Игры по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Тюляндина Юлия Александровна

Игры по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_ot_2_do_4_let.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ

"Разговариваем по телефону"

Возраст: 2-3 года.
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

"Отвечаем на вопросы"

Возраст: 2-4 года.
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

"Что бывает…. Какое бывает…"

Возраст: от 3 лет.
Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..
Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

"Что сначала, что потом"

Возраст: от 3-4 лет.
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть

ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ

В этих загадках есть одна изюминка: на них ну очень хочется ответить неправильно. Они научат ребёнка думать, быть внимательным и не поддаваться на разные хитрости. А ещё они развивают чувство юмора.
***
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый…слон (медведь)
***
Быстрее всех от страха
Несётся… черепаха (заяц)

***
По горной круче проходил
Обросший шерстью… крокодил (козёл)
***
В тёплой лужице своей
Громко квакал… муравей (лягушонок)
***
С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает… корова (обезьяна)
***
Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку… ёж (жираф)
***
Под луною песню петь
Сел на веточку… медведь (соловей)
***
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… волк (медведь)
***
Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный… лев (конь)
***
Фрукты хоботом берёт
Толстокожий… бегемот (слон)
***
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… муравей (свинья)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу… баран (дятел)
***
Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей… комар (филин)
***
К цветку приставишь ухо,
А в нём жужжит, поёт
Старательная… муха (пчела)
И собирает мёд.
***
В чаще голову задрав,
Воет с голоду… жираф (волк)
***
Клубком свернулся — ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий… конь (ёж)
***
На заборе поутру
кукарекал… кенгуру (петух)
***
Как в автобусный салон,
К маме в сумку прыгнул… слон (кенгурёнок)
***
Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей… петух (лев)
***
Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?»… мышей (собак)
***
Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)
***
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая… лисица (белка)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Чтобы речь ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи!)

«Закончи предложение»
(употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
«Кому угощение?»

(употребление трудных форм существительных)

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова»

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т. д.
«Кто кем хочет стать?»



(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк»
(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид;
Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто

СТИШКИ-ЗАСЫПАЛКИ )

Кроме привычных колыбельных песенок существует множество детских стишков-засыпалок. Они также являются одним из жанров русского народного фольклора. Выучите их, и попробуйте «позасыпать» с малышом в игровой форме. А вдруг подействует?

А куда поедем днем, перед сном?
Со станции Топтушкино
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И чу-у-уточку поспать.

На станции Вставайкино
Проснешся — выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!

Ну, а пока — приехали
На станцию… Кровать!
На этой самой станции
Так сладко засыпаать…

Дедушка-Вредушка
Дедушка-Вредушка
К нам не заходи!
Дедушка-Вредушка
Дом наш обойди.
Нет у нас
Капризных деток —
Нет, нет, нет!
Видишь, спать ложимся?
Видишь — выключаем свет?!

Пять щенят
Пять щенят cпать хотят,
А шестой — не спит.
Пять щенят спать хотят,
А шестой — шалит!
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал… («спать пора!»)
Мирно хвостиком вильнул
И — быстрее всех… (уснул)
И тебе он, между прочим
Пожелал… («Спокойной ночи»)
***
Спи малыш мой сладко сладко
Пусть присниться шоколадка
Или зайчик или мишка иль веселая мартышка
Спи сыночек засыпай
глазки сладкий закрывай!
***
Сладко спи ребенок мой
глазки поскорей закрой
баю-баю птенчик спать!
будет мать тебя качать,
папа сон оберегать!
***
Пусть тебе радость приснится во сне,
Сказочный сад и жар-птица в огне,
Пусть в гости прийдёт к тебе плюшевый слон,
И пусть охраняет твой сказочный сон.
И пусть тебя ночь покрывалом укроет
Луны мягкий свет твои глазки закроет.

Ежата
Трое маленьких ежат
На кровати в ряд лежат.
Рядом мамочка-ежиха
Говорит им тихо-тихо:
Вам давно пора уж спать,
Чтобы рано утром встать,
Посмотреть, как на поляне,
Лошадь белая в тумане,
Тихо будит облака.
Как притихшая река
Ветки ивы умывает,
Как туман под солнцем тает,
Как, рассеивая тень,
К нам приходит новый день.
А пока, ежатки, спите,
В новый день во снах летите

Пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

СЧИТАЛКИ-ЗАСЫПАЛКИ
РАЗ – пора ложиться спать,
И игрушки убирать.
ДВА – не надо нам лениться,
Перед сном водой умыться.
ТРИ – не ныть, а раздеваться.
На ЧЕТЫРЕ – постараться
Аккуратно, не спешить!
Вещи рядышком сложить.
Ну, конечно же, на ПЯТЬ
Нужно быстро лечь в кровать.
И приятно будет очень
Всем сказать: «Спокойной ночи!»
ШЕСТЬ – на правый лечь бочок,
Не крутиться, как волчок!
СЕМЬ – закрыть покрепче глазки.
ВОСЕМЬ – ДЕВЯТЬ – слушать сказки,
Но глазами не моргать.
А на ДЕСЯТЬ – крепко спать!

Засыпалка
Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
Мы столько сегодня прыгали,
Что больше совсем не хотим,
Чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
Чтоб завтра снова пуститься в путь!»

И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
Мы одевали, кормили и мыли,
И еще рисовали,
Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился и помогал!
И ложку держать и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали,
Мы целый день
Всех внимательно слушали,
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
Если б поспали!»

И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Мы так устали, что аж защипали.
Мы столько сегодня видели,
А теперь хотим мы поспать,
Давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
Я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
Чтобы завтра опять
»Доброе утро" сказать!"

И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
Почмокал, почавкал и прорычал,
Я тоже очень устал!»

И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
Отдыхайте и спите,
А я буду вас охранять,
Спокойно дышать и дышать...»

РАЗУЧИВАНИЕ ПОТЕШЕК И СТИХОВ

Как правило, мы очень много читаем нашим деткам и стихов, и потешек, и сказок. Дети обладают уникальной способностью все «схватывать на лету». Стихи даже не приходится специально заучивать, иногда достаточно пару раз прочесть стих и все – ребенок знает его весь от начала и до конца, да еще и вас поправит, если вы ошибетесь.
Очень удобны стихи, где есть вопрос и ответ. Именно такие стихи удобны для развития связной речи. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

Предлагаю вам небольшую подборку таких стихов и потешек, где есть вопрос и ответ.

***
- Курочка - рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка - рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка - рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка - рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
***
- Курочка – рябушечка, дай водицы кружечку!
- Дала бы, да нету!
- Курочка – рябушечка, а что у тебя в ведерках?
- Пусто!
- Я ведь по воду иду надо торопиться,
Ты здесь с кружкой постой,
Вот когда пойду с водой
Дам тебе напиться.
***
- Кисонька - мурысонька где была?
- На мельнице
- Кисонька - мурысонька что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька - мурысонька что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька - мурысонька с кем прянички ела?
- Одна,
- не ешь одна, не ешь одна. (Мы еще добавляем: делись с Полей, делись с мамой и т.д.)
***
- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Оладушки.
- Что пили?
- Квас.
Раз, раз, еще раз - хлопаем в ладоши!
Раз, раз еще раз - летний день хороший!
Ладушки, ладушки! Хорошо у бабушки.
***
- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
- Серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
***
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему лесу я краса!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Похвалялися ежи:
— У нас шубки хороши!
Похвалялся зайка:
— Пойди, догоняй-ка!

СТРИЖЕМ НОГОТКИ С ПОТЕШКОЙ

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
Скакали, кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

ПОТЕШКИ ПЕРЕД СНОМ

Раз, два, три, четыре, пять!
Мама с Тимой будут спать.
Раз, два, три, четыре!
Стало тихо вдруг в квартире.
Раз, два, три!
Ничего не говори.
Раз, два!
На подушке голова…
Закрываются глаза и…
Раз! Сладкие сны для нас…
***
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет.

***
Маленький котенок спит и видит сон:
Будто стал он птичкой — серым воробьем,
Прыгнул на окошко и взметнулся ввысь,
Маленькие крылья к небу понесли.
Там, где солнце, звезды, месяц и луна,
Там, где проплывают чинно облака.
Там летал котенок — серый воробей,
А летал котенок, чтоб расти скорей.

