Волшебник русского Севера
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Развитие речи
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность
Возраст детей: 6 лет
Цель:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству С.Г Писахова.
Задачи:
Образовательные:
1.Продолжать знакомить с творчеством С.Г.Писахова сказочника и живописца.
2.Познакомить с отдельными фактами биографии С.Г.Писахова.
Развивающие:
1.Развивать умение выражать свои мысли опираясь на впечатление от прочитанного и увиденного.
2.Упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение к культуре родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pisakhov.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе.
Тема: «Волшебник русского Севера».
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Развитие речи
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность
Возраст детей: 6 лет
Цель:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству С.Г Писахова.
Задачи:
Образовательные:
1.Продолжать знакомить с творчеством С.Г.Писахова сказочника и живописца.
2.Познакомить с отдельными фактами биографии С.Г.Писахова.
Развивающие:
1.Развивать умение выражать свои мысли опираясь на впечатление от прочитанного и увиденного.
2.Упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение к культуре родного края.
Материал: демонстрационный – портрет Писахова, фото сказочника, репродукции картин, кукла Сеня Малина, овощ редька, фото пр.Чумбарово-Лучинского и памятника «Здравствуйте, люди добрые».
Предварительная работа: чтение сказок , беседы, просмотр мультфильмов по сказкам Писахова, раскраски, рассматривание фотографий С.Г Писахова, репродукций картин, иллюстраций с книгам С.Г.Писахова, экскурсия на пр.Чумбарова-Лучинского к памятнику, фотоквест «Городская Осень на Псковском проспекте».
План:
1 часть – 3 мин.
2 часть – 23 мин.
3 часть – 2 мин.
Ход:
Дети входят в группу, здороваются.
Воспитатель:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Повернемся мы к гостям,
Улыбнемся мы и там.
- Здравствуйте, гостям мы скажем
И занятие покажем.
1 часть:
Остаемся в кругу.
- Ребята, если мы живем в России, мы кто?
Ответы детей: россияне.
- А если мы живем на Севере, мы кто?
Ответы детей: северяне. Ответы детей: поморы
- Как раньше называли северян, которые жили у моря, кормились морем? Ответы детей: поморы
- Мы живем в городе, мы кто?
Ответы детей: горожане?
- Ребята, мы живем в Архангельске, мы…?
Ответы детей: мы архангелогородцы.
- А как называют людей, которые родились в одном месте, на одной земле, в одном городе?
Если дети затрудняются, подвожу их к ответу.
Ответы детей: земляки.
- Отгадайте загадку:
«Жил угрюмый человек
Маленького роста.
Сказки сказывал в свой век,
Живя довольно просто.
В сказках тех его душа,
Бело море и леса,
Снег, мороз в них, чудеса,
В них вся Поморская земля».
- Правильно, сегодня мы поговорим о нашем земляке, архангелогородце, художнике, сказочнике Степане Григорьевиче Писахове.
Дети проходят на стулья (стулья стоят полукругом) в центре портрет сказочника.
Рассказ воспитателя:
- 25 октября 1879 года (137 лет назад) в Архангельске в семье ювелира Писахова Григория Михайловича, проживающего на улице Поморская,27 родился сын Степан. С детства мальчик Степа любил рисовать, делал это довольно не плохо и мечтам стать художником. Но отец считал, « что и без художников люди проживут»? учитель, врач, сапожник все нужней и не поддерживал стремление сына.
Не послушался отца Степан и сбежал в Петербург учиться на художника. Стал много путешествовать: был в Греции, Италии, Франции, Египте, Сирии…
Серый Север оставил он вдруг-
То Египет, Бейрут, Палестина
Поманили садами густыми
Взяв этюдник, уехал на юг.
Воспитатель показывает все страны на глобусе.
Но именно вдали от Севера понял, что не может без него жить и часто прибывал в тоске, «а на Севере солнце играет», написал он в своем дневнике. Вернулся Степан Писахов на свою «малую» родину…
- На «малую» родину, это значит, куда вернулся художник Писахов?
Ответы детей: на Север, в Архангельск.
- И отныне стал путешествовать, только по Северу, чаще ходил в Арктику, на Новую Землю, в Карское море, на Землю Франса Иосифа (показываем на глобусе), изучая природу, жизнь и культуру народов Севера.
Дети с педагогом подходят к месту, где расположены репродукции картин С.Г.Писахова. ( стоят полукругом)
- Все эти картины написал художник С.Г.Писахов.
- Что писал в своих работах художник?
Ответы детей: природу, Север, северные деревни, природу…
- Какие цвета преобладают в картинах?
Ответы детей: белый, серый, голубой, черный
- Какое настроение у вас возникает у вас, когда вы смотрите на эти картины?
Ответы детей:……..
- А как вы думаете, называется эта картина?
Выслушиваем версии детей.
- «Весна на белом море»,…какие признаки весны мы видим?
- Да почти не какие, только лишь не большие проталины. Вот какая она северная весна, суровая, не всегда приветливая, не многословная…, но и ее и любил Писахов.
