Статья "Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

"Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

 

Основные тенденции развития современного дошкольного образования ориентированы  на формирование полноценного пространства развития ребёнка и организацию  комплексного сопровождения его индивидуального развития.

Дошкольное образовательное учреждение должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума. Такое учреждение должно работать в режиме развития. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам. Одним из основных принципов является принцип интеграции. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.

Логопедическая работа по развитию речи детей должна быть основана на различных принципах – как общедидактических (наглядности, доступности, индивидуального и дифференцированного подхода), так и специфических. Педагоги пытаются найти всё новые и новые способы стимуляции речевого развития дошкольников. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте является игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится внедрению таких технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать речевую и неречевую виды деятельности.

В творческой зоне дети имеют возможность проявить себя, используя разнообразные техники рисования: «По сырому», «От петли», «Ниткой», «Пластилинография», «Кляксография»,  с помощью разных нетрадиционных материалов: рисование зубной щеткой, пластилином, свечкой,  палочкой, нитями, печатанье вырезанными овощами. Лепка из глины, соленого теста, пластилина. Все это способствует развитию мелкой моторики пальцев.

Актуальной задачей в развитии дошкольного образования является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений  у детей дошкольного возраста. Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Один из тренажеров   шарик СУ- ДЖОК. Его создателем является корейский профессор Пак Чже Ву .В переводе с корейского Су – кисть Джок – стопа. Су – Джок – терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Главные преимущества использования массажеров Су – Джок для самомассажа рук  следующие:

1.     Безопасность использования;

2.     Самомассаж можно проводить как индивидуально так и с группой детей;

3.     Можно использовать многократно в течении дня , включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

4.     Самомассаж может быть включен в любое занятия;

5.     Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;

6.     Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;

7.     Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

Другим новшеством стала медицинская детская груша. Дети наполовину захватывают грушу зубами и при нажатии выпускают из нее воздух. С применением этого тренажёра у детей развивается нижняя челюсть, они учатся широко открывать рот и произносить хорошо гласные звуки.

Детский кистевой эспандер является хорошим массажером кисти. Используем с детьми для укрепления не только мышц пальцев, но и укрепления  мышц рук, а также для профилактики кровообращения в них. Он улучшает сенсорную чувствительность и моторные функции рук подрастающего детского организма.

 Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

На коррекционных занятиях можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж, физкультминутки.

Дыхательная гимнастика – уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.  Пальчиковые игры дают возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь.

 Хорошим тренажером для пальчиков является «Сухой бассейн». Им может послужить любая не прозрачная банка, в которую насыпан горох. В горох можно спрятать монетки, мелкие игрушки из киндер – сюрприза и назвать это кладом. Дети будут перебирать горох до тех пор, пока не найдут все предметы. Нравится детям пластилиновое рисование. Карандашом ребенок делает набросок рисунка. Потом он большим пальцем правой руки растирает по контуру рисунка крохотный комочек пластилина до прозрачности. Пластилиновые рисунки получаются яркие, оригинальные, необычные и в процессе приносят большую пользу для пальчиков.

Артикуляционные игры, объединенные в тематические комплексы используются для совершенствования и других речевых функций. Это игры для развития физиологического и речевого дыхания, силы и высоты голоса, мимические упражнения, задания с элементами самомассажа лица, не сложные пальчиковые игры в сочетании с артикуляционными или голосовыми упражнениями.

 Игровая терапия. Если заниматься с детьми игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Легче вступают в сотрудничество, более пристойно выражают гнев, избавляются от страха.

В качестве из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками , хороводами, играми-шутками, речевыми играми.   Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Для каждой строки придумывается с детьми удобный и соответствующий жест. Часто в речевой игре используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке, текст, произносится шепеляво, если о лесорубе – грубоватым голосом, о мышонке – тоненьким, высоким голоском. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье.

 Взаимодействия  с семьей – одна из важнейших задач. Результаты работы с детьми достигаются гораздо быстрее только в том случае, если родители сотрудничают вместе с учителем-логопедом и воспитателями. Когда есть заинтересованность родителей, дети занимаются с большей отдачей. Они спешат удивить их своими успехами. Необходимо убедить родителей, что только совместная работа принесет результаты.

Наглядная информация, индивидуальные беседы, консультации, собрания позволяют родителям следить, не только за ходом развития ребенка, но и принимать активное участие в воспитании и развитии. Видя результат стараний своего ребенка, владея информацией, что происходит на занятиях, родители способствуют воспитанию и развитию своего ребенка.

 

Список источников

1.         «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в образовательном учреждении», Санкт-Петербург, 2001г., «Детство-пресс».

2.        Нищева Н.В., «Система коррекционной работыс детьми с общим недоразвитием речи», 2003г., Санкт-Петербург, «Детство-пресс».

3.        Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., «Логопедия: методические традиции иноваторство»,2003г., Москва, изд-во «Московский психолого-социальныйинститут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями на современном этапе.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с отклонениями в развитии значительно возрос. ; во многом способствует деятельность таких международных организаций, как ООН. Всемирная организац...

Контрольная работа по дисциплине: «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»

План контрольной работыпо дисциплине«Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»  Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. П...

Специфика обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада.

В презентации кратко изложена коррекционная  и педагогическая помощь детям с общим недоразвитием речи....

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

Система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Зарубежный опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта2.1 Характеристика нарушени...

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи...