Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Исаева Марина Владимировна

Конспект поможет сформировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

с использованием ТРИЗ-технологий

в подготовительной группе «Гуси-лебеди»

Цель: Продолжать формировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи: 

Образовательные:  Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках. Формировать умение узнавать сказочных героев. Закреплять умение  детей соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

 Развивающие задачи: Развивать умение детей действовать согласованно. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию. Развивать слуховое внимание и память.

 Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», модель яблоньки, печки, речки, карточки с изображением предметов, сундучки, настольный театр «Гуси-лебеди», мяч, игра «Ералаш»

Ход.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А какие знаете сказки?

 Дети: Колобок, Аленький цветочек...

Воспитатель: Какие бывают сказки?

Дети: Народные, авторские

Воспитатель: В чем отличие народных сказок от авторских?

Игра с мячом.

Воспитатель: Ребята, я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот. Например: Добрый - злой, веселый - грустный и т.д. (щедрый -жадный, веселый- грустный, ленивый- трудолюбивый, красивый- уродливый, толстый- худой, высокий- низкий, ласковый- грубый, умный- глупый)Молодцы!

Воспитатель: Ребята, посмотрите , в какую сказку мы сегодня попадем. (Аленушка, Иванушка, яблонька, печка, речка, гуси-лебеди)

Дети: Гуси-лебеди

 Воспитатель: Правильно. А по каким картинкам вы узнали, что речь идет об этой сказке?

 Дети: Печка, яблонька, речка, гуси-лебеди, Аленушка, Иванушка...

Приходит в гости Аленушка.

Аленушка: Здравствуйте, ребята! Я- Аленушка. Беда случилась в моей сказке! Баба-Яга заколдовала и яблоньку, и печку, и речку, чтобы я не смогла спрятаться с братцем от Гусей- лебедей….Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Помогите мне! Такие сложные задания дают и речка, и печка, и яблонька! Поможете мне?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся!

Гимнастика для глаз.

 Мы пришли в чудесный лес. (Глазами нарисовали круг вправо)

 В нём много сказок и чудес. (Круг влево)

Слева сосны — справа ели, (Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук. (Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой.

И скорей бегом за мной.

Метод «Мозговой штурм»

 Аленушка ведет детей на полянку, где растет яблонька. На яблочках картинки ( дерево, дверь, шкафчик ,золотой ключик , юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла) Задание от яблоньки: «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна чем-то напоминать предыдущую , или связана с ней по смыслу.» Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя, чем связаны картинки между собой.  

Волшебный сенсорный сундучок, внутри сундучка лежит сюрприз, но какой вы должны отгадать. А в этом вам поможет сам сундучок. На нем вы видите изображены глаза, нос, ухо, рот, руку - они-то и будут служить вам подсказками. Вы мне будете задавать вопросы, а я буду на них отвечать.

Ход игры: 

 Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного сундучка. На вопросы детей отвечает воспитатель.

Зрение (глаз): Вопросы детей:  Какой он формы?  (круглой)

Какого он цвета?  (красного)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Где растет?  (на дереве)

Осязание (руки): Какой он на ощупь? (гладкий)

Слух( ухо): Он издает звук? (нет)

Обоняние( нос): Он пахнет? (да)

Вкус(рот): Это съедобный предмет? (да)

Он сладкий или горький? (сладкий).

Обобщаем: Растет на дереве, круглой формы, красный, среднего размера, гладкий, не издает звука, сладкий, съедобный.  Правильный ответ.   Яблоко

Физкультминутка «Гуси».

             Гуси прилетели      (бегают по кругу, машут крыльями)

             Возле моря сели    (приседают)

             Искупаться в море синем гуси захотели   (плавательные движения)

             Лапки обмывали   (ладонями поочерёдно потирают руки)

             Крылья полоскали  (махи внизу руками)

             А солёную водицу гуси пить не стали  (повороты головы в стороны)

             Полетим до дому, к берегу родному (бег по кругу, махи руками)

             Там напьёмся из криницы ключевой водицы.

Метод «МФО-метод фокальных объектов», «Противоречий»

Аленушка ведет ребят к печке.

