Педагогический опыт : « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Игонина Нина Васильевна

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_igoninoy.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт  :

« Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  при ознакомлении с художественной литературой»

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование . В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обуславливает перспективность опыта, что отмечается   рядом причин:

 во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;

во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми; работа с родителями;

• работа с социумом (городская детская библиотека, театр, и др.) .

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,

- составила перспективное планирование для детей от 2 до 7 лет, включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;

- разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

- подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников сделала копилку выразительных средств языка "Волшебный сундучок";

-приобрела наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей. XX век", с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги.

Степень новизны опыта.

По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-творческим, так как на основе программы по речевому развитию дошкольников в нем я предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства развития речи детей средствами художественной литературы, приемы моделирования, мнемотаблицы использование которых способствует развитию монологической, диалогической речи, возникновению у детей интереса к чтению.

Теоретическая база опыта. Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова).

Технология опыта.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

- Создание речевой развивающей среды

 - Центр речевого развития или уголок речи грамотности,

-Центр «Будем говорить правильно»,

-Центр «Здравствуй, книжка! »,

-Логопедический уголок.

- Работа с детьми

    В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Поэтому основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

    На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

    Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений рассказов, сказок, стихов и т. п. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения. 

    В старшей группе детей учим при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

   Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

     Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

    При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

        Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель  раскрывает  перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям,  выявляют понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.                                                                                                                          

    Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

    Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

    Необходимо знакомить детей с эпитетами, сравнениями, метафорами. Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребенку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.

    Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

     Поощряем творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы,

   При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

- Работа с родителями.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Формы работы с родителями:

1.Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет нам прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

Если инициатором беседы стал педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним.

2. Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), мы стремимся дать им квалифицированный совет по данной теме.

Консультации – плановые и неплановые – бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации мы заранее договариваемся с родителями.

Плановые консультации проводим в соответствии с планом воспитательной работы. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка.

Работая над данной проблемой мы проводили консультации на следующие темы:

− “О роли родителей в развитие речи ребенка”.

− “ Играйте вместе с детьми”.

−“ Как устроить домашний театр для детей”.

−“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.

−“ Развитие речи дошкольников в игре”.

3.Стенды (уголок родителей) – это наглядная форма предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей и фотоматериалы театрализованной деятельности детей.

4.Родительское собрание – форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста.

- Работа с социумом (городская детская библиотека, национальный музей, кукольный театр).

С детской библиотекой заключен договор и составлен план совместных мероприятий на учебный год. Так же в этом году мы являемся участниками  городского сетевого проекта «Школа юного театрала». В соответствии с ФГОС реализуется в единстве с расширенным образовательным пространством «Театр – Детский сад – Семья – Музей - Библиотека». В результате дети вместе с родителями посещают театр, национальный музей, библиотеку, периодически посещает детский сад кукольные театры республики.

Анализ результативности.

Подводя итоги педагогического опыта, направленного на развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой, можно отметить, что у детей повысился не только уровень развития речи, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

 

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
 

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.


          Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества
.

  Можно сделать вывод, что залогом успешного развития речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой являются:

1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения, общения и взаимодействия с ребенком.

2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира

3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

           Результат позволяет нам сделать вывод, что применение разнообразных форм работы с детьми, поиск новых путей взаимодействия с родителями, отработанная, чётко спланированная деятельность даёт положительный результат, и позволяет делиться с коллегами новыми идеями.

            Также стремлюсь формировать у ребёнка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

             Главный результат проведенной мною работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Развитие речи имеет свою специфику (особенность, структуру, виды, типы, формы,) к сожалению, в современной литературе недостаточно исследованы. Недостаточное знание родителей о роли художественной литературы в развитии речи их детей, недооценивание значения чтения в речевом развитии детей.

Адресная направленность. Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками старшего дошкольного возраста.

Опыт приемлем для творчески работающего воспитателя, стремящегося, чтобы каждый ребёнок был личностью.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса формируя коммуникативную культуру дошкольника.

С педагогическим опытом «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  при ознакомлении с художественной литературой» воспитателя структурного подразделения «Детский сад № 50 комбинированного вида» МБДОУ« Детский сад « Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Игониной Нины Васильевны можно ознакомиться по ссылке: "http://nsportal.ru/n-v-igonina" 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"

В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применя...

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...

Программа психолого-педагогической коррекции развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Представленная здесь программа обеспечивает расширение и активизацию речевого запаса слов, автоматизацию усвоенных навыков  в свободной и самостоятельной речи....

Советы педагогам " Развитие речи детей с ОНР при ознакомлении с художественной литературой"

Формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг  осуществляется через решение следующих задач:- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений...

консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"

quot;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"...

Мой педагогический опыт. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

laquo;Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки»Альберт Энштейн...