Дидактическое пособие по развитию речи у дошкольников «Волшебный цветок»
методическая разработка по развитию речи на тему

Черникова Алла Николаевна

Данное пособие «Волшебный цветок» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по развитию речи у дошкольников

«Волшебный цветок» 

Данное пособие «Волшебный цветок» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. 

Словарная работа:

  • Обобщение по лексическим темам ;

• Продолжение лексического ряда;

Лексико-грамматические упражнения:

Развитие связной речи:

• Составление предложений;

• Составление сказок и рассказов по серии картинок.

Дидактическое пособие «Волшебный цветок» можно использовать во время:

• Совместной деятельности взрослого и детей во время режимных моментов;

• Образовательной деятельности;

• Самостоятельной деятельности.

Конструкция дидактического пособия «Волшебный цветок» состоит из:

Объемного цилиндра, обшитого тканью (сердцевина цветка) с липучей лентой для прикрепления съемных ярких лепестков, характеризующих цвета радуги.  На каждом лепестке  по два кармана. Прозрачный для вкладывания картинок (для разных видов заданий) и потайной для вкладывания мешочков с предметами для развития мелкой моторики. На другой стороне каждого лепестка подобрана ткань с разной структурой  и цветовой гаммой. В каждый лепесток и сердцевину вшиты магниты для крепления цветка к магнитной доске, а также по две металлические пластины со стороны кармана для картинок, которые будут держаться на магнитах. Все части легко вынимаются, моделируются.

Для использования пособия изготовлены карточки с игровыми заданиями и вопросами, способствующими активизации и расширению словарного запаса, развитию правильного произношения звуков, фонематического восприятия, а так же логического мышления, творческих и элементарных математических способностей,  психических процессов, мелкой моторики, обогащению тактильных ощущений ребенка.

6 блоков:

«7 цветов радуги»;

 «Учим звуки»;

«Знаем сказки»;

«Времена года»;

«Добрые дела»;

«Знаем животных».

1 блок «7 цветов радуги»

Цель: Закреплять представления детей о цвете и использование в речи детей качественных прилагательных.

Дидактические игры:

• «Учим цвета»,

• «7 цветов радуги»,

• «Разноцветные карандаши»,

  • «Какого цвета не хватает?»,

• «Подбери по цвету».

2 блок «Учим звуки»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков, учить дифференцировать звуки: различать в словах, упражнять детей в отчётливом произнесении слов, развивать фонематический слух.

Дидактические игры:

• «Назови слова на звук М»,

• «Произнеси звук «Ш» , который встречается в живой и неживой природе

• «Артикуляционная гимнастика».

3 блок «Знаем сказки»

Цель: Формировать умение составлять сказку по серии картинок, закреплять знание детьми сказок. Учить детей последовательно и логично пересказывать сказку, стараясь правильно строить предложение. Развивать речь, интонацию, правильное звукопроизношение.

Дидактические игры:

• «Расставь картинки в правильной последовательности»,

• «Перескажи сказку»,

• «Найди картинку из другой сказки».

4 блок « Времена года»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Дидактические игры:

• «Признаки времён года»,

• «Когда это бывает?»,

• «Найди ошибку».

5 блок «Добрые дела»

Цель: Формировать у ребёнка представление о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни. Формировать основу безопасности жизнедеятельности.

Дидактические игры:

• «Поступи правильно»,

• «Хорошо – плохо»,

• «Если один дома…».

6 блок «Знаем животных»

Цель: Систематизировать знания детей о животных, уметь их классифицировать, закреплять знание детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания, прививать интерес к миру природы.

Дидактические игры:

«Дикие животные»,

«Домашние животные»,

«Животные красной книги»,

«Животные тёплых стран»,

«Животные холодных стран»,

«Животные Тверской области».

Развиваем мелкую моторику рук:  "Угадай, что спрятано внутри"

Определить, что зашито в кусочки ткани: пуговицы, бусина, шнурок,  вата и т.п. Положить в кармашек  того лепестка, в край которого спрятан такой же предмет.

Варианты игр и заданий:

1."Оторви (прикрепи) лепесток".

2."Найди предмет такого же цвета".

Педагог или ребенок отрывает любой лепесток, остальные дети ищут предметы заданного цвета в группе, на своей одежде.

3."Посчитаем лепестки".

 Порядковый и обратный счет до 7.

4. "Я дарю тебе цветок".

Дети ,стоя в кругу, передают друг другу цветок, называя при этом за что они дарят цветок (Я дарю цветок Ване потому, что он добрый и т. д.)

5."С какого лепестка бабочка".

 На столе раскладываются бабочки, соответствующие цвету лепестков. Задача детей: рассказать с какого лепестка слетела бабочка.

6. «Собери «Волшебный цветок» и вставь картинки-изображения предметов посуды (одежды, игрушек, овощей и т.д)»

Нужно собрать «Волшебный цветок», а затем вставить в кармашки картинки, на которых изображены:

 -предметы посуды (или одежды);

 -животные (или птицы);

 -игрушки (или овощи);

 -фрукты (или цветы) и др. 

Дети называют изображенные предметы и слово, их обобщающее, например «овощи». Эту игру можно использовать как заключительную часть занятия или как индивидуальную работу с детьми.

12.«Что может быть красным, оранжевым и т. д.? »

Ребенку предлагается набор предметных картинок по разным лексическим темам. Педагог снимает красный лепесток, предлагает ответить на вопрос, что может быть красным? зеленым?и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Черникова Алла Николаевна В о л ш е б н ы й ц в е т о к

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по развитию речи у дошкольников «Цветик – семицветик»

Пособие «Цветик-семицветик». Направленно для решения педагогических задач по семи блокам: «7 цветов радуги»;«7 дней недели»;«Учим звуки»;«Знаем сказки»;«Времена года»;«Добрые дела»;«Знаем ж...

Дидактическое пособие по развитию речи у дошкольников.

Дидактическое пособие "Бабочка" незаменимый помощник в работе с детьми над лексическими темами и формированием грамотной речи детей. На крыльях бабочки очень удобно раз­мещать различные задания, котор...

Дидактическое пособие по развитию речи для дошкольников «Цветик – семицветик»

Пособие изготавливалось для участия в районном конкурсе "Ярмарка методических идей и технологий"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11332199","attributes":{"alt":"","class":"media-image...

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»...

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....

Мастер – класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Мастер – класс«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников» Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как с...

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»...