Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б']. Буква Бб".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кучерова Вера Борисовна

Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много.  Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы.

Тема: «Звуки  [Б] [Б’].  Буква Бб.

Цель: познакомить детей со звуками  [Б] [Б’], буквой Бб.

Задачи:

  1. Обучающие:

-учить определять звуки на слух;

-учить выделять заданный звук в словах; в трёх позициях;

-учить читать слоги и слова с буквой Б;

-учить дополнять слоги с буквой Б до слова;

-учить определять мягкость и твёрдость звука (буквы) в словах;

-продолжаем учить делить слова на слоги; определять ударный слог; составлять схемы слов (проводить звуковой анализ слов).

2.   Развивающие:

-развитие фонематического восприятия;

-развития слухового внимания; зрительного внимания; памяти;

-развития общей моторики и мелкой моторики рук;

-развития координации слова с движением;

-развития внимания к звуковой и смысловой стороне слова;

-развитие продолжительного и плавного выдоха;

-развитие умения анализировать;

-работа над силой голоса.

3.    Воспитывающие:

-формировать интерес к чтению;

-формировать быстроту реакции (на слово);

-расширять словарь антонимов;

-активизация активного и пассивного словаря детей;

-обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в неживой и живой природе.

 Оборудование: предметные картинки, султанчики: солнышко и тучки, доска, мел, тетради-прописи у каждого ребёнка, изображение буквы Б, карандаши простые и цветные у каждого ребёнка.

Ход занятия

Оборудование

1

Введение.

Ребята, сегодня мы познакомимся со звуками [Б] [Б’] и с буквой Бб.

2

Знакомство со звуком [Б].

-Рассмотрите картинки.

-Назовите, кто изображён на картинках? (бабочка, гриб, балалайка, банан, бусы).

-Какой одинаковый звук мы слышим в словах? ([Б]

-Произнесите звук [Б]. Какой он? (согласный).

-Почему согласный? (воздушная струя встречает на пути препятствие).

-Какое препятствие встречает звук[Б] при произнесении? (смыкаются губы).

-Какой звук [Б] ещё? (твёрдый, звонкий).

Картинки: бабочка, гриб, балалайка, банан, бусы.

3

Знакомство со звуком [Б’].

-Ребята, отгадайте загадку.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка).

-Произнесите первый звук в слове  б е л к а [Б’].

-Какой звук [Б’]? (согласный, звонкий, мягкий).

-Почему звук  [Б’] мягкий? ( гласная буква Е смягчает звук [Б]).

Картинка белки.

Речевой материал.

4

Закрепление звуков [Б]  и  [Б’].

Д/игра: «Узнай звук».

-Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звуки [Б] и  [Б’]. Нужно назвать твёрдый или мягкий звук и назвать в какой части слова находится звук (в начале, в середине, в конце слова).

Слова: бабушка, брат, бинт, губы, бинокль, собака, бант, бочка, зяблик, бензин, бинокль.

Д/игра: «Назови слова».

-Послушайте стихотворение.

-Вам нужно запомнить и назвать слова со звуками  [Б] и [Б’].

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Д/игра: «Кто больше?».

-Ребята, придумайте слова со звуками  [Б]  и  [Б’].

Д/игра: «Наоборот».

-Я называю слово, а вы называете слово противоположное по смыслу.

Слова: маленький (большой), чёрный (белый), медленный (быстрый), порядок (беспорядок).

-Что общего во всех названных вами словах: большой, белый, быстрый, беспорядок? (во всех словах в начале звуки  [Б] и [Б’]).

Речевой материал.

Речевой

материал.

Речевой материал.

5

Знакомство с буквой Бб.

-Звуки  [Б]  и  [Б’] обозначаются буквой Б.

-Кто найдёт и покажет букву Б?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

-На что похожа буква Б? (ответы детей).

Плакат «Алфавит».

Речевой материал.

6

Игры на запоминание буквы Бб.

Чтение слогов с буквой Бб.

Д/игра: «Прочитай».

Слоги: БА БО БУ БИ БЫ

-Прочитаем слоги с буквой Б хором (2 раза).

-Кто хочет сам прочитать слоги с буквой Б?

Д/игра: «Договори».

-Читаем слог и подбираем слова, чтобы они начинались с этого слога.

БА (баран, банан, баня, бант).

БО (бочка, Боря, ботинки).

БУ (бусы, булочка, бублик, буквы).

БИ (бинт, бинокль, бисер).

БЫ (бык, был, быстро).

Д/игра: «Тихо-громко».

Слоги: БА БО БУ БИ БЫ

-Прочитайте слоги с повышением голоса. Тихо начинаем…

-Прочитайте слоги с понижением голоса. Громко начинаем…

Д/игра. Анаграмма.

-Переставьте буквы в слове, чтобы получилось другое слово.

Слова: БАЯН (БАНЯ).

             БАНКА (КАБАН)

Слоги на доске напечатаны.

Ответы детей могут быть разные (для помощи можно использовать

иллюстрации.

Слоги на доске напечатаны.

Слова напечатаны на доске (новое слово закрыто).

7

Физкультминутка.

Проговаривание стихотворения совместно с движениями (координация слова с движением).

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Показ воспитателя.

8

Работа в тетрадях (прописях).

Печатаем заглавную букву Б.

-Рассмотрите заглавную букву Б.

-Сколько элементов составляет букву Б? (3) Назовите их.

Показ воспитателем (вспомнить: как правильно сидеть за столом, как держать карандаш, как лежит тетрадь).  

-Печатаем в тетрадях (помощь воспитателя).

Печатаем строчную букву б (аналогичная работа).

Работа со словом - БУСЫ.

-Давайте прочитаем слово (чтение хором).

-Сколько в слове слогов? (2 слога).

-Почему 2 слога? (2 гласные буквы У; Ы).

-Назовите первый слог (БУ).

-Назовите второй слог (СЫ).

-Разделите слово на слоги вертикальной чертой (БУ!СЫ).

-Определите ударный слог (первый слог ударный).

-Поставьте маленькую чёрточку над гласной У.

Составление схемы слова БУСЫ.

-Составьте схему слова под словом, используя цветные карандаши (под гласными – красные кружки, под твёрдыми согласными –синие кружки, под мягкими согласными – зелёные кружки; укажите количество слогов, разделив вертикальной линией схему и поставьте ударение маленькой чёрточкой над ударным слогом).

-Составьте предложение со словом бусы (дети составляют).

-Обводим слово БУСЫ в тетрадях по точкам.

-Печатаем самостоятельно (воспитатель помогает).

Тетради у каждого ребёнка. Простой карандаш  и цветные

Слово напечатано на доске.

Воспитатель составляет схему на доске, а дети делают в тетради.

9

Подведение итогов.

-С какой буквой сегодня познакомились? (с буквой Б )

- Какие звуки буква Б обозначает? ( [Б]  и  [Б’])


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы

     Цели:·        Уточнить артикуляцию звука [ы];·        Упражнять детей в образовании существительных мно...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [ Б], [Б’] и буквы [Б]...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»...