Комплексно-тематическое планирование по развитию речи старшая группа
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Миллер Элла Викторовна

Тематическое планирование по развитию речи в старшей группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11                                                                                           с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф

тел.446-59-46

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи старшая группа

                                                                                                                                                          Воспитатель: Миллер Э.В.

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи

Месяц

Тема и цели занятий

1-й недели

Тема и цели занятий

2-й недели

Тема и цели занятий

3-й недели

Тема и цели занятий

4-й недели

Тема и цели занятий

5-й недели

сентябрь

мониторинг

мониторинг

мониторинг

Детский сад

«Наш детский сад»

стр.52 Затулина

Учить рассказывать, опираясь на личный опыт, развивать память и воображение. Учить использовать в речи разные виды предложений. Обогащать речь детей глаголами.

«Поделись игрушкой» стр.24 Затулина

Учить детей составлять короткие рассказы по сюжетной картине. Продолжать учить использовать в речи разные виды предложений. Словарь: поссорились, дружно, уютная, обида и др.

Грибы

«Прогулка в лесу» стр.8 Затулина

Учить рассказывать по картине и её фрагментам, расширять словарный запас за счет глаголов и прилагательных, раскрыть смысловое понятие «лес». Учить составлять предложения из 2-3 слов. Воспитывать бережное отношение к лесу.

ЗКР: дифференциация звуков з-с.            Гербова стр.34 Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

октябрь

Овощи

«Винегрет и салат – здоровье для ребят» Затулина стр.13

Развивать монологическую и диалогическую формы речи. Закреплять умение составлять краткое описание предмета, используя разные виды предложений. Продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

«Как мы убирали урожай»

Затулина стр.17

Учить составлять короткие рассказы из опыта. Передавать свои впечатления в рассказе живо, эмоционально. Продолжать использовать в речи предложения разных видов.

Фрукты

 

«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворения о ранней осени. Гербова, стр.35      Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

« Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц.                      В.В. Гербова, с. 44 Закрепить правильное произношение звуков с-ц. Учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Хлеб

«Хлеб всему голова» Затулина стр.38

Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. Уточнить знания о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудится, чтобы вырастить урожай хлеба.

«Творческое рассказывание «Колобок»

 Затулина стр.70

Продолжать учить детей составлять короткие сюжетные рассказы, развивая творческое воображение. Учить в рассказе, использовать разные виды предложений, рассказывать интонационно выразительно.

Осень

«Осенняя пора, очей очарованье»

стр.59 Затулина Систематизировать знания детей о признаках осени. Учить поддерживать непринуждённую беседу:  уметь грамматически правильно отвечать на вопросы, коротко рассказывать о своих наблюдениях. Воспитывать любовь к родной природе.

«Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».       Гербова стр. 37 Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Пушкин

«Заучивание стихотворения «У лукоморья дуб зеленый»          стр.50 Затулина

Познакомить детей с новым стихотворением А.С.Пушкина, учить его наизусть. Подвести детей к понимание особенности сказочной поэзии поэта. Вызвать у детей эстетические чувства, воспитывать любовь к поэзии.

«Викторина по произведениям А.С.Пушкина» Затулина стр.88

Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок, узнавать их. Развивать умение интонационно выразительно читать стихи. Продолжать воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина

ноябрь

Перелетные птицы

«Уж небо осенью дышало» заучивание стихотворения

Затулина стр.28

Развивать монологическую и диалогическую формы речи. Закреплять умение составлять краткое описание предмета, используя разные виды предложений. Продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

 «Игра-викторина «Птицы»

Затулина стр.129

Учить составлять описательные рассказы по предметам. Формировать умение использовать в речи сложные предложения. Развивать мышление и воображение.

Домашние птицы

« Чтение стихов о поздней осени. Дидактические упражнение «Заверши предложение».  Гербова стр. 50

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

«Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш».   Гербова стр. 53                упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Домашние животные

«Игра-викторина «Домашние животные»    Затулина стр.56

Обобщить и закрепить знания детей о домашних животных: внешний вид, повадки, особенности поведения. Учить составлять короткие рассказы и ввести в словарь детей слова: птичница, пастух. Закрепить знания об уходе за домашними животными.

« Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».  Гербова стр. 40 Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

Дикие животные

« Пересказ р.н.с. «Заяц-Хваста»            Затулина стр.15

Учить пересказывать сказку близко к тексту. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней».  В.В. Гербова стр. 46 Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Семья

«Составление рассказов по картине «В родной семье»

Затулина стр.44

Учить рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по основным ее фрагментам. Продолжать учить использовать в речи разные виды предложений.

«Чтение сказки народа севера «Айога»

 Затулина стр.119

Познакомить со сказкой, учить понимать скрытые мотивы поступков героев, определять их характер. Развивать интонационную выразительность речи.

декабрь

Зима, зим. Забавы

«Заучивание стихотворения «Первый снег»

 стр.65 Затулина

Учить детей понимать образный язык стихотворения, запоминать его. Развивать интонационную выразительность речи, память и творческое воображение. Воспитывать любовь к поэзии и природе.

«Составление рассказов по картине «Зимние развлечения»

стр.64 Затулина

Учить детей составлять рассказы по фрагментам  и по всему содержанию картины, отвечать на вопросы используя в речи сложные предложения. воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.

Животные севера

«Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение».                Гербова стр. 94 Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

« Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш.                Гербова стр. 64 Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове.

Зимние птицы

«Кормушка» Затулина стр.82

Продолжать учить составлять короткие рассказы по картине. Учить использовать в речи разные типы предложений. Развивать наблюдательность, внимание и воображение. Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.

«Игра-викторина «Птицы»

Затулина стр.129

Учить составлять описательные рассказы по предметам. Формировать умение использовать в речи сложные предложения

Новый год

«Рассказывание из опыта «Деду Морозу закажем подарок» стр.72 Затулина

Учить детей рассказывать из личного опыта, развивать умение связно, последовательно составлять рассказы. Учить использовать в рассказах разного вида предложения. Развивать память и творческое воображение.

Чтение сказки «Мороз Иванович»      Затулина стр.69

Познакомить детей с новой сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста.

январь

Транспорт

«Транспорт»    Затулина стр.20

Учить выделять существенные признаки в группе предметов и обобщать их. Учить группировать, классифицировать предметы, понимать значение обобщающих слов. Учить правильно отвечать на вопросы.

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж.»                     Гербова стр. 75 Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Блокада

«Дети блокадного Ленинграда» (конспект)

Развивать монологическую и диалогическую формы речи. Закреплять умение составлять краткое описание предмета, используя разные виды предложений. Продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

«Твои защитники «Пехота», «Сестра»

Затулина стр.100

Познакомить с рассказами Л.Кассиля об армии. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассказов, используя в речи разные виды предложений.

Толерантность

«Пересказ рассказа «Косточка»

стр.114 Затулина

Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту, понимать мотивы поведения героев и характеризовать их. Развивать память, умение рассказывать, опираясь на личный опыт. Воспитывать нравственные качества личности.

« Беседа на тему      «О друзьях и дружбе»            Гербова стр. 80 Продолжать помогать детям, осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

февраль

Спорт

«Чтение стихотворения «Веревочка»

стр. 141 Затулина

Познакомить детей с новым литературным произведением, учить понимать мотивы поступков героев, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ           Гербова стр. 83 Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Профессия

«Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».                 Гербова стр. 95 Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

«Швейные принадлежности» Затулина стр.131  Продолжать знакомить детей с предметами быта, их назначением, учить вычленять признаки предметов, определять материал, из которого сделана вещь

Защитники Отечества

«Армия – защитница Отечества»          стр.106 Затулина

Закреплять и систематизировать знания детей о Российской Армии. Учить детей поддерживать непринуждённую беседу: отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской Армии

«Заучивание стихотворения «Пограничники» Затулина стр.98

Учить отвечать на вопросы строчкой из стихотворения. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Придание старины

« Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?».                        Гербова стр. 79 Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

«Составление рассказов по пейзажной картине» Затулина стр.95 Учить рассматривать пейзажную картину, испытывать эстетические чувства. Учить отвечать на вопросы педагога, используя разные виды предложений.

