Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольника
статья по развитию речи на тему

Пухомелина Ольга Васильевна

Дошкольный возраст – возрастной этап, ведущим видом деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых: водить машину, готовить обед, лечить больных, что порождает у него потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи

Дошкольный возраст – возрастной этап, ведущим видом деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых: водить машину, готовить обед, лечить больных, что порождает у него потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. По мнению Д.Б. Эльконина, игра – это «воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми». В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Человеческая игра – такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Содержанием развёрнутой, развитой формы ролевой игры выступает не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемы через действия с предметами; не человек – предмет, а человек – человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходит через роль взрослого человека, которую берёт на себя ребёнок, то именно роль и органически связанные с ней действия и есть единица игры.

Усвоение и расширение представлений о предметном мире и действиях людей тесным образом связано с игровыми действиями детей. Игровые действия по своему рисунку соответствуют реальным действиям людей той или иной профессии. Но они своеобразны и своеобразие их заключается в том, что в игре они совершаются не с теми орудиями, инструментами, с которыми действуют взрослые, а с их заменителями. В качестве основных структурных единиц игры выделяют воображаемую ситуацию, роль и реализующие её игровые действия. Основу роли в развитой сюжетно-ролевой игре составляют не предметы, а отношения между людьми.

Ролевая игра не является продуктивной деятельностью, мотив игры заключён в самом её процессе. При этом развитие мотивов игры просматривается в изменении содержания. На ранних этапах детства мотив игры реализует потребность в действиях с предметами. Затем, в ходе формирования потребности действовать как взрослый и вычленение взрослого в качестве образца, мотивом становятся не игровые действия, а воспроизведение роли. В развитой игре именно воображаемая ситуация и роль становятся центральным смыслообразующим мотивом.

Период расцвета дошкольной игры связывают с появлением роли, ролевого поведения. Именно роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с миром взрослых. Выполняя игровую роль, ребенок действует как взрослый, он как бы отождествляет себя с ним. Пройдя существенный путь своего развития, роль возникает тогда, когда социальные отношения людей их правила и функции становятся предметом активного отношения и сознания ребенка. Через роль мир социальных отношений проникает в сознание ребенка и поднимает его на более высокий уровень.

Для нашего исследования наибольший интерес представляет роль игры в становлении совместной деятельности детей  и речи.  

Взаимоотношения дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр изучались Усовой А.П.  Исследователь показывает, что ребенок при становлении у него сюжетно-ролевой игры начинает нуждаться в партнере, что, в свою очередь, определяет характер взаимодействия детей в играх: постепенный переход от игры «рядом», когда каждый сосредоточен на своей деятельности и соблюдает дисциплину расстояния - к совместным действиям с партнером. Именно совместная деятельность вызывает детей на общение и установление отношений друг с другом. А.П. Усова подчеркивает, что взаимодействие детей проявляется различно: механическое слияние разнородных по существу игр приводит к мирному течению двух индивидуальных деятельностей; взаимодействие на основе общего содержания игры или личностных отношений и предпочтений ставит детей перед необходимостью действовать более согласованно, в данном случае общение выражено наиболее ярко.

Общение в игре носит двусторонний характер. С одной стороны, социальный характер игры предполагает согласование действий, организацию взаимодействия двух или более индивидов, которое невозможно без общения партнеров, без наличия у них определенного уровня речевого развития. С другой стороны, сама игра как социальная, коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в разноплановые контакты, является эффективным способом организации.

В многочисленных исследованиях показано, что игра оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка.

Известно,  что  куклы  имеют разные  функциональные  значения: кукла-малыш,  кукла,  имитирующая определенную  профессию;  кукла-воин,  охотник,  родитель,  герой произведения,  супермен  и  пр.  Образ  младенца  вызывает  естественное  чувство  заботы,  желание  ухаживать  за  ней,  то  есть  повторить реальную  жизненную  ситуацию. Кукла-собеседник «провоцирует» формирование  диалога.  Роль куклы  в  диалоге,  в  котором  происходит «замена»  реального  контакта с человеком, опосредованным через куклу,  а  иногда  сама  кукла  выступает  в  роли  персонифицированного персонажа  или  субъекта.  

В ходе сюжетно-ролевой игры между детьми возникают контакты двух типов: деловые (или партнерские), которые определяются необходимостью  решения организационных вопросов, и ролевые – т.е. диалоги в соответствии с принятой ролью, составляющие содержание совместной игры. Любая роль содержит в себе отношения и подразумевает сопряженные позиции: мама-дочка, врач-больной,   т.е. предполагает наличие партнера, а значит,  перестраивает все речевое поведение детей. Мотивы общения, в данном случае, детерминируются игровой деятельностью, а вербальная коммуникация становится необходимой составной частью игрового взаимодействия детей, как на деловом, так и на ролевом уровнях. Организация взаимодействия ставит ребенка перед необходимостью ориентироваться на реплики партнера по игре и беседе, учитывать возможности его понимания, что определяет динамику диалогического общения детей.

Уже на четвертом году жизни дети способны оценивать поведение собеседника как результат своих собственных предыдущих высказываний, т.е. проверить, поняты ли они. В речи старших дошкольников появляются особые конструкции, свидетельствующие о формирующейся способности ориентироваться на слушателя: вслед за местоимением ребенок вводит поясняющее, расшифровывающее его существительное, т.е. он строит свое высказывание, исходя из того, что представляется ему понятным, но затем корригирует свою речь, осознавая возможности понимания партнера. Дети пытаются ввести слушателя в свои рассказы, обозначая предварительно тему, указывая, о чем будет идти речь. Данные факты убедительно свидетельствуют о том, что ребенок ощущает себя не единственным субъектом в коммуникативной ситуации (как в более раннем возрасте), т.е. он способен ориентироваться на слушателя, учитывать меру его информированности.

Как было показано выше, к  пяти-шести годам  у  детей  появляется  свобода общения.  Дошкольники  сами  проявляют инициативу  в  диалоге  с  взрослым  и сверстниками.  А  в  процессе  игры  с куклой сами предлагают о себе что-либо  рассказать  кукле-«собеседнику»:  и  об  увиденном,  услышанном,  используя  в  диалоге  речевые клише (приветствия,  прощания,  поздравления),  переносят  и  заменяют  аналогичными  в  соответствующих  ситуациях.  Задают  серию целенаправленных  вопросов  в  четкой  логической  последовательности.  Вопросы  по  своему  содержанию  могут  быть  направлены  к  воображаемому  субъекту,  к  кукле. В таких  игровых  ситуациях  ребенок  продумывает  ответ  за  свою куклу  и  проговаривает  от  ее  лица, меняя  интонацию,  модуляцию  голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»

Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...

Игры для развития диалогической речи дошкольников

Игры для развития диалогической речи  дошкольников....

Игры для развития диалогической речи дошкольников

Игры для развития диалогической речи дошкольников...

Статья. "Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи"

С раннего возраста взрослый вовлекает ребенка в диалог. Далее опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит на взаимоотношения со сверстниками. Диалогическая форма общения становится наибол...