Проект "Наши ловкие ручки "
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Развитие мелкой моторики рук в группе раннего возраста через дидактические игры .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Наши ловкие ручки "24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей раннего возраста

«Наши ловкие ручки».

                                 

                                   «…истоки способностей и дарований детей-

                                      на кончиках их пальцев.»

                                                                              В.А. Сухомлинский.

Название проекта:   «Наши ловкие ручки».

Автор проекта:          Кушпит Людмила Сергеевна –воспитатель группы раннего возраста «Солнышко»

Тип проекта:  познавательно-творческий

Продолжительность проекта:  долгосрочный  

с октября 2015 года по май 2016 года.

Участники проекта:  дети, воспитатели, родители.

Возраст детей:  2-3года.

Актуальность проекта.

За последнее время в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны отмечается значительное увеличение детей с проблемами речевого развития.

Овладение речью - это сложный многосторонний психический процесс, отнимающий значительную часть ресурсов мозга ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.

Едва став на ноги, ребенок начинает интересоваться окружающей обстановкой.

Мозг, выполнив задачу освоения ходьбы, освобождает место для новых задач, связанных с изучением окружающего мира.

Эта тема давно интересовала специалистов.

Еще в Китае в II веке до н.э. они утверждали, что игры с участием пальцев руки приводили в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ученые доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг от друга. Вот поэтому при стимулировании пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики пальцев.

Кисть руки надо рассматривать, как «орган речи» - писала известный исследователь в области развития речи ребенка доктор медицинских наук, профессор Марионелла Максимовна Кольцова.

Игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики, тактильные ощущения, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают внимание, коммуникативные способности, мышление, воображение, речь и память.

Таким образом , учитывая важность проблемы речевого развития, возникла необходимость  расширения работы в данном направлении, что и привело к выбору темы проекта.

Объект проекта: процесс развития речи детей раннего возраста.

Предмет проекта: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.

Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей раннего возраста.

Цель  проекта: способствовать пониманию и развитию речи через развитие мелкой моторики рук, зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Задачи проекта:

1.Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

2. Способствовать развитию речи как средства общения.

3. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

4. Обучение детей сенсомоторным играм.

5. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

 6.Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

 7.Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.

8. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.

9. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей.

Форма проведения:

  • Непосредственно образовательная деятельность.
  • Индивидуальная работа.
  • Работа с подгруппами.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Продукт проекта:

  • Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в группе раннего возраста.
  • Картотека пальчиковых игр.
  • Картотека консультаций для родителей.
  • Уголок по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
  • Изготовление игр и пособий для развития мелкой моторики.
  • Фото-выставка «Играя учимся говорить».
  • Мастер- класс по изготовлению  пособий - игр по сенсомоторному развитию детей третьего года жизни.

Подведение итогов:

  • Выставка игр и пособий по сенсомоторному развитию.
  • Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
  • Конкурс на лучшую игру среди родителей.

Литература:

  1. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
  2. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
  3. Янушко Е. А.  Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года).  Мозаика-Синтез, 2009.
  4. Крупенчук О.И.

Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. , 2005.

  1. Борисенко М.Г. , Лукина Н.А.  Наши пальчики играют. ( Развитие мелкой моторики) ,2003.

6 Кольцова М.М.    Ребенок учится говорить.

  1. Савина Л.П. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. , 2007.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • Подбор и изучение психолого - педагогической литературы по теме  влияние сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
  • Изготовление игр – пособий для развития мелкой моторики рук.
  • Поиск  новых  методов и приемов для развития речи малышей с применением сенсомоторных игр.

Основной этап

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами,
- динамические упражнения; 
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: 
- игры с предметами,
- игры- шнуровки,
- пальчиковый театр,
- мозаика.

3. Работа с педагогами

 -Мастер-класс по изготовлению сенсомоторных игр своими руками.

 -Проведение выставки игр –пособий сделанных своими руками.

  1. Работа с родителями:

Проведение консультаций:  

- «Поиграем вместе»
- «Игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

Конкурс на лучшую игру- пособие 

Заключительный этап

1. Анализ результатов проекта:

– Диагностика уровня развития речи у детей первой младшей группы «Лучики».

2. Постановка задач на будущее.

Виды деятельности

Цели и задачи

1.

Подборка и изучение материала по теме.

Расширить знание по данной теме.

2.

Составление перспективного плана проведения игр развивающих мелкую моторику.

Систематизировать использование  пальчиковых игр в работе с детьми, применяя креативные подходы  повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

3.

Консультации на тему: 

«Поиграем вместе»,
«Игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Расширить знания родителей по данной теме. Ответить на интересующие вопросы.

4.

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению развивающих игр и пособий своими руками.

Заинтересовать педагогов актуальностью данной темы.

5.

Фото-выставка «Играя, учимся говорить»

Показать этапы работы, интерес детей к пальчиковым играм,

6.

Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики.

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

7.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

8.

Диагностика уровня развития речи  у детей группы «Солнышко»  в конце учебного года.

Определить эффективность проделанной работы  по мелкой моторике рук и формированию речевого развития детей.

9.

Анализ проделанной работы по проекту.

Проанализировать результативность

настоящего проекта.

План работы.

Ожидаемые результаты

- У детей отмечается развитие согласованных движений обеих рук.

- Отмечается развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- Отмечается положительная динамика в развитии речи, мышления и воображения.

- Значительно повысились внимание и память детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ловкие ручки- крепкие ножки"

методическая разработка каникул летом...

Детские игры "ЛОВКИЕ РУЧКИ" (из книги Клауса Фопеля).

Вашему вниманию предлагаются разнообразные подвижные игры, специально предназначенные для тренировки рук: тихие и подвижные, развивающие воображение и формирующие конкретные навыки, требующие от детей...

"Ловкие ручки" коррекционная программа для детей 5-7 лет.

Данная программа расчитана на детей, нуждающихся в дополнительной работе по развитию мелкой моторики, осуществляется при индивидуальном подходе с учетом индивидуального маршрута развития воспитанника....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки».

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе «Ловкие ручки». Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно- исслед...

Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Ловкие ручки"

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход разви...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Ловкие ручки»

Кружок «Ловкие ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок...