Волшебник русского Севера
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бовина Наталья Анатольевна

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Развитие речи

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Возраст детей: 6 лет

Цель:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству С.Г Писахова.

Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать знакомить с творчеством С.Г.Писахова сказочника и живописца.

2.Познакомить с отдельными фактами биографии С.Г.Писахова.

Развивающие:

1.Развивать умение выражать свои мысли опираясь на впечатление от прочитанного и увиденного.

2.Упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к культуре родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pisakhov.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе  группе.

Тема: «Волшебник русского Севера».

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Развитие речи

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Возраст детей: 6 лет

Цель:  

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству С.Г Писахова.

Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать знакомить с творчеством С.Г.Писахова сказочника и живописца.

2.Познакомить с отдельными фактами биографии С.Г.Писахова.

Развивающие:

1.Развивать умение выражать свои мысли опираясь на впечатление от прочитанного и увиденного.

2.Упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов.

 Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к культуре родного края.

Материал: демонстрационный – портрет Писахова, фото сказочника, репродукции картин, кукла Сеня Малина, овощ редька, фото пр.Чумбарово-Лучинского и памятника «Здравствуйте, люди добрые».

Предварительная работа: чтение сказок , беседы, просмотр мультфильмов по сказкам Писахова, раскраски, рассматривание фотографий С.Г Писахова, репродукций картин, иллюстраций с книгам С.Г.Писахова, экскурсия на пр.Чумбарова-Лучинского к памятнику, фотоквест «Городская Осень на Псковском проспекте».

План:

1 часть – 3 мин.

2 часть – 23 мин.

3 часть – 2 мин.

Ход:

Дети входят в группу, здороваются.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Повернемся мы к гостям,

Улыбнемся мы и там.

- Здравствуйте, гостям мы скажем

И занятие покажем.

1 часть:

Остаемся в кругу.

- Ребята, если мы живем в России, мы кто?

Ответы детей: россияне.

- А если мы живем на Севере, мы кто?

Ответы детей: северяне. Ответы детей: поморы

- Как раньше называли северян, которые жили у моря, кормились морем? Ответы детей: поморы

- Мы живем в городе, мы кто?

Ответы детей: горожане?

- Ребята, мы живем в Архангельске, мы…?

Ответы детей: мы архангелогородцы.

- А как называют людей, которые родились в одном месте, на одной земле, в одном городе?

Если дети затрудняются, подвожу их к ответу.

Ответы детей: земляки.

- Отгадайте загадку:

«Жил угрюмый человек

 Маленького роста.

 Сказки сказывал в свой век,

 Живя довольно просто.

 В сказках тех его душа,

 Бело море и леса,

 Снег, мороз  в них, чудеса,

 В них вся Поморская земля».

- Правильно, сегодня мы поговорим о нашем земляке, архангелогородце, художнике, сказочнике Степане Григорьевиче Писахове.

Дети проходят на стулья (стулья стоят полукругом) в центре портрет сказочника.

Рассказ воспитателя:

- 25 октября 1879 года (137 лет назад) в Архангельске в семье ювелира Писахова Григория Михайловича, проживающего на улице Поморская,27 родился сын Степан. С детства мальчик Степа любил рисовать,  делал это довольно не плохо и мечтам стать художником. Но отец считал, « что и без художников люди проживут»? учитель, врач, сапожник все нужней и не поддерживал стремление сына.

 Не послушался отца Степан и сбежал в Петербург учиться на художника. Стал много путешествовать: был в Греции, Италии, Франции, Египте, Сирии…

Серый Север оставил он вдруг-

То Египет, Бейрут, Палестина

Поманили садами густыми

Взяв этюдник, уехал на юг.

Воспитатель показывает все страны на глобусе.

Но именно вдали от Севера понял, что не может без него жить и часто прибывал в тоске, «а на Севере солнце играет», написал он в своем дневнике. Вернулся Степан Писахов на  свою «малую» родину…

- На «малую» родину, это значит, куда вернулся художник Писахов?

Ответы детей: на Север, в Архангельск.

- И отныне стал путешествовать, только по Северу, чаще ходил в Арктику, на Новую Землю, в Карское море, на Землю Франса Иосифа (показываем на глобусе), изучая природу, жизнь и культуру народов Севера.

Дети с педагогом подходят к месту, где расположены репродукции картин С.Г.Писахова. ( стоят полукругом)

- Все эти картины написал художник  С.Г.Писахов.

- Что писал в своих работах художник?

Ответы детей: природу, Север, северные деревни, природу…

- Какие цвета преобладают в картинах?

Ответы детей: белый, серый, голубой, черный

- Какое настроение у вас возникает у вас, когда вы смотрите на эти картины?

Ответы детей:……..

- А как вы думаете, называется эта картина?

Выслушиваем версии детей.

- «Весна на белом море»,…какие признаки весны мы видим?

- Да почти не какие, только лишь не большие проталины. Вот какая она северная весна, суровая, не всегда приветливая, не многословная…, но и ее и любил Писахов.