 Воспитатель: К чему мы пришли?

Дети: К печке!

Задание от Печки: « Придумать необычную кастрюлю»

В помощь предлагаются «сундучки» Четыре сундучка с символами - картинками:

 «ноты»- звук ( колокольчик, барабан, комар, ворона и т.д.)

 «цветы»- запах( конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т.д.)

  «машинка»- движение ( самолет, гепард, машина и т.д.)

 « платье»- материал ( деревянная ложка, колесо, серьга и.т.д.)

В каждом Сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка- звук, вторая- запах, третья- материал, четвертая- движение.

 Воспитатель: Наша кастрюля двигается, как….., пахнет, как……, сделана из…… и звучит, как…… Что же хорошо в нашей кастрюле?

 Дети: Она вкусно пахнет, если все готово- она звучит, как…..Она может двигаться, как……

Воспитатель: А что же плохого в такой кастрюле?

Дети: Она может сгореть, один и тот же запах, надоест звук…..

Воспитатель: А как же нам ее усовершенствовать? То, что было плохо- стало хорошим?

Дети: Можно вставить кнопочку, чтобы отключать звук, запах, менять запах…..сделать из более прочного материала…..

Воспитатель: Как ты думаешь, Аленушка! Печке понравится такая кастрюля?

Аленушка: Думаю, что понравится! Спасибо, ребята! Но! У нас еще одно задание осталось. От Речки. Давайте к ней подойдем. Подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием.

Игра «Продолжи историю».

Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа по очереди выстраивается в ряд. Первый участник игры берет в руки мячик или мягкую игрушку, которую передает по ходу игры своему соседу. Первому участнику игры педагог говорит фразу, которую ребенок должен повторить и продолжить, объяснив, почему это событие произошло, и при этом передав мяч соседу. Сосед берет мяч, повторяет объяснение предыдущего участника игры и придумывает к нему свое объяснение и т.д.  

 

Пример цепочки:

- Бабушка испекла пирог с земляникой.

- Бабушка испекла пирог с земляникой потому, что дети собрали целую корзинку.

- Дети собрали целую корзинку потому, что набрели на земляничную поляну.

- Набрели на земляничную полянку потому, что утром ходили в лес.

- Утром ходили в лес потому, что живут у бабушки на даче

И т.д.

Аленушка: Молодцы, ребята! Выполнили задание Речки.

 Голос Иванушки: Аленушка! Аленушка: Ой! Нашелся! (Выходит с братцем к детям) Ребята, спасибо! Встретились мы с Иванушкой, но вот дома нас ждет очень доверчивая собака- сторож, которая всех пускает, всех привечает. Опять могут Гуси-лебеди прилететь, братца унести. Поможете нам придумать нового сторожа для дома?

 Игра « Ералаш- придумать необычное животное из разных частей тела( голова, туловище, ноги)

 Воспитатель: Как зовут нашего животного? Чем питается? Как будет защищать дом Аленушки и Иванушки?

 Метод «Противоречий» Чем хорош наш сторож? Что плохо в нашем животном? Воспитатель: Но вы возьмете такого животного к себе в дом, Аленушка?

 Аленушка: Да. Думаю он со всеми домашними животными подружится! У него голова, как у…., туловище, как у…. ноги, как у…….. На всех животных чем-то похож. Аленушка благодарит детей за помощь и прощается со всеми.

Рефлексия: Понравилось ли вам наше путешествие?

Что понравилось?

Что было самым сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в подготовительной группе < Гуси - лебеди >

Сценарий развлечения по одноименной сказки  <  Гуси - лебеди >...

Сценарий осеннего утренника для подготовительной группы "Гуси-лебеди"

Сценарий предназначен для детей подготовительной к школе группы. Музыкальная сказка (театрализованное представление)...

Сценарий весеннего утренника в подготовительной группе "Гуси-лебеди"

Сценарий предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений...

Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы "Гуси - лебеди"

Данная разработка направлена на развитие у детей  творческой самостоятельности в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.   ...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»_2019 г.

Сценарий осеннего праздника  в подготовительной группе «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»....