статья "Коррекционно- логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Cоловетская Наталья Николаевна

статья "Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannee_detstvo_statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10»

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого        развития.

Учитель – логопед 1 кв. категории : Соловетская  Наталья Николаевна

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.

Раннее детство – это особенный период в жизни ребёнка, когда происходит его стремительное  психическое и физическое  развитие – основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности.

Эти процессы тесно связаны с развитием речи.

        К сожалению, неговорящие до 3-х лет дети в настоящее время - явление нередкое. Учеными доказано, что речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что в свою очередь может привести к более серьезным нарушениям.

Поэтому раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребёнка, и поэтому неправильное  воспитание  на данном  возрастном этапе  может привести к задержке речевого развития (ЗРР). Работа  с такими детьми,   именно в период раннего детства,  даёт наиболее эффективные результаты.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является: нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета,  лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Оказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий,  в которых стало бы возможным  интенсивное развитие их речи в раннем возрасте.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Нужно хорошо помнить, что дети будут пользоваться речью, если у них в этом есть потребность, есть желание что-то сказать. Они общаются только с теми взрослыми, с которыми имеется частый эмоциональный контакт. Развитие активной речи довольно часто задерживается как в семье, так и в детском саду. Возникает это в результате того, что у детей не вызывается потребность говорить. Так, например, в семье, где воспитывается один ребенок, взрослые больше говорят сами, не требуя от него ответных речевых реакций; он и не затрудняет себя что-то сказать, попросить словом; незначительный его жест быстро понимается окружающими, и ребенок получает желаемое.

Как и вся коррекционная работа, работа с детьми с ЗРР  начинается с установления контакта. Очень важно на первых порах не настаивать на активности ребенка, чтобы не отпугнуть его и не отвернуть от занятий. Лучше всего начать с игры, которая заинтересует ребенка и вовлечет в непринуждённый диалог. Простые игры на привлечение к действию «пожалей куклу», «поставь автобус в гараж», заинтересуют ребенка и помогут установить необходимый для занятий контакт.  Первые занятия направлены на создание у детей с ЗРР положительной мотивации к процессу общения с взрослым.

Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараюсь  вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры “В гости пришла кукла”, “Айболит”, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У нас в гостях”. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

 Ещё не менее важной составляющей речи является дыхательная гимнастика: “Кораблики”, “Шарик”, “Перышко”, “Загони мяч в ворота”, “Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”, “Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу” и т.д. Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста использую речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, использую  слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем перехожу  к работе над слогами, сначала отрабатываю  открытые слоги- звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов “дай”, “на”, “иди” и составление с ними коротких предложений

Дети с ЗРР, как правило, имеют отягощённый неврологический статус. Их речевое и психомоторное развитие заметно отстаёт. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослого.

Одним из следующих этапов работы с детьми с ЗРР является последовательное и ежедневное развитие мелкой моторики пальцев рук.  Массаж – один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека  - может успокоить, снять боль, помочь победить болезни и даже способствовать речевому и физическому развитию детей.

Большое внимание в своей работе я уделяю  массажу пальчиков и кистей рук, Су -Джок терапия. Логопедический массаж на лице, самомассаж, провожу  с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Выполнение движений сопровождаю классической музыкой,  песенками, прибаутками, стишками, тем самым стимулирую речевую активность ребёнка.

Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом - игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова “кубик”, “кирпичик”, “поставь”, “построить”. Учатся делать “дорожку”, “башенку”, “скамейку для зайки”, “кроватку для куклы”, “диванчик для мишки”, “стол”, “стул” и т.д. Использую  различные виды “вкладышей”, собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

С помощью простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища  учу  малышей  выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играю  вместе с ребенком: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”, “Вова топать, как умеет”, “Большие ноги шли по дороге”. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, использую в работе тактильные таблицы, тактильные дорожки “В гости”, различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Помимо массажа также использую пальчиковые игры или пальчиковую гимнастику. Крайне важно, чтобы они проходили в игровой  атмосфере радостного общения.

Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”, “Этот пальчик в лес пошел” и др. Нравятся детям пальчиковые игры на аудиодиске, с музыкальным сопровождением “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко” и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках “Божья коровка”, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, доска Сегена, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

Перспективным приёмом является рисование пальчиками краской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяю  эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также рисуем с помощью пробки, губки, получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе с манной крупой или песком и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем “рисунок”: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

С ребенком провожу  игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”, “Угадай, на чем играю?”. Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.). На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки “Что шумит?”, “Что гудит?”, “Кто разговаривает?”.

Важной частью коррекционной работы с детьми с ЗРР являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.

Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.  Ежедневно провожу  с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот слоненка”.: Что ведёт к  развитию кинестетических ощущений, усилению  активности губ, языка и развитию их подвижности.

Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения “Водичка, водичка!”, “Покажи у куклы (мишки, зайки)”, упражнения у зеркала “Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки”, “Покажи, где у меня глаза, нос, лоб”. Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, “Разноцветные домики”, палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги. Использую  предметы одинакового цвета, но разной формы - ребенок должен разложить предметы в разные коробки. Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, “Большому зайке - большую морковку, а маленькому....?”, “Это яблоко большое, а это поменьше” и т.д.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения.

Основы здоровья и гармоничного развития, конечно, закладываются  в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются все системы его организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития

Направления  коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития...

Коррекционная-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье раскрывается проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, формы и методы коррекционного воздействия, а также принцыпы воспитания и обучения детей с проблемами в развитии....

Коррекционно – развивающая программа учителя-дефектолога для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Актуальной проблемой педагогики на сегодняшний день является постоянный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии, и важным является как можно более раннее начало работы с детьми по коррекции ...

«Основные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Основные подходы  коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияВ настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще пр...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще приходится работать с детьми с ограниченными возможностям здоровья, в том числе, с детьми с задержкой психического развития.З...