Физминутка:

Да, только здесь, на Севере моем, (руки в стороны)

Такие дали и такие зори, ( руки вверх и через стороны вниз)

Дрейфующие льдины в Белом море, ( приседание)

Игра сполохов на небе ночном. (махи руками)

Нехожеными кажутся леса, ( шагаем на месте)

Бездонными – озерные затоны,  (наклоны вперед)

Неслыханными – птичьи голоса, ( закрываем уши)

Невиданными – каменные склоны. ( закрываем глаза)

Здесь, словно в сказке, каждая тропа ( шагаем на месте)

Вас к роднику выводит непременно, (змейка руками)

Здесь каждая деревня так люба, ( руки над головой и на грудь)

Как будто в ней красоты всей Вселенной. (круговые движения руками).

Проходим на стульчики.

Перед детьми портрет С.Г.Писахова, игрушка Сеня Малина, книги со сказками.

- Путешествуя, Степан Григорьевич  много наблюдал, примечал, запоминал, беседовал с местными жителями. Накопилось столько интересного,…и стал Писахов сказки сочинять.

-А сказки-то у Писахова особенные: то ли быль – то ли небылица, то ли правда – то ли нет, то ли шутка – то ли всерьез. И такие сказки  у него смешные!

- Вот послушайте отрывок из сказки «Звездный дождь»:

«По осени звездный дождь быват. Как только он зачастит, мы его собирам, стараемся. Чашки, поварешки, ушаты, горшки, ну и всяку к делу подходящу посуду вытащим под звездный дождь. Дождь в посудах устоится, стихнет. Мы его в бочки сольем и пьем…» (показ иллюстрации)

- Что звезды есть – это правда! И звездопад бывает – это правда! Но в бочки сливать звезды – это  уже сказки!

- А слова-то, какие в сказке: быват, собирам, всяка посуда, подходяща! Как будто старый старичок сказку рассказывает.

- Кто главный герой всех сказок Писахова, кто нам рассказывает все истории.

Ответы детей: Сеня Малина.

- Правильно Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма, что 18 километров от Архангельска. Этот человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник. И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.

Живет он как все мужики «обнакновенно»,  «жона» у него есть «справная», с которой «спорить -  время терять», детей у него «семеро на лавке, пять на печи».

Хороводная игра: «Как у деда Семёна…»

- Ребята, посмотрите! А что это за овощ? (иллюстрация)

- Правильно, дети! Это редька!

- Какая она по форме?

Ответы детей: круглая.

- По цвету?

Ответы детей: черная.

-А по вкусу?

Ответы детей: горькая.

-А у сказочника Степана Писахова – она сладкая! Сказка называется «Сахарная редька». И с этой сказкой можно поиграть. Слушайте внимательно!

 Пальчиковая гимнастика:

«Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее ись».

   - Ели редьку кусками,

     ели редьку ломтями,         

     ели редьку голью,        

     ели редьку с маслом,    

     ели редьку мочену,

     ели редьку сушену,        

     ели редьку с хлебом,    

     ели редьку с кашей,        

     ели редьку с блинами,

     из редьки кисель варили,

     с редькой чай пили!

       

- Вот так здорово! Вот так редька! Послушайте, что же было дальше.

«А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели и так заболели, что свету не взвидел! Побежал к железной дороге на станцию. Поезд отходить собирался. Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел. Поезд шибче, я – бегом. Поезд полным ходом. Я упал, за землю ухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало!»

- Правда, смешно?!

- Ребята, а какие сказки С.Г.Писахова нравятся вам.

Ответы детей.

- Молодцы, ребята.

- Вот какой у нас с вами знаменитый ЗЕМЛЯК был – художник, путешественник, сказочник, шутник.., ну просто ВОЛШЕБНИК какой-то.

- А, как мы, земляки, великого сказочника, художника, путешественника помним о нем и что делаем, чтоб никто не забывали о С.Г.Писахове?

 - Как туристы из других городов и стран могут узнать, что жил на нашей земле такой «волшебник»?

Ответы детей.

- Правильно, есть у нас музей МС.Г.Писахова, что на улице Поморская, памятник Писахову на Чумбаровке, в магазинах можно купить книги сказочника или взять в библиотеке.

- Сейчас задание на внимание: Какой из этих памятников (предложено 3 варианта) стоит на Чумбаровке?

Ответы детей.

- Как называется памятник Писахову?

-  Правильно «Здравствуйте, люди добрые». Стоит Степан Писахов лицом на улицу Поморская. Почему, кто знает?

- Да, там стоял дом № 27, где родился, вырос и прожил всю жизнь Писахов. Теперь там новый высотный дом. Он протягивает руку прохожим…и сложилось поверие, если загадать желание и пожать руку сказочнику, оно обязательно сбудется.

- Молодцы, мы сегодня отлично позанимались, поиграли, много узнали, повторили и закрепили, да гостям скучать не давали. Как сказал бы Степан Григорьевич Писахов: «До свидания, люди добрые».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера (из опыта работы Тырловой Людмилы Анатольевны, воспитателя МБДОУ ЦРР д/сад"Ёлочка" п.Североонежск

В материале представлен план выступления воспитателя Тырловой Л.А. по теме "Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера" (из опыта работы)...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Ознакомление страших дошкольников с культурой русского Севера

В статье представлены направления и формы работы  по ознакомлению старших дошкольников  с традициями русского Севера...

«Детям о русском севере»

Цель:- познакомить с понятием «Север»; объяснить какие природные территории составляют северную часть России;- познакомить с природой и климатом Арктики и тундры;- сформировать представлен...

Сценарий новогоднего утренника "Волшебник Изумрудного севера"

Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы по мотивам сказки "Волшебник Изумрудого города"...