот знак?

Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети».Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети

Светофор: А где обычно ставят такие знаки?

Дети: Около школ, гимназий, лицеев

Светофор: Вот видите, сколько у меня помощников на дороге! А сейчас мы с вами превратимся в шоферов. А кто это такие?

Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля?

Физминутка «Мы - шоферы»

(дети должны показывать движения)

Едем, едем на машине                             (движение рулем)

Нажимаем на педаль                                 (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем                        (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль             (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли                        

Вправо, влево – чистота!                         («дворники»)

Волосы ерошит ветер                               (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда!                           (большой палец правой руки вверх)

(дети садятся)

Светофор: А пока мы с вами ездили, посмотрите, что происходит на дороге

(вывешивает поочередно плакаты с изображением различных ситуаций на дороге)

Светофор: Что вы видите на этой картинке?

Дети: Двое волчат играют в мяч на проезжей части

Светофор: И что с ними случилось?

Дети: Они попали в больницу

Светофор: А почему?

Дети: Потому что по дороге ездят машины и играть на ней в мячик очень опасно

Светофор: А что тут происходит?

Дети: Медвежонок едет на велосипеде в неразрешенном месте

Светофор: И что с ним случилось?

Дети: Он попал в больницу

Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что медвежонок не обратил внимание на знак, который висит на дороге: «Движение на велосипедах запрещено»

Светофор: А что тут происходит?

Дети: Две курицы стоят и разговаривают посередине дороги

Светофор: И что с ним случилось?

Дети: Они попали в больницу

Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что они отвлеклись на разговоры и не заметили движущиеся автомобили. На дороге разговаривать ни в коем случае нельзя!

Светофор: А вот и мой знакомый – заяц! Посмотрите, что он делает?

Дети: Он переходит дорогу на красный свет светофора

Светофор: И что с ним случилось?

Дети: Он попал в больницу

Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что заяц переходит дорогу, даже не посмотрев, какой свет светофора сейчас горит

Светофор: А какой свет горел?

Дети: Красный

Светофор: А на красный свет можно переходить дорогу?

Дети: Нет!

Светофор: Какие вы молодцы, ребята! Как вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен! Теперь я точно знаю, что с вами ничего не случится. А мне пора дальше, в путь, к другим ребятам, которых я должен научить, как нужно себя вести на дороге. До свидания!

Дети: До свидания!

(светофор уходит, снимает костюм, выходит ведущий)

Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам путешествовать вместе со светофором?

Дети: Да

Воспитатель: Позовем его еще к нам в гости?

Дети: Да

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, будьте внимательны, думайте о безопасности.

 


Ознакомление с окружающим миром.

Занятие по Правилам дорожного движения для средней группы.

Путешествие по Городу дорожных знаков

Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице и дорожных знаках, о правилах дорожного движения, развивать внимание, способствовать совершенствованию двигательных навыков.

Материал: картинки с улицей, дорожные знаки на подставках и картинки, дорожка-переход («зебра»), «светофор» (кружки – красный, желтый, зеленый).

Методы и приемы: беседа, художественное слово, игровой момент, демонстрация, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, итог.

Ход занятия: «Город, в котором с тобой мы живем

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она азбука – над мостовой,

Знаки развешаны над головой.

Азбука улиц, проспектов, дорог-

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда».

Воспитатель. Сегодня мы отправимся с вами на прогулку по Городу

Дорожных Знаков (показывает картинки домов, улицы,

проезжей части). Как вы думаете везде ли можно ходить?

Ответы детей.

Воспитатель. На улице мчатся автомобили, подъезжают к остановке автобусы и трамваи и поэтому надо знать одно очень важное правило

Дорога для машин, тротуар для пешеходов

Но рано или поздно нам надо будет сойти с тротуара, чтобы перейти дорогу, как быть?

«Как дорогу перейти?

Ты с дорогой не шути!

Чтобы эту переправу не волнуясь одолеть,

И направо и налево надо быстро посмотреть».

Воспитатель. Чтоб не случилась с нами беда, мы должны провести разминку «Веселых пешеходов».

«Пешеход проснулся» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-2 – поднять прямые руки вверх, посмотреть на ладошки, 3-4 – исходное положение (6 раз).

«Увидел в окно регулировщика» И.П.: - ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука вниз, 1-2 – меняем положения рук: правую вперед - вниз, левую вперед-вверх, 3-4 повторяем счет 1-2 (6-8 раз).

«Нет ли машин?» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-2 – поворот вправо, руки в стороны, 3- 4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).