март

Весна

«Рассматривание и составление рассказов по картине «Грачи прилетели».

стр.126 Затулина

Учить детей рассматривать пейзажную картину. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях. Упражнять в подборе определений.

«Заучивание стихотворения «Зима недаром злится»

Затулина стр.125

Учить отвечать на вопросы строчкой из стихотворения. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Комнатные растения

 «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».            Гербова стр. 105 Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

«Рассказы из личного опыта. Мои любимые цветы»                     Затулина стр.160 Продолжать учить живо и эмоционально рассказывать о чем-то личном, передавая свои впечатления в рассказе последовательно и логично.

Продукты питания

«Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Продукты"(конспект)                                                                                                                                        Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания,  их значении для здоровья человека. Знакомить детей с разными способами образования слов. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. Развивать зрительное восприятие, любознательность.

 «Обучение рассказыванию по картинкам».   Гербова стр.107 Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.       

Животные жарких стран

«Животные жарких стран» (конспект) Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».                         Гербова сттр. 96 Учить детей дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

апрель

Тело человека

«Пересказ рассказа «Для чего руки нужны»

 Затулина стр.155

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать короткие литературные произведения. Придумывать короткие рассказы по сюжетным картинкам.

 

«Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово».  Гербова стр. 99 Продолжить приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Космос

«День космонавтики» стр.142 Затулина

Дать детям представление о космосе и космонавтах. Учить отвечать на вопросы использую разного вида предложения. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

«Солнце, иороз, ветер». «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Затулина стр.123

Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту, понимать мотивы поведения героев и характеризовать их. Развивать память, умение рассказывать, опираясь на личный опыт.

Школа

Беседа на тему «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму».  Гербова стр. 70 Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

«Заучивание стихотворения «Подснежник» Затулина стр.137 Учить отвечать на вопросы строчкой из стихотворения. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Одежда, обувь

«Пересказ украинской сказки «Рукавичка» Затулина стр.67

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения..

 «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р.              Гербова стр. 98 Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

май

День Победы

«День Победы Чтение рассказов о войне» стр.159 Затулина

Дать детям представления о праздновании Дня Победы. Учить принимать участие в беседе, используя личный опыт. Развивать чувство гордости за свою Родину, уважение к её Защитникам.

«Чтение рассказа о неизвестном герое» стр.96 Затулина

Познакомить с новым произведением, учит поддерживать непринуждённую беседу по содержанию, подвести детей к пониманию того, что такое скромность, смелость. Воспитывать нравственные качества. Развивать интонационную выразительность речи.

Мебель, электроприборы

«Рассматривание и составление рассказов о предметах «Домашние помощники»   Затулина стр.116

Расширять познавательные интересы у детей. Познакомить с группами предметов, являющимися нашими домашними помощниками. Совершенствовать навыки монологической речи.

«Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни».              Гербова стр.110      Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы личного опыта.

Наш город

«Игра-путешествие «Мой город» Затулина стр. 31

Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе. Учить рассказывать по памяти, развивать творческое воображение.

«Мой дом – Россия!» Затулина стр.168

Закрепить и систематизировать знания детей о России. Учить рассказывать по памяти, развивать творческое воображение. Дать представление о том, что такое Родина.

Рыбы

«Рассказ Н. Носова «Карасик».

Гербова стр.40      Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

«Звуковая культура речи (проверочное).      Гербова стр. 109 Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Насекомые

 «Заучивание стихотворения «Весенние воды» Затулинастр.133

Учить отвечать на вопросы строчкой из стихотворения. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

«Творческое рассказывание «Лето, ах лето!»        Затулина стр.164

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитие речи Старшая группа

Перспективное планирование старшая группаПо лексическим темам...

Перспективное планирование по развитию речи .Старшая группа

Перспективное планирование по развитию речи Старшая  группаМесяц       Тема        ...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....

перспективное планирование по развитию речи старшая группа

перспективное планирование по развитию речи старшая группа...

Перспективное планирование по развитию речи старшая группа

Перспективное планирование учителя – направлено на создание условий развитиядошкольников, открывающих возможности для позитивной социализацииребёнка, его всестороннего личностного развития и нап...