Сценарий литературного досуга для старших групп «Читаем А.С. Пушкина…»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

martinovaoa201283

Сценарий литературного досуга для старших групп  «Читаем А.С. Пушкина…».

Цели:

- Прививать у детей интерес к сказкам А.С.Пушкина, которые способствуют

формированию положительных качеств.

Задачи:

 - Образовательные: обобщить знания детей о великом русском поэте

А.С.Пушкине. В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании

       сказок А.С.Пушкина.

 - Воспитательные: формировать у детей с помощью сказок нравственные

качества личности. Вызвать чувство радости от прослушивания стихов и

сказок, желание услышать другие произведения поэта.

Развивающие: развивать у детей выразительность речи, речевую активность,

- расширять словарный запас, развивать внимание, память, образное внимание;

- развитие творческих способностей;

- воспитывать желание принимать участие в инсценировках по мотивам литературных произведений;

- находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации;

- привлекать детей к разыгрыванию сценических диалогов;

-развивать художественно-речевые исполнительские навыки и умения чтения текста выразительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_k_dosugu_chitaem_a.s._pushkina.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного досуга для старших групп  «Читаем А.С. Пушкина…».

Разработала: учитель-логопед Мартынова Ольга Александровна.

Цели:

- Прививать у детей интерес к сказкам А.С.Пушкина, которые способствуют

формированию положительных качеств.

Задачи:

 - Образовательные: обобщить знания детей о великом русском поэте

А.С.Пушкине. В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании

       сказок А.С.Пушкина.

 - Воспитательные: формировать у детей с помощью сказок нравственные

качества личности. Вызвать чувство радости от прослушивания стихов и

сказок, желание услышать другие произведения поэта.

-  Развивающие: развивать у детей выразительность речи, речевую активность,

- расширять словарный запас, развивать внимание, память, образное внимание;

- развитие творческих способностей;

- воспитывать желание принимать участие в инсценировках по мотивам литературных произведений; 

- находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации;

- привлекать детей к разыгрыванию сценических диалогов;

-развивать художественно-речевые исполнительские навыки и умения чтения текста выразительно.

 

Оборудование:

¬ Мультимедийная установка, презентация;

¬ Сундук с подарками;

¬ Макет дуба с наклеенными бумажными листьями;

¬ костюм няни с платком для ведущего.

Предварительная работа:

¬ Чтение стихов и сказок А.С.Пушкина;

¬ Рассматривание иллюстраций к этим произведениям;

¬ Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок;

¬ Слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Ход.

Ведущий:

Слайд 1         Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? А стихотворения? Я тоже люблю, и сказки, и стихотворения! Хотите вместе со мной отправиться в сказочное путешествие?

Слайд 2

Сейчас мы отправляемся в путешествие по произведениям  А. С. Пушкина, вы готовы ребята? Тогда — в путь!

Слайд 3

Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве.

Вот таким он был маленьким мальчиком с большими  глазами и с кудрявой головой. Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение.

Слайд 4

Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна были не богатыми, но умными, образованными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги.

Слайд 5

 А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать.

Слайд 6

Александр Сергеевич посвятил своей любимой няне множество стихов, одно из этих стихотворений нам прочитает (ф.и. ребенка).

 «Няне»
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
То чудится тебе…
Слайд 7

Няня рассказывала мальчику много разных сказок, и интересных, и веселых, и грустных, и страшных. И он так полюбил сказки, что когда вырос – стал их сочинять. Но сказки не простые, а сказки в стихах. А кто скажет, как называется человек, который сочиняет стихи? Правильно, поэт. И вот этими сказками зачитываются миллионы взрослых и детей вот уже много – много лет.

Ведущий:

Ребята, посмотрите здесь дерево какое-то. По-моему, это дерево не простое. И листочки на нем не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для вас. И если мы сможем выполнить все задания, то сможем найти клад. Ну что же - будем читать, ребята?

Ведущий(срывает 1-ый листочек)

Первый листочек и первое задание: Вы знаете, какое это  дерево? Посмотрите внимательно на его листочки, на их форму… А.С. Пушкин написал стихотворение об этом дереве, кто знает, как называется это стихотворение?