Физминутка:
Да, только здесь, на Севере моем, (руки в стороны)
Такие дали и такие зори, ( руки вверх и через стороны вниз)
Дрейфующие льдины в Белом море, ( приседание)
Игра сполохов на небе ночном. (махи руками)
Нехожеными кажутся леса, ( шагаем на месте)
Бездонными – озерные затоны, (наклоны вперед)
Неслыханными – птичьи голоса, ( закрываем уши)
Невиданными – каменные склоны. ( закрываем глаза)
Здесь, словно в сказке, каждая тропа ( шагаем на месте)
Вас к роднику выводит непременно, (змейка руками)
Здесь каждая деревня так люба, ( руки над головой и на грудь)
Как будто в ней красоты всей Вселенной. (круговые движения руками).
Проходим на стульчики.
Перед детьми портрет С.Г.Писахова, игрушка Сеня Малина, книги со сказками.
- Путешествуя, Степан Григорьевич много наблюдал, примечал, запоминал, беседовал с местными жителями. Накопилось столько интересного,…и стал Писахов сказки сочинять.
-А сказки-то у Писахова особенные: то ли быль – то ли небылица, то ли правда – то ли нет, то ли шутка – то ли всерьез. И такие сказки у него смешные!
- Вот послушайте отрывок из сказки «Звездный дождь»:
«По осени звездный дождь быват. Как только он зачастит, мы его собирам, стараемся. Чашки, поварешки, ушаты, горшки, ну и всяку к делу подходящу посуду вытащим под звездный дождь. Дождь в посудах устоится, стихнет. Мы его в бочки сольем и пьем…» (показ иллюстрации)
- Что звезды есть – это правда! И звездопад бывает – это правда! Но в бочки сливать звезды – это уже сказки!
- А слова-то, какие в сказке: быват, собирам, всяка посуда, подходяща! Как будто старый старичок сказку рассказывает.
- Кто главный герой всех сказок Писахова, кто нам рассказывает все истории.
Ответы детей: Сеня Малина.
- Правильно Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма, что 18 километров от Архангельска. Этот человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник. И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.
Живет он как все мужики «обнакновенно», «жона» у него есть «справная», с которой «спорить - время терять», детей у него «семеро на лавке, пять на печи».
Хороводная игра: «Как у деда Семёна…»
- Ребята, посмотрите! А что это за овощ? (иллюстрация)
- Правильно, дети! Это редька!
- Какая она по форме?
Ответы детей: круглая.
- По цвету?
Ответы детей: черная.
-А по вкусу?
Ответы детей: горькая.
-А у сказочника Степана Писахова – она сладкая! Сказка называется «Сахарная редька». И с этой сказкой можно поиграть. Слушайте внимательно!
Пальчиковая гимнастика:
«Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее ись».
- Ели редьку кусками,
ели редьку ломтями,
ели редьку голью,
ели редьку с маслом,
ели редьку мочену,
ели редьку сушену,
ели редьку с хлебом,
ели редьку с кашей,
ели редьку с блинами,
из редьки кисель варили,
с редькой чай пили!
- Вот так здорово! Вот так редька! Послушайте, что же было дальше.
«А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели и так заболели, что свету не взвидел! Побежал к железной дороге на станцию. Поезд отходить собирался. Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел. Поезд шибче, я – бегом. Поезд полным ходом. Я упал, за землю ухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало!»
- Правда, смешно?!
- Ребята, а какие сказки С.Г.Писахова нравятся вам.
Ответы детей.
- Молодцы, ребята.
- Вот какой у нас с вами знаменитый ЗЕМЛЯК был – художник, путешественник, сказочник, шутник.., ну просто ВОЛШЕБНИК какой-то.
- А, как мы, земляки, великого сказочника, художника, путешественника помним о нем и что делаем, чтоб никто не забывали о С.Г.Писахове?
- Как туристы из других городов и стран могут узнать, что жил на нашей земле такой «волшебник»?
Ответы детей.
- Правильно, есть у нас музей МС.Г.Писахова, что на улице Поморская, памятник Писахову на Чумбаровке, в магазинах можно купить книги сказочника или взять в библиотеке.
- Сейчас задание на внимание: Какой из этих памятников (предложено 3 варианта) стоит на Чумбаровке?
Ответы детей.
- Как называется памятник Писахову?
- Правильно «Здравствуйте, люди добрые». Стоит Степан Писахов лицом на улицу Поморская. Почему, кто знает?
- Да, там стоял дом № 27, где родился, вырос и прожил всю жизнь Писахов. Теперь там новый высотный дом. Он протягивает руку прохожим…и сложилось поверие, если загадать желание и пожать руку сказочнику, оно обязательно сбудется.
- Молодцы, мы сегодня отлично позанимались, поиграли, много узнали, повторили и закрепили, да гостям скучать не давали. Как сказал бы Степан Григорьевич Писахов: «До свидания, люди добрые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по приобщению к национальной культуре и традициям русского севера.
Духовно-нравственное воспитание...
Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера (из опыта работы Тырловой Людмилы Анатольевны, воспитателя МБДОУ ЦРР д/сад"Ёлочка" п.Североонежск
В материале представлен план выступления воспитателя Тырловой Л.А. по теме "Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера" (из опыта работы)...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Ознакомление страших дошкольников с культурой русского Севера
В статье представлены направления и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с традициями русского Севера...
«Детям о русском севере»
Цель:- познакомить с понятием «Север»; объяснить какие природные территории составляют северную часть России;- познакомить с природой и климатом Арктики и тундры;- сформировать представлен...
Сценарий новогоднего утренника "Волшебник Изумрудного севера"
Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы по мотивам сказки "Волшебник Изумрудого города"...