Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

    Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, двигательные навыки в процессе разговора).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zkr_posredstvom_didakticheskih_igr.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры


Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки с самого его рождения, наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

   Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

    Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, двигательные навыки в процессе разговора).

    Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

    Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, нужно уделять дидактической игре. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

     Благодаря использованию дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме. 

На занятиях и в свободное от них время, с помощью дидактической игры решаются следующие задачи:
- развитие речедвигательного аппарата,

- развитие фонематического слуха,

- закрепление правильного произношения звуков,

- совершенствование интонационной выразительности речи.
Игру нужно проводить систематически: на прогулке, перед завтраком, вечерних часах, а также на занятиях.

   Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому я использую в педагогическом процессе упражнения с перышками, ватой, шариками, это игры: «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.

Упражнение «Подуем на снежок»

Дети встают в круг, воспитатель раздает им снежки (ватные шарики). Бабушка Метелица взбила свою снежную перинку и к нам прилетели снежки, давайте с ними поиграем. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз.)

   У некоторых детей в моей группе встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать мышцы речевого аппарата, что бы движения речевых органов ребенка становились более четкими и согласованными. Для этого я в своей работе большое внимание уделяю артикуляционной гимнастике. Проводя артикуляционную гимнастику, мы следим за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Игра «Медвежата едят мед»

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

    Работа по развитию звуковой культуры состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах.

Примеры дидактических игр по развитию звуковой культуры речи:

"Заводные игрушки" Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Жж - полетел жучок;

Фр — зафыркал ёжи,.

"Любопытный"

На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Г.

Дидактическая игра «Вставь словечко»

Воспитатель просит вспомнить, в чем дома и в детском саду лежит мыло. (В мыльнице). Просит вслушаться в слова мыло, мыльница и повторить их. А теперь будьте внимательны: мыло – в мыльнице, сахар…(в сахарнице), конфеты…(в конфетнице), салат…(в салатнике), хлеб…(в хлебнице).

Дидактическая игра «Ослик»

Цель: обучать правильному звукопроизношению звуков «и» и «о».

Описание игры: Дети описывают ослика на картинке, зкукоподражают ему, с закрытыми глазами учатся прилеплять хвостик.

   Таким образом, овладение звуковой культурой речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи, ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

1. Звуковая культура речи.2. Значение дидактической игры3. Задачи, решаемые с помощью дидактической игры4. Упражнения для развития дыхания5. Этапы по развитию звуковой культуры...

Педагогический совет: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры"

Презентация в помощь старшему воспитателю на тему: "Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры". В презентации небольшое сообщение по теме и деловая игра "Вспомнить все". Так ж...

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. ...

Семинар-практикум для педагогов : «Аспекты формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры.

Повышать компетентность педагогов в  работе с детьми по звуковой культуре речи посредством дидактической игры....

Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры. Семинар - практикум

Цель: повышение компетентности педагогов в  работе с детьми по звуковой культуры речи посредством дидактической игры.Задачи:актуализировать опыт работы педагогов;познакомить педагогов с прие...