Использование игровых технологий в развитии связной речи.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Киселева Анна Викторовна

Статья   Использование игровых технологий в развитии связной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Использование игровых технологий в развитии связной  речи

Связная речь -  это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему

Связная речь:

- основной показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников;

- средством общения;

- необходимое условие успешного обучения в дальнейшем

 Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.                                                                                                                           Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Игровые технологии -  это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развитая ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игра «Сплетем венок из предложений»

Игра «Сочини предложение»

Игра «Забавные предложения»

Игра «Небылицы»

Игра «Озвучить видеоролик «Маша и медведь: Весна пришла!»

Эти игры можно рекомендовать родителям для выполнения дома, а также игры «Чем закончилось?», «Измени песню».

                                  Игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

Игра «Сочини предложение»

Воспитатель  предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Игра «Забавные предложения»

Цель: развивать память, мышление, способствовать развитию связной речи, вызывая интерес к поиску правильного варианта построения предложения.

Описание:

Составляются варианты предложений, каждое слово которых начинается на один звук. Выбор звука через взятую букву или круг, в названии цвета которого берется первый звук. Усложнение: обозначить количество слов в предложении.

Клоун Кирилл кричал кому-то: «Ку-ку!».

Вечером Валя взяла ведро, веник, вымыла веранду.

Белый бант был большим, блестящим.

Толик трогал термометр.

Лена лизала лёд.

Жана жевала жёлтую жвачку.

Зина заглянула за зелёный забор.

Мама медленно мыла маленькую Марусю.

Гуси гурьбой громко голосили: «Га-га-га».

Дети делали для дома декоративные детали.

Никита Никонов не мог найти нигде новый носок.

Рысь рычала рядом.

Царь царапал царицу цепочкой.

Филипп форсил фабричной формой.

Художник хвалил холст.

Чудак Чулим чем-то чадил.

Шурик шуршал широкими штанами.

Игра «Небылицы»

Цель: развивать воображение, упражнять в умении фантазировать, используя для помощи опорные картинки.

Описание:

Предлагаются опорные цепочки из двухсторонних карточек. Дается непродолжительное время для придумывания небылицы по определенной теме. Затем предложенный вариант прослушивается. В конце – авторский вариант.

Пример:

«Прогулка на тучке»

Однажды мальчик Леша сел в автобус и полетел на небо. На остановке тучка его ждал верный пес Барсик. Они зашли в кофе, съели по два торта, выпили ведро чая и задремали на полу. Немного отдохнув, вместе с каплями дождя вернулись домой.

После выполненного задания прослушивается авторский вариант.

«Удачная рыбалка»

Как-то раз две подружки Таня и Оля отправились на рыбалку. Подошли к колодцу и забросили удочки. Долго не клевало. Как вдруг поплавки сильно задергались. Девочки вытянули большого кота и ежика. Таня и Оля огорчились от неудачного улова. Животные взяли удочки, сбегали на речку и наловили много рыбы. Подружки довольные пошли домой.

«Маленькая мама»

Рассказ составляется от первого лица мужского рода.

Сегодня утром я рано разбудил маму. Велел ей хорошенько умыться, почистить зубы. Заправил за нее постель и приготовил завтрак. Затем мы сели в машину и прибыли самыми первыми в детский сад. Воспитательница при мне попросила маму быть послушной. После я поехал на работу. В этот день было много больных посетителей. Я женщинам делал стрижки, ровнял бороды и усы. Мужчинам делал прически, красил ярким лаком ногти, освежал духами. День прошел незаметно.

«Удивительная земля»

Папа привез из командировки, какой — то необычный мешок земли и предложил его использовать. Катя первая посадила на подоконнике репчатый лук. Очень скоро из него стали появляться маленькие конфетки. Затем Катин младший брат закопал в землю свою любимую машинку. Через неделю оттуда высунулся паровоз, а потом вагончики. И тогда мама спрятала в землю маленькую кастрюльку. И вскоре достала совсем новую большую. Бабушка не удержалась и вложила в удивительную землю клубочек красных шерстяных ниток. Скоро и она собрала большой урожай цветных клубков. Папа был доволен. Здорово! Но я бы посадил маленький домик… Только земли мало и в командировку не скоро…

Игра  «Озвучить видеоролик «Маша и медведь: Весна пришла!»

Цель: развивать память, мышление, способствовать развитию монологической речи через быстроту реакции от увиденного.

Описание:

Просматривается видеоизображение 1 раз без звука. При повторном просмотре дается комментарий.

Игра «Чем закончилось?» (рекомендовать родителям)

 Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Игра «Измени песню» (рекомендовать родителям)

 Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Использование игровых технологий для развития связной речи у детей с ТНР

Эффективность использования  игровой технологии в логопедической практике для развития речи дошкольников , имеющих тяжелые нарушения речи....

Использование игровых технологий для развития связной речи у детей с ТНР

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способнос...

Консультация-практикум для педагогов "Игровые технологии в развитии связной речи дошкольников"

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...

«Использование игровых технологий в развитии связной речи»

      Связная речь -  это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную темуСвязная речь:- основной показатель умственного развития и общего кру...

Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД  так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...