***
У щенка весь дом — забота,
Двор, крыльцо — его работа.
Он гонялся за мячом,
Покрутился за хвостом,
Молоко попил с котенком,
Травку пощипал с козленком.
Уморился наш щенок,
Крепко спит без задних ног.
***
Спи малыш мой сладко-сладко.
Пусть приснится шоколадка.
Или зайчик или мишка иль веселая мартышка.
Спи сыночек засыпай.
Глазки, сладкий, закрывай!
***
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой.
Баю-баю птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать!
***
Собака на кухне пироги печет.
Кот в углу сухари толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курочка в сапожках избушку метет.
Вымела избушку, положила половичок:
- Ляг, половичок, под порог на бочок!

ПОТЕШКИ-ЧАСТИ ТЕЛА

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

(Водя пальчиком дитятки по называемым частям тела):
Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать).

Для чего сыночку ножки?
(гладим ножки)
Чтобы бегать по дорожке!
(Топаем по пеленке ножками)
Для чего сыночку ушки?
(трогаем ушки)
Чтобы слушать погремушки!
(гремим игрушкой)
Для чего сыночку ротик?
(касаемся губок)
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего сыночку глазки?
(показываем глазки, бровки)
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего сыночку спинка?
(гладим спинку вверх и вниз)
Чтоб валяться на простынке!
Для чего сыночку попа?
(массаж попы, похлопывания)
Что его ладошкой хлопать!

"Сыночку" можно заменять на
"ребенку" или "дочурке".

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

Ножки бегали, скакали
Маше спать не давали.
Зубки наши кушали,
Ушки маму слушали.
Прыг, прыг, скок, скок
Улыбается роток.
Ручками похлопаем,
Мамочку обнимем.
Ножками потопам
Всю усталость снимем.

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок,
Пощекочем твой бочок.

Где же наши ушки?
Слушают частушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

УГОВОРУШКИ

Как успокоить малыша, уговорить его не плакать, скушать кашу, отыскать свои вещи?
Возможно, для этих непростых — ох, непростых! — случаев могут пригодиться вот такие «уговорушки».

 Уговорушки для плакс

Если в доме кто-то плачет…

√ ГОРОШИНКИ НЕПРОШЕНКИ

Го-ро-шинки,
Не-про-шенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Насти добрались?
Не-е-ет,
Портить настроение
Никто вас не просил!
А может мы не плакали,
А дождик моросил?

√ СЛЕЗИНКИ-РОСИНКИ

Дома нашей Вале
Плакать не давали:
Умывали,
Одевали,
В садик привели —
Слезки потекли!
Это не слезки,
Это — росинки,
Что ночевали
На тонкой осинке.
Как они солнышка ждали!
А дождались — и пропали!

√ АБРИ-ФИНИ,МОКРЫЙ НОС!

Абри-фини,
Абри-кос!
Едут слезы
Без колес!
Едут, едут,
Катятся!
Капают
На платьице!
Плачут щеки,
Плачет нос:
«Нам не дали
Ааа-бри-кооос!»
Ну подумаешь —
Не дали
Абри-фини,
Абри-кос!
Но зато
Поцеловали
В самый мокрый
В мире нос!
Чмок!!!

√ ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ

Мы поскачем-скачем-скачем,
Скачем на лошадке!
Мы совсем уже не плачем,
Все у нас в порядке!
Или:
Мы поскачем-скачем-скачем,
Скачем на лошадке!
Мы давным-давно не плачем,
Все у нас в порядке!

Уговорушки на разные случаи жизни

√ Мирит нас МИРИЛОЧКА – вместеговорилочка!

Поссорились? Бывает. Давайте подойдем к ребенку, и пригладим его непослушные вихры, и заглянем в его глаза, и обнимем его ласково, а там и до улыбки уж не далеко…

Начните говорить – а он подхватит:
- Это – ты,
А это – я.
- Ты – хороший у меня,
Мой подарок дорогой
И не нужен мне другой!
И унесет куда-то вместеговорилочка следы вашей ссоры, и все забудется, все победит любовь!

√ После ССОРЫ

Как же это – хорошо!
Никуда не торопиться,
Не молчать
И не сердиться –
Так вот просто
Рядом с мамой,
С мамой рядышком – иди,
В небе солнышко увидеть
И – домой его нести!

√ ПЛОХОЕЖКАМ — ПРИВЕТ!
Пришел сегодня в гости
Не доктор Айболит.
Пришел сегодня в гости
ХОРОШИЙ АППЕТИТ!
Большую…
Нет, БО-О-ОЛЬШУ-У-УУУЮ
Взял тарелку
И ну стучать по дну:
«Скорее дайте каши!!!
Хоть ложечку одну!»