«Шагаем по переходу» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки в внизу, 1- руки в стороны, 2-правую ногу согнуть в колене, поднять вверх, хлопок под коленом,3 – ногу опустить, руки в стороны, 4 – исходное положение.

«Где автобус?» И.П.: - основная стойка, руки вниз, 1 – прыжок, ноги врозь, руки в стороны, 2 – исходное положение, 3 – повторить счет 1, 4 – исходное положение. Выполнить 8-10 подпрыгиваний, чередуя их с ходьбой.

Воспитатель. Ребята, чтобы не растеряться на улице и не попасть в беду нам на помощь придут дорожные знаки. Давайте с ними познакомимся.

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как

Вам в пути дорожный знак.

Воспитатель: (демонстрирует знак «Пешеходный переход»)

Вот обычный переход

По нему идет народ

Здесь специальная разметка

«Зеброю» зовется метко!

Белые полоски тут

Через улицу ведут.

Как, вы думаете, почему полоски на зебре белые? Белые полоски для того, чтобы их было хорошо видно даже ночью.

(демонстрирует знак «»Подземный переход)

Видишь, знак вон там висит?

Этот знак нам говорит

Чтоб в беду не угодить!

Нужно здесь переходить

Тут подземный переход-

Он тебя переведет

Под землею, это ясно

Идти людям безопасно.

(демонстрирует знак "Движение пешеходов запрещено" )

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!"

(демонстрирует знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси")

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Воспитатель. Есть еще знак, который нам помогает переходить дорогу. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком знаке я говорю

У дороги, словно в сказке,

На столбе живет трехглазка

Все мигает и мигает

Ни на миг не засыпает.

Правильно, ребята, это светофор, светофор нужен для регулирования движения.

Свет зеленый – стой – едут машины.

Свет желтый – внимание – сейчас машины остановятся.

Свет красный – иди, машины стоят и пропускают пешеходов.

Игра «Автомобили, пешеходы и светофор»

Воспитатель показывает три кружка разного цвета (кружки красного, желтого и зеленого цветов), и дает пояснение: на зеленый сигнал – все шагают на месте, на желтый – хлопают в ладоши, на красный – стоят. Воспитатель старается запутать детей.

Воспитатель. Молодцы, ребята хорошо знаете сигналы светофора.

Вот и закончилось наша прогулка по Городу Дорожных Знаков.

На дорогах трудностей так много, без сомнения.

Но их бояться нет у нас причин,

Потому что правила движения

Есть для пешеходов и машин.

И, чтоб у всех было хорошее настроение,

Соблюдайте, правила дорожного движения!

«Минутка» в детском саду (по ПДД)

Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»

Ребёнок каждый день попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Тем более, что в детях «сидит» целый «букет» опасных привычек, хотя и естественных в быту – «бытовых».

Например: отступать назад; не глядя – пятиться; бросаться за мячом, собакой, бегущим приятелем, забыв посмотреть по сторонам; гладить собаку, кошку; брать незнакомые предметы или знакомые, но чужие; выбегать из-за кустов, углов домов; играть со спичками, электропроводами; разговаривать с незнакомыми людьми на улице и т.п. А если этот букет дополняет отрицательный пример взрослых – родителей, которые, например, знают, как  переходить улицу, но идут не по переходу, а как удобнее, быстрее, ведя за руку малыша. И не удивительно, что много детей погибает на улицах города или во время пожара, становятся жертвами преступников.

Автор предлагаемой «Минутки» в детском саду» считает, что нужно дать не только детям, но и взрослым – родителям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить как правильно, осознанно действовать в той или иной ситуации. Помочь дошкольникам и объяснить родителям, как овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в общественных местах; развить у детей самостоятельность, умение анализировать своё и чужое поведение.

Одной из форм обучения детей и родителей в детском саду и стала «Минутка» в детском саду. Почему «минутка»? Потому что родитель может ознакомиться с её содержанием, в то время когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой. А так как тема «минутки» совпадает  с тем, о чём  говорилось в группе, то данная информация закрепляется. В «минутках» обращается внимание ребёнка на разные поучительные моменты бытовых или дорожных ситуаций. Родители совместно с детьми наблюдают за дорожным движением, поведением детей и взрослых на улице, дома, в гостях, учатся замечать и предвидеть скрытую опасность или ошибки в поведении.

Таким образом, ребёнок учится правильно, поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.

Улица.

