"Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Статья предназначена для воспитателей старших групп,для родителей.Она раскрывает значимость  использования данной технологии для обучения рассказыванию,составления описательных рассказов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati.docx486.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №72 «Мир детства»

«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

                                           

Воспитатель: Слепнева Вера Федоровна

Высшая квалификационная категория

                                                          Новосибирск 2017г.

      Целью данной статьи является расширение общего представления педагога о методе мнемотехники  в формировании связной речи детей. Она предназначена  для  воспитателей , родителей  детей 5-7 лет.

      Правильная речь является важнейшим условием всестороннего, полноценного развития детей. Богатый словарный запас и грамматически  правильно построенная речь ребенка, помогают ему высказывать свои мысли, познавать окружающий мир, передавать в словесной  форме впечатления от увиденного.

      Практика показывает, что у большинства  детей  дошкольного возраста наблюдаются определенные проблемы в речевом развитии. У них недостаточен словарный запас. Часто на поставленный вопрос, дети дают односложные краткие ответы, испытывают затруднения в описании тех или иных явлений и предметов. Также значительную трудность  у детей вызывает пересказ содержания художественных произведений.

     Причиной речевых трудностей  являются:

  • чрезмерное «общение» детей  с инновационной, современной  техникой (компьютерная техника, виртуальные игры, телевизор и пр.).
  • родители и другие окружающие ребенка взрослые уделяют недостаточное внимание беседам с детьми, чтению художественной литературы и.т.д.
  • многие родители не считают обязательным организовывать деятельность детей: посещать музеи, выставки, театры, осуществлять совместные игры или другие виды деятельности.

     Проанализировав   результаты  диагностики детей моей старшей группы,  обратила внимание на проблемы  в развитии связной речи: односложная речь, состоящая только из простых предложений, неумение построить грамматически правильное распространенное предложение, неспособность доступно и грамотно формулировать вопросы, строить краткие или развернутые ответы, неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном, описательном  рассказе.

Для решения выявленных проблем я приступила к осуществлению воспитательно-образовательной работы по формированию  у детей связной речи.

     В моей педагогической деятельности, в процессе ознакомления  с окружающим миром, составления описательных рассказов, пересказов художественных произведений опорой служат мнемотаблицы, так как они обеспечивают эффективное усвоение ребенком информации об окружающем мире, успешное запоминание структуры повествования, воспроизведение полученных знаний, а также развитие связной речи.     Руководствуясь опытом многих педагогов Т.А.Ткаченко, В.К.Воробьевой, Т.М.Бондаренко, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов по темам (овощи, фрукты, посуда, животные и.т.д),заучивания стихов, пословиц, скороговорок.

     Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого   предмета, установить  последовательность  изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

       В старшей группе  я начала использовать методику Л.Е Белоусовой, которая предлагает  детям самим зарисовывать символы в предложенную ею схему-модель. Им были предложены загадки для разгадывания, отгадки которых они раскрашивали. Затем раскрашивали зарисовки  к прочитанным совместно с детьми рассказам «маленький дельфинчик», «не ломай», «почему у зайцев длинные уши». Впоследствии  дети осуществляли первые попытки самостоятельного рисования мнемотаблиц к художественным произведениям. К пересказу  русской  народной  сказки «Лиса и кувшин»(см.приложение №1) заучивание стихотворений - С.Есенина «Береза», Б.Заходера «Собачкины  огорчения», рассказа Ю.Казакова "Жадный Чик и кот Васька", М.Москвиной «Кроха» и. др. Дети рисовали мнемотаблицы «времена года» в зависимости от сезона по представлению   и составляли описательные рассказы  по данной теме.

      В подготовительной к школе группе дети самостоятельно придумывали сюжет, сочиняли свои сказки «Приключения зайчика Ушастика», «Сказки на новый лад», и рисовали мнемотаблицы к ним. Составляли рассказы по лексическим темам «Транспорт», «Животные», «Растения», «Птицы». Опорные схемы применялись не только при заучивании стихотворений, пословиц ,поговорок (семья,труд,здоровый образ жизни, времена года), но и при пересказывании текстов. Они  активно использовались как предварительная работа при драматизации сказок  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Муха-цокотуха», «Петух да собака»(см.приложение№2)

                           В своей работе я использовала словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрационные).   Опыт использования мнемотаблиц  в развитии связной речи детей показал эффективные результаты: постепенно  укрепилась память детей стала более «цепкой», дети лучше запоминают тексты. Они с интересом заучивают стихи, передают содержание художественных произведений, придумывают новые сюжеты, истории.

 Таким образом, в результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Пополняется  словарный запас, расширяются знания об окружающем мире
  • Появляется  интерес к пересказу художественных произведений, составлению описательных рассказов,
  •  Дети легче воспринимают  зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят.
  • Обеспечивается   развитие интеллектуальных  способностей

Список литературы

1.Лебедева Л.В. Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. - М.,Центр педагогического образования ,2015.-80с.

2.Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно –методическое пособие .-СПб.:ООО «Издательство «Детство –Пресс»,2009.-64с.

3Нищева Н.В.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста .Формирование навыка пересказа .Конспекты занятий с использованием серии «Книжки на вырост».-СПб .:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.-80с.

Приложение №1 Мнемотаблица к сказке Лиса и кувшин»C:\Users\acer pc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170327_151141.jpg

        

Приложение №2 « Опорная схема пересказа сказки «Петух да собака»

C:\Users\acer pc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170327_150442.jpg        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

« Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста »

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципальное образование Выселковский район....

(статья) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...

Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....