√ КУДА ПОШЛИ КОЛГОТКИ?

В деревню Потеряево
Пошли гулять колготки.
Пошли — и потерялись там.
Ах, бедные сиротки!
Сидят они под кустиком,
Не плачут, а — ревут!
Хозяюшку, хозяюшку,
Хозяюшку зовут!
И вспомнила хозяюшка
Где вечером была!
Сходила в Потеряево,
Колготочки нашла!

√ ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА МОЛЧОК?

Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
Помолчим…
Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на… Пришел Молчок!
Не спугни его, смотри,
Ничего
Не говори, тсс…

Уговорушки перед отходом ко сну

√ А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ?

Со станции Топтушкино
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И — чу-у-уточку поспать!
На станции Вставайкино
Проснешься — выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!
Ну а пока приехали
На станцию… Кровать!
На этой сонной станции
Так сладко засыпать…

√ ТРОПИНКА КО СНУ

Пять котят
Спать хотят,
А шестой не спит.
Пять котят
Спать хотят,
А шестой шалит!
Хвостиком виляет,
Громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал: «…………!»

(«Спать пора!»)

Мирно хвостиком вильнул
И быстрее всех ………

(уснул)

И тебе он, между прочим,
Пожелал………………..

(«Спокойной ночи!»)

√ ДЕДУШКА ВРЕДУШКА

Дедушка-Вредушка,
К нам не заходи!
Дедушка-Вредушка,
Наш дом обойди,
Нет у нас
Капризных деток –
Нет, нет, нет!
Видишь – спать ложимся?
Видишь –
Выключаем свет?

СТИХИ-ОДЕВАЛОЧКИ

Брюки
Давай помоем руки!
Затем наденем брюки,
Просунем обе ножки
И побежим к Серёжке!

Рубашка
Надеваем мы рубашку
И пойдем встречать Наташку!
Сколько пуговок у нас?
Посчитаем сей же час.

Есть кармашек у рубашки.
Посмотри, скорей, Наташка!
В нем лежит цветной платочек,
А на нем блестит цветочек.

Посмотри, Наташка!
Хороша рубашка!

Куртка
Куртка нас всегда согреет.
В ней выходим мы гулять.
Пусть повсюду ветер веет —
Будем весело играть!

Шапка
Я тебя возьму в охапку.
Ну, теперь наденем шапку!
Спрячем в нее ушки,
Не видать макушки.

Ботинки
Вот стоят твои ботинки.
Будем бегать по тропинке.
Раз — шнурочек, два — шнурочек!
Обувайся, мой сыночек!

Рукавички
Руки спрячем в рукавички —
Разноцветные сестрички.
Сможем дольше мы опять
На морозе погулять

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ!

Эти упражнения — уникальное средство для развития речи ребенка)

1 Массаж

Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.

Упражнения пальчикового массажа

Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.
Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.
Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.
Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.
Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.

2 Упражнения с предметами

Сборка/разборка пирамидки.
Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой.
Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек).
Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой.
Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие.
Проталкивание монеток разного размера в копилку.
Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.
Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица).
Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.
Завязывание бантов, шнуровка обуви.
Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.
Рисование пальчиками, мелками.
Лепка из пластилина, теста, глины.
Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.

3 Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок

Вот кулак, (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени т.д.)
А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)
На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)
И крадется потихоньку. (3 раза) (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)
Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему подмышку.)
В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)
Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)
В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)

Ежик, ежик колкий!
Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)
Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)
Ежик, ежик колкий!
Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)
Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.)

Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Была тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите: „тс-цс-с”.)
Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „ш-ш-ш”.)
И вот уже дождик, тихонько, ты слышишь, (Указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности.)
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)
Наверно(е) сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)
Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики „идут” по поверхности.)
И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.)
И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.)

Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)
Хвостиком пошевелил, (Заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой.)
Ушки вверх поднял. (Обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки.)

4 Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста
Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но еще и обучающий характер.
Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п.

КОЛЛЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СЧИТАЛОК

Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.
***
Стакан, лимон - выйди вон.
Стакан воды - выйди ты.
***
Ехала машина тёмным лесом
За каким-то интересом,
Инти, инти, интерес -
Выходи на букву "эс".
***
Шёл крокодил,
Трубку курил,
Трубка упала и написала:
Шишел-мышел,
Этот вышел.
***
Начинаеся считалка,
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
***
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой,
Убегает зайчик мой.