Дорогу, которая проходит по городу или населённому пункту, называют улицей. Она имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили. Иногда проезжая часть разделяется полосой зелёных насаждений – бульваром на две части, две полосы движения.

По краям проезжей части тянуться полоски, покрытые асфальтом, - это тротуары. По ним движутся пешеходы. Тротуар немного возвышается над проезжей частью; делается это для того, чтобы чётко определить границу между проезжей частью и тротуаром.

На некоторых улицах, где особенно много пешеходов, тротуар отгораживают от проезжей части металлическими ограждениями – они предупреждают неожиданный выход пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Никто из пешеходов не имеет право перелезать через ограду.

Улицы, по проезжей части которых машины идут в двух направлениях: по одной стороне в одном, а по другой – в обратном, называются улицами с двусторонним движением. Улицы, где движение происходит в одном направлении, называют улицами с односторонним движением.

Есть улицы, которые идут параллельно друг другу, а есть улицы, которые пересекаются. Место их пересечения называется перекрёстком.

  • Что такое улица?
  • Где должен идти пешеход?
  • Можно ли перелазить через металлические ограждения тротуара, чтобы перейти улицу?
  • В каком направлении движутся машины по улице с двусторонним движением?
  • Как называется место пересечения улиц?

Мы – пешеходы.

Всех людей, которые передвигаются вдоль улицы пешком (к ним же приравниваются лица, ведущие велосипед), называют пешеходами.

Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое – то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности движения пешеходов, установить правила движения для них. Сейчас они введены во всех странах мира, каждый пешеход от мала до велика обязан их знать. Повторите с детьми.

Основные правила для пешеходов.

  • Пешеходы должны двигаться вдоль проезжей части по тротуарам или пешеходным дорожкам.
  • Идти только по правой стороне тротуара.
  • Если вы встретили знакомого, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.
  • Если вы идёте со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.
  • Когда ждёшь перехода, никогда не стой  на краю тротуара.
  • Переходить улицу нужно в местах, где есть пешеходная дорожка.
  • Переходить дорогу нужно на зелёный свет светофора, только после того, когда убедился, что машины успели затормозить и остановиться.
  • Не переходить проезжую часть улицы наискосок, а только строго прямо.
  • Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.
  • Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.
  • Двигаясь по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам,  не придерживаясь правой стороны.
  • Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.
  • Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.
  • Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.
  • Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за кустов.
  • Нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом.
  • Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

  • Как называют людей идущих вдоль улицы?
  • Для кого предназначен тротуар?
  • По какой стороне тротуара можно идти? Почему?
  • Где пешеходы обязаны переходить улицу наискосок?
  • Где нужно ожидать маршрутный транспорт?
  • Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
  • Почему нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней?

Мы и транспорт.

Слово «транспорт» ввёл в русский язык царь Пётр Первый. Когда он составлял в 1720 году первый российский Морской устав (правила для военных моряков), то назвал «транспортами» корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным-давно взяли его из латинского, на котором разговаривали древние римляне. Оно означало – «переносить», «перемещать». Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считает чужим. Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другую технику для перевозки грузов и пассажиров.

Транспорт бывает водный, воздушный, наземный (железнодорожный, автомобильный). Легковые машины, автобусы, грузовики мы каждый день видим на улицах. И не просто видим – мы переходим через дороги, по которым они мчатся, ездим в них. Когда люди едут в транспорте – они называются пассажирами. Повторите с детьми.

Основные правила для пассажиров.

  • Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.
  • Когда ждёшь транспорт не стой на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо.
  • Входить в общественный транспорт и выходить из передней.
  • Во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель.
  • Войдя, не забывай о тех, кто идёт после тебя, веди себя корректно и спокойно.
  • Если ты сидишь – уступи место человеку старше тебя. Мальчики всегда уступают место девочкам.
  • Не забывай, что вокруг тебя стоят и сидят пассажиры. Не кричи, разговаривая с другом, не хохочи громко, не размахивай руками, не вставай на сиденье ногами, не жуй мороженое или пирожки – ты можешь запачкать окружающих.
  • Во время движения не вставай с места и не передвигайся по салону автобуса. При резком повороте или внезапной остановке можно упасть и удариться.
  • Не высовывай голову или руку из окна. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьёзную травму.
  • Нельзя разговаривать и отвлекать водителя во время движения.
  • Выйдя из автобуса, нужно дойти до пешеходного перехода и только там переходить улицу.