Слайд 8

И сейчас нам (ф.и. детей) прочитают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

«У Лукоморья»

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученный

Все ходит по цепи кругом;

Идёт на право – песнь заводит,

Налево – сказки говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Слайд 9

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На берег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

Там королевич мимоходом

 пленяет грозного царя,

Там в облаках перед народом

Колдун несет богатыря…

Второй листочек и второе задание: отгадать загадки

Александр Сергеевич написал множество  прекрасных сказок, которые взрослые и дети любят вот уже много лет. Сейчас я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам Пушкина. Я буду загадывать загадки о сказках, а вы постарайтесь их отгадать, из какой сказки отрывок?

Слайд 10

а) - И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

Взился… и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Слайд 11  («Сказка о золотом петушке»)

Слайд 12

б)  В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

В тайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Слайд 13   («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)

Слайд 14

в) Жил- был поп толоконный лоб

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Слайд 15   («Сказка о попе и его работнике Балде».)

Слайд16

Ведущий:

г) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица,-

Говорит одна девица

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

Слайд 17   («Сказка о царе Салтане».)

Слайд 18

д) Старичок к старухе воротился

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит сваю старуху,

За столом сидит она царствует,

Служат ей бояре да дворяне.

Слайд 19

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

Ведущий:

 Третий листочек и третье задание: прочитать отрывок из этой сказки.  А отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» нам расскажут дети (перечислять имя и фамилию детей).

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод -

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод -

Пришёл невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

"Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь".

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!        

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе"

Ведущая: (срывает 4,  5, 6, 7 листочек)

1. Это сколько же лет прожили старуха со стариком у самого синего моря? (30 лет и 3 года). Молодцы, внимательные!

2. А что было в неводе, который старик вытянул в первый раз? (Тина).

Слайд 20   3. Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (4 просьбы).

4. Что старик просил для старухи? (Корыто, избу, превратить в дворянку, в царицу, в владычицу морскую).

Слайд 21    5. Как называется предмет домашнего обихода, с которым в конце – концов осталось жадная старуха? (Корыто).

Ведущий: молодцы, ребята. А давайте мы сейчас немного отдохнем,  перейдем на ковер и выполним 8 задание. Поиграем в игру, повторяйте все движения за мной.
Слайд 22

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают)

Ведущий Ребята давайте перейдем на свой стульчики и продолжим дальше.

9 листочек и вот задание. Александр Сергеевич   очень любил природу и написал много стихов о природе, временах года и все они наполнены красотой, вдохновением. Давайте с вами послушаем стихи и попробуем угадать, о каком времени года поэт писал эти строки.

«Румяной зарею..»

Румяной зарею

Покрылся восток:

В селе за рекою

Потух огонек.

Росой окропились

Цветы на полях.

Стада пробудились

На мягких лугах.

Слайд 23

«Унылая пора!»

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Слайд 24

«Вот север тучи нагоняя…»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сковала пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Слайд 25

«Гонимы вешними лучами…»

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор еще снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса,

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют,

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Слайд 26

Ведущий:

Александр Сергеевич любил русскую природу и ее обитателей. Он написал прекрасное стихотворение «Птичка», которое нам прочтет (ф.и. ребенка).

Слайд 27

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

Ведущий:

Читая Пушкина, читая его сказки мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.

Слайд 28

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет.

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет,

В них русский дух, в них Русью пахнет.

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Слайд 29

Подведение итогов.

Ведущий: Наше волшебное путешествие подошло к концу. Все задания волшебного дерева мы выполнили, вспомнили сказки и стихи А.С. Пушкина (перечислить основные моменты досуга), и под деревом нашли сундук с подарками. Угощайтесь ребята, сладости вы попробуете у себя в группе. До скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...

Сценарий литературного досуга в старшей группе «Моя любимая книга»

Систематизирование и закрепление знаний детей о прочитанных литературных произведениях К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова.Развивать диалогическую речь, речевой слух, интонационную выразител...

Сценарий литературного досуга в старшей подготовительной группе «К Пушкину – с детства»

Под музыку Чайковского,дети заходят в группу,на столе лежит посылка от Кота Ученого со сказками  А.С.Пушкина.Дети смотрят призентацию о писателе.Читают стихи, участвуют в викторине: 1.Музыкальный...

Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста

Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возрастаЗадачи:ОО Познавательное развитие- раз...

Литературный досуг в старшей группе «Читаем А.С. Пушкина…».

Прививать у детей интерес к сказкам А.С. Пушкина, которые способствуют формированию положительных качеств....

Литературный досуг в старшей группе «Читаем А.С. Пушкина…».

Прививать у детей интерес к сказкам А.С. Пушкина, которые способствуют формированию положительных качеств....