Раз, два, три, четыре, пять -
Игры будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем - водишь ты.
***
Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит - выходи.
***
Прилетела стрекоза,
Как горошины глаза,
А сама как вертолёт,
Влево, вправо, взад, вперед.
***
Утром бабока проснулась,
Улыбнулась, потянулас,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
А четыре - улетела.

***
Раз, два, раз, два,
Вот берёзка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок -
Выходи-ка ты, дружок.
**
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы -
Выходи из круга ты.
***
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт.
***
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить.
Выходи - тебе водить.
***
Прыг да скок, прыг да скок,
Скачет зайка - серый бок.
По лесоку прыг, прыг, прыг,
По снежочку - тык, тык, тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.
***
Бубенчики, бубенчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зелёной полосе,
Сели на сарай.
Беги, догоняй.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплыл ясный круглый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай метлу,
А я в карете подмету.

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.

**
Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит,
Если веришь, стой и жди,
А не веришь - выходи!
***
На золотом крыльце сидели
Царь. царевич
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честный и добрых людей!
***
Катилась апельсина До города Берлина,
Уроки не учила
И двойку получила.
***
На золотом крыльце сидели
Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Мак-Дак и три утенка,
Выходи, ты будешь Понка!
Если Поночка уйдет,
Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!
***
Вышел немец из тумана Вынул ножик из кармана
Буду резать, буду бить
Все равно тебе водить.
***
- Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
- А еще?
Еще лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
***
Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
***
Родились у нас котятя
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!
***
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто-куда!
***

Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
***
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
***
В гараже стоят машины -
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?
***
Катилося яблоко мимо сада,
мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.
***
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
***
Зайчишка - трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит, грызет,
Иди прочь - хозяин идет!
***
Шышел-мышел,
Взял, да вышел.
***
Кады, бады, налей воды.
Корове пить, тебе водить.
***
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
К ним повадился сам друг
Крестовик - большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы спросим:
"Ты, обжора, не ходи!"
Ну-ка, Машенька, води!
***
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташка,
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай – ка, не робей!
***
"Тили – тели", -
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
***
Вышли мышки как - то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
***
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
***
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

***
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать;
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
***
Свинка ходит по бору,
Щиплет лебеду – траву,
Она рвет, не берет,
Под березку кладет.
***
Раз – елка,
Два – дубок,
Три – березовый гаек
А четыре – это травка,
Пять – пчелка трудится опять,
Шесть – еж колючий под пеньком.
Семь – гриб под дубом вырос.
Восем...
***
Раз, два – деревья
Три, четыре – вышли звери
Пять, шесть – падает лист
Семь, восемь – птицы в лесу
Девять, десять – это синички подняли красные личка.
***
Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.
***
Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду его искать.
***
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
***
Шарага, барага, По кусту, по насту,
По лебе, лебедке,
Штучка, плетка,
Соколик, вон.
***
- Заяц, белый,
Куда бегал?
- В лес зеленый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон!
***
Серый зайка вырвал травку.
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот и вон пойдет.
***
Катилось яблоко по блюду,
Я водить не буду.
***
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз - два - три,
Королевой будешь ты!
***
Собирала белка шишки,
Для енота и для мышки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Найду шишку я опять.
Три еноту и три мышке,
Остальные кому шишки?
***
В даль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем - водишь ты!
**
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы выходим поиграть.
Надо воду выбирать,
Будем мы тогда считать.
Топ, топ, топоты,
Водой точно будешь ты.
***
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы решили поиграть,
Но не знаем, как нам быть,
Не хотел никто водить!
На тебя укажем мы:
Это верно будешь ты!
***
Ела Маша кашу,
Кашу не доела.
"Раз, два, три" - сказала
И картошку съела.
Кто три ложки возьмёт,
Тот и вон пойдет.
***
Раз, два, три.
На полянку выходи,
Хороводы заводи,
Кто остался,
Тот води.
***
Аты-баты чума-чум
Ачерепа атамбум
Бумафера атарас
На горе вечерний час.
Свиньи в бане танцевали
Все кадушечки сломали.
Чики-брики ковшик