Спросите у детей:

  • Какие виды транспорта ты знаешь?
  • Почему нельзя стоять на краю тротуара, когда, ожидаешь транспорт?
  • Где ожидают маршрутный транспорт?
  • Можно ли разговаривать с водителем во время движения?
  • Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет?
  • Почему нельзя становиться ногами на сиденье?
  • Можно ли в автобусе громко разговаривать, кричать, махать руками, есть мороженое?
  • Можно ли высовываться в окно или выставлять руку?
  • Можно ли трогать двери автобуса во время движения?

Правила поведения при сезонных изменениях погоды.

Внимание!  Наступила  зима…

Выпал снег и всё вокруг изменилось. И деревья, и дома, и дороги. Все радуются приходу зимы. Можно поиграть в снежки, слепить снежную бабу, покататься на санках и лыжах.

Мороз и солнце – день чудесный! Но ...

  • Зимой существует опасность получить травму во время гололёда. Поэтому ступать нужно на всю стопу, идя мелкими шагами, не торопясь, ноги слегка расслабить в коленях.
  • Дороги стали скользкими, нужно быть осторожными при их переходе – можно упасть.
  • Водителю трудно остановить машину, а при резком торможении её может занести на тротуар.
  • Когда идёт снег поднятые воротники, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – всё это сковывают движение и  мешают пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.
  • Стёкла машин залеплены снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.
  • Не играй в снежки на тротуарах и проезжей части улицы, дорогах.
  • Не катайся на санках, лыжах и коньках на тротуарах, около дороги или на ней.
  • Не цепляйся за бампер проезжающей мимо машины. От вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

  • Какие меры предосторожности надо соблюдать при гололёде?
  • Почему водителю трудно остановить машину?
  • Где нужно играть, кататься на лыжах и санках?
  • Почему нельзя цепляться за бампер машины?

Правила поведения при сезонных изменениях погоды.

В пасмурный дождливый день

повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина.

Во время дождя надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. А машине трудно затормозить.

Когда идёт дождь поток воды по стеклу машины, забрызганные стёкла грязью ухудшают видимость, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – всё это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.

Надо быть очень осторожным!

Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу!

  • Почему надо быть особенно осторожным, переходя дорогу в дождь?
  • Почему в дождливую погоду водителю плохо видно дорогу и светофор?
  • Почему в дождливую погоду водителю трудно затормозить?
  • Что мешает пешеходам осматривать дорогу во время дождя?

Перекрёсток.

Перекрёсток – место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрёстки бывают: четырёхсторонние (крестообразные и  Х- образные), трёхсторонние (Т – образные  и  У – образные), многосторонние (от которых отходит более 4-х улиц)

Каждый перекрёсток имеет свои границы; чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекрёсток. Часть улицы, расположенной между двумя перекрёстками, называется кварталом. 

Перекрёсток, который занимает большую территорию и где пересекаются или берут начало несколько улиц, называется площадью.

Перекрёстки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светом и без него.

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зелёный человечек – иди.

Нерегулируемые перекрёстки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу.

Если на перекрёстке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подаёт команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрёстке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

Спросите у детей:

  • Как называется место, где пересекаются улицы?
  • Как называется место, где пересекаются и берут начало несколько улиц?
  • Какие бывают перекрёстки?
  • Как переходить регулируемый перекрёсток?
  • Как переходить нерегулируемый перекрёсток?
  • Кто руководит нерегулируемым перекрёстком?
  • На светофоре горит зелёный свет, а регулировщик запрещает переход. Как ты поступишь?

Светофор.

Светофор – лучший друг перехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее. О том, что означают сигналы светофоры, кратко и понятно написал поэт Сергей Михалков:

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Жёлтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Бывают светофоры  и с одним «глазом» - жёлты. Обычно он постоянно мигает. Ставят такие светофоры на тех улицах, где нет очень сильного движения транспорта. Этот светофор предупреждает водителей – здесь пешеходы могут переходить улицу. Правда, сам пешеход должен быть на это переходе вдвойне осторожен – всякие у на бывают водители, и не каждый снижает скорость перед таким светофором.

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой.  Загорелся идущий зелёный человечек – иди.

Если на перекрёстке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подаёт команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрёстке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

  • Как называется прибор, регулирующий движение на улице?
  • О чём говорит кранный сигнал светофора? Жёлтый? Зелёный?
  • Чем опасна дорога, где стоит светофор с одни (жёлтым) «глазом»?
  • Что вы знаете о специальном светофоре для пешеходов?
  • Кто регулирует движение, если светофор не работает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в словесные игры

Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....