Мы собрались во дворе,
Дело было в сентябре.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы решили поиграть.
Сколько будет два плюс три?
Если знаешь, то води!
***
Черепаха и улитка
Побежали очень прытко.
Ты за ними поспевай
Из считалки вылетай.
***
Говорят на заре,
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка
Вот и вся считалка.
***
Семь ворон сидели тихо
Подлетела к ним слониха
И как крикнет: "Кар-кар-кар!"
Ты не веришь, выйди сам.
***
Повар, поваренок,
Киска и котенок.
Весело играли,
Прыгали, скакали
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем заново считать.
***
Мы представим, что мы белки;
Будем мы играть в горелки;
Мы собрали листьев груду,
Я водить уже не буду!
***
Я играю с вами в прятки,
Я считаю до пяти.
На кого я попадаю,
Выходи, давай води.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять -
В сад ходили, в лес ходили,
И на речку приходили.
Покупались немножко -
Вдруг идёт на встречу кошка
Мыши кошке говорят:
"Становись-ка с нами в ряд,
Будем мы сейчас считать,
Всё равно тебе искать!"
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы подряд искать:
Мячик, яблоко, печенье,
Зубочистки и варенье.
Будем мы искать везде -
И на небе, и в воде,
Под горой и под диваном,
Ив конюшне, и под ванной,
А вот если не найдешь,
То тогда ты вон пойдешь.
***
Раз, два, три, четыре.
Кот живет у нас в квартире.
Пять, шесть, семь, восемь,
На обед мышей он носит.
Девять, десять, пять и пять,
Я успел вас посчитать
***
Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу с тобой играть.
Заходи скорее в круг,
Будем веселиться друг.
Шесть, семь, восемь,
У ребят мы спросим:
"Кто быстрее и ловчее,
Тот и выйдет поскорее".
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Вдруг козлёнок выбегает,
И к ребятам подбегает,
А кого козёл боднёт,
Значит водой будет тот.
***
Ушки, глазки, носик, хвостик,
Получился добрый котик,
Он считает до пяти,
Тот, кто пятый выходи.

***
Раз, два, три, четыре, пять,
В доме номер двадцать пять
Веселились до ура
И сказали: "Нам пора!"
Первый вышел муравей,
Второй вышел соловей,
Третий вышел попугай,
А четвертый: "Догоняй!"

Развиваем речь, играя

Для детей от 3 до 4 лет

"Разные вопросы"

Цель: усвоение грамматических основ русского языка.

Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом: 
Где растут листья? (На ветке). 
Где растут ветки? (На дереве). 
Где растут деревья? (В лесу). 
Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом нельзя помогать себе руками.

"Чудесная коробка"

Цель: развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов, освоение правильного употребления родовых местоимений.

Нам понадобится любая вместительная коробка. Конечно, было бы просто замечательно обернуть её красивой бумагой, или просто раскрасить. Тем самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладём в неё самые разные предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша. "Посмотри, какая красивая коробка!Давай заглянем, что в ней лежит?". Достаём предметы по одному, кратко описывая. "Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У неё нарядное платье и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое варенье.".

После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать из коробки. "Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он круглый и синий. Оно сладкое и вишнивое." 
После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье, обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.

"Прятки-догадки"

Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление предлогов В, НА, ПОД.

Предложите Вашему малышу поиграть в "прятки-догадки". "Я расскажу тебе историю про одного мальчика (девочку), а ты постарайся выполнить всё, о чём я буду говорить". 
"Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет её мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - там его нет. А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где - под столом!" 
Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д.

"Угадай-ка"

Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка. "Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама - кошка, а папа - кот." Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных. 
После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам пришли домашние (дикие) животные.

"К нам пришло письмо"

Цель: развитие связной речи, воображения.

Напишите Вашему малышу письмо от имени его любимого сказочного героя или игрушки. Запакуйте в конверт и тожественно вручите ребенку. 
Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему послания. "Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь играть". Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более трёх), обговорить, как с ними можно играть. 
После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.

"Путаница"

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать". 
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста. 

Знает это ребёнок любой - 
У апельсина цвет ... голубой. 

Корова мычит, 
Поросёнок хрюкает, 
Тигр рычит, 
А собака ... мяукает. 

Как на нашей улице 
Крякали две ... курицы. 

Известно каждому ребенку - 
Корова - мама